НазадВперед

Сов.секретно

ДОКЛАД ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕМЕЦКОЙ РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ

 

1. Образцы немецкой реактивной техники,завезенные в Союз.

К настоящему моменту в СССР имеются следующие образцы немецкой реактивной техники:

а) Реактивные двигатели ЮМО-004 - серийный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель.

Тяга у земли - 900 кг

Мощность - 3800 л.с.

Вес - 720 кг

Диаметр - 810 кг

Длина - 3935 мм

Имеются:

В ЛИИ - 13 двигателей, из них 2 - кондиционных.

На заводе N 26 - 12 двигателей, из них 5- кондиционных.

На заводе N 300 - 11 кондиционных двигателей. На заводе N 115 - 2 двигателя, из них 1 - кондиционный.

На заводе N 81 - 1 двигатель (макет).

Всего: 39 двигателей, из них 19 кондиционных.

Двигатель состоит из 8-ступенчатого осевого компрессора, 6 камер сгорания, одноступенчатой газовой турбины и регулируемого реакторного сопла. Топливо - керосин.

Этот двигатель является наиболее отработанным немецким газотурбинным двигателем. Он устанавливался на самолетах Мессершмидт-262, Хейнкель-162.

Двигатель прошел стендовые испытания в НИИ-1 и ЦИАМе.

БМВ-003 - серийный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель.

Тяга - 800 кг

Мощность - 3400 л.с.

Вес - 620 кг

Диаметр - 745 кг

Длина - 3300 мм

Имеются:

На заводе N 16 - 3 двигателя, и них 1 - кондиционный.

На заводе N 155 - 1 двигатель (макет).

Всего: 4 двигателя, из них 1 - кондиционный.

Двигатель состоит из 7-ступенчатого осевого компрессора, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой газовой турбины и реактивного сопла. Топливо - керосин.

По схеме и конструкции этот двигатель схож с ЮМО-004. Главное отличие - кольцевая камера сгорания вместо 6 камер сгорания у ЮМО-004. Меньшее число ступеней компрессора у БМВ-03 компенсируется увеличенным числом оборотов. Тяга двигателя БМВ-003 на 100 кг, чем у ЮМО-004.

Двигатель БМВ-003 строился в серии и устанавливался на самолетах Хайнкель-162 и Арадо-234.

Двигатель прошел стендовые испытания в НИИ-1.. 4-6)

ХЕЙНКЕЛЬ-S 8А - опытный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель.

Тяга - 550 кг

Мощность - 2300 л.с.

Вес - 490 кг

Диаметр - 790 кг

Длина - 2700 мм

Имеются:

В НИИ-1 - 2двигателя, из которых 1 - кондиционный.

Двигатель по схеме отличается от ЮМО-004 и БМВ-003. Он состоит из одноступенчатого осевого нагревателя, центробежного нагнетателя (особенность), кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой радиальной (а не аксиальной) турбины и регулируемого реактивного сопла. Топливо - керосин.

Двигатель является опытным, устанавливался на самолете Не-280 (двухмоторный истребитель). В дальнейшем был заменен двигателем Хейнкель-S 11.

Двигатель проходит испытания в НИИ-1.

ВАЛЬТЕР - серийный жидкостный реактивный двигатель, работающий на перекиси водорода и спирте.

Тяга - 1200 кг

Мощность - 5000 л.с.

Вес - 30 кг

Имеется:

В НИИ-1 - 1 кондиционныйдвигатель, полученный 14 июля с.г.

Двигательная установка состоит из самого двигателя, насосов, подающих топливо в двигатель, турбины, вращающей насосы, парогенератора, работающего на перекиси водорода и перманганате натрия.

Двигатель Вальтер строился в серии и устанавливался на самолете Ме-163. У нас имеется одинаковый с ним по характеристикам двигатель т. Исаева РД-1.

БМВ 3390с - опытный жидкостный двухкамерный реактивный двигатель, работающий на азотной кислоте иТОНКЕ.

Тяга большой камеры - 2000 кг

Тяга малой камеры - 400 кг

Тяга двух камер - 2400 кг

Мощность - 10000 л.с.

Вес - 50 кг

Имеется один кондиционный двигатель, проходящий испытания в Басдорфе (Германия). По схеме БМВ 3390с аналогичен двигателю Вальтер, но отличается от него компонентами топлива и имеет перед ним два преимущества:

1) вдвое большую тягу и мощность;

2) две камеры, малая из которых благодаря своей небольшой тяге позволяет самолету летать не включая двигатель на меньших скоростях с двигателем БМВ дольше, чем с двигателем Вальтер.

Двигатель БМВ 3390с был серьезным конкурентом двигателю Вальтер и предназначался для смены последнего на самолете Ме-163. У нас имеется немного меньший по тяге, двухкамерный двигатель т. Душкина РД-2 М3В.

БМВ-3395 - жидкостный реактивный двигатель-ускоритель.

Тяга - 1200 кг

Мощность - 5000 л.с.

Вес - 30 кг

Имеется 3кондиционных двигателя, один из которых прошел испытания в Басдорфе (Германия). Двигатель 3395 аналогичен большой камере 3390с и работает также на азотной кислоте иТОНКЕ. Предназначался, как ускоритель, к установке на ЮМО-004 и БМВ-003 для облегчения взлета самолетов и увеличения скороподъемности во время боя.

ТОНКА - горючее, на котором работают жидкостные реактивные двигатели БМВ, большое достижение немцев. Эта жидкость составленная из 11 компонентов (анилина, метилового спирта, бензина и др.) обладает свойством самовоспламеняться при смешении с азотной кислотой.

Самовоспламенение - очень ценное качество для горючего жидкостных реактивных двигателей. Ценное не столько потому, что при этом отпадает надобность в зажигании, свечах и т.п., сколько потому, что при этом исключается запаздывание зажигания, накапливание компонентов в камере, часто приводящее к взрыву и разрушению двигателя.

