Сов.секретно
ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД О ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЫТНОГО ЗАВОДА N 1 за 1948 год
Государственный Союзный Опытный завод N 1 МАП расположен на левом берегу реки Волга, севернее Иваньковской плотины канала им. Москвы на расстоянии 2-х километров.
Связь завода с правым берегом реки Волга осуществляется автотранспортом по шоссейной дороге, идущей через мост плотины и туннель шлюза N 1 Иваньковского гидроузла. Пропуск автомашин через мост затруднен, а пеший проход совершенно запрещен организациями охраны. Поэтому связь населения с правым берегом осуществляется зимой - по льду Московского моря, весной и летом - лодочной переправой через р. Волгу.
Железнодорожным сообщением завод связан со ст. Дмитров - Большая Волга, Ярославской железной дороги, расстоянием до завода до 6 километров.
К заводу примыкает рабочий жилой поселок, населенный работниками завода.
На заводе действует нижеследующая производственная структура:
1. Опытно-конструкторское бюро N 1.
Опытно-конструкторское бюро N2 с отделами двигателей и измерительных приборов.
Отдел химии.
Производственные цеха:
а/ цех N 1 - механической обработки;
б/ цех N 2 - слесарно-сборочный;
в/ цех N 3 - агрегатно-сборочный;
г/ цех N4 - гидроагрегатов и спецоборудования;
д/ цех N 5 - окончательной сборки;
е/ цех N11 - штамповочно-заготовительный;
ж/ цех N 12 - горячей обработки;
з/ цех N 13 - покрытий;
и/ цех N 14 - оснастки и приспособлений;
к/ цех N 15 - макетный;
л/ цех N 16 - лаборатория статических и вибрационных испытаний;
м/ цех N 17- летно-испытательный;
н/ цех N 20 - двигателей с испытательным стендом.
Вспомогательные и обслуживающие цеха:
а/ цех N 10 - эксплуатаций зданий и сооружений;
б/ цех N 18 - ремонтно-механический;
в/ цех N 21 - паро-силовой;
г/ цех N 22- электроцех;
д/ цех N 23 - связи и радио; Транспортный;
Центрально-заводская лаборатория;
Аэрогидродинамическая лаборатория.
До 1948 года на заводе существовало два, раздельных для каждого ОКБ, производства. Такая организация отрицательно влияла на ход работы завода, вносила обезличку и безответственность в среде руководящего состава. Кроме того, эта порочная система имела и тот недостаток, что во главе цехового руководства стояли немецкие специалисты, а русские ИТР исполняли второстепенные обязанности и, практически, не могли эффективно влиять на ход производственного процесса.
Для иллюстрации достаточно иметь в виду, что из 15 начальников цехов в 1947 году 8 являлись немецкими специалистами.
Естественно, что такое положение не могло быть терпимым в 1948 г., поэтому в январе месяце была проведена реорганизация производства, состоящая в объединении однотипных цехов, объединении аппарата производственного управления, выдвижении на руководящую работу русских специалистов, при этом был также пересмотрен подбор и расстановка среднего руководящего состава цехов (мастера, технологи и т.д.)
В результате реорганизации количество цехов основного производства сократилось вдвое, а из 9 начальников цехов - 8 человек были назначены из числа русских специалистов.
Одновременно с этим, благодаря объединению цехов, выяснилась возможность качественного подбора мастеров и перевод плохо справляющихся с руководящей работой в число квалифицированных рабочих.
Реорганизация производства незамедлила сказаться в повышении ответственности за выполнение порученного задания, требовательности руководителей цехов и подчиненным им лицам.
В настоящее время, во исполнение указания Особого Управления МАП, заканчивается разработка схемы организации завода на 1949 год, с учетом назначения завода для опытного производства, исходя из принципов жесткого режима экономии и максимального сокращения накладных расходов.
После рассмотрения и утверждения схемы Особым Управлением, последняя немедленно будет внедрена на заводе.