Сов.секретно
ДОКЛАД ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕМЕЦКОЙ РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ
1. Образцы немецкой реактивной техники,завезенные в Союз.
К настоящему моменту в СССР имеются следующие образцы немецкой реактивной техники:
а) Реактивные двигатели ЮМО-004 - серийный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель.
Тяга у земли - 900 кг
Мощность - 3800 л.с.
Вес - 720 кг
Диаметр - 810 кг
Длина - 3935 мм
Имеются:
В ЛИИ - 13 двигателей, из них 2 - кондиционных.
На заводе N 26 - 12 двигателей, из них 5- кондиционных.
На заводе N 300 - 11 кондиционных двигателей. На заводе N 115 - 2 двигателя, из них 1 - кондиционный.
На заводе N 81 - 1 двигатель (макет).
Всего: 39 двигателей, из них 19 кондиционных.
Двигатель состоит из 8-ступенчатого осевого компрессора, 6 камер сгорания, одноступенчатой газовой турбины и регулируемого реакторного сопла. Топливо - керосин.
Этот двигатель является наиболее отработанным немецким газотурбинным двигателем. Он устанавливался на самолетах Мессершмидт-262, Хейнкель-162.
Двигатель прошел стендовые испытания в НИИ-1 и ЦИАМе.
БМВ-003 - серийный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель.
Тяга - 800 кг
Мощность - 3400 л.с.
Вес - 620 кг
Диаметр - 745 кг
Длина - 3300 мм
Имеются:
На заводе N 16 - 3 двигателя, и них 1 - кондиционный.
На заводе N 155 - 1 двигатель (макет).
Всего: 4 двигателя, из них 1 - кондиционный.
Двигатель состоит из 7-ступенчатого осевого компрессора, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой газовой турбины и реактивного сопла. Топливо - керосин.
По схеме и конструкции этот двигатель схож с ЮМО-004. Главное отличие - кольцевая камера сгорания вместо 6 камер сгорания у ЮМО-004. Меньшее число ступеней компрессора у БМВ-03 компенсируется увеличенным числом оборотов. Тяга двигателя БМВ-003 на 100 кг, чем у ЮМО-004.
Двигатель БМВ-003 строился в серии и устанавливался на самолетах Хайнкель-162 и Арадо-234.
Двигатель прошел стендовые испытания в НИИ-1.. 4-6)
ХЕЙНКЕЛЬ-S 8А - опытный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель.
Тяга - 550 кг
Мощность - 2300 л.с.
Вес - 490 кг
Диаметр - 790 кг
Длина - 2700 мм
Имеются:
В НИИ-1 - 2двигателя, из которых 1 - кондиционный.
Двигатель по схеме отличается от ЮМО-004 и БМВ-003. Он состоит из одноступенчатого осевого нагревателя, центробежного нагнетателя (особенность), кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой радиальной (а не аксиальной) турбины и регулируемого реактивного сопла. Топливо - керосин.
Двигатель является опытным, устанавливался на самолете Не-280 (двухмоторный истребитель). В дальнейшем был заменен двигателем Хейнкель-S 11.
Двигатель проходит испытания в НИИ-1.
ВАЛЬТЕР - серийный жидкостный реактивный двигатель, работающий на перекиси водорода и спирте.
Тяга - 1200 кг
Мощность - 5000 л.с.
Вес - 30 кг
Имеется:
В НИИ-1 - 1 кондиционныйдвигатель, полученный 14 июля с.г.
Двигательная установка состоит из самого двигателя, насосов, подающих топливо в двигатель, турбины, вращающей насосы, парогенератора, работающего на перекиси водорода и перманганате натрия.
Двигатель Вальтер строился в серии и устанавливался на самолете Ме-163. У нас имеется одинаковый с ним по характеристикам двигатель т. Исаева РД-1.
БМВ 3390с - опытный жидкостный двухкамерный реактивный двигатель, работающий на азотной кислоте иТОНКЕ.
Тяга большой камеры - 2000 кг
Тяга малой камеры - 400 кг
Тяга двух камер - 2400 кг
Мощность - 10000 л.с.
Вес - 50 кг
Имеется один кондиционный двигатель, проходящий испытания в Басдорфе (Германия). По схеме БМВ 3390с аналогичен двигателю Вальтер, но отличается от него компонентами топлива и имеет перед ним два преимущества:
1) вдвое большую тягу и мощность;
2) две камеры, малая из которых благодаря своей небольшой тяге позволяет самолету летать не включая двигатель на меньших скоростях с двигателем БМВ дольше, чем с двигателем Вальтер.
Двигатель БМВ 3390с был серьезным конкурентом двигателю Вальтер и предназначался для смены последнего на самолете Ме-163. У нас имеется немного меньший по тяге, двухкамерный двигатель т. Душкина РД-2 М3В.
БМВ-3395 - жидкостный реактивный двигатель-ускоритель.
Тяга - 1200 кг
Мощность - 5000 л.с.
Вес - 30 кг
Имеется 3кондиционных двигателя, один из которых прошел испытания в Басдорфе (Германия). Двигатель 3395 аналогичен большой камере 3390с и работает также на азотной кислоте иТОНКЕ. Предназначался, как ускоритель, к установке на ЮМО-004 и БМВ-003 для облегчения взлета самолетов и увеличения скороподъемности во время боя.
ТОНКА - горючее, на котором работают жидкостные реактивные двигатели БМВ, большое достижение немцев. Эта жидкость составленная из 11 компонентов (анилина, метилового спирта, бензина и др.) обладает свойством самовоспламеняться при смешении с азотной кислотой.
Самовоспламенение - очень ценное качество для горючего жидкостных реактивных двигателей. Ценное не столько потому, что при этом отпадает надобность в зажигании, свечах и т.п., сколько потому, что при этом исключается запаздывание зажигания, накапливание компонентов в камере, часто приводящее к взрыву и разрушению двигателя.