УСКОРИТЕЛЬ - сбрасываемый с жидкостным реактивным двигателем, работающим на перекиси водорода и перманганате натрия.

Тяга - 250 кг

Время работы - 30 секунд

Вес - 220 кг

Имеется 3 кондиционных установки в НИИ-1 и одна у главного конструктора т. Четверикова. Ускоритель состоит из двигателя, в который из баков давлением сжатого воздуха подаются перекись водорода и перманганат натрия из распложенного в носовом отсеке парашюта, на котором установка спускается на землю после сбрасывания ее с самолета.

Этот ускоритель, вероятно, был одним из первых несовершенных образцов и употреблялся для ускорения взлета 4-х моторных летающих лодок.

б) Реактивные самолеты

ХЕЙНКЕЛЬ-162 - серийный одноместный одномоторный истребитель с газотурбинным двигателем БМВ-003.

Вес - 2500 кг

Скорость на 5000 м - 840 км/час

Время подъема на 500 м - 5 мин

Продолжительность полета (у земли) - 20 мин

Потолок - 12000 м

Имеются:

В НИИ-1 - 3 полуразрушенных самолета (можно собрать 1).

В НИИ ВВС - 3 самолета без двигателей и 1 самолет может быть подготовлен к летным испытаниям.

На заводе N 155 - 1 самолет (не летный). Можно подготовить к летным испытаниям 5 самолетов. Кроме того в Германии (Ростоке) 2 самолета собраны и приведены в летное состояние.

МЕССЕРШМИДТ-262 - серийный одноместный двухмоторный истребитель (имеется и в варианте штурмовика) с 2 газотурбинными двигателями ЮМО-004 (или БМВ-003).

Вес - 5500 кг

Скорость на 5000 м - 950 км/час

Время подъема на 500 м - 4.5 мин

Продолжительность полета (у земли) - 50 мин

4 пушки калибра 30мм.

Имеются: В ЛИИ - 2 некомплектных самолета, требующие заводского восстановительного ремонта (двухместные, очевидно, учебные). ВНИИ ВВС - 1 самолет в летном состоянии. Можно подготовить к летным испытания 3 самолета.

АРАДО-234 - имеются двух вариантов:

а) серийный одноместный двухмоторный многоцелевой самолет с 2 газотурбинными двигателями МВ-003.

Максимальная скорость на 5000 м - 800км/час

Бомбовая нагрузка - 2000 кг

б) опытный четырехмоторный бомбардировщик с 4 газотурбинными двигателя- ми БМВ-003.

Имеются: В ЛИИ-1 - 2 некомплектные 4-моторные самолета, требующие заводского восстановительного ремонта, и кроме того в Германии (Ростоке) - 1 самолет в летном состоянии.

МЕССЕРШМИДТ-163 - серийный одноместный одномоторный истребитель с жидкостно-реактивным двигателем Вальтер.

Максимальная скорость - 950 км/час

Продолжительность полета при:

непрерывной работе мотора - 8 мин

импульсивной работе мотора - 70 мин

Имеются: В ЛИИ - 7 некомплектных самолетов (двухместных, очевидно, учебных), из которых можно собрать 3. В НИИ ВВС - 3 самолета,из которых 1 - в летном состоянии, 2 требуют заводского восстановительного ремонта.

в) Самолет-снаряд ФАУ-1

САМОЛЕТ-СНАРЯД ФАУ-1 представляет собой самолет с реактивным двигателем, отличающийся от обычных самолетов отсутствием летчика. Полетом управляет автопилот по заранее заданному направлению, высоте и дальности. Пуск ФАУ-1 производится с катапульты или с самолета.

Реактивный двигатель является пульсирующим. Основные данные самолета-снаряда:

Максимальная скорость - 550-600 км/час

Дальность - 240 км

Наибольшая высота полета - 2700 м

Полетный вес - 2100 кг

Вес заряда - 800 кг

В СССР первый самолет-снаряд ФАУ-1 был привезен из Англии в сентябре 1944 года, разобранный и некомплектный. Почти одновременно комиссией НКАП были найдены в Польше обломки самолета-снаряда.

В обоих случаях почти полностью отсутствовала автоматика и приборы управления самолетом-снарядом.

Для запуска самолета-снаряда применяется сложное пусковое устройство - катапульта.

Нами вывезены из Германии и находятся на заводе N 458 различные части пускового устройства: 100 секций катапульты, 1 стартовая тележка, салазки.

г) Двигатели реактивных артиллерийских снарядов

В НКАП имеются двигатели следующих реактивных снарядов: ФАУ-2 - снаряд, несущий 1 т ВВ, общим весом 12.5 т, с дальностью 350 - 450 км и начальной скоростью около 160 м/сек (6000 км/час).

Двигатель снаряда сварной конструкции из штампованного железа, охлаждается спиртом, развивает тягу в 25000 кг и работает на жидком кислороде и спирте.

Топливо в двигатель подается насосами, приводимыми в движение от турбины, питающейся паром из парогенератора, работающего на перекиси водорода и парманганате натрия.

РЕЙНТОХТЕР - снаряд, несущий 300 кг ВВ на высоту 12 км, предназначенный для стрельбы по группам бомбардировщиков. Двигатель снаряда работает на азотной кислоте и визойле (погоны угля или нефти) подаваемым в двигатель из баков давлением сжатого воздуха. Тяга двигателя 1500 кг.

Hs-293 - летающая торпеда для поражения морских судов.

Двигатель ее работает на перекиси водорода и перманганате натрия, пода- ваемых в камеру давлением сжатого воздуха.

