НазадВперед

Сов. секретно

МИНИСТРУ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР товарищу ХРУНИЧЕВУ М.В.

 

Р А П О Р Т

Настоящим докладываю Вам основные итоги полного окончания всех работ по демонтажу и отгрузке оборудования в Советский Союз с немецких предприятий, переданных решениями Правительства Министерству Авиационной Промышленности СССР, а также о выполнении других заданий, возложенных Правительством и Министерством на коллектив Уполномоченного Министерства Авиационной Промышленности в Германии за период с 8 мая 1945 года по 15 декабря 1946 года.

1. ПО ДЕМОНТАЖУ И ОТГРУЗКЕ В СОЮЗ ОБОРУДОВАНИЯ НЕМЕЦКИХ ЗАВОДОВ

Решениями Правительства было передано министерству Авиационной промышленности для демонтажа оборудования 8 немецких авиационных предприятий с их филиалами, расположенных на территории Советской зоны оккупации Германии и на территории, отошедшей к Польше - 23 предприятия.

На указанных предприятиях было демонтировано:

а) на заводах, расположенных в Советской зоне оккупации 66.426 единиц оборудования, в том числе металлорежущих станков 30.744;

б) на заводах, расположенных на территории, отошедшей к Польше - 6.176 единиц оборудования, в том числе металлорежущих станков - 4.477.

Демонтаж, консервация и упаковка оборудования была произведена в установленные Правительством сроки. К 28-му апреля 1946 года все указанные немецкие предприятия с их филиалами были полностью демонтированы, кроме опытных заводов ф. "Юнкерс" - в г. Дессау, "Зибель" в г. Галле, "БМВ" в г. Штасфурте и ф. "Асканиа" в г. Берлине, где были организованы ОКБ Министерства.

Демонтаж указанных опытных заводов был начат в срок, предусмотренный постановлением Совета Министров после ликвидации ОКБ, в настоящее время так же полностью закончен.

2. ОТГРУЗКА ОБОРУДОВАНИЯ

 По состоянию на 15-декабря с.г. все смонтированное оборудование с объектов Министерства Авиационной Промышленности полностью отгружено в Союз в адреса, указанные в решениях ГОКО и Совета Министров, за исключением пяти штук негабаритных тяжеловесных деталей и части имущества (сантехники, материалы и пр.) с наших опытно-технических баз, которые демонтировались в ноябре и окончание отгрузки этих грузов предусматривается планом в декабре с.г.

Всего отгружено из Германии 18.215 вагонов в 2-х осном исчислении, общим весом 237.000 тонн, в том числе 22.000 тонн отгружено баржами по реке.

На перевалочной базе в порту Штеттин нами были приняты доставленные на баржах и по железной дороге 47.00 тонн грузов, которые были перегружены на пароходы и отправлены морем в советские порты. В настоящее время в порту Штеттин наших грузов не имеется.

Подлежит отгрузке после 15 декабря:

а) 5 штук негабаритных тяжеловесных деталей весом от 100 до 137 тонн каждая ("И.Г.Фарбениндустри" - г. Биттерфельд 4 штуки и "Мемефа" г. Варен - 1 шт.), для вывоза которых имеется только два спецтранспорта, курсирующих до Бреста и обратно.

б) Мостовой кран грузоподъмностью 100 тонн на объекте "И.Г.Фарбениндустри" - г. Биттерфельд, демонтаж которого будет произведен после отгрузки тяжеловесов.

в) Оборудование опытно-технических баз:

Юнкерс - Дессау - 500 вагонов;

БМВ - Штасфурт - 100 вагонов;

Зибельфлюгцойгверке - Галле - 50 вагонов.

В процессе выполнения заданий Правительства и Министерства Авиационной Промышленности по демонтажу немецких заводов коллективу работников Министерства пришлось преодолеть ряд серьезных трудностей.

Перед приходом Красной Армии немцы умышленно разукомплектовали оборудование. Узлы, детали и части, снятые немцами с оборудования, закапывались в землю, расхищались и прятались в складских помещениях. Техдокументация, рабочие чертежи новых конструкций самолетов, уничтожались или также прятались. Все эти недостающие детали, узлы и чертежи приходилось искать, приводить в порядок, ремонтировать и укомплектовывать оборудование и пополнять техдокументацию.

На ряде объектов имеющиеся погрузочные площадки не могли обеспечить нормальную погрузку оборудования, а некоторые объекты этих площадок совсем не имели и их приходилось строить заново.

Для обеспечения упаковочными материалами /гвоздями, досками/ на заводах организовывались лесопильные и гвоздильные цехи.

Демонтаж сложного и уникального оборудования требовал особой тщательной подготовки. Сложные агрегаты подвергались разборке на части и для них составлялась технология разборки и сборки, которая пересылалась вместе с оборудованием в Союз.

Оборудование, имевшее незначительные поломки, подвергалось ремонту на месте. Таким образом было восстановлено значительное количество оборудования.

Демонтаж подземных заводов, расположенных в шахтах, представлял исключительные трудности: особенно был труден подъем оборудования на поверхность земли при разрушенных немцами подземно-транспортных сооружений. Министерством Авиационной Промышленности было демонтировано 10 подземных заводов с общим количеством оборудования 9.892 единицы.

Особо следует отметить демонтаж металлургических заводов "Мемефа" и "И.Г.Фарбениндустри".

На заводе "Мемефа" было демонтировано, кроме другого оборудования, горизонтальный пресс 12.000 тонн, три горизонтальных пресса по 5.000 тонн и бесшаботный воздушный молот 35.000 кг.