УСКОРИТЕЛЬ - сбрасываемый с жидкостным реактивным двигателем, работающим на перекиси водорода и перманганате натрия.
Тяга - 250 кг
Время работы - 30 секунд
Вес - 220 кг
Имеется 3 кондиционных установки в НИИ-1 и одна у главного конструктора т. Четверикова. Ускоритель состоит из двигателя, в который из баков давлением сжатого воздуха подаются перекись водорода и перманганат натрия из распложенного в носовом отсеке парашюта, на котором установка спускается на землю после сбрасывания ее с самолета.
Этот ускоритель, вероятно, был одним из первых несовершенных образцов и употреблялся для ускорения взлета 4-х моторных летающих лодок.
б) Реактивные самолеты
ХЕЙНКЕЛЬ-162 - серийный одноместный одномоторный истребитель с газотурбинным двигателем БМВ-003.
Вес - 2500 кг
Скорость на 5000 м - 840 км/час
Время подъема на 500 м - 5 мин
Продолжительность полета (у земли) - 20 мин
Потолок - 12000 м
Имеются:
В НИИ-1 - 3 полуразрушенных самолета (можно собрать 1).
В НИИ ВВС - 3 самолета без двигателей и 1 самолет может быть подготовлен к летным испытаниям.
На заводе N 155 - 1 самолет (не летный). Можно подготовить к летным испытаниям 5 самолетов. Кроме того в Германии (Ростоке) 2 самолета собраны и приведены в летное состояние.
МЕССЕРШМИДТ-262 - серийный одноместный двухмоторный истребитель (имеется и в варианте штурмовика) с 2 газотурбинными двигателями ЮМО-004 (или БМВ-003).
Вес - 5500 кг
Скорость на 5000 м - 950 км/час
Время подъема на 500 м - 4.5 мин
Продолжительность полета (у земли) - 50 мин
4 пушки калибра 30мм.
Имеются: В ЛИИ - 2 некомплектных самолета, требующие заводского восстановительного ремонта (двухместные, очевидно, учебные). ВНИИ ВВС - 1 самолет в летном состоянии. Можно подготовить к летным испытания 3 самолета.
АРАДО-234 - имеются двух вариантов:
а) серийный одноместный двухмоторный многоцелевой самолет с 2 газотурбинными двигателями МВ-003.
Максимальная скорость на 5000 м - 800км/час
Бомбовая нагрузка - 2000 кг
б) опытный четырехмоторный бомбардировщик с 4 газотурбинными двигателя- ми БМВ-003.
Имеются: В ЛИИ-1 - 2 некомплектные 4-моторные самолета, требующие заводского восстановительного ремонта, и кроме того в Германии (Ростоке) - 1 самолет в летном состоянии.
МЕССЕРШМИДТ-163 - серийный одноместный одномоторный истребитель с жидкостно-реактивным двигателем Вальтер.
Максимальная скорость - 950 км/час
Продолжительность полета при:
непрерывной работе мотора - 8 мин
импульсивной работе мотора - 70 мин
Имеются: В ЛИИ - 7 некомплектных самолетов (двухместных, очевидно, учебных), из которых можно собрать 3. В НИИ ВВС - 3 самолета,из которых 1 - в летном состоянии, 2 требуют заводского восстановительного ремонта.
в) Самолет-снаряд ФАУ-1
САМОЛЕТ-СНАРЯД ФАУ-1 представляет собой самолет с реактивным двигателем, отличающийся от обычных самолетов отсутствием летчика. Полетом управляет автопилот по заранее заданному направлению, высоте и дальности. Пуск ФАУ-1 производится с катапульты или с самолета.
Реактивный двигатель является пульсирующим. Основные данные самолета-снаряда:
Максимальная скорость - 550-600 км/час
Дальность - 240 км
Наибольшая высота полета - 2700 м
Полетный вес - 2100 кг
Вес заряда - 800 кг
В СССР первый самолет-снаряд ФАУ-1 был привезен из Англии в сентябре 1944 года, разобранный и некомплектный. Почти одновременно комиссией НКАП были найдены в Польше обломки самолета-снаряда.
В обоих случаях почти полностью отсутствовала автоматика и приборы управления самолетом-снарядом.
Для запуска самолета-снаряда применяется сложное пусковое устройство - катапульта.
Нами вывезены из Германии и находятся на заводе N 458 различные части пускового устройства: 100 секций катапульты, 1 стартовая тележка, салазки.
г) Двигатели реактивных артиллерийских снарядов
В НКАП имеются двигатели следующих реактивных снарядов: ФАУ-2 - снаряд, несущий 1 т ВВ, общим весом 12.5 т, с дальностью 350 - 450 км и начальной скоростью около 160 м/сек (6000 км/час).
Двигатель снаряда сварной конструкции из штампованного железа, охлаждается спиртом, развивает тягу в 25000 кг и работает на жидком кислороде и спирте.
Топливо в двигатель подается насосами, приводимыми в движение от турбины, питающейся паром из парогенератора, работающего на перекиси водорода и парманганате натрия.
РЕЙНТОХТЕР - снаряд, несущий 300 кг ВВ на высоту 12 км, предназначенный для стрельбы по группам бомбардировщиков. Двигатель снаряда работает на азотной кислоте и визойле (погоны угля или нефти) подаваемым в двигатель из баков давлением сжатого воздуха. Тяга двигателя 1500 кг.
Hs-293 - летающая торпеда для поражения морских судов.
Двигатель ее работает на перекиси водорода и перманганате натрия, пода- ваемых в камеру давлением сжатого воздуха.
2. Использование немецкой авиационной реактивной техники
Имеющаяся в СССР немецкая авиационная реактивная техника используется для всестороннего изучения и исследования, а также для освоения в производстве.
РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ (газотурбинные) МО-004, БМВ-003 и Хейнкель-8а испытаны (в НИИ-1 и ЦИАМе) и тщательно изучаются.
Для освоения в производстве этих двигателей и создания реактивных самолетов с ними принято решение организовать производство мелких серийных двигателей ЮМО-004 и БМВ-03 на серийных моторостроительных заводах.
По приказу Наркомата производство малой серии двигателей ЮМО-004, как наиболее совершенного немецкого газотурбинного двигателя, поручено заводу N 26 (главный конструктор т. Климов). По этому приказу в 1945 году должно быть выпущено 110 этих двигателей, начиная уже с августа.
Производство малой серии двигателей БМВ-003 поручено заводу N 16 (главный конструктор т. Колосов). В 1945 году завод выпустит 30 этих двигателей.
Наряду с производством мелких серийных газотурбинных двигателей ЮМО-004 и БМВ-003 производится проектирование самолетов под эти двигатели. Одномоторный самолет с двигателем ЮМО-004 проектирует т. Яковлев, одномоторный и двухмоторный самолеты - т. Лавочкин, одномоторный и двухмоторный самолеты с двигателем БМВ-003 - т.т. Микоян и Гуревич. Расчетная скорость этих самолетов равна 800-900 км/час.
По жидкостным реактивным двигателям немецкие образцы не превосходят имеющиеся у нас (Душкина, Исаева). Основная задача в части ЖРД, над которой работает НКАП, определяется в определении в составе топливатонка и освоении его производства у нас.
РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ в настоящее время приводятся в летное состояние для проведения летных испытаний. В связи с тем, что имеющиеся у нас немецкие реактивные самолеты в большей части сильно повреждены и некомплектны, к их восстановлению привлекаются серийные самолетостроительные заводы (381, 82), так как потребуется изготовлять целые агрегаты этих самолетов.
Одна часть самолетов будет передана на летные испытания в ЛИИ и НИИ ВВС, другая - передана в ЦАГИ для всестороннего изучения и продувок в аэродинамических трубах.
САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ (10Х) начали разрабатываться в СССР под руководством главного конструктора т. Челомей в ЦИАМе в начале 1944 года по типу, близкому по принадлежной схеме к ФАУ-1.
После получения из Англии и Польшы некомплектных немецких самолетов-снарядов ФАУ-1 и изучения их, работы по проектированию 10Х были ускорены.
Полученные из Германии детали катапульты - пускового устройства для самолетов-снарядов позволили ускоренно разработать рабочие чертежи для катапульты, изготовить ее детали и приступить к сборочно-монтажным работам (на заводе N 458, главный конструктор т. Четвериков).
Для ознакомления специалистов НКАП с немецкой авиационной реактивной техникой в ближайшее время в Бюро Новой Техники (БНТ) НКАП будет организована постоянная выставка имеющихся у нас образцов этой техники - реактивных двигателей, самолетов и др.
Вся имеющаяся техническая документация по немецкой реактивной технике изучается и будет в большой мере переиздана на русском языке.
3. Работа по реактивной авиации в НКАП
В Наркомате Авиационной Промышленности вопросами реактивной техники занимаются следующие организации:
1. В 1944 году был создан специальный научно-исследовательский институт - НИИ-1, который ведет все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин, воздушных реактивных двигателей, реактивных жидкостных двигателей, реактивных самолетов и специальной аппаратуры для реактивной техники.
В данное время в НИИ-1 ведутся работы по созданию газотурбинного воздушно-реактивного двигателя конструкции тов. Люлька.
Двигатель тов. Люлька по своим расчетным характеристикам превышает данные ЮМО-004 и БМВ-003.
Жидкостными реактивными двигателями в НИИ-1 занимаются конструкторы Душкин и Исаев, которые в 1944 году создали конструкции жидкостных реактивных двигателей с тягой до 1500 кг. Эти двигатели прошли государственные испытания.
Заместителем начальника НИИ-1 главным конструктором тов. Болховитиновым в НИИ-1 разрабатываются специальные экспериментальные самолеты больших скоростей (до 1000 км), рассчитанные под жидкостные реактивные двигатели НИИ-1.
2. В Центральном Научно-Исследовательском Институте авиационных моторов (ЦИАМ) проводятся крупные научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию реактивных двигателей.
В данное время с большим успехом проходят работы по воздушно-реактивному двигателю конструкции конструкторов Фадеева и Холщевникова. Этот двигатель прошел государственные испытания и установле на самолетах главных конструкторов Микояна и Сухого.
Кроме этого в ЦИАМе ведутся работы по созданию винтового газотурбинного воздушно-реактивного двигателя конструкции Уварова, превосходящего по экономичности, по расчетным данным другие двигатели почти вдвое.
3. Теоретические и экспериментальные исследования аэродинамических и летных данных реактивных самолетов, турбин и компрессоров, проводятся в ЦАГИ - в различных лабораториях, а также в специально организованном отделе реактивных самолетов.
Летные и эксплуатационные исследования реактивных самолетов и двигателей осуществляется ЛИИ НКАП в лаборатории реактивной авиации.
4. Самолетами-снарядами в авиационной промышленности занимается главный конструктор т. Челомей на опытном заводе N 51. Им, на основе немецкого самолета-снаряда, создан наш советский самолет-снаряд10-Х, а также создана силами наших конструкторов специальная автоматика для управления самолетом-снарядом: автопилот, компас-курсодержатель, автомат питания двигателей и др. приборы.
Самолеты-снаряды10-Х производятся в малой серии радом заводов НКАП. В настоящее время специальной экспедицией НКАП в Средней Азии (район Джизак) проводятся летные испытания самолетов-снарядов10-Х, запуск которых осуществляется с самолетов Пе-8. В ходе этих испытаний, начавшихся 20 марта с.г. и проводившихся по широкой программе, была произведена доводка и проверка различных элементов самолета-снаряда. Испытания должны быть закончены в августе с.г. Пусковыми устройствами самолета-снаряда занимается главный конструктор тов. Четверков, который разработал конструкцию наземного стартового устройства, соответствующую в основном немецкой конструкции.