2. Использование немецкой авиационной реактивной техники 

Имеющаяся в СССР немецкая авиационная реактивная техника используется для всестороннего изучения и исследования, а также для освоения в производстве.

РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ (газотурбинные) МО-004, БМВ-003 и Хейнкель-8а испытаны (в НИИ-1 и ЦИАМе) и тщательно изучаются.

Для освоения в производстве этих двигателей и создания реактивных самолетов с ними принято решение организовать производство мелких серийных двигателей ЮМО-004 и БМВ-03 на серийных моторостроительных заводах.

По приказу Наркомата производство малой серии двигателей ЮМО-004, как наиболее совершенного немецкого газотурбинного двигателя, поручено заводу N 26 (главный конструктор т. Климов). По этому приказу в 1945 году должно быть выпущено 110 этих двигателей, начиная уже с августа.

Производство малой серии двигателей БМВ-003 поручено заводу N 16 (главный конструктор т. Колосов). В 1945 году завод выпустит 30 этих двигателей.

Наряду с производством мелких серийных газотурбинных двигателей ЮМО-004 и БМВ-003 производится проектирование самолетов под эти двигатели. Одномоторный самолет с двигателем ЮМО-004 проектирует т. Яковлев, одномоторный и двухмоторный самолеты - т. Лавочкин, одномоторный и двухмоторный самолеты с двигателем БМВ-003 - т.т. Микоян и Гуревич. Расчетная скорость этих самолетов равна 800-900 км/час.

По жидкостным реактивным двигателям немецкие образцы не превосходят имеющиеся у нас (Душкина, Исаева). Основная задача в части ЖРД, над которой работает НКАП, определяется в определении в составе топливатонка и освоении его производства у нас.

РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ в настоящее время приводятся в летное состояние для проведения летных испытаний. В связи с тем, что имеющиеся у нас немецкие реактивные самолеты в большей части сильно повреждены и некомплектны, к их восстановлению привлекаются серийные самолетостроительные заводы (381, 82), так как потребуется изготовлять целые агрегаты этих самолетов.

Одна часть самолетов будет передана на летные испытания в ЛИИ и НИИ ВВС, другая - передана в ЦАГИ для всестороннего изучения и продувок в аэродинамических трубах.

САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ (10Х) начали разрабатываться в СССР под руководством главного конструктора т. Челомей в ЦИАМе в начале 1944 года по типу, близкому по принадлежной схеме к ФАУ-1.

После получения из Англии и Польшы некомплектных немецких самолетов-снарядов ФАУ-1 и изучения их, работы по проектированию 10Х были ускорены.

Полученные из Германии детали катапульты - пускового устройства для самолетов-снарядов позволили ускоренно разработать рабочие чертежи для катапульты, изготовить ее детали и приступить к сборочно-монтажным работам (на заводе N 458, главный конструктор т. Четвериков).

Для ознакомления специалистов НКАП с немецкой авиационной реактивной техникой в ближайшее время в Бюро Новой Техники (БНТ) НКАП будет организована постоянная выставка имеющихся у нас образцов этой техники - реактивных двигателей, самолетов и др.

Вся имеющаяся техническая документация по немецкой реактивной технике изучается и будет в большой мере переиздана на русском языке.

3. Работа по реактивной авиации в НКАП

В Наркомате Авиационной Промышленности вопросами реактивной техники занимаются следующие организации:

1. В 1944 году был создан специальный научно-исследовательский институт - НИИ-1, который ведет все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин, воздушных реактивных двигателей, реактивных жидкостных двигателей, реактивных самолетов и специальной аппаратуры для реактивной техники.

В данное время в НИИ-1 ведутся работы по созданию газотурбинного воздушно-реактивного двигателя конструкции тов. Люлька.

Двигатель тов. Люлька по своим расчетным характеристикам превышает данные ЮМО-004 и БМВ-003.

Жидкостными реактивными двигателями в НИИ-1 занимаются конструкторы Душкин и Исаев, которые в 1944 году создали конструкции жидкостных реактивных двигателей с тягой до 1500 кг. Эти двигатели прошли государственные испытания.

Заместителем начальника НИИ-1 главным конструктором тов. Болховитиновым в НИИ-1 разрабатываются специальные экспериментальные самолеты больших скоростей (до 1000 км), рассчитанные под жидкостные реактивные двигатели НИИ-1.

2. В Центральном Научно-Исследовательском Институте авиационных моторов (ЦИАМ) проводятся крупные научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию реактивных двигателей.

В данное время с большим успехом проходят работы по воздушно-реактивному двигателю конструкции конструкторов Фадеева и Холщевникова. Этот двигатель прошел государственные испытания и установле на самолетах главных конструкторов Микояна и Сухого.

Кроме этого в ЦИАМе ведутся работы по созданию винтового газотурбинного воздушно-реактивного двигателя конструкции Уварова, превосходящего по экономичности, по расчетным данным другие двигатели почти вдвое.

3. Теоретические и экспериментальные исследования аэродинамических и летных данных реактивных самолетов, турбин и компрессоров, проводятся в ЦАГИ - в различных лабораториях, а также в специально организованном отделе реактивных самолетов.

Летные и эксплуатационные исследования реактивных самолетов и двигателей осуществляется ЛИИ НКАП в лаборатории реактивной авиации.

4. Самолетами-снарядами в авиационной промышленности занимается главный конструктор т. Челомей на опытном заводе N 51. Им, на основе немецкого самолета-снаряда, создан наш советский самолет-снаряд10-Х, а также создана силами наших конструкторов специальная автоматика для управления самолетом-снарядом: автопилот, компас-курсодержатель, автомат питания двигателей и др. приборы.

