НазадВперед

Сов. секретно

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ
АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Генерал-полковнику тов.
ШАХУРИНУ А.И.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

по работе специальной комиссии генерал-майора ИАС ПЕТРОВА Н.И. за время с 6 по 11 мая с.г. включительно.

 

1. Ваша шифровка от 11 мая с.г. была нами получена 13 мая. Она была задержана доставкой в штабе тыла 1 Белорусского фронта.

Комиссия в полном составе, с экспертами, еще до получения шифровки, 11 мая перебазировалась на территорию Института в Адлерсгоф и начала работу по подготовке Института к вывозу. Производится опись оборудования и технических материалов, подлежащих упаковке и оправке в Москву, с одновременным отбором наиболее ценных и актуальных материалов для отправки их самолетом.

Для выполнения работы по разбору оборудования и технических материалов, демонтажа оборудования, упаковки и погрузки, наличного состава людей в комиссии совершенно недостаточно; они просто теряются на территории и в корпусах этого огромного Института. Согласно Ваших указаний о вызове из институтов специалистов в целях обеспечения перевозки оборудования в Москву, нами составлены списки отдельно по каждому институту, которые просим утвердить и дать приказание о направлении специалистов в Адлерсгоф в возможно короткий срок.

Новую и, в особенности, реактивную технику мы свозим в , где храним ее в отдельном ангаре. Член военного совета 1 Белорусского фронта генерал-лейтенант Телегин, по ходатайству Зам. Наркома тов. Кузнецова, приказал выделить эшелон в 25 вагонов для отправки в Москву всей собранной нами новой техники. К погрузке приступим, как только будут выданы вагоны. Перевалочный пункт с европейской колеи на широкую для этого назначен в Познани. Подача вагонов обещана начальником ВОСО фронта генерал-майором Черняковым в ближайшие дни.

К настоящему докладу прилагается перечень образцов новой техники, которые будут отправлены с эшелоном.

При составлении описи оборудования и технических материалов, в скоростной трубе отобраны особо ценные для нас материалы продувок моделей крыльев, профилей и целях объектов. Эти материалы в значительной мере предвосхищают план работы ЦАГИ по аналогичной тематике на 1945 год. Материалы отправлены в Москву на самолете 16 мая: перечень их представляется Вам при настоящей докладной записке.

Командующий 16-й воздушной армией генерал-полковник Руденко выделил БАО для обеспечения охраны, технического и хозяйственного обслуживания, с подчинением его непосредственно мне. Этот батальон используется нами для переброски новой техники.

Согласно Ваших указаний, данным нам в Москве, группа Абрамовича, после окончания работ по Берлину, 1 мая была отправлена на автомашине "Виллис" в Пеннемюнде. До настоящего времени связи с группой Абрамовича мы не имеем.

Нами был допрошен начальник моторной лаборатории "DV L Carobelli", проживающий в Адлерсгофе, в доме N 22 по улице Wimerlergum. Протокол допроса прилагаем к настоящему отчету.

За отчетный отрезок времени нами был обследован ряд предприятий, в том числе Всегерманский институт Испытания Материалов, расположенный в Далеме на улице Унтер ден Эйхен. Этот институт решением Сабурова передается НКАП. Шифровка о передаче этого Института НКАП послана в Москву.

Осмотрены следующие предприятия:

1. Всегерманский институт Испытания Материалов в Далеме, ул. Унтер ден Эйхен.

2. Центральный опытный завод фирмы "Телефункен" в Целендорфе (г. Берлина), Жесковдаммштрассе.

3. Завод фирмы "Хеншель" в Шёнефельде, в юго-западной части Берлина.

4. Завод фирмы "BMW" в Басдорфе.

5. Лаборатория по радиолокации и автоматике фирмы Сименс в Фалькензее (в 10 км западнее Шпандау).

6. Опытный завод фирмы "Асканиа" в Фриденау (ю.з. Берлина), ул. Кайзер Аллес.

