НазадВперед

[32]

Сов. секретно

Справка к совещанию у Председателя Особого Комитета при Совете Министров СССР товарища Маленкова Г.Н.

 

I. Итоги демонтажа оборудования и комплектность демонтированного оборудования.

С территории Германии, в зоне оккупации советских войск, Министерству Авиационной Промышленности по действующим Постановлениям ГОКО и Совета Министров СССР передано:

84 немецких объекта с количеством оборудования 66057 единиц, в том числе:

На 1-е мая 1946 г. демонтаж оборудования указанных заводов полностью закончен, за исключением:

  1. ЗаводаЮнкерс в г. Дессау, где оставлено 237 металлорежущих станков.
  2. ЗаводаБМВ в г. Штасфурт, где оставлено 367 металлорежущих станков.

Оставленное оборудование этих заводов используется на работе в Германии по опытной тематике.

Согласно специальному решению Совета Министров СССР, демонтаж этого оборудования будет произведен в августе-сентябре 1946 года. Таким образом, на 1 мая 1946 года демонтировано оборудование 82 немецких предприятий в количестве 65453 единиц оборудования, в том числе 31764 металлорежущих станков.

Следует отметить, что работниками Министерства Авиационной Промышленности, в крайне короткий срок - 40 дней, демонтированы уникальные прессы 30000 т и 15000 т на заводе И.Г.Фарбениндустри в г. Битерфельд.

Из этого количества отгружено 38996 единиц оборудования, в том числе 16742 металлорежущих станка. Оборудование 40 заводов отгружено полностью.

Прибыло к месту назначения 25953 единицы оборудования, в том числе металлорежущих станков 11544 шт. Оборудование 18 немецких заводов получено полностью.

Таблица 32. Характеристика немецких заводов, оборудование которых вывозится Министерством Авиационной Промышленности.
Профиль немецких заводов Количество заводов Количество оборудования
ВСЕГО В т.ч. металлореж. станков
Моторные и моторно- агрегатные 21 22630 13938
Самолето- строительные и самолето- агрегатные 30 23314 11232
Опытные заводы и научно- исследовательские организации 8 9872 1827
Приборостроительные 11 5183 3543
Литейные по легким сплавам 3 1305 316
Прокатные 2 1345 183
Винтовые 3 1327 614
ПРОЧИЕ 6 477 111

Оборудование немецких заводов распределялось Министерством Авиационной Промышленности в соответствии с профилем немецкого завода и потребностью завода Министерства.

Таким образом, оборудование распределялось целыми заводами в целевом назначении.

Однако, и при этих условиях имеется технологическая некомплектность поступившего оборудования за счет:

II. Выполнение действующих Постановлений Правительства.

Со 2.II.1945 г. по 9.IV.1946 г. для Министерства Авиационной Промышленности было принято 49 постановлений Правительства, которыми было передано 206 немецких объектов.

20 декабря 1945 г. нами доложено на имя товарища МАЛЕНКОВА Г.М. о том, что из числа объектов, переданных Министерству Авиационной Промышленности, - 16 заводов передано в другую систему, а на 13 заводах оборудования не оказалось (в числе этих заводов были дважды включенные в Постановления под другими названиями).

В последующем было передано в другую систему дополнительно 7 заводов, а на 5 объектов вынесено повторное решение.

Таким образом, за Министерством Авиационной Промышленности на 1 мая 1946 года числится 161 немецкий объект, в том числе в Германии, зона оккупации советских войск - 84 объекта. Все эти объекты, за исключением двух, - демонтированы полностью.

III. Сохранность оборудования в пути следования и на перевалочных базах.

Министерство Авиационной Промышленности вносит следующие предложения по этому вопросу:

а) ежемесячно, совместно с Министерством, устанавливать план отгрузки конкретных транспортов, исходя из их положения и срочности получения по каждой базе в отдельности;

б) прекратить выгрузку оборудования на землю;

в) на каждый намеченный к отгрузке транспорт разрушить Министерству направлять 2-х сопровождающих, обеспечивая их воинскими аттестатами на питание и обмундирование;

г) разрешить Министерству на каждой перевалочной база иметь от 5 до 7 человек постоянных представителей, как диспетчерский пункт, оформив содержание их штатным расписанием. Этим представителям присвоить временное воинское звание и обеспечить воинскими аттестатами и обмундированием.

IV. Организация работы в Министерстве по трофейным делам.

В настоящее время имеется отдел в составе 10 человек, подчиненный Начальнику Управления Оборудования.

Предполагается:

V. Использование оборудования и перспективы использования на дальнейшее.

На 1-е мая 1946 года получено:

Смонтировано:

В числе полученного оборудования некомплектно:

Таблица 33. Распределение полученного трофейного оборудования по основным отраслям авиапромышленности и состояние монтажа.

Отрасль авиапромышленности Металлорежущие станки Кузнеч.прессов Передано на др. заводы
Поступило Смонтировано Поступило Смонтировано Станки Кузн. прес.
Моторостроение 9390 4562 272 71 157 20
Самолетостроение 4148 1988 1027 671 797 34
Моторные агрегаты 2742 1657 229 128 480 14
Самолетн. агрегаты 835 587 76 36 84 -
Приборостроение 1949 734 241 58 - -
Радиолокация 1519 937 378 176 262 61

В результате обсуждения на Коллегии Министерства, принято решение:

а) во II кв. 1946 г. смонтировать все станочное оборудование, прибывшее на заводы да 1.IV.1946 г. (всего 20704 металлорежущих станка);

б) до 20-го мая 1946 г. составить графики монтажа на получение трофейное оборудование по каждому заводу;

в) в месячный срок переконсервировать и укрыть в помещениях все оборудование, не подлежащие монтажу во II кв. 1946 г.;

г) провести во II кв. 1946 г. обследование всех заводов, получивших трофейное оборудование (30 человек уже послано).

Особо остро стоит вопрос использования металлургического оборудования. Получено оборудование с 3-х немецких заводов; ввод в эксплуатацию его потребует ассигнований в сумме около 900 млн. руб., в т.ч. стоимость оборудования 450 млн. руб.

Всего на пятилетку предусмотрено 180 млн. руб. Одна только консервация прибывшего оборудования потребует 35-40 млн. рублей. Требуется особое решение по этому вопросу.

(Л. Гришин)  /подпись/ май 1946 г.

НазадВперед