Самолеты-снаряды10-Х производятся в малой серии радом заводов НКАП. В настоящее время специальной экспедицией НКАП в Средней Азии (район Джизак) проводятся летные испытания самолетов-снарядов10-Х, запуск которых осуществляется с самолетов Пе-8. В ходе этих испытаний, начавшихся 20 марта с.г. и проводившихся по широкой программе, была произведена доводка и проверка различных элементов самолета-снаряда. Испытания должны быть закончены в августе с.г. Пусковыми устройствами самолета-снаряда занимается главный конструктор тов. Четверков, который разработал конструкцию наземного стартового устройства, соответствующую в основном немецкой конструкции.

В настоящее время один экземпляр наземного пускового устройства заканчивается изготовлением и к 1-му августа будет готов для монтажа.

5. В ОКБ специальных двигателей завода N 16 главным конструктором т. Глушко был создан жидкостный реактивный ускоритель на 300 кг тяги, прошедший в 1944 году государственные испытания на стенде и в полете на самолете Пе-2.

Двигатель изготавливается малой серией заводом N 16 и установлен, как ускоритель, на самолетах Як-3, Ла-7 и Су-6. Максимальная скорость этих самолетов при установке этого ускорителя увеличивается, приблизительно, на 150 км/час.

Для руководства вопросами реактивной техники и налаживания производства реактивных двигателей и реактивных самолетов создано специальное Главное Управление по реактивной технике, которое подчиняется первому Заместителю Наркома.

ГАЗОТУРБИННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮМО-004

1. Основные данные Вес - 720 кг   Длина - 3935 мм Тяга - 900 кг  Диаметр - 810 мм

Что соответствует.. мощности мотора  при скорости 800 км/час - 3800 л.с.Число оборотов - 8700  Расход топлива кг/кг тяги час - 2.0

2. Особенности двигателя 

Двигатель состоит из 8-ступенчатого осевого компрессора, 6-ти камер сгорания, одноступенчатой газовой турбины и регулируемого реактивного сопла. Топливо - керосин.

3. Состояние работ

Двигатель строился в серии и устанавливался на самолетах Мессершмидт-262, Хейнкель-162.

НКАП имеет 39 двигателей, из них 19 кондиционных. ЛИИ - 13 (2 кондиционных) Завод N 26 - 12 (5 кондиционных) Завод N 300 - 11 (все кондиционные) Завод N 115 - 2 (1 кондиционный) Завод N 81 - 1 (макет) Двигатель прошел стендовые испытания в НИИ-1 и ЦИАМе.

По приказу N 180 на заводе N 126 (главный конструктор т. Климов) организуется производство малой серии двигателей ЮМО-004 с выпуском в августе - 5 шт., в сентябре - 15 шт., в октябре - 25 шт., в ноябре - 30 шт. и в декабре - 35 шт. Вся техническая документация по двигателю находится на заводе N 26.

Проектируется установка этого двигателя на истребители т. Яковлева и т. Лавочкина.

ГАЗОТУРБИННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БМВ-003

Основные данные

Вес - 640 кг  Длина - 3300 мм Тяга - 800 кг  Диаметр - 745 мм

что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час - 3400 л.с  Число оборотов - 9500 Расход топлива кг/кг тяги час - 2.0

2. Особенности двигателя 

Двигатель состоит из 7-ступенчатого осевого нагнетателя, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой газовой турбины и реактивного сопла. Топливо - керосин.

3. Состояние работ

Двигатель строился в серии и устанавливался на самолетах Хейнкель-162 и Арадо-234.

НКАП имеет 4 двигателя, из них 1 кондиционный. Двигатель прошел стендовые испытания в НИИ-1. По приказу N 241 на заводе N 16 (главный конструктор т. Колосов) организуется производство малой серии двигателей БМВ-003 с выпуском в октябре - 5 шт., в ноябре - 10 шт. и в декабре - 15 шт. Вся техническая документация по двигателю БМВ-003 находится на заводе N 16.

Проектируется установка этого двигателя на истребитель тов. Микояна.

ГАЗОТУРБИННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ХЕЙНКЕЛЬ S-8а

Основные данные

Вес - 490 кг  Длина - 2700 мм Тяга - 550 кг  Диаметр - 790 мм 

Что соответствует.. мощности мотора при скорости 800 км/час - 2300 л.с.  Число оборотов - 12500 Расход топлива кг/кг тяги час

2. Особенности двигателя

Двигатель состоит из одноступенчатого осевого нагнетателя, центробежного нагнетателя, кольцевой камер сгорания, одноступенчатой радиальной турбины и регулируемого реактивного сопла. Топливо - керосин.

3. Состояние работ

Двигатель - опытный, устанавливался на самолете Хейнкель-280 (двухмоторный истребитель). В дальнейшем заменен двигателем Хейнкель-Харт 11, которого до сих пор обнаружить не удалось.

НКАП имеет 2 двигателя, из которых 1 кондиционный, проходит в настоящее время испытания в НИИ-1.

Технической документации по двигателю нет.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

  ЮМО-004 БМВ-003 Хейнкель S-8а Люлька
Вес 720 620 490 800
Тяга 900 800 550 1650
Что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час 3800 3400 2300 7000 (форсир.)
Расход топлива в кг/кг тяги час 2.0 2.0 - 2.1
Диаметр 810 745 790 850
Длина 3935 3300 2700 3300
Число оборотов в мин 8700 9500 12500 8500 (форсир.)
Устанавливается на самолеты Ме-262 Не-162 Яковлев Лавочкин Не-162 Ар-234 Микоян Не-280 Лавочкин

ГАЗОТУРБИННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ тов. ЛЮЛЬКА

Основные данные

Вес - 800 кг  Длина - 3300 мм Тяга - 1250 кг  Диаметр - 850 мм (Форсированная - 1650 кг)

Число оборотов - 7600 что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час - 5300л.с. (Форсирован. - 8500)  Расход топлива кг/кг тяги час - 2.1

2. Особенности двигателя 

Двигатель состоит из 8-ступенчатого осевого нагнетателя, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой газовой турбины и реактивного сопла. Топливо - керосин.