I. Всегерманский Институт Испытания Материалов.

Институт состоит из следующих отделов:

1. Отдел материалов:

Руководитель отдела - проф. доктор Зибель. Отдел состоит из трех секций - металловедения, металлических конструкций и измерений. Работы проводились в областях - металлофизики, металлохимии, коррозии, технологии обработки, машиностроения и котлостроения. В последнее время главными исследованиями отдела являлись:

а) влияние скорости и длительности нагружения на прочность материалов и конструкций;

б) спектральный анализ материалов;

в) испытания микроплотности сплавов.

2. Отдел органических веществ.

Руководитель отдела - профессор, доктор химии Киндшер. Состоит из двух секций - синтетических веществ и покрытий, каучука и производимых угля и нефти. Области работы - синтетические вещества для пластиков, клеев, покрытий и резин. В последнее время главными исследованиями отдела являлись:

а) влияние содержания смолы на прочность пластмасс;

б) химическая стойкость пластмасс;

в) методы анализа и контроль синтетических веществ;

г) влияние новых типов наполнителей для каучуков на прочность резин (силикагель);

д) вопросыактивности наполнителей каучука, битумов.

2. Радиолокатор ночного истребителя. Локатор определяет координаты бомбардировщика противника на дистанции до 10-15 км с точностью по углу места порядка 1 град. и по дальности порядка 5%. Длина волны - 9 см.

3. Наземная локационная установка - определитель координат самолета, снабженного радиолокационным радиоприцелом.

4. Корабельный локатор, определяющий координаты корабля противника на дистанции до 15 км.

На данный опытный завод кроме нас претендуют НКСП и НКЭП.

З а к л ю ч е н и е.

1. Опытный завод как выполняющий в основном авиационную тематику, следует передать НКАП и полностью вывезти его оборудование.

2. Образцы авиационной радиолокационной аппаратуры, как представляющие особую ценность, вывезти немедленно и отправить в Москву на самолете.

IV. Завод фирмы "Хеншель" в Шёнефельде.

Завод расположен на территории около 1 х 2 км, радом с летным полем 1.4 х 1.6 км. Основные цеха размещены в зданиях ангарного типа размером 100 х 200 м. Продукция завода - тяжелые бомбардировщики Хейнкель.

Кроме того заводом выпускались малые серии опытных машин Хейнкель 177 и единичные экземпляры реактивных самолетов. На территории завода найдены несколько экземпляров -1 с двойным и одинарным управлением самолетного типа.

На этих самолетах имеется посадочное приспособление в виде лыжи.

Находка этих самолетов свидетельствует о том, что доводка -1 производилась летчиком. В опытном цехе найден реактивный двигатель ЖРД, похожий на двигатель -2. В ящиках в опытном цехе найден ряд моделей реактивных самолетов, проходивших аэродинамические испытания.

Кроме причисленных заводов было обнаружено следующее:

1.Несколько незаконченных сборкой самолетов Хейнкель-177 с различными модификациями моторной группы и герметической кабиной.

2. Два макета отсеков фюзеляжа этого самолета с герметическими кабинами.

3. Герметическая кабина, установленная в лаборатории для испытания на герметичность.

4. Фюзеляж реактивного самолета с двигателем ВРД-К марки BMW-003, с горизонтальным расположением летчика, с установкой двигателя на верхней части фюзеляжа.

5. Стапель с заделом фюзеляжа того же типа.

6. Шесть моторов ЮМО-222, с непосредственным впрыском водяного охлаждения, 6-ти цилиндровая, 4-х рядная звезда.

7. Большое количество планирующих бомб, управляемых по радио (без автоматики).

З а к л ю ч е н и е.

Считаем необходимым вывезти с территории завода следующее:

 

V. Завод фирмы BMW в Басдорфе.

Завод изготовлял газотурбинные реактивные двигатели BMW-003 и производил сборку моторов BM-801.

Кроме того велись работы по жидкостным реактивным двигателям.

Наличие конвейерной сборки обеспечивало выпуск 15-20 двигателей BMW-003 в день. Основные детали и агрегаты (корпуса, колеса компрессора, камеры сгорания, сопла) доставлялись с заводов-смежников. Колеса турбин завод изготовлял сам. По некоторым узлам сохранился задел свыше 150 шт.

На заводе производились контрольные испытания двигателей BMW-003, для чего имеется следующее оборудование:

1. Шесть испытательных стендов, оборудованных тепловыми динамометрами, пультом управления и контрольными приборами.