В настоящее время один экземпляр наземного пускового устройства заканчивается изготовлением и к 1-му августа будет готов для монтажа.
5. В ОКБ специальных двигателей завода N 16 главным конструктором т. Глушко был создан жидкостный реактивный ускоритель на 300 кг тяги, прошедший в 1944 году государственные испытания на стенде и в полете на самолете Пе-2.
Двигатель изготавливается малой серией заводом N 16 и установлен, как ускоритель, на самолетах Як-3, Ла-7 и Су-6. Максимальная скорость этих самолетов при установке этого ускорителя увеличивается, приблизительно, на 150 км/час.
Для руководства вопросами реактивной техники и налаживания производства реактивных двигателей и реактивных самолетов создано специальное Главное Управление по реактивной технике, которое подчиняется первому Заместителю Наркома.
ГАЗОТУРБИННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮМО-004
1. Основные данные Вес - 720 кг Длина - 3935 мм Тяга - 900 кг Диаметр - 810 мм
Что соответствует.. мощности мотора при скорости 800 км/час - 3800 л.с.Число оборотов - 8700 Расход топлива кг/кг тяги час - 2.0
2. Особенности двигателя
Двигатель состоит из 8-ступенчатого осевого компрессора, 6-ти камер сгорания, одноступенчатой газовой турбины и регулируемого реактивного сопла. Топливо - керосин.
3. Состояние работ
Двигатель строился в серии и устанавливался на самолетах Мессершмидт-262, Хейнкель-162.
НКАП имеет 39 двигателей, из них 19 кондиционных. ЛИИ - 13 (2 кондиционных) Завод N 26 - 12 (5 кондиционных) Завод N 300 - 11 (все кондиционные) Завод N 115 - 2 (1 кондиционный) Завод N 81 - 1 (макет) Двигатель прошел стендовые испытания в НИИ-1 и ЦИАМе.
По приказу N 180 на заводе N 126 (главный конструктор т. Климов) организуется производство малой серии двигателей ЮМО-004 с выпуском в августе - 5 шт., в сентябре - 15 шт., в октябре - 25 шт., в ноябре - 30 шт. и в декабре - 35 шт. Вся техническая документация по двигателю находится на заводе N 26.
Проектируется установка этого двигателя на истребители т. Яковлева и т. Лавочкина.
ГАЗОТУРБИННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БМВ-003
Основные данные
Вес - 640 кг Длина - 3300 мм Тяга - 800 кг Диаметр - 745 мм
что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час - 3400 л.с Число оборотов - 9500 Расход топлива кг/кг тяги час - 2.0
2. Особенности двигателя
Двигатель состоит из 7-ступенчатого осевого нагнетателя, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой газовой турбины и реактивного сопла. Топливо - керосин.
3. Состояние работ
Двигатель строился в серии и устанавливался на самолетах Хейнкель-162 и Арадо-234.
НКАП имеет 4 двигателя, из них 1 кондиционный. Двигатель прошел стендовые испытания в НИИ-1. По приказу N 241 на заводе N 16 (главный конструктор т. Колосов) организуется производство малой серии двигателей БМВ-003 с выпуском в октябре - 5 шт., в ноябре - 10 шт. и в декабре - 15 шт. Вся техническая документация по двигателю БМВ-003 находится на заводе N 16.
Проектируется установка этого двигателя на истребитель тов. Микояна.
ГАЗОТУРБИННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ХЕЙНКЕЛЬ S-8а
Основные данные
Вес - 490 кг Длина - 2700 мм Тяга - 550 кг Диаметр - 790 мм
Что соответствует.. мощности мотора при скорости 800 км/час - 2300 л.с. Число оборотов - 12500 Расход топлива кг/кг тяги час
2. Особенности двигателя
Двигатель состоит из одноступенчатого осевого нагнетателя, центробежного нагнетателя, кольцевой камер сгорания, одноступенчатой радиальной турбины и регулируемого реактивного сопла. Топливо - керосин.
3. Состояние работ
Двигатель - опытный, устанавливался на самолете Хейнкель-280 (двухмоторный истребитель). В дальнейшем заменен двигателем Хейнкель-Харт 11, которого до сих пор обнаружить не удалось.
НКАП имеет 2 двигателя, из которых 1 кондиционный, проходит в настоящее время испытания в НИИ-1.
Технической документации по двигателю нет.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ЮМО-004 | БМВ-003 | Хейнкель S-8а | Люлька | |
Вес | 720 | 620 | 490 | 800 |
Тяга | 900 | 800 | 550 | 1650 |
Что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час | 3800 | 3400 | 2300 | 7000 (форсир.) |
Расход топлива в кг/кг тяги час | 2.0 | 2.0 | - | 2.1 |
Диаметр | 810 | 745 | 790 | 850 |
Длина | 3935 | 3300 | 2700 | 3300 |
Число оборотов в мин | 8700 | 9500 | 12500 | 8500 (форсир.) |
Устанавливается на самолеты | Ме-262 Не-162 Яковлев Лавочкин | Не-162 Ар-234 Микоян | Не-280 | Лавочкин |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ тов. ЛЮЛЬКА
Основные данные
Вес - 800 кг Длина - 3300 мм Тяга - 1250 кг Диаметр - 850 мм (Форсированная - 1650 кг)
Число оборотов - 7600 что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час - 5300л.с. (Форсирован. - 8500) Расход топлива кг/кг тяги час - 2.1
2. Особенности двигателя
Двигатель состоит из 8-ступенчатого осевого нагнетателя, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой газовой турбины и реактивного сопла. Топливо - керосин.