По схеме двигатель аналогичен ЮМО-004 и БМВ-003.

Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 год)

Двигатель опытный. Изготовлено 5 образцов. Двигатель поставлен в мае 1945 года на заводские испытания в НИИ-1. Проектируется установка двигателя тов. Люлькина на истребитель тов. Лавочкина.

ВИНТОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЦИАМ КОНСТРУКЦИИ ПРОФЕССОРА УВАРОВА

1.Основные данные

Тяга на максимальной скорости у земли - 340 кг Что соответствует.. при скорости 800 км/час мощности - 1400 л.с.

Взлетная тяга - 980 кг

Удельный расход топлива на максимальной скорости - 1.1 кг/кгтяги час

Вес двигателя - 500 кг

Диаметр двигателя 580 мм, длина - 2100 мм

2. Особенности двигателя 

Газотурбинный двигатель с 3-х ступенчатым центробежным компрессором и 2-х ступенчатой турбиной.

Передача на винт пневматическая, что позволяет использовать все преимущества ВИШ и редуктора с переменным передаточным числом, а также обеспечивает хорошую приемистость.

Охлаждение лопаток турбин водяное, благодаря чему температуры в камере сгорания могут быть доведены до 1300 - 1350 град.С (двигатели ЮМО-004 и БМВ-003 работают с температурой в камере сгорания порядка 800 - 850 град.С).

Высокие температуры перед турбиной обеспечивают двигателю малые габариты и низкие удельные расходы топлива.

Наличие винта обеспечивает двигателю высокие взлетные данные и значительно лучшую экономичность в сравнении с газотурбинными реактивными двигателями на пониженных скоростях полета.

Работы по винтовым газотурбинным двигателям в Германии велись, но были прекращены.

3. Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)

Двигатель предъявлен на стендовые испытания в апреле 1945 года.

Проектные работы по самолету-истребителю с двигателем Уварова ведет главный конструктор т. Горбунов.

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЦИАМ КОНСТРУКТОРОВ ФАДЕЕВА- ХОЛЩЕВНИКОВА С МОТОРОМ ВК-107А

1.Основные данные

Тяга на высоте 7800 м - 700 кг что соответствует при скорости 800км/час мощности - 3000 л.с.

Взлетная тяга - 1600 кг

Удельный расход топлива на номинальном режиме - 2.2 кг/кг тяги час

То же на крейсерском режиме - 0.9 кг/кг тяги час

Вес двигателя - 920 кг

2. Особенности двигателя 

Двигатель представляет собой мотор ВК-107А с винтом в комбинации с воздушно-реактивным двигателем.

Компрессор приводится во вращение от мотора через длинный вал.

Наличие винта позволяет обеспечить высокие взлетные данные и хорошую экономичность на крейсерских режимах. В Германии над двигателем подобной схемы не работали.

3. Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)

Двигатель прошел заводские испытания в марте 1945 года. Двигатель установлен на самолеты конструкторов Микояна и Сухого и проходит летные испытания. На самолете Микояна получена скорость 815 км/час, причем мощность двигателя еще не была полностью использована. Двигатель запущен в производство на заводе N 466.

ВОЗДУШНО-РАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЦИАМ КОНСТРУКТОРА ТОЛСТОВА С АВИАДИЗЕЛЕМ АЧ-30Б

 1. Основные данные

Тяга на максимальной скорости (на высоте 8000 м) - 1250 кг что соответствует при скорости 800 км/час мощности- 4500 л.с.

Взлетная тяга - 2800 кг

Удельный расход топлива на максимальной скорости - 3.7 кг/кг тяги час

То же на крейсерском режиме - 0.5кг/кг тяги час

Вес двигателя - 1700 кг

2. Особенности двигателя

Двигатель состоит из авиадизеля АЧ-30Б с переделанным агрегатом наддува, двух камер сгорания и двух осевых компрессоров.

Приводом для компрессоров служат две газовые турбины, приводимые от выхлопных газов авиадизеля.

Наличие винта и дизеля в качестве основного двигателя обеспечивают высокие взлетные данные и хорошую экономичность на крейсерском режиме.

Большой вес установки и высокие удельные расходы на номинальном режиме, определяют область применения двигателя - обеспечение кратковременных высоких скоростей для самолетов большой дальности.

В Германии над двигателем подобной схемы не работали.

3.Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)

Двигатель прошел заводские испытания в мае 1945 года.

ЖИДКОСТНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВАЛЬТЕР

1. Основные данные

Тяга двигателя - 1200 кг

Что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час - 5000 л.с.

Расход топлива в кг/кг тяги час - 19.5

2. Особенности двигателя

Двигатель работает на перекиси водорода и метиловом спирте.

Питание двигателя осуществляется насосами, приводимыми в действие турбиной, работающей от парогенератора на перекиси водорода и перманганате натрия.

3. Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)

Двигатель строился в серии и устанавливался на самолетах Мессершмидт-163.

НКАП имеет 1 кондиционный двигатель (НИИ-1), полученный 14 июля.

Двигатель будет изучен в НИИ-1 и, при получении от Наркомхимпрома перекиси водорода,  испытан. Технической документации по двигателю нет.

ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БМВ 3390с

1. Основные данные

Тяга большой камеры - 2000 кг

Тяга малой камеры - 400 кг

Тяга обоих камер - 2400 кг

Что соответствует.. мощности мотора при скорости 800 км/час - 10000 л.с.

Расход топлива в кг/кг тяги час - 18

2. Особенности двигателя

Работает на азотной кислоте итонке - вид горючего, найденный в Басдорфе тов. Исаевым, состоящего из 11 компонентов, в числе которых имеются анилин, метиловый спирт, бензин и др. Это горючее имеет свойство самовоспламеняться при смешении с азотной кислотой, что делает ненужным зажигание.