При демонтаже прессовых цехов комбината "И.Г.Фарбениндустри", имевшие в своем составе уникальные сверхмощные прессы /мощностью 30.000 и 15.000 тонн/, был решен ряд сложных технических вопросов, при решении которых пришлось идти на большой технический риск. Общий вес демонтированного оборудования прессового цеха составил около 13.000 тонн, в т.ч. имелись 94 негабаритные и тяжеловесные детали весом от 40 до 138 тонн каждая, для отгрузки которых потребовалось изготовление спецплатформ.

В результате проведения ряда организационно-технических мероприятий и напряженной круглосуточной работы, демонтаж прессовых цехов был закончен в установленный Правительством срок - 40 суток.

Необходимо также отметить большую и напряженную работу, выполненную при демонтаже заводов в западных зонах Большого Берлина, отходивших к союзникам. На демонтаж и отгрузку заводов в западных зонах Берлина был установлен весьма сжатый срок. В этот срок было демонтировано и вывезено 17 заводов с количеством оборудования 14.980 единиц, в том числе два подземных завода.

3. ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ НЕМЕЦКИХ ЗАВОДОВ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ЗАПАДНЫХ ЗОНАХ ОККУПАЦИИ СОЮЗНИКОВ

В течение 1946 года бригадами Министерства Авиационной Промышленности было обследовано и произведена оценка 44 немецких заводов, расположенных в западных зонах оккупации союзников, заявленных доступными к репарациям.

Из указанного количества обследованных заводов после рассмотрения материалов, представленных оценочными бригадами, оборудование 11 заводов было признано пригодными для использования его на предприятиях Министерства Авиационной Промышленности СССР.

О необходимости приобретения в счет репарации оборудования этих 11 заводов было своевременно заявлено западному отделу Управления Репараций СВАГ.

Некоторые обследованные заводы оборудования вовсе не имели, хотя и были объявлены доступными к репарациям. О всех выявленных фактах отсутствия оборудования на заводах, объявленными доступными к репарациям, своевременно была информирована Межсоюзная Репарационная Комиссия.

4. ПО ИССЛЕДОВАНИЮ НЕМЕЦКОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Коллектив работников Уполномоченного Министерства в Германии, параллельно с работой по демонтажу и отгрузке оборудования, организовал сбор и изучение образцов немецкой авиационной техники, научно-исследовательских материалов лабораторий и авиационных научно-исследовательских институтов ( и др.)

Было собрано и отправлено в Союз значительное количество новейших образцов немецкой авиационной техники. В том числе:

САМОЛЕТЫ:

Ме-262 с реактивным двигателем ЮМО-004 - 4 экз.,

Не-162 с реактивным двигателем БМВ-003 - 2 экз.,

Ме-163 с реактивным двигателем Вальтер - 3 экз.,

Арадо-234 с 2-мя воздушно-реактивными двигателями БМВ-003 - 1 экз.,

Не-319 с 2-мя моторами ДБ-610 и радиолокационной установкой - 1 экз.

МОТОРЫ И РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ:

Воздушно-реактивный двигатель ЮМО-004 - 20 экз.,

Воздушно-реактивный двигатель БМВ-003 - 15 экз.,

Жидкостный реактивный двигатель БМВ-003 - 2 экз.,

Мощный сдвоенный мотор ДБ-610 - 5 экз.

АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ:

1. Радиолокаторные установки.

2. Агрегаты командного управления.

3. Автопилоты.

4. Датчики.

5. Высотомеры и др. новейшей конструкции авиационные приборы.

Были выявлены и взяты на учет крупные немецкие авиационные специалисты, которые в дальнейшем были организованы в особые конструкторские бюро для выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ по тематике Министерства Авиационной Промышленности. Таким образом было использовано более 600 человек высококвалифицированных специалистов: докторов, научных работников, дипломированных инженеров и т.д. и около 1.500 человек авиационных инженеров и техников. Указанными немецкими специалистами, под руководством советских специалистов, проделана большая научно-исследовательская и конструкторская работа по плану, утвержденному Правительством.

Кроме того, немецкими специалистами было написано большое количество отчетов и докладов на теоретические и научно-технические темы, интересующие Министерство Авиационной Промышленности.

В этих работах были освещены перспективные вопросы, касающиеся достижения сверхзвуковых скоростей и посадки сверхскоростных самолетов, проекты стратосферных самолетов, данные по анализу развития реактивных самолетов, авиационных моторов, авиационных приборов, доклады и отчеты по вопросам исследований высокопрочных алюминиевых сплавов, изучения свойств жаростойких сплавов и т.д. В Советский Союз было отправлено около 80 таких отчетов и докладов.

Было демонтировано и отгружено в Советский Союз, кроме производственного оборудования указанного выше, большое количество лабораторного оборудования, научно-исследовательских и испытательных установок, как, например, высокоскоростные аэродинамические трубы и высотные установки для авиамоторов немецкого научно-исследовательского института "DV Z" и "Юнкерс".

В настоящее время коллектив работников Уполномоченного Министерства продолжает работать над изучением отдельных вопросов авиационной науки и техники Германии. Среди этих вопросов особенно следует отметить работы по изучению и освоению производства керамических изоляторов для авиасвечей. Эти работы имеют большое значение для нашей авиационной промышленности и коллектив работников Министерства приложит все усилия для того, чтобы решить эту задачу в ближайшее время.

Отчет о проделанной работе коллективом Уполномоченного Министерства в Германии прилагается.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ МИНИСТЕРСТВА АВИАПРОМА В ГЕРМАНИИ /КУЗНЕЦОВ/ (подпись)

15 декабря 1946 г.

НазадВперед