2. Хорошо оборудованная лаборатория для испытания топливных и масляных систем турбореактивных двигателей.

3. Три электростенда для испытания колес компрессора мощностью до 300 кВт и один агрегат Леонарда к ним.

4. Не смонтированный осевой компрессор мощностью 1.500 л.с., приспособленный для наддува ВРД.

5. Девять различных стендов для испытания жидкостных реактивных двигателей.

6. Четырнадцать сферических резервуаров, часть которых заполнена окислителем и топливом.

7. Топливо для ЖРД, в стендовых резервуарах и на складах.

8. Некоторые агрегаты и детали ЖРД.

Завод вывозится директором Авраменко.

VI. Лаборатории по радиолокации и автоматике Сименса.

В Фалькензее помещается научно-исследовательские лаборатории и обслуживающие их мастерские, переведенные из Сименс-штадта вследствие бомбардировок. В лабораториях велись работы по следующей тематике:

1. Импульсные радиолокационные приборы.

2. Осциллографические приборы.

3. Телеуправление электрическими станциями.

Лаборатории обеспечены стрелочными электроизмерительными приборами, имеются 2 осциллографа, 2 звуковых генератора и другая аппаратура. Станочный парк завода составляет около 200 единиц.

В лабораториях имеются образцы разработок, из которых наибольший интерес представляют следующие:

1. Малогабаритный самолетный генератор импульсов с мощностью в импульсе 500 кВт.

2. Генератор импульсов продолжительностью 2-3 микросекунды, с мощностью в импульсе 2000 кВт, для наземного радиолокатора.

3. Осциллограф для измерений продолжительности импульсов с точностью 7 - 10 секунд.

4. Индикатор расстояний для наземного радиолокатора с дальностью действия до 400 мм.

5. Индикатор к самолетному радиолокатору.

З а к л ю ч е н и е.

Ввиду наличия широкой авиационной тематики выполняемых лабораториями работ по радиолокации и большого значения этих работ, предлагаем лаборатории вместе со станочным оборудованием и образцами разработок вывезти и передать НКАП и НКЭП.

VII. Опытный завод "Асканиа" в Фриденау.

На опытном заводе разрабатывались образцы приборов фирмы, которые запускались затем в серийное производство на других заводах "Асканиа".

Тематика работ завода имела два четко выраженные направления:

1. Электрические авиационные и навигационные приборы. Дистанционные компасы, агрегаты автоматического управления самолетом, автопилоты.

2. Оптические прецизионные приборы - геодолиты, пуадо. В соответствии с этим специализированы и лаборатории и производственные подразделения. Штат завода составляет 1100 человек, из которых 300 человек - файнмехаников. В составе предприятия имеются конструкторские бюро, исследовательские лаборатории и производственные мастерские. В лабораториях в большом количестве имеется:

Прецизионная оптическая аппаратура:

1. спектрографы;

2. спектрометры;

3. приборы для испытания и юстировки объектов;

4. кинопроекционный аппарат;

5. приборы "Панфот" для измерения разрешающей способности фотоэмульсии;

6. оптические компараторы.

Из электрических приборов имеются:

1. прецизионные многошкальные гальванометрымультифлекс;

2. универсальные комбинированные приборы;

3. нормальные лабораторные стрелочные приборы;

4. магазины сопротивлений;

5. реостаты Рустрата.

На заводе имеются:

1. стенды для вибрационных испытаний, типа Лист;

2. ценные испытательные стенды для авиационных рулевых машин и, в частности, рулевых машин - 2;

3. установки для кондиционирования воздуха;

4. круговая делительная машина для шкал;

5. линейная делительная машина;

6. весьма совершенная коническая делительная машина;

7. пантографы. Станочный парк завода состоит из около 250 металообрабатывающих и 30 оптических (для шлифовки линз) станков. Особо следует отметить наличие двух точных координатно-расточных станков.

З а к л ю ч е н и е.

1. Цеха и оборудование, используемые при разработке и изготовлении авиационных приборов, вместе с технической документацией, следует передать НКАП и полностью вывезти.