Двигатель состоит из двух камер. Питание двигателя осуществляется насосами, приводимыми в действие турбиной, питающейся от парогенератора, работающего от перекиси водорода и перманганата натрия.

3. Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)

Это последний из опытных двигателей фирмы БМВ. Двигатель предназначался для МЕ-163, как конкурент двигателю фирмы Вальтер, с которым Ме-163 выпускался серийно.

ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БМВ-3395

 1. Основные данные

Тяга двигателя - 1200 кг Что соответствует мощности мотора при скорости 80 км/час - 5000 л.с.

Расход топлива кг/кг тяги час - 18

2. Особенности двигателя

Двигатель работает на азотной кислоте итонке. Зажигание отсутствует, так кактонка - горючее, состоящее из 11 компонентов - самовоспламеняется при смешении с азотной кислотой. Питание осуществляется насосами, приводимыми в движение газотурбинным двигателем, на который жидкостный поставлен на ускоритель.

3. Состояние работ

Двигатель прошел государственные испытания и предназначался как ускоритель к установке на ЮМО-004 и БМВ-003.

НКАП имеет 3 кондиционных двигателя, один из которых испытан бригадой НИИ-1 на стенде в Басдорфе (Германия).

СТАРТОВЫЙ СБРАСЫВАЕМЫЙ УСКОРИТЕЛЬ

1. Основные данные

Тяга - 250 кг

Время работы - 30 сек.

Вес ускорителя - 220 кг

в том числе топлива - 135 кг

2. Особенности двигателя

Ускоритель состоит из двигателя с соплом, представляющий сварной неохлаждаемыйгоршок.

В двигатель подаются давлением сжатого воздуха из шарового баллона перекись водорода и из цилиндрического бачка перманганат натрия. По окончании работы ускоритель сбрасывается и спускается на землю на парашюте, уложенном в носовой части установки.

3. Состояние работ

Ускоритель употребляется для облегчения взлета 4-х моторных летающих лодок. НКАП имеет 5 ускорителей, из которых 4 - кондиционных: три в НИИ-1, четвертый у тов. Четверикова.

Ускоритель изучен в НИИ-2 и по получении Наркомхимпрома перекиси водорода будет испытан.

ДВИГАТЕЛИ РЕАКТИВНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ СНАРЯДОВ ИМЕЮЩИЕСЯ В НИИ-1

1. ФАУ-2.

Артиллерийский реактивный снаряд дальнего действия. Один экземпляр в сильно разбитом от удара об землю виде находится в НИИ-1. Второй экземпляр, собранный по указанию Зам. Начальника НИИ-1 тов. Абрамовича немцами в Пеннемюнде передан комиссии генерала Соколова из ГАУ.

а) Основные данные: полный вес - 12.5 тонн, в том числе вес ВВ - 1 тонна и вес топлива (кислород + спирт) - 8.5 тонн, тяга двигателя - 25 тонн, длина - 14 м, диаметр - 1.65 м, скорость - до 1600 м/сек (6000 км/час), дальность стрельбы - 400 м.

б) Двигатель, работающий на жидком кислороде и спирте, сделан из простой стали, штампованный, сварной. Питается насосом, приводимым в действие турбиной, работающей о парогенератора на перекиси водорода и перманганате натрия.

2. Камера сгорания РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯДРЕЙНТОХТЕР.

СнарядРейнтохтер (ДОЧЬ РЕЙНА), имеющий вес 88 - 300 кг и высоту подъема - 12 км, предназначавшийся для стрельбы по группам бомбардировщиков.

Двигатель работает на азотной кислоте и визойле (погоны угля и нефти) и имеет тягу около 1.5 тонн.

Завод, изготовляющий эти снаряды, перевезен в НКБ.

3. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛЕТАЮЩЕЙ ТОРПЕДЫ HS-293.

Двигатель работает на перекиси водорода и перманганате натрия, подавае- мых в камеру сгорания сжатым воздухом.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЖИДКОСТНЫХ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

  Вальтер БМВ 3395 БМВ 3390с Исаева Душкина Глушко
Тяга (кг) 1200 1200 2400 1200 1500 300
Что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час 5000 5000 10000 5000 6400 1350
Расход топлива в кг/кг тяги час 6.5 6.0 12 5.7 7.7 1.5
Топливо перекись водорода + спирт аз. кислота +тонка аз. кислота +тонка аз. кислота + керосин аз. кислота + керосин аз. кислота + керосин
Вес двигателя (кг) 30 30 50 50 75 20
Число камер 1 1 2 1 2 1
Устанавливается на самолеты Ме-163 вспомога- тельный к двигателю ЮМО-004 или БМВ-003 Ме-163 НИИ-1 НИИ-1 Як, Ла, Су

 

ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ тов. ИСАЕВА РД-1 (НИИ-1 НКАП)

1. Основные данные

Тяга двигателя - 1200 г

что составляет мощность мотора при скорости 800 км/час - 5000 л.с.

Расход топлива кг/кг тяги час - 17

2. Особенности двигателя

 Двигатель работает на азотной кислоте и керосине. Зажигается от электродуги. Топливо в двигатель подается из баков давлением сжатого воздуха.

3. Состояние работ (постановление ГОКО N от года)

Двигатель прошел госиспытания удовлетворительно и предназначается для установки на самолет НИИ-1.

ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ тов. ДУШКИНА РД-2М3В

1. Основные данные

Тяга большой камеры - 1200 кг

Тяга малой камеры - 300 кг

Тяга обоих камер - 1500 кг

Что соответствует.. мощности мотора при скорости 80 км/час - 6400 л.с.