По схеме двигатель аналогичен ЮМО-004 и БМВ-003.
Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 год)
Двигатель опытный. Изготовлено 5 образцов. Двигатель поставлен в мае 1945 года на заводские испытания в НИИ-1. Проектируется установка двигателя тов. Люлькина на истребитель тов. Лавочкина.
ВИНТОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЦИАМ КОНСТРУКЦИИ ПРОФЕССОРА УВАРОВА
1.Основные данные
Тяга на максимальной скорости у земли - 340 кг Что соответствует.. при скорости 800 км/час мощности - 1400 л.с.
Взлетная тяга - 980 кг
Удельный расход топлива на максимальной скорости - 1.1 кг/кгтяги час
Вес двигателя - 500 кг
Диаметр двигателя 580 мм, длина - 2100 мм
2. Особенности двигателя
Газотурбинный двигатель с 3-х ступенчатым центробежным компрессором и 2-х ступенчатой турбиной.
Передача на винт пневматическая, что позволяет использовать все преимущества ВИШ и редуктора с переменным передаточным числом, а также обеспечивает хорошую приемистость.
Охлаждение лопаток турбин водяное, благодаря чему температуры в камере сгорания могут быть доведены до 1300 - 1350 град.С (двигатели ЮМО-004 и БМВ-003 работают с температурой в камере сгорания порядка 800 - 850 град.С).
Высокие температуры перед турбиной обеспечивают двигателю малые габариты и низкие удельные расходы топлива.
Наличие винта обеспечивает двигателю высокие взлетные данные и значительно лучшую экономичность в сравнении с газотурбинными реактивными двигателями на пониженных скоростях полета.
Работы по винтовым газотурбинным двигателям в Германии велись, но были прекращены.
3. Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)
Двигатель предъявлен на стендовые испытания в апреле 1945 года.
Проектные работы по самолету-истребителю с двигателем Уварова ведет главный конструктор т. Горбунов.
ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЦИАМ КОНСТРУКТОРОВ ФАДЕЕВА- ХОЛЩЕВНИКОВА С МОТОРОМ ВК-107А
1.Основные данные
Тяга на высоте 7800 м - 700 кг что соответствует при скорости 800км/час мощности - 3000 л.с.
Взлетная тяга - 1600 кг
Удельный расход топлива на номинальном режиме - 2.2 кг/кг тяги час
То же на крейсерском режиме - 0.9 кг/кг тяги час
Вес двигателя - 920 кг
2. Особенности двигателя
Двигатель представляет собой мотор ВК-107А с винтом в комбинации с воздушно-реактивным двигателем.
Компрессор приводится во вращение от мотора через длинный вал.
Наличие винта позволяет обеспечить высокие взлетные данные и хорошую экономичность на крейсерских режимах. В Германии над двигателем подобной схемы не работали.
3. Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)
Двигатель прошел заводские испытания в марте 1945 года. Двигатель установлен на самолеты конструкторов Микояна и Сухого и проходит летные испытания. На самолете Микояна получена скорость 815 км/час, причем мощность двигателя еще не была полностью использована. Двигатель запущен в производство на заводе N 466.
ВОЗДУШНО-РАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЦИАМ КОНСТРУКТОРА ТОЛСТОВА С АВИАДИЗЕЛЕМ АЧ-30Б
1. Основные данные
Тяга на максимальной скорости (на высоте 8000 м) - 1250 кг что соответствует при скорости 800 км/час мощности- 4500 л.с.
Взлетная тяга - 2800 кг
Удельный расход топлива на максимальной скорости - 3.7 кг/кг тяги час
То же на крейсерском режиме - 0.5кг/кг тяги час
Вес двигателя - 1700 кг
2. Особенности двигателя
Двигатель состоит из авиадизеля АЧ-30Б с переделанным агрегатом наддува, двух камер сгорания и двух осевых компрессоров.
Приводом для компрессоров служат две газовые турбины, приводимые от выхлопных газов авиадизеля.
Наличие винта и дизеля в качестве основного двигателя обеспечивают высокие взлетные данные и хорошую экономичность на крейсерском режиме.
Большой вес установки и высокие удельные расходы на номинальном режиме, определяют область применения двигателя - обеспечение кратковременных высоких скоростей для самолетов большой дальности.
В Германии над двигателем подобной схемы не работали.
3.Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)
Двигатель прошел заводские испытания в мае 1945 года.
ЖИДКОСТНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВАЛЬТЕР
1. Основные данные
Тяга двигателя - 1200 кг
Что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час - 5000 л.с.
Расход топлива в кг/кг тяги час - 19.5
2. Особенности двигателя
Двигатель работает на перекиси водорода и метиловом спирте.
Питание двигателя осуществляется насосами, приводимыми в действие турбиной, работающей от парогенератора на перекиси водорода и перманганате натрия.
3. Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)
Двигатель строился в серии и устанавливался на самолетах Мессершмидт-163.
НКАП имеет 1 кондиционный двигатель (НИИ-1), полученный 14 июля.
Двигатель будет изучен в НИИ-1 и, при получении от Наркомхимпрома перекиси водорода, испытан. Технической документации по двигателю нет.
ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БМВ 3390с
1. Основные данные
Тяга большой камеры - 2000 кг
Тяга малой камеры - 400 кг
Тяга обоих камер - 2400 кг
Что соответствует.. мощности мотора при скорости 800 км/час - 10000 л.с.
Расход топлива в кг/кг тяги час - 18
2. Особенности двигателя
Работает на азотной кислоте итонке - вид горючего, найденный в Басдорфе тов. Исаевым, состоящего из 11 компонентов, в числе которых имеются анилин, метиловый спирт, бензин и др. Это горючее имеет свойство самовоспламеняться при смешении с азотной кислотой, что делает ненужным зажигание.
