НазадВперед

Сов. секретно

ПРИКАЗ МИНИСТРА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР N 228сс

19 апреля 1946 г.

Совет Министров Совета СССР решением N 874-366сс от 17 апреля 1946 года об использовании немецкой реактивной техники и немецких специалистов, ПОСТАНОВИЛ:

1. Учитывая особую важность работ, проведенных немецкими Опытными Конструкторским Бюро (ОКБ) и состояние опытно-конструкторских работ в Германии, обязать Миистерство авиационной промышленности (т. Хруничева) силами немецких ОКБ выполнить на месте следующие проектно-опытные работы:

по ОКБ в г. Дессау - главный конструктор доктор Шайбе:

а) закончить форсирование турбо-реактивного двигателя ЮМО-004ф с тягой на земле 1200 килограммов (вместо 900 килограммов) в мае 1946 года;

б) закончить проектные работы и изготовление опытных образцов ЮМО-012 с тягой на земле 3000 килограммов, с постановкой его на стендовые испытания в августе 1946 года;

в) по авиционному дизелю ЮМО-224 полностью восстановить чертежи, после чего приступить к постройке опытных образцов, для чего из Министерства авиационной промышленности командировать специальную бригаду в 20 человек конструкторов во главе с конструктором по дизелям т. Яковлевым В.М.

по ОКБ в г. Дессау - главный конструктор доктор Бааде:

а) закончить постройку реактивного бомбардировщика Юнкерс-131 с 6-ю двигателями ЮМО-004, с максимальной скоростью 860 километров в час, с бомбовой нагрузкой 2000 килограммов и дальностью полета 1050 километров. Срок окончания постройки опытного образца - сентябрь 1946 года;

б) закончить разработку технического проекта по реактивному дальнему бомбардировщику Юнкерс-132 с 6-ю двигателями ЮМО-012, со скоростью 950 километров в час, с бомбовой нагрузкой 4000 килограммов, дальностью полета 2250 километров;

в) закончить постройку реактивного штурмовика Юнкерс-126 с двигателями ЮМО-226Аргус (скорость 780 километров в час) и в мае - июне 1946 года провести летные испытания на территории Советского Союза.

по ОКБ в г. Унзебург - главный конструкор доктор Престель:

а) закончить постройку турбореактивнго двигателя БМВ-003с с тягой на земле до 1050 иклограммов и выпустить его на стендовые испытания в июне 1946 года;

б) закончить чертежи и изготовление опытного образца турбореактивного двигателя БМВ-018 с тягой на земле 3400 килограммов и с возможностью дальнего форсажа до 4000 килограммов и выпустить его на стендовые испытания в октябре 1946 года.

по ОКБ в г. Галле - главный конструктор Рессинг:

1. закончить чертежи экспериментального реактивного самолета Зибель-346 с двумя жидкостными реактивными двигателями Вальтера с целью достижения сверхзвуковых скоростей. Изготовить опытный образец этого самолета для испытаний в сентябре 1946 года с проектной скоростью 2500 километров в час на высоте 20 километров и продолжительностью полета 2 минуты.

по ОКБ в г. Берлине - главный конструктор Мантейфель:

1. закончить в июле 1946 года чертежи автоматической аппаратуры самолетовождения, позволяющей производить взлет самолета, полет по заданному курсу и самостоятельную посадку самолета без участия летчика.

2. Возложить на Заместителя Министра авиационной промышленности т. Лукина организацию и проведение всех опытных работ немецких ОКБ в Германии, освободив его от других обязанностей.

Разрешить т. Лукину доложить до сведения немецких конструкторов и инженеров систему оплаты и все виды премий по реактивным двигателям и самолетам, утвержденных для Министерства авиационной промышленности и ввести и в действие.

Разрешить Министерству авиационной промышленности для постройки опытных образцов и двигателей в Германии применять советские авиационные материалы (качественные стали, алюминиевые сплавы и другие) и полуфабрикаты.

3. Обязать Министерство авиационной промышленности (т.т. Хруничева и Лукина) в течение октября 1946 года перевезти в Советский Союз:

а) на завод N 458 ("Московское море"): Самолетное ОКБ из г. Дессау

инженеров и конструкторов - 150 человек рабочих - 160 человек

Самолетное ОКБ из г. Галле

инженеров и конструкторов - 85 человек рабочих - 60 человек

Приборное ОКБ из г. Берлина

инженеров и конструкторов - 15 человек рабочих - 40 человек

б) на завод N 145 в пос. Красная Глинка Куйбышевской области:

ОКБ по двигателям из г. Дессау

инженеров и конструкторов - 250 человек рабочих - 240 человек

ОКБ по двигателям из г. Унзебург

инженеров и конструкторов - 150 человек рабочих - 200 человек

в) на завод N 500 (г. Тушино):

ОКБ из г. Дессау по дизелям

инженеров и конструкторов - 100 человек рабочих - 40 человек

Всего перевести в Союз инженеров и рабочих 1400 человек, а вместе с семьями до 3500 человек.

4. Завод N 458 ("Московское море") переименовать в опытный завод N 1 по разработке и производству опытных реактивных самолетов.