Расход топлива кг/кг тяги час - 18.5

2. Особенности двигателя 

Двигатель работает на азотной кислоте и керосине. Зажигается от электродуги. Питается от насосов, приводимых в движение от турбины, работающей от парогазогенератора на азотной кислоте, керосине и воде. Состоит из двух камер: большой и малой.

Состояние работ (постановление ГОКО)

Двигатель прошел госиспытания удовлетворительно и предназначается для установки на самолет НИИ-1.

САМОЛЕТ ХЕЙНКЕЛЬ-162 С ДВИГАТЕЛЕМ БМВ-003

1. Основные данные

Максимальная скорость у земли - 790 км/час

Максимальная скорость на высоте 6000 м - 840 км/час

Время подъема на высоту 6000 м - 6.6 мин

Продолжительность полета на высоте 600 м на максимальной тяге - 33 мин

Потолок - 12000 м

Полетный вес - 2500 кг

2. Особенности самолета

Одноместный одномоторный истребитель. Двигатель установлен над фюзеляжем. Двухкилевое оперение, трехколесное убирающееся шасси.

Вооружение - 2 пушки калибра 20 мм или 30 мм.

3. Состояние работ

Самолет серийный. НКАП имеет 4 самолета, НИИ ВВС - тоже 4. К летным испытаниям может быть подготовлено 5 самолетов.

Один экземпляр самолета Не-162 будет подвергнут всесторонним аэродинамическим исследованиям в натуральной трубе ЦАГИ, а второй экземпляр будет проходить полные летные испытания в ЛИИ для определения летных данных и выявления особенностей этого самолета.

САМОЛЕТ МЕ-262 С ДВУМЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ЮМО-004

1. Основные данные

Максимальная скорость на высоте 8000 м - 950 км/час

Время подъема на ысоту 5000 м - 4.5 мин

Продолжительность полета - 50 мин

Разбег без стартовых ракет - 750 м

Полетный вес - 5500 кг

2. Особенности самолета

Одноместный двухмоторный истребитель нормальной схемы с подкрыльным расположнием двигателей.

3. Состояние работ

Самолет серийный. НКАП имеет 3 самолета, из которых 1 в летном состоянии и 2 могут быть подготовлены к летным испытаниям.

Один экземпляр самолета Ме-262 будет подвергнут всесторонним аэродинамическим испытаниям в натурной трубе ЦАГИ, а второй экземпляр будет проходить летные испытания в ЛИИ для определения летных данных и выявления особенностей самолета.

САМОЛЕТ АРАДО-234 С ЧЕТЫРЬМЯ ДВИГАТЕЛЯМИ БМВ-003

1. Основные данные

Максимальная скорость у земли - км/час

Максимальная скорость на высоте м - км/час

Время подъема на высоту м - мин

Продолжительность полета на максимальной тяге - мин

Потолок - м

Полетный вес - м

2. Особенности самолета

К особенностям самолета следует отнести отсутствие обычного фонаря иаличие размещеного в хвосте фюзеляжа парашюта для сокращения пробега.

3. Состояние работ

Самолет серийный. НКАП имеет 2 самолета, которые могут быть подготовлены к летным испытаниям.

Один экземпляр самолета АРАДО-234 будет подвергнут всесторонним аэродинамическим испытаниям в натурной трубе ЦАГИ, а второй экземпляр будет проходить летные испытания в ЛИИ для определения летных данных и выявления особенностей самолета.

САМОЛЕТ МЕ-163 С ЖИДКОСТНЫМ РЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ВАЛЬТЕР

1. Основные данные

Максимальная скорость - до 950 км/час

Вертикальная скорость на высоте 12000 м - 50 м/сек

Продолжительность полета на максимальной тяге - 8 мин

2. Особенности самолета

Одноместный одномоторный истребитель, имеющий сильную стреловидность крыла и без горизонтального оперения.

3. Состояние работ

Самолет серийный. НКАП имеет 7 самолетов и 3 НИИ ВВС. К летным испытаниям могут быть подготовлены 5 самолетов.

Один экземпляр самолета Ме-163 будет подвергнут всесторонним аэродинамическим испытаниям в натурной трубе ЦАГИ, а второй экземпляр будет проходить летные испытания в ЛИИ для определения летных данных и выявления особенностей самолета. Остальные самолеты предположено использовать как тренировочные.

РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА т. ЯКОВЛЕВА

1. Самолет Як-3 с мотором ВК-105ПФ2 и дополнительным жидкостным реактивным двигателем РД-1, конструкции Глушко (ускоритель).

Закончены заводские летные испытания, на которых получена максимальная скорость 782 км/час на высоте 7800 м. Установка реактивного двигателя РД-1 на самолет Як-3 с ВК-105ПФ2 дала прирост максимальной скорости на высоте 7800 м - 182 км/час. 2. Самолет Як-3 с газотурбинным воздушно-реактивным двигателем ЮМО-004.

Самолет Як-3 с реактивным двигателем ЮМО-004 строится на базе серийного самолета Як-3 с ВК-107А.

В настоящее время самолет находится в производстве, производятся работы по стыковке крыла с фюзеляжем (готовность самолета - 70 S).

Проектные данные самолета следующие:

Максимальная скорость на высоте 5000 м - 780 км/час

Максимальная скорость у земли - 750 км/час

Продолжительность полета на корости 750км/час - 30 мин

РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ т. ЛАВОЧКИНА

1. Экспериментальный истребитель конструкции т. Лавочкина с реактивным двигателем ЮМО-004.

Проектные данные самолета следующие:

Максимальная скорость у земли - 890 км/час

Максимальная скорость на высоте 5000 м - 850 км/час

Время подъема на высоту 5000 м - 2.5 мин

Продолжительность подъема на максимальной тяге - 20 мин

Вооружение - 2 пушки - 23 мм По самолету производится рабочее проектирование. Окончание сдачи чертежей в производство намечается на 1 августа. Начато производство оснастки по крылу, фюзеляжу и оперению.

