Вашему вниманию
предлагается информационно-исследовательская
система:
Немецкие
технологии и советская авиация: тайные страницы
истории
Данное исследование приобретает
особую актуальность в настоящее время, так как
изменение политической обстановки в России
и Германии позволяет объективно
проанализировать процессы взаимодействия
техники и людей двух научно-технических
культур в условиях обострения отношений
между ними, которые сложились в 40-х годах XX в.
Однако существует серьезная
проблема, связанная с проведением исследований,
в которых анализируются не только технические
объекты, но и одновременно целые общественные
структуры. Кроме того, наличие документации на
иностранных языках также осложняет работу.
Исследования двух различных национальных школ
научно-технической мысли желательно проводить
колективом с представителями каждой из школ. Это,
в свою очередь, порождает проблему языкового
барьера. Для преодоления вышеназванных проблем
была разработана
Информационно-Исследовательская Система,
интегрированная в международную компьютерную
сеть INTERNET.
Настоящая система содержит краткие
описания, относящиеся к деятельности германских
авиационных специалистов, проектировавших и
создававших летательные аппараты, силовые
установки и оборудование. Территориально их
деятельность в Германии была сосредоточена в Берлине,
Дессау, Галле, Ростоке, Штасфурте, в СССР в
Подберезье, Савелово, Тушино, Химках, Жуковском,
Куйбышеве и Казани.
В системе впервые дан полный,
составленный по закрытой ранее советской
документации, список германских авиационных
специалистов и членов их семей, живших и
работавших в указанных местах; приводятся
краткие описания техники, разрабатывавшейся
специалистами, а также архивные документы.
При выполнении проекта авторы
стремились, насколько это возможно, уйти от
политических и даже морально-этических
оценок тех фактов и явлений, которые
отражены в имеющихся документах. Такой уход
объясняется не отсутствием у нас этих оценок, а
нежеланием навязывать их нашим пользователям.
Авторы видят свою задачу в том, чтобы
максимально объективно, добросовестно и
бережно, на основе подлинных документов,
представить все стороны этого сложного,
противоречивого и драматического явления. А
выводы и заключения сделает каждый, кто захочет
ознакомиться с результатами предлагаемого
проекта и пришлет информацию на наш e-mail (centre@rsuh.ru).
Отказываясь от публикации
специальных оценок, мы тем не менее, хотели бы
высказать свое общее отношение к
рассматриваемому явлению.
- Первое. Жизнь
и работа немецких авиационных специалистов
в России оказались не столько
производственно-техническим, сколько культурным
явлением, оставившим заметный след в истории
обеих стран. Со временем потеряли
актуальность научно-технические проекты, над
которыми работали немцы, забылась их партийная
принадлежность, но до сих пор остались следы
высокой технической культуры, память о
честности, добросовестности, уровне
профессионализма немецких специалистов. Не
забывается и обычная, бытовая, житейская
культура; умение организовать досуг - различные
спортивные соревнования, музыкальные вечера;
готовность помочь человеку, попавшему в беду. Эта
память не выветривается со временем, она
остается и у новых поколений.
- Второе. Германские
специалисты, не по свободной воле попавшие в
тяжелые условия России того времени, вызывают у
нас чувство уважения. Судьбы многих и многих
людей, граждан СССР, Германии и других стран,
насильно прерванные или покалеченные, служат для
нас очередным предостережением:
абсолютизацию власти государством необходимо
научиться видеть и, что более существенно,
научиться этому противостоять.
- Третье. События, связанные с
пребыванием германских специалистов в СССР
после второй мировой войны, вряд ли будут поняты
адекватно, если не учитывать более ранние
исторические процессы. Мало кто будет оспаривать
тот факт, что между Россией и Германией давно
существовали особые отношения, как в сугубо
материальном плане, так и в интеллектуальном.
Инженерное образование России больше тяготело к
германскому, ценился больше германский
промышленный опыт, российская экономика
имела ярко выраженную германскую
ориентацию. Немало было и всяких тайных
связей. После 1917 г. первой страной, открывшей для
России технологическое окно на Запад, была
Германия. Бюро новой техники, столь важное для
новой России, появилось впервые в Берлине. В
период индустриализации СССР огромное значение
имело освоение немецкого инженерно-технического
опыта. В авиации, например, была открыта первая
международная авиалиния СССР- Германия, первая
совместная авиационная компания - с Германией,
первая концессия - фирмы Юнкерс. В начале 30-х
годов большое значение имело освоение
производства (т.е. создание всей
производственной инфраструктуры) германского
двигателя БМВ-6 (русская марка М-17).
В России менялись правительства, социальный
строй, но понимание высокого качества германской
инженерной мысли и техники оставалось
неизменным. Поэтому в России всегда следили за
развитием немецкой техники больше, чем за любой
другой, неплохо ее знали и научились ее
осваивать.
- Четвертое.
Сама по себе практика репараций, увы, обычное
дело, и охотой за германскими
техническими секретами, особенно по
реактивной проблематике, в конце войны, как
известно, занимались американцы и англичане.
Однако даже беглое знакомство, например, с
аналогичными американскими историческими
материалами показывает, что сходство здесь
только внешнее. Еще до конца войны для сбора,
систематизации и исследования
технической документации и материальной части
германской реактивной авиации, в США
управлением технической эксплуатационной
службы ВВС был создан специальный центр
во Фримен Филде (штат Индиана). В задачи
центра входило доведение немецких реактивных
самолетов (экспериментальных образцов) до стадии
летных испытаний, проведение их поузлового
исследования. Но по известным и понятным
причинам, у США не было необходимости в
германском станочном парке, а также вывоза из
Германии огромного числа рядовых исполнителей,
не было, наконец, необходимости копировать
германскую технику. Им нужна была полная
информация для корректировки и организации
собственных работ.
Авторы и разработчики
системы.