Двигатель состоит из двух камер. Питание двигателя осуществляется насосами, приводимыми в действие турбиной, питающейся от парогенератора, работающего от перекиси водорода и перманганата натрия.
3. Состояние работ (постановление ГОКО N 5945 от 22 мая 1944 года)
Это последний из опытных двигателей фирмы БМВ. Двигатель предназначался для МЕ-163, как конкурент двигателю фирмы Вальтер, с которым Ме-163 выпускался серийно.
ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БМВ-3395
1. Основные данные
Тяга двигателя - 1200 кг Что соответствует мощности мотора при скорости 80 км/час - 5000 л.с.
Расход топлива кг/кг тяги час - 18
2. Особенности двигателя
Двигатель работает на азотной кислоте итонке. Зажигание отсутствует, так кактонка - горючее, состоящее из 11 компонентов - самовоспламеняется при смешении с азотной кислотой. Питание осуществляется насосами, приводимыми в движение газотурбинным двигателем, на который жидкостный поставлен на ускоритель.
3. Состояние работ
Двигатель прошел государственные испытания и предназначался как ускоритель к установке на ЮМО-004 и БМВ-003.
НКАП имеет 3 кондиционных двигателя, один из которых испытан бригадой НИИ-1 на стенде в Басдорфе (Германия).
СТАРТОВЫЙ СБРАСЫВАЕМЫЙ УСКОРИТЕЛЬ
1. Основные данные
Тяга - 250 кг
Время работы - 30 сек.
Вес ускорителя - 220 кг
в том числе топлива - 135 кг
2. Особенности двигателя
Ускоритель состоит из двигателя с соплом, представляющий сварной неохлаждаемыйгоршок.
В двигатель подаются давлением сжатого воздуха из шарового баллона перекись водорода и из цилиндрического бачка перманганат натрия. По окончании работы ускоритель сбрасывается и спускается на землю на парашюте, уложенном в носовой части установки.
3. Состояние работ
Ускоритель употребляется для облегчения взлета 4-х моторных летающих лодок. НКАП имеет 5 ускорителей, из которых 4 - кондиционных: три в НИИ-1, четвертый у тов. Четверикова.
Ускоритель изучен в НИИ-2 и по получении Наркомхимпрома перекиси водорода будет испытан.
ДВИГАТЕЛИ РЕАКТИВНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ СНАРЯДОВ ИМЕЮЩИЕСЯ В НИИ-1
1. ФАУ-2.
Артиллерийский реактивный снаряд дальнего действия. Один экземпляр в сильно разбитом от удара об землю виде находится в НИИ-1. Второй экземпляр, собранный по указанию Зам. Начальника НИИ-1 тов. Абрамовича немцами в Пеннемюнде передан комиссии генерала Соколова из ГАУ.
а) Основные данные: полный вес - 12.5 тонн, в том числе вес ВВ - 1 тонна и вес топлива (кислород + спирт) - 8.5 тонн, тяга двигателя - 25 тонн, длина - 14 м, диаметр - 1.65 м, скорость - до 1600 м/сек (6000 км/час), дальность стрельбы - 400 м.
б) Двигатель, работающий на жидком кислороде и спирте, сделан из простой стали, штампованный, сварной. Питается насосом, приводимым в действие турбиной, работающей о парогенератора на перекиси водорода и перманганате натрия.
2. Камера сгорания РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯДРЕЙНТОХТЕР.
СнарядРейнтохтер (ДОЧЬ РЕЙНА), имеющий вес 88 - 300 кг и высоту подъема - 12 км, предназначавшийся для стрельбы по группам бомбардировщиков.
Двигатель работает на азотной кислоте и визойле (погоны угля и нефти) и имеет тягу около 1.5 тонн.
Завод, изготовляющий эти снаряды, перевезен в НКБ.
3. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛЕТАЮЩЕЙ ТОРПЕДЫ HS-293.
Двигатель работает на перекиси водорода и перманганате натрия, подавае- мых в камеру сгорания сжатым воздухом.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЖИДКОСТНЫХ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Вальтер | БМВ 3395 | БМВ 3390с | Исаева | Душкина | Глушко | |
Тяга (кг) | 1200 | 1200 | 2400 | 1200 | 1500 | 300 |
Что соответствует мощности мотора при скорости 800 км/час | 5000 | 5000 | 10000 | 5000 | 6400 | 1350 |
Расход топлива в кг/кг тяги час | 6.5 | 6.0 | 12 | 5.7 | 7.7 | 1.5 |
Топливо | перекись водорода + спирт | аз. кислота +тонка | аз. кислота +тонка | аз. кислота + керосин | аз. кислота + керосин | аз. кислота + керосин |
Вес двигателя (кг) | 30 | 30 | 50 | 50 | 75 | 20 |
Число камер | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Устанавливается на самолеты | Ме-163 | вспомога- тельный к двигателю ЮМО-004 или БМВ-003 | Ме-163 | НИИ-1 | НИИ-1 | Як, Ла, Су |
ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ тов. ИСАЕВА РД-1 (НИИ-1 НКАП)
1. Основные данные
Тяга двигателя - 1200 г
что составляет мощность мотора при скорости 800 км/час - 5000 л.с.
Расход топлива кг/кг тяги час - 17
2. Особенности двигателя
Двигатель работает на азотной кислоте и керосине. Зажигается от электродуги. Топливо в двигатель подается из баков давлением сжатого воздуха.
3. Состояние работ (постановление ГОКО N от года)
Двигатель прошел госиспытания удовлетворительно и предназначается для установки на самолет НИИ-1.
ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ тов. ДУШКИНА РД-2М3В
1. Основные данные
Тяга большой камеры - 1200 кг
Тяга малой камеры - 300 кг
Тяга обоих камер - 1500 кг
Что соответствует.. мощности мотора при скорости 80 км/час - 6400 л.с.
