Сов. секретно [33]
ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА
АВИАЦИОННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ ИАС
тов. М.М. Л У К И Н У
от конструктора по
моторостроению
УРМИНА Е.В.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
В результате ознакомления с работами
немецких конструкторских групп по ВРД в г. Дессау
и г. Штасфурте, можно установить следующее:
- По тяге, двигатели "012" и "018"
занимают ведущее место среди известных нам ВРД;
по их лобовой поверхности они также занимают
одно из передовых мест, хотя последнее
преимущество значительно погашается большой
длиной двигателя.
- По удельному расходу топлива
двигатели уступают на 20-30 % более экономичным
английским ВРД, по удельному весу почти в 2,5 раза
тяжелее их. В современных условиях эти
недостатки являются решающими, ток как, по
складывающимся воззрениям, при создании новых
типов ВРД, почти не существует ни каких
ограничений к повышению их мощности.
- Доводка двигателей "012" и
"018" находится в начальной стадии. По степени
отработанности конструкции, вряд ли реально
рассчитывать на проведений ее официальных
испытаний в 1946 г. Припомним, что создание
последнего ВРД фирмы "Рольс-Ройс -НЭН"
заняло, с момента проектирования, всего 5,5
месяцев.
- Технические руководители работ по 012
и 018 в прошлом самостоятельных конструктивных
работ не вели /д-р ШАЙБЕ, д-р ФОХТ, ВАЛЬДМАН,
ПРЕСТЕЛЬ, КЮММЕЛЬ/, и по существу не являются
авторами этих двигателей, а лишь восстановили их
чертежи с некоторыми изменениями. В конструкции
"012" и "018" хорошо учтен и использован
опыт фирм "ЮНКЕРС" и "БМВ" по созданию
двигателей "004" и "003", но конструкция их
является значительно более сырой, в особенности
учитывая большой скачек в мощности; сказывается
также длительный отрыв конструкторов от
сведений по работам иностранных фирм, а равно и
отсутствие привычной в прошлом, помощи смежных
специальных фирм и институтов.
- Намеченные новые перспективные
работы обоих ОКД / - комбинация ВРД с поршневым
двигателем - в Дессау, и турбина постоянного
объема сгорания - в Штасфурте/ - не идут по линии
современного развития, хотя и представляют свой
интерес. Естественно ожидать, что подобный путь
развития также не может ускорить появление более
современных двигателей.
- Расчетный и конструкторский аппарат
обоих ОКД достаточно силен для проведения
выше упомянутых работ, и разработки других
заданий. Советских конструкторов в составе ОКБ
нет.
- В Дессау проводятся испытания
элементов двигателя на прочность, с неполным
воспроизведением рабочих условий; начаты
испытания нагнетателя 004 на специальной
установке, а также испытания двигателя "004" в
высотной камере, что имеет особенно большое
значение; однако, для испытаний двигателей
"012" и "018" эти установки недостаточны;
другие лабораторные работы находятся в
зачаточном состоянии, в особенности в г.
Штасфурте.
- Научно-исследовательская часть не
развита в обоих ОКБ. В частности профилировка
лопаток компрессоров / а в Дессау и профилировка
лопаток турбин/ - велась фирмой "АЭГ",
которая, в свою очередь, базировалась на
исследовании Геттингенской лаборатории. Сейчас
в связи с ними утеряны, и это отражается на
доводке двигателя 012.
- Производственная часть обоих ОКБ
развита очень хорошо, равно как и их
технологический аппарат. Сильно развиты группы
по сварке, по штамповке и слесарной обработке -
обстоятельство особенно важное при постройке
современных ВРД. В наших моторных ОКБ МАП эти
группы всегда являются наиболее слабым
производственным звеном. Полагаю, что
объединение производственных баз, расположенных
в г. Дессау и г. Штасфурте, не увеличило бы степени
комплектности ОКБ, и не сократило бы сроки
постройки деталей. Из сказанного вытекает
следующее:
- Продолжение работ по двигателям
"012" и "018" является вполне правильным,
так как этим обеспечивается получение наиболее
мощных современных ВРД на базе богатого опыта
фирм "Юнкерса" и "БМВ" /правда, без
участия основных авторов этих объектов/.
Безусловно полезно продолжение работ по
форсированию двигателей "004" и "003", а
также по двигателю пульсирующего типа. Но наряду
с этим более тщательно должна быть дополнена
тематика по новым, перспективным машинам, в
УЧЕТОМ ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВРД И
СОВРЕМЕННЫХ ТЕМПОВ ИХ ДОВОДКИ.
- Состав ОКБ желательно пополнить
советскими конструкторами, а руководство их
усилить. В случае объединения ОКБ, общее
техническое руководство тем более не может быть
обеспечено наличными кадрами. Необходимо к тому
же, учесть известную розницу обоих групп, в
результате многолетней междуфирменной
конкуренции, и нежелание использовать опыт и
помощь друг от друга.
- Должны быть созданы лаборатории,
мощные стенды и более мощная высотная камера;
должны быть развиты исследовательские работы,
соответственно новой тематике и перспективным
работам.
- Объединение производственных баз ОКБ
по-видимому менее целесообразно, чем их
самостоятельное существование; объединение не
увеличит степени комплектности оборудования, и
не сократит сроки доводки объектов; наоборот -
сохранение их обоих позволит быстро развернуть в
СССР еще одно ОКБ, либо с использованием немецкой
группы, либо на базе какого либо недостаточно
развитого ОКБ МАП.
/подпись/ г. Дессау