НазадВперед

Сов. секретно

Протокол допроса руководителя отдела высотных испытаний авиадвигателя, проживающего в Адлерсгофе, ул., 22.

 

Допрос производили: Суржин К.Н.
Амбарцумян Р.С.
Владмиров В.Д.
Абрамович Г.Н.

1. ВОПРОС: Сколько высотных установок имеется в ?

ОТВЕТ: Имеется 2 высотные установки, из них одна действующая в корпусе 38 и одна заканчивающаяся монтажом в корпусе 47, которая должна была обслуживать два бокса. Построен корпус и частично завезено оборудование 3-й установки, которая предназначалась для испытания прямоточных газовых двигателей и газовых турбин. Имеющийся эксгаустер предназначался для отсоса газов.

2. ВОПРОС: Где чертежи и расчеты второй высотной установки и установки для испытания газовых двигателей ?

ОТВЕТ: Они имелись в корпусе N 8.

3. ВОПРОС: Для чего предназначен корпус N 8 ?

ОТВЕТ: В этом корпусе были расположены: на первом этаже - термодинамический отдел, на 2-м этаже - отдел высотных двигателей и на 3-м - отдел лопаточных машин.

4. ВОПРОС: Где находятся чертежи высотных установок и второй установки по испытаниям газовых двигателей ?

ОТВЕТ: Чертежи находятся в моем сейфе, который сильно побит и я не уверен, что его можно открыть. Ключи от сейфа у меня. Этот сейф находится в моей приемной. Другой сейф находится у меня в кабинете. Этот сейф я открывал 30.IV.45 г. и закрыл. В сейфе хранятся секретные документы. Когда я открывал сейф 30.IV.45 года в моем присутствии из сейфа никаких документов никто не брал.

5. ВОПРОС: Где находятся прецизионные приборы экспериментальных лабораторий, в том числе и высотных установок ?

ОТВЕТ: Находились в каждом отделе института, кроме того имеется центральная осциллографическая, которая обслуживала центральные лаборатории по исследованию топлив и масел. Большие шлейфные осциллографы   остались на месте, и я их видел 30.IV.45 года. Часть катодных осциллографов и маленькая установка для испытания нагнетателей вывезены в Брауншвейг, но туда не прибыли. Приборы отправлены пароходом без сопровождающих. Эвакуацию осуществлял директор по адм.хоз.части Мюллер, который живет в Шпанрау (Берлин).

6. ВОПРОС: Расскажите о планах работ отдела 1943-45 гг. и где их можно найти ?

ОТВЕТ: Планы можно найти в моих отчетах и заметках, закрытых в сейфе. В ближайшее время я собирался исследовать мотор ДВ-603. Этот мотор имеет двухступенчатый нагнетатель. Высотность мотора 9500 м, мощность на этой высоте 1300 л.с., взлетная мощность 2000 л.с. Охлаждение воздуха за нагнетателем обеспечивается или впрыском воды, воды с этиловым и метиловым спиртами, или воздушное. Вопросами охлаждения воздуха за нагнетателями я занимался как с теоретической, так и экспериментальной стороны. Эти работы еще не закончены и должны были продолжаться.

7. ВОПРОС: Испытывали ли Вы 24-х цилиндровые моторы ?

ОТВЕТ: Такие моторы в институте не испытывались. Но ему известно, что фирма "Юнкерс" строила 24-х цилиндровый спаренный мотор.

8. ВОПРОС: Работал ли институт над авиационными дизелями ?

ОТВЕТ: В Германии в последние годы не занимались авиационными дизелями. Я видел в 1942 г. проект 24-х цилиндрового, ромбообразного дизеля (2-х тактного).

9. ВОПРОС: Какие другие моторы вы испытывали (опытные) ?

ОТВЕТ: Испытывался мотор ЮМО-213А, который уже полгода находится в серии. Данные мотора: взл. - 1750 л.с., на высоте 5000 м - 1400 л.с. Мотор имеет 2-х скоростной нагнетатель и снабжен 3-мя дросселями, что позволяет получить характеристику без провалов при переключении скорости и сохранить мощность постоянной от земли до пика первой скорости. Один такой мотор стоит у входа в здание моторной лаборатории, корпус 10а.

10. ВОПРОС: Какими газовыми двигателями Вы занимались ?

ОТВЕТ: Газовыми двигателями я не занимался. Только проводил сравнительны испытания моторов с турбокомпрессорами. Газовыми двигателями занимался проф. Шмидт, лаборатория которого находится около Мюнхена в Мусбурге ( ). Он туда переехал полтора года назад. Шмидт занимался только изучением лопаток для газовых турбин. Раньше он занимался турбинами для ТК, а последнее время для ВРД. В имелись свои конструкторские бюро, которые занимались проектированием турбокомпрессоров. Этими работами руководил проф. Пили.

11. ВОПРОС: На каких моторах установлены ТК- ?

ОТВЕТ: ТК -15 установлен на моторе ДВ-603И с высотностью 15.000 м. Этот мотор установлен на экспериментальном самолете-разведчике, который находится в Гамбурге у фирмы "Блом и Фосс". исследовал много систем комбинированного наддува, но не реализовал. Наиболее интересной является схема с высотностью 9-11 км. Эта схема выполнена так: турбокопрессор-нагнетатель-мотор. Между турбокомпрессором и нагнетателем для охлаждения воздуха применяется водяной радиатор.