Расход топлива кг/кг тяги час - 18.5
2. Особенности двигателя
Двигатель работает на азотной кислоте и керосине. Зажигается от электродуги. Питается от насосов, приводимых в движение от турбины, работающей от парогазогенератора на азотной кислоте, керосине и воде. Состоит из двух камер: большой и малой.
Состояние работ (постановление ГОКО)
Двигатель прошел госиспытания удовлетворительно и предназначается для установки на самолет НИИ-1.
САМОЛЕТ ХЕЙНКЕЛЬ-162 С ДВИГАТЕЛЕМ БМВ-003
1. Основные данные
Максимальная скорость у земли - 790 км/час
Максимальная скорость на высоте 6000 м - 840 км/час
Время подъема на высоту 6000 м - 6.6 мин
Продолжительность полета на высоте 600 м на максимальной тяге - 33 мин
Потолок - 12000 м
Полетный вес - 2500 кг
2. Особенности самолета
Одноместный одномоторный истребитель. Двигатель установлен над фюзеляжем. Двухкилевое оперение, трехколесное убирающееся шасси.
Вооружение - 2 пушки калибра 20 мм или 30 мм.
3. Состояние работ
Самолет серийный. НКАП имеет 4 самолета, НИИ ВВС - тоже 4. К летным испытаниям может быть подготовлено 5 самолетов.
Один экземпляр самолета Не-162 будет подвергнут всесторонним аэродинамическим исследованиям в натуральной трубе ЦАГИ, а второй экземпляр будет проходить полные летные испытания в ЛИИ для определения летных данных и выявления особенностей этого самолета.
САМОЛЕТ МЕ-262 С ДВУМЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ЮМО-004
1. Основные данные
Максимальная скорость на высоте 8000 м - 950 км/час
Время подъема на ысоту 5000 м - 4.5 мин
Продолжительность полета - 50 мин
Разбег без стартовых ракет - 750 м
Полетный вес - 5500 кг
2. Особенности самолета
Одноместный двухмоторный истребитель нормальной схемы с подкрыльным расположнием двигателей.
3. Состояние работ
Самолет серийный. НКАП имеет 3 самолета, из которых 1 в летном состоянии и 2 могут быть подготовлены к летным испытаниям.
Один экземпляр самолета Ме-262 будет подвергнут всесторонним аэродинамическим испытаниям в натурной трубе ЦАГИ, а второй экземпляр будет проходить летные испытания в ЛИИ для определения летных данных и выявления особенностей самолета.
САМОЛЕТ АРАДО-234 С ЧЕТЫРЬМЯ ДВИГАТЕЛЯМИ БМВ-003
1. Основные данные
Максимальная скорость у земли - км/час
Максимальная скорость на высоте м - км/час
Время подъема на высоту м - мин
Продолжительность полета на максимальной тяге - мин
Потолок - м
Полетный вес - м
2. Особенности самолета
К особенностям самолета следует отнести отсутствие обычного фонаря иаличие размещеного в хвосте фюзеляжа парашюта для сокращения пробега.
3. Состояние работ
Самолет серийный. НКАП имеет 2 самолета, которые могут быть подготовлены к летным испытаниям.
Один экземпляр самолета АРАДО-234 будет подвергнут всесторонним аэродинамическим испытаниям в натурной трубе ЦАГИ, а второй экземпляр будет проходить летные испытания в ЛИИ для определения летных данных и выявления особенностей самолета.
САМОЛЕТ МЕ-163 С ЖИДКОСТНЫМ РЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ВАЛЬТЕР
1. Основные данные
Максимальная скорость - до 950 км/час
Вертикальная скорость на высоте 12000 м - 50 м/сек
Продолжительность полета на максимальной тяге - 8 мин
2. Особенности самолета
Одноместный одномоторный истребитель, имеющий сильную стреловидность крыла и без горизонтального оперения.
3. Состояние работ
Самолет серийный. НКАП имеет 7 самолетов и 3 НИИ ВВС. К летным испытаниям могут быть подготовлены 5 самолетов.
Один экземпляр самолета Ме-163 будет подвергнут всесторонним аэродинамическим испытаниям в натурной трубе ЦАГИ, а второй экземпляр будет проходить летные испытания в ЛИИ для определения летных данных и выявления особенностей самолета. Остальные самолеты предположено использовать как тренировочные.
РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА т. ЯКОВЛЕВА
1. Самолет Як-3 с мотором ВК-105ПФ2 и дополнительным жидкостным реактивным двигателем РД-1, конструкции Глушко (ускоритель).
Закончены заводские летные испытания, на которых получена максимальная скорость 782 км/час на высоте 7800 м. Установка реактивного двигателя РД-1 на самолет Як-3 с ВК-105ПФ2 дала прирост максимальной скорости на высоте 7800 м - 182 км/час. 2. Самолет Як-3 с газотурбинным воздушно-реактивным двигателем ЮМО-004.
Самолет Як-3 с реактивным двигателем ЮМО-004 строится на базе серийного самолета Як-3 с ВК-107А.
В настоящее время самолет находится в производстве, производятся работы по стыковке крыла с фюзеляжем (готовность самолета - 70 S).
Проектные данные самолета следующие:
Максимальная скорость на высоте 5000 м - 780 км/час
Максимальная скорость у земли - 750 км/час
Продолжительность полета на корости 750км/час - 30 мин
РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ т. ЛАВОЧКИНА
1. Экспериментальный истребитель конструкции т. Лавочкина с реактивным двигателем ЮМО-004.
Проектные данные самолета следующие:
Максимальная скорость у земли - 890 км/час
Максимальная скорость на высоте 5000 м - 850 км/час
Время подъема на высоту 5000 м - 2.5 мин
Продолжительность подъема на максимальной тяге - 20 мин
Вооружение - 2 пушки - 23 мм По самолету производится рабочее проектирование. Окончание сдачи чертежей в производство намечается на 1 августа. Начато производство оснастки по крылу, фюзеляжу и оперению.
