НазадВперед

Сов. секретно [33]

ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА
АВИАЦИОННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ ИАС
тов. М.М. Л У К И Н У
 от конструктора по
моторостроению
УРМИНА Е.В.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

В результате ознакомления с работами немецких конструкторских групп по ВРД в г. Дессау и г. Штасфурте, можно установить следующее:

  1. По тяге, двигатели "012" и "018" занимают ведущее место среди известных нам ВРД; по их лобовой поверхности они также занимают одно из передовых мест, хотя последнее преимущество значительно погашается большой длиной двигателя.
  2. По удельному расходу топлива двигатели уступают на 20-30 % более экономичным английским ВРД, по удельному весу почти в 2,5 раза тяжелее их. В современных условиях эти недостатки являются решающими, ток как, по складывающимся воззрениям, при создании новых типов ВРД, почти не существует ни каких ограничений к повышению их мощности.
  3. Доводка двигателей "012" и "018" находится в начальной стадии. По степени отработанности конструкции, вряд ли реально рассчитывать на проведений ее официальных испытаний в 1946 г. Припомним, что создание последнего ВРД фирмы "Рольс-Ройс -НЭН" заняло, с момента проектирования, всего 5,5 месяцев.
  4. Технические руководители работ по 012 и 018 в прошлом самостоятельных конструктивных работ не вели /д-р ШАЙБЕ, д-р ФОХТ, ВАЛЬДМАН, ПРЕСТЕЛЬ, КЮММЕЛЬ/, и по существу не являются авторами этих двигателей, а лишь восстановили их чертежи с некоторыми изменениями. В конструкции "012" и "018" хорошо учтен и использован опыт фирм "ЮНКЕРС" и "БМВ" по созданию двигателей "004" и "003", но конструкция их является значительно более сырой, в особенности учитывая большой скачек в мощности; сказывается также длительный отрыв конструкторов от сведений по работам иностранных фирм, а равно и отсутствие привычной в прошлом, помощи смежных специальных фирм и институтов.
  5. Намеченные новые перспективные работы обоих ОКД / - комбинация ВРД с поршневым двигателем - в Дессау, и турбина постоянного объема сгорания - в Штасфурте/ - не идут по линии современного развития, хотя и представляют свой интерес. Естественно ожидать, что подобный путь развития также не может ускорить появление более современных двигателей.
  6. Расчетный и конструкторский аппарат обоих ОКД достаточно силен  для проведения выше упомянутых работ, и разработки других заданий. Советских конструкторов в составе ОКБ нет.
  7. В Дессау проводятся испытания элементов двигателя на прочность, с неполным воспроизведением рабочих условий; начаты испытания нагнетателя 004 на специальной установке, а также испытания двигателя "004" в высотной камере, что имеет особенно большое значение; однако, для испытаний двигателей "012" и "018" эти установки недостаточны; другие лабораторные работы находятся в зачаточном состоянии, в особенности в г. Штасфурте.
  8. Научно-исследовательская часть не развита в обоих ОКБ. В частности профилировка лопаток компрессоров / а в Дессау и профилировка лопаток турбин/ - велась фирмой "АЭГ", которая, в свою очередь, базировалась на исследовании Геттингенской лаборатории. Сейчас в связи с ними утеряны, и это отражается на доводке двигателя 012.
  9. Производственная часть обоих ОКБ развита очень хорошо, равно как и их технологический аппарат. Сильно развиты группы по сварке, по штамповке и слесарной обработке - обстоятельство особенно важное при постройке современных ВРД. В наших моторных ОКБ МАП эти группы всегда являются наиболее слабым производственным звеном. Полагаю, что объединение производственных баз, расположенных в г. Дессау и г. Штасфурте, не увеличило бы степени комплектности ОКБ, и не сократило бы сроки постройки деталей. Из сказанного вытекает следующее:

/подпись/ г. Дессау

НазадВперед