12. ВОПРОС: Какие свои работы он считает наиболее интересными ?

ОТВЕТ: Расчет высотности авиационных моторов. Эта теоретическая теория опубликована в трудах за 1940 г. Представляет интерес моя работа по охлаждению двигателей водой при давлении 3-4 атмосфер. Этой работой я занимался с 1941 года до сих пор. Материалы этой работы, в виде протоколов, с моей помощью могут быть найдены.

13. ВОПРОС: Где находятся основные конструкторские бюро и лаборатории по моторам BMW, Юнкерс и ДВ ?

ОТВЕТ: Юнкерс - в Дессау, ДВ - в Штутгарде, BMW - в Мюнхене.

14. ВОПРОС: Есть ли моторные конструкторские бюро и лаборатории в Дрездене и Лейпциге ?

ОТВЕТ: В Дрездене и Лейпциге по моторам ничего существенного нет.

15. ВОПРОС: Где руководитель отдела топлива и масел Филипович и где оборудование его лаборатории и сотрудники ?

ОТВЕТ: Филипович уехал в Западную Германию, вместе с ним выехали его сотрудники. Основное оборудование и установка эвакуированы с ним.

16. ВОПРОС: Какая специальность Бока ?

ОТВЕТ: В последнее время,ввиду занятости общим руководством, Бок исследовательскими работами лично не занимался. Его последняя узкая специальность - аэродинамика и устойчивость при больших скоростях.

17. ВОПРОС: Занимался ли Бок ракетными двигателями ?

ОТВЕТ: Бок наверняка ракетными двигателями не занимался.

18. ВОПРОС: Кто и где занимался двигателями для ФАУ-1 ?

ОТВЕТ: В этими вопросами не занимались. Этим вопросом занимался Пауль Шмидт, который имеет патент на этот двигатель и он находится в Мюнхене.

19. ВОПРОС: Известно ли Вам о наличии стартовой площадки на территории ?

ОТВЕТ: Нет, ничего не знаю.

20. ВОПРОС: Какими топками для реактивных двигателей занимались в ?

ОТВЕТ: Занималась только двумя топками - для BMW и ЮМО. Этими топками занимался термодинамический отдел - Корнаккер.

21. ВОПРОС: Кто руководил термодинамическим отделом?

ОТВЕТ: Шмидт. Его замещал Корнаккер, который находится в Адлерсгофе. Его адрес мне не известен.

22. ВОПРОС: Имеются ли в сверхзвуковые аэродинамические трубы ?

ОТВЕТ: Имеется проект и чертежи такой трубы. Диаметр трубы запроектирован 200 мм, число Ма-4.0 при давлении 8 атмосфер. Чертежи новой воздуходувной установки и принципиальная аэродинамическая схема трубы имеются в его сейфе. Работы по сверхзвуковым скоростям проводились в старой трубе =100 мм.

23. ВОПРОС: Кто работал в над ЖРД ?

ОТВЕТ: В - никто. В Брауншвейге - кажется, Буземан, а в Четингене - я не знаю кто. Буземан занимался теорией, а объекты изготовлялись в Пеннемюнде - Вальтер с Пеннемюнде практически не связан.

24. ВОПРОС: Где находятся секретные и важные документы ?

ОТВЕТ: Почти во всех отделах имеются тайники, в которых замурованы наиболее ценные документы. Секретные материалы находятся в сейфах отделов. Мои материалы и часть других замурованы в бомбоубежище. Документы были замурованы 10-12 апреля 1945 г. Проф.Бок знает где спрятаны все документы. Все эти материалы замурованы для того, что люди, не специалисты, не могли их уничтожить.

25. ВОПРОС: Где находятся Боленрат и Корнелиус ?

ОТВЕТ: Корнелиус 3 месяца тому назад умер, а Боленрат уехал на юг Германии.

26. ВОПРОС: Кто в последнее время руководил отделом материаловедения ?

ОТВЕТ: Сейчас руководителя отдела нет. В Адлерсгофе находится руководитель секции неметаллов. Адреса его не знаю.

27. ВОПРОС: Кто руководил лабораторией прочности ?

ОТВЕТ: Руководил проф. Зайдель, который ушел в армию, а его замещал Тайхман, который в Берлине.

28. ВОПРОС: Где в Германии находятся сверхзвуковые трубы ?

ОТВЕТ: В Мюнхене находится сверхзвуковая аэродинамическая труба типа Гвидония.

29. ВОПРОС: Над какими топливами работали в последнее время ?

ОТВЕТ: Отработано ароматическое топливо с окт. числом 95. Также велись работы над заменителями метил-анилина в качестве антидетонатора.

30. ВОПРОС: Какие моторы СССР Вы испытывали ?

ОТВЕТ: Ам-35 и Ам-38. Моторы М-105 и М-107 испытывались в Праге.

В конце беседы опрашиваемый предложил свои услуги, показав все установки и дав необходимые объяснения.

Допрос записан т.т. Амбарцумян Р.С. и Владимировым В.Д.

НазадВперед