2. Самолет Ла-7 с мотором АШ-82ФН и дополнительным однокамерным двигателем РД-1 конструкции Глушко.
Самолет построен на основании постановления ГОКО N 5946 от 22 мая 1944 года. Особенностью самолета является наличие ускорителя, позволяющего получить широкий диапазон максимальной скорости при его включении.
Основные данные по проекту:
Максимальная скорость у земли - 675 км/час
Максимальная скорость на высоте 6650 м - 770 км/час
Время подъема на 5000 м - 3.0 мин
Дальность - 500 км
Полетный вес - 3450 кг
Вооружение - 2 пушки - 20 мм
Самолет прошел предварительные заводские испытания, во время которых получена максимальная скорость 737 км/час на высоте 2000 м. Полеты на большой высоте не производились из-за неисправностей реактивного двигателя.
В настоящее время самолет находится в сборочном цехе, на нем производится монтаж нового двигателя РД-1 (после доводки зажигания). Окончание работ намечается на 25 июля.
3. Экспериментальный самолет конструкции т. Лавочкина с двумя реактивными двигателями ЮМО-004.
По самолету производится эскизное проектирование.
Проектные данные самолета следующие:
Максимальная скорость у земли - 900 км/час
Максимальная скорость на высоте 5000 м - 850 км/час
Время подъема на высоту 5000 м - 2.5 мин
Продолжительность полета на максимальной тяге - 20 мин
Полетный вес самолета - 4100 кг
Вооружение - 3 пушки - 23 мм
САМОЛЕТ КОНСТРУКЦИИ т. СУХОГО С МОТОРОМ ВК-107А И ВРДК ЦИАМ
Самолет построен на основании ГОКО N 5946сс от 22 мая 1944 года.
Особенностью самолета является наличие ускорителя, позволяющий получить широкий диапазон максимальных скоростей при его включении. Основные данные самолета по проекту:
Максимальная скорость у земли - 645 км/час
Максимальная скорость на высоте 7800 м - 810 км/час
Время подъема на 5000 м - 4 мин
Практический потолок - 12000 м
Максимальная дальность - 1400 км
Полетный вес - 3800 кг
Вооружение - 1 пушка 23 мм и 2 пулемета 12.7 мм
На предварительных заводских летных испытаниях получена максимальная скорость на высоте 4350 м - 793 км/час.
Вследствие аварии мотора с 15 июня испытания самолета прекращены.
За время испытаний произведено 23 полета общей продолжительностью 9 часов. В первом этапе заводских летных испытаний отработаны основные агрегаты самолета за исключением форкамеры ВРДК и компрессора на 2-ой скорости. В настоящее время заводом N 134 получен новый мотор, который устанавливается на самолет и с 25.VII с.г. будут продолжены летные испытания.
РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ т.т. МИКОЯНА и ГУРЕВИЧА
1. Истребитель с мотором ВК-107А и воздушно-реактивным двигателем т.т. Фадеева и Холщевникова.
Самолет построен на основании постановления ГОКО N 5946 от 22 мая 1944 года. Особенностью самолета является наличие ускорителя, позволяющий получить широкий диапазон максимальных скоростей при его включении. Основные данные самолета по проекту:
Максимальная скорость у земли - 680 км/час
Максимальная скорость на высоте 1000 м - 825 км/час
Время подъема на 5000 м - 3.9 мин
Дальность полета - 1380 км
Полетный вес - 3500 кг
Вооружение - 3 пушка 20 мм
1-й экземпляр самолета прошел предварительные заводские испытания, во время которых получена максимальная горизонтальная скорость 815 км/час на высоте 7000 м. В процессе испытаний самолет потерпел катастрофу.
2-й экземпляр самолета 19.VII подготовлен к продолжению заводских испытаний. На самолете проводились усиления, согласно рекомендаций аварийной комиссии.
2. Истребитель с двумя реактивными двигателями БМВ-003.
Проектные данные самолета следующие:
Максимальная скорость у земли - 916 км/час
Максимальная скорость на высоте 5000 м - 900 км/час
Время подъема на 5000 м - 2.7 мин
Продолжительность полета на высоте 5000 м на максимальной тяге - 35 мин
Полетный вес - 4300 кг
Вооружение - 2 пушки 23 мм и 1 пушка 57 мм
По самолету производится рабочее проектирование. Окончание сдачи чертежей в производство намечается на начало сентября месяца с.г.
Начато производство оснастки.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОДНОМЕСТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ КОНСТРУКЦИИ т. БОЛХОВИТИНОВА С ЖИДКОСТНЫМ РЕАКТИВНЫМ ДВУХКАМЕРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ КОНСТРУКЦИИ т. ДУШКИНА
Самолет спроектирован и находится в производстве. Основные данные самолета по проекту:
Максимальная скорость на высоте 10000 м
(кратковременная) - 1100 км/час
Максимальная скорость у земли - 900 км/час
Продолжительность полета на максимальной скорости у земли - 7 мин
Продолжительность полета на наивыгоднейшей скорости у земли - 14 мин
Время подъема на высоту 10000 м - 1 мин
Полетный вес - 2300 кг
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО САМОЛЕТАМ С ЖИДКОСТНЫМИ РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Ме-163 | НИИ-1 | |
Скорость максимальная на высоте 10000 м | 950 | 1100 км/час |
Скорость посадочная | 65 | 130 км/час |
Время набора высоты 10000 м | 4.5 | 1 мин |
Потолок | - | 20000 м |
Взлетный вес | 5100 | 2300 кг |
Время полета на максимальной тяге | 8 | 7 мин |
Время полета с планированием | 25 | 50 мин |
Вооружение | 2 пушки 20 мм | 2 пушки 20 мм |