2. Самолет Ла-7 с мотором АШ-82ФН и дополнительным однокамерным двигателем РД-1 конструкции Глушко.

Самолет построен на основании постановления ГОКО N 5946 от 22 мая 1944 года. Особенностью самолета является наличие ускорителя, позволяющего получить широкий диапазон максимальной скорости при его включении.

Основные данные по проекту:

Максимальная скорость у земли - 675 км/час

Максимальная скорость на высоте 6650 м - 770 км/час

Время подъема на 5000 м - 3.0 мин

Дальность - 500 км

Полетный вес - 3450 кг

Вооружение - 2 пушки - 20 мм

Самолет прошел предварительные заводские испытания, во время которых получена максимальная скорость 737 км/час на высоте 2000 м. Полеты на большой высоте не производились из-за неисправностей реактивного двигателя.

В настоящее время самолет находится в сборочном цехе, на нем производится монтаж нового двигателя РД-1 (после доводки зажигания). Окончание работ намечается на 25 июля.

3. Экспериментальный самолет конструкции т. Лавочкина с двумя реактивными двигателями ЮМО-004.

По самолету производится эскизное проектирование.

Проектные данные самолета следующие:

Максимальная скорость у земли - 900 км/час

Максимальная скорость на высоте 5000 м - 850 км/час

Время подъема на высоту 5000 м - 2.5 мин

Продолжительность полета на максимальной тяге - 20 мин

Полетный вес самолета - 4100 кг

Вооружение - 3 пушки - 23 мм

САМОЛЕТ КОНСТРУКЦИИ т. СУХОГО С МОТОРОМ ВК-107А И ВРДК ЦИАМ

Самолет построен на основании ГОКО N 5946сс от 22 мая 1944 года.

Особенностью самолета является наличие ускорителя, позволяющий получить широкий диапазон максимальных скоростей при его включении. Основные данные самолета по проекту:

Максимальная скорость у земли - 645 км/час

Максимальная скорость на высоте 7800 м - 810 км/час

Время подъема на 5000 м - 4 мин

Практический потолок - 12000 м

Максимальная дальность - 1400 км

Полетный вес - 3800 кг

Вооружение - 1 пушка 23 мм и 2 пулемета 12.7 мм

На предварительных заводских летных испытаниях получена максимальная скорость на высоте 4350 м - 793 км/час.

Вследствие аварии мотора с 15 июня испытания самолета прекращены.

За время испытаний произведено 23 полета общей продолжительностью 9 часов. В первом этапе заводских летных испытаний отработаны основные агрегаты самолета за исключением форкамеры ВРДК и компрессора на 2-ой скорости. В настоящее время заводом N 134 получен новый мотор, который устанавливается на самолет и с 25.VII с.г. будут продолжены летные испытания.

РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ т.т. МИКОЯНА и ГУРЕВИЧА

1. Истребитель с мотором ВК-107А и воздушно-реактивным двигателем т.т. Фадеева и Холщевникова.

Самолет построен на основании постановления ГОКО N 5946 от 22 мая 1944 года. Особенностью самолета является наличие ускорителя, позволяющий получить широкий диапазон максимальных скоростей при его включении. Основные данные самолета по проекту:

Максимальная скорость у земли - 680 км/час

Максимальная скорость на высоте 1000 м - 825 км/час

Время подъема на 5000 м - 3.9 мин

Дальность полета - 1380 км

Полетный вес - 3500 кг

Вооружение - 3 пушка 20 мм

1-й экземпляр самолета прошел предварительные заводские испытания, во время которых получена максимальная горизонтальная скорость 815 км/час на высоте 7000 м. В процессе испытаний самолет потерпел катастрофу.

2-й экземпляр самолета 19.VII подготовлен к продолжению заводских испытаний. На самолете проводились усиления, согласно рекомендаций аварийной комиссии.

2. Истребитель с двумя реактивными двигателями БМВ-003.

Проектные данные самолета следующие:

Максимальная скорость у земли - 916 км/час

Максимальная скорость на высоте 5000 м - 900 км/час

Время подъема на 5000 м - 2.7 мин

Продолжительность полета на высоте 5000 м на максимальной тяге - 35 мин

Полетный вес - 4300 кг

Вооружение - 2 пушки 23 мм и 1 пушка 57 мм

По самолету производится рабочее проектирование. Окончание сдачи чертежей в производство намечается на начало сентября месяца с.г.

Начато производство оснастки.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОДНОМЕСТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ КОНСТРУКЦИИ т. БОЛХОВИТИНОВА С ЖИДКОСТНЫМ РЕАКТИВНЫМ ДВУХКАМЕРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ КОНСТРУКЦИИ т. ДУШКИНА

Самолет спроектирован и находится в производстве. Основные данные самолета по проекту:

Максимальная скорость на высоте 10000 м

(кратковременная) - 1100 км/час

Максимальная скорость у земли - 900 км/час

Продолжительность полета на максимальной скорости у земли - 7 мин

Продолжительность полета на наивыгоднейшей скорости у земли - 14 мин

Время подъема на высоту 10000 м - 1 мин

Полетный вес - 2300 кг

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО САМОЛЕТАМ С ЖИДКОСТНЫМИ РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

  Ме-163 НИИ-1
Скорость максимальная на высоте 10000 м 950 1100 км/час
Скорость посадочная 65 130 км/час
Время набора высоты 10000 м 4.5 1 мин
Потолок - 20000 м
Взлетный вес 5100 2300 кг
Время полета на максимальной тяге 8 7 мин
Время полета с планированием 25 50 мин
Вооружение 2 пушки 20 мм 2 пушки 20 мм

 

НазадВперед