Начальный
период изучения и освоения немецкой реактивной
техники в СССР.
Май 1945 - апрель 1946г.
Работа была начата с командирования в Германию групп ведущих специалистов, таких как профессор Бочвар, профессор Мартынов, доктор Шаров, Королев, Мишин, Победоносцев и многих других, которые впоследствии стали известными учеными и руководителями.
Задачами указанных групп являлись:
К этой работе были привлечены многие немецкие специалисты. В числе привлеченных научных сил были и такие известные ученые:
Каждому из немецких специалистов было предложено составить отчет или доклад о прошлой деятельности научного учреждения, в котором он работал и своей личной деятельности как научного специалиста. Кроме того, давались отдельные теоретические задания по авиационной науке и технике. После ознакомления с этими материалами советские специалисты ставили новые конкретные тематические задания, в развитие которых немецкие специалисты давали дополнительные новые материалы. Среди докладов немецких специалистов следует отметить следующие:
Полученные отчеты с заключением
советских экспертов направлялись в Министерство
авиапрома или в соответствующие институты для
более глубокого их изучения и применения в своей
практической работе. В 1945-1946 гг. немецкими
специалистами по заданиям МАПа было выполнено
160 работ (докладов). ![]()
На этом этапе впервые встает вопрос об отношении образованных слоев германского населения, в первую очередь технической интеллигенции, к предложению сотрудничества с советской тоталитарной структурой. Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.
В адрес Советской Военной
Администрации (СВА) в Германии, начиная с 1945 г., на
протяжении тре-четырех лет поступали письма от
немецких специалистов с конкретными
предложениями типа:"Я нахожусь в любое время в
расположении русских военных властей, поскольку
"НАТТЕР" представляет собой интерес, я
предлагаю дать возможность собрать всех быв.
сотрудников путем личного посещения их, и этим
самым собрать письменные материалы и чертежи.
Будет ли успех, в данное время не могу обещать.
Также повторяю, что я не хочу приобрести этим
путем источник дешевой и легкой наживы - я много
раз готов объяснить, как это уже делал одному из
политруководителей - майору из местной
комендатуры. Моя временно плохая обстановка не
должна играть никакой роли при этом." ![]()
"Как старый член коммунистической
партии, желая создать государству всех
трудящихся это огромное техническое
преимущество перед капиталистическими странами
и передать исследовательским организациям мои
исследования, я обращаюсь к СВА, так как сам, к
сожалению, принадлежу не к русской зоне..." И
далее следуют технические подробности для
защиты от атомной бомбардировки.![]()
"...Я инженер-конструктор
машиностроения, с июня 1945 года вместе с семьей
нахожусь в Германии, и несмотря на все старания
не могу найти заработка. Мне хотелось бы
применить свои знания и опыт для развития
промышленности в нашей стране. Прошу выслать
условия."
Подобных примеров можно привести
множество.![]()
Наиболее крупные немецкие
специалисты выполняли работы за весьма солидное
вознаграждение и выделение дополнительных
продуктовых пайков.
Советская
администрация не успевала делать экспертные
заключения о тех или иных предложениях (для этого
требовались собственные квалифицированные
кадры, которых в Германию командировали по
особым распоряжениям, но они были крайне
ограничены). В результате, многие известные
немецкие специалисты, проживавшие в советской
зоне, остались без внимания и предложили свои
услуги другим военным миссиям. Например, доктор Борнеман,
профессор Курт Танк, доктор Койне
и др.![]()
Высокий профессиональный
уровень немецких специалистов позволял им
получить работу по заданиям СВА в Германии и не
по своей основной специальности. Например,
крупнейший специалист по экспериментальной
аэродинамике доктор Ланге работал в
группе Министерства автомобильной
промышленности, а один из старейших
конструкторов гидросамолетов Германии доктор
Духензе - по строительству жилых домов.![]()
При относительной лояльности
немецких специалистов к СВА, весьма сильным было
и их отторжение. При анализе архивных
материалов нам удалось найти документы,
свидетельствующие о фактах неподчинения властям
отдельных специалистов. Например, Вальтер Маттос
- специалист высокого уровня завода
"Юнкерс", директор авиамоторного завода в
г.Тауха, под руководством которого в 1944 г.
производились монтаж и испытания двигателя для
истребителя Ме-262. 26 мая 1946 г. он был арестован и
осужден за саботаж (вместе с пятью другими
специалистами) и сокрытие во время демонтажа
завода от советской администрации 27
металлообрабатывающих станков.
Подобные факты не
редкость.
На основании этой информации советской военной администрацией создавалась картина промышленного и научного потенциала Германии, и, самое главное, формировались конкретные мероприятия по заимствованию ее научно-технических ресурсов. Одновременно с этими объединенными группами специалистов были приняты меры к восстановлению на территории Германии экспериментальных, производственных баз и конструкторских бюро.
Группы советских специалистов были направлены в первую очередь в центры научно-исследовательских и конструкторских работ Германии в зоне советской оккупации в города: Берлин, Дессау, Галле, Лейпциг, Узенбург и Росток.
Главными авиационными научно-исследовательскими центрами в этих городах являлись следующие организации:
В Берлине - Научно-исследовательский институт авиационных проблем Дефауэль и Всегерманский институт испытания материалов.
В Дессау - Опытный центр фирмы "Юнкерс" по самолетам, моторам и винтам, аппаратуры непосредственного впрыска.
В Галле - Опытный завод авиационной фирмы "Зибель".
В Лейпциге - Институты Лейпцигского университета, завод "Лангбейн-Пофангаузер" и завод "Зюд И.Г.Фарбенидустри".
В Узенбурге - Опытный центр по воздушно-реактивным двигателям фирмы "БМВ" (ранее находившаяся в Берлине-Шпанда).
В Ростоке - Опытный центр фирмы "Хейнкель".