2. Лабораторное и производственное оборудование, приспособленное для оптического производства, передать НКВ.

VIII. Материалы скоростной трубы , отправляемые в Москву 16.V.1945 г.

В нижнем этаже корпуса скоростной трубы обнаружен ящики с отчетами, содержащими результаты испытаний в трубе за период с 1939 по 1944 гг. Экспертами комиссии произведен просмотр этих материалов, в результате чего большинство этих материалов признано представляющими интерес для ЦАГИ. Материал, отобранный экспертами, направляется в распоряжение начальника ЦАГИ. В большинстве случаев - материал с изложением результатов испытаний первичная документация, обработка и результаты испытаний. В большинстве случаев имеется исчерпывающая геометрическая характеристика объекта, его фотографии, а в ряде случаев и описание. Благодаря своей полноте, материал этот с успехом может быть использован для всякого рода систематических обработок и т.п. По своей тематике все материалы близки к тематике скоростной трубы ЦАГИ. Направляемый в Москву материал состоит из 101 отчета по результатам испытаний в скоростной трубе. Он разделяется на исследование крыльев - прямоугольных и трапецевидных, испытания моделей самолетов и летающих бомб, исследования по методике эксперимента и различные другие отчеты. Все испытания проводятся при различных числах Маха вплоть до Ма = 0.86.

Наибольшее число материалов относится к исследованиям крыльев. Больше всего испытано прямоугольных крыльев с профилями WACA. Целый ряд этих профилей не был исследован у нас и был нам мало известен. В частности выяснилось, что фирма "Мессершмидт" применяла на своих самолетах профили новых американских серий. Во всех отчетах имеется подробная картина распределения давления на всех углах атаки при широком диапазоне чисел Маха. Обстоятельно представлен материал по изменению лобового сопротивления с ростом чисел Маха. Можно установить связь между критическим числом Маха и характером прироста лобового сопротивления вблизи кризисов. Много материала по характеристикам подъемной силы и момента. [71] -ЗАПИСКА ДОКЛАДНАЯ от 15.05.45 года (стр. 19-21)

В числе отчетов по исследованиям крыльев довольно многие относятся к испытаниям с отклоненными закрылками и щитками.

Встречаются данные по тормозным щиткам разного рода. Этим вопросом много занималась фирма "Хейнкель". Обследованы тормозные щитки на ряде американских крыльев.

Оценивая материал по крыльям, следует признать его очень интересным и чрезвычайно полезным для развития представлений о явлениях на больших числах Маха.

Кроме того, в этих отчетах содержится большой фактический материал, необходимый для исследователей и конструкторов.

В отчетах содержится изложение испытаний моделей самолетов Ме-109, Ме-109В и Ме-262. Кроме того, имеются испытания мотогондолы BMW и Юнкерс. Самолетные испытания будут исключительно интересны для ЦАГИ, так как таких полных испытаний в ЦАГИ не было еще произведено. Результаты испытаний Ме-163В и Ме-262 помогут сделать ряд общих выводов для компоновки и расчета реактивных самолетов.

В скоростной трубе много занимались испытаниями моделей летающих бомб. Из их числа можно назвать Хеншель 293, Блом и Фосс 143 и Юнкерс. Все они с реактивными двигателями, которые в трубе моделировались путем надставок. Испытания летающих бомб перечисленных типов также будут очень полезны для общей оценки этого типа объектов и дают большой фактический материал.

Методика эксперимента представлена сравнительно слабо в числе обнаруженных отчетов. Правда, в основном материале содержатся задачи методики, но детальных материалов специально посвященных методике немного.

Отчеты скоростной трубы, отправляемые в Москву, являются, безусловно, ценным материалом.

IX. Дополнительные сведения по германским авиационным двигателям.

В результате дальнейшего изучения института , ознакомления с заводами "Даймлер-Бенц" в Мариендорфе, "BMW" в Басдорфе, "Хеншель" в Менефельде, а также с аэродромом в Дальгове, удалось выяснить следующие сведения по авиационным двигателям:

1. В материалах начальника отдела высотных установок Кароселли обнаружены основная схема и краткие данные о 6-ти рядном 36-ти цилиндровом моторе ДВ-630, Ж-образной конструкции, жидкостного охлаждения, с двумя соосными винтами. Основные данные мотора: мощность 4000 - 4700 л.с., литраж 88.2 л. Мотор имеет комбинированную систему наддува - двухступенчатую и трехступенчатую, что обеспечивает высотность мотора, в первом случае 8.5 - 9 км и во втором случае 13 - 14 км.

Исследование элементов этого мотора началось в 1940 г., а проект мотора был закончен в 1942 г. Найденные материалы по этому мотору прилагаются к настоящему докладу.

2. На самолетном заводе "Хеншель" в Шёнефельде обнаружено несколько 4-х рядных, звездообразных, 24-х цилиндровых моторов жидкостного охлаждения, фирмы "Юнкерс", под маркой ЮМО-222 (6-ти цилиндровая, 4-х рядная звезда). Судя по внешнему виду, мотор имеет цилиндры небольшого диаметра 100-120 мм. Моторы блочной конструкции, очевидно, с бесклепанным распределением. Никаких данных по этому мотору обнаружить пока не удалось. Три мотора переведены в для отправки в Москву.

3. В найдена фотография, снята с макета 24-х цилиндрового мотора оригинальной конструкции с соосными винтами. Никаких данных по этому мотору не обнаружено. Фотография прилагается.

4. При допросе начальника отдела Кароселли выяснилось, что в испытывался 12-ти цилиндровый мотор ДВ-603. Данные мотора:

взлетная мощность - 2000 л.с.

высотная мощность- 1300 л.с.

высотность - 9500 м

Мотор имеет охлаждение воздуха за нагнетателем.

В обнаружен мотор ЮМО-2ВА. По заявлению этот мотор имеет сле- дующие данные:

взлетная мощность - 1750 л.с.

высотная мощность - 1400 л.с.

высотность - 5000 м

Мотор имеет 2-х скоростной нагнетатель и 3 дросселя, что позволяет сохранить высотную характеристику без провалов и постоянную мощность от земли до пики 1-ой скорости (переменное Рк). Мотор будет направлен в ЦИАМ для изучения.

6. На аэродроме в г. Дальгов обнаружен опытный истребитель-модификация. Мессершмидт 109 с 12-ти цилиндровым мотором ЮМО, с 2-х ступенчатым нагнетателем и водо-воздушным радиатором. Самолет будет направлен в Москву.

7. По заявлению Кароселли, в Германии за последнее время авиационными дизелями не занимались. В 1942 г. он видел проект 24-х цилиндрового авиадизеля ромбообразной конструкции; о данных этого дизеля он ничего не сообщил.

8. В Мариенфельде, на заводе фирмы "Даймлер-Бенц" установлено: завод строил головные серии моторов в количестве 100 - 150 штук в месяц. ОКБ и лабораторий завод не имел. Завод почти полностью разрушен и, по заявлению инженеров, работавших на заводе, в 1944 году он был эвакуирован.

9. На заводе BMW в Басдорфе установлено: завод сократил производство моторов BMW-801 и с осени 1944 г. перешел на производство воздушно-реактивных двигателей BMW-003. Двигатель имеет 7-ми ступенчатый нагнетатель, одноступенчатую турбину с пустотелыми лопатками для воздушного охлаждения и общую камеру сгорания с 16-ю форсунками. На заводе найдена общая принципиальная схема двигателя, которая прилагается.

Двигатель технологически доработан для крупно-серийного производства и сборка его производится на конвейере.

На заводе имеется 6 испытательных стендов для реактивных двигателей, из них два полностью сохранились, а четыре незначительно повреждены. Часть готовых двигателей (из имеющихся 8 штук) и испытательные стенды необходимо вывезти в ЦИАМ и НИИ-1.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ,

НАЧАЛЬНИК НИСО, генерал-майор ИАС - Н.И. Петров

ЧЛЕНЫ КОМИССИИ:

ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ЦИАМ - В.В. Владимиров

ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ЦАГИ - Суржин ЗАМ.

НАЧАЛЬНИКА ВИАМ - Амбарцумян

ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ЛИИ - Зосим

15.V.45 г.

НазадВперед