Директором завода N 1 утвердить Абрамова В.И. Организовать на

заводе N 1 следующих три конструкторских бюро из немецких специалистов:

а) ПО БОМБАРДИРОВЩИКАМ И ШТУРМОВИКАМ - главный конструктор доктор Бааде;

б) ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ САМОЛЕТАМ - главный конструктор инженер

Рессинг;

в) ПО АВТОПИЛОТАМ - главный конструктор инженер Мантейфель. Все три конструктоских бюро подчинить директору завода N 1. 5. Завод N 145 (Красная Глинка, Куйбышевской области) переименовать в опытный завод по разработке и производству опытных реактивных двигателей. Директором завода N 2 утвердить т. Олехновича Н.М.

Организовать на заводе N 2 следующие два конструкторских бюро из немецких специалистов:

а) ПО ГАЗОВЫМ ТУРБИНАМ ТИПА ЮНКЕРС - главный конструктор доктор Шайбе;

б) ПО ГАЗОВЫМ ТУРБИНАМ ТИПА БМВ - главный конструктор доктор Перстель. Оба конструкторских бюро подчинить директору завода N2. 6. Возложить на т.т. Хруничева и Визиряна ответственность за полную подготовку к приему и размещению немецких специалистов и рабочих с их семьями на опытных заводах NN 1, 2 и заводе N 500. Подготовку полностью закончить к 1 сентября 1946 года.

Обязать т. Хруничева расширить до октября 1946 года аэродром в летно-исследовательском институте Министерства авиапромышленности до размеров, позволяющих производить на нем летные испытания реактивных самолетов.

7. Заместителю Министра внутренних дел СССР т. Серову И.А. совместно с т. Лукиным разработать план мероприятий по перевозке из Германии инженерно-технического состава, рабочих и их семей и осуществить эту перевозку в течение октября 1946 года.

Перевозку организовать в специальных пассажирских эшелонах, предусмотрев выделение необходимого количества грузовых вагонов для погрузки личного имущества без ограничения весом.

Перевозимых немецких специалистов обеспечить питанием в пути следования и выделить для сопровождения эшелонов работников Министерства Внуренных дел.

8. Министру Внутренних Дел СССР т. Круглову совместно с т. Хруничевым установить особый режим на заводах, где будут размещены немецкие специалисты.

9. Поручить т.т. Берия, Маленкову, Вознесенскому, Хруничеву и Визиряну рассмотреть и решить вопросы материально-технического обеспечения опытных заводов NN 1 и 2 в связи с переводом на них немецких ОКБ.

10. Обязать т. Хруничева представлять ежемесячно Председателю Совета Министров СССР отчет о выполнении настоящего постановления.

ВО ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Возложить на Зам. Министра т. Лукина организацию и проведение всех опытных работ немецких ОКБ (с пребыванием его в Германии) по тематике и срокам, утвержденным постановлением Совета Министров, обязав ежедекадно представлять отчет о ходе выполнения постановления Правительства и настоящего приказа.

2. В связи со специальным правительственным заданием, возложенным на заместителя Министра т. Лукина, освободить его от руководства 8-ым Главным Управлением.

Вр. И.О. Начальника 8-го Главного Управления назначить т. Воликова Г.Д.

3. Начальнику Управления Кадров Министерства Авиационной Промышленности т. Михайлову А.И. до 25 апреля оформить и командировать в Германию для работ в ОКБ, по демонажу и закупочной комиссии работников заводов, ОКБ и Министерства в количествах, согласно постановлению Правительства и приказов по Министерству.

4. Всех специалистов, командированных в Германию по линии их использования в немецких ОКБ, указанных в настоящем приказе, подчинить Зам. Министра т. Лукину.

5. Заместителю Министра т. Кузнецову А.И. выделить в распоряжение Зам. Министра т. Лукина 1 самолет Ли-2 с экипажами, из числа имеющихся в летном отряде Министерства Авиационной Промышленности.

6. Завод N 458 ("Московское море") переименовать в опытный завод N 1 и завод N 145 (Красная Глинка, Куйбышевской области) в опытный завод N 2.

Впредь до организации специального управления этими заводами подчинить их непосредственно мне.

Заместителю Министра т. Визиряну Г.Е. под личную ответственность:

а) немедленно приступить к разработке проектов конструкции опытных заводов NN 1 и 2, руководствуясь при этом увержденной Правительством тематикой опытных работ этих заводов и ОКБ при них.

Проект рассмотреть совместно с начальниками 7 и 8 Главных Управлений и представить мне на утверждение не позднее 10 мая с.г.;

б) организовать на площадках опытных заводов N 1 и N 2 строительные участки и с мая месяца с.г. полностью развернуть строительно-монтажные работы по промышленному, дорожному и жилищному строительству этих заводов по утвержденным мною проектам.

Все работы по реконструкции этих заводов, строительству промышленных и жилищных объектов и ПОЛНУЮ ПОДГОТОВКУ К ПРИЕМУ И РАЗМЕЩЕНИЮ немецких специалистов с их семьями на опытных заводах N 1 и N 2 и N 500 закончить не позднее 1 сентября 1946 года, руководствуясь при этом, что дополнительный жилищный фонд и др. бытовые устройства потребуются для размещения:

на заводе N 1:

инженеров и конструкторов в количестве - 250 человек, членов их семей в количестве - 350 человек,

рабочих в количестве - 260 человек, членов их семей в количестве - 400 человек;

на заводе N 2:

инженеров и конструкторов в количестве - 400 человек, членов их семей в количестве - 600 человек,

рабочих в количестве - 440 человек, членов их семей в количестве - 650 человек;

на з-де N 500:

инженеров и конструкторов в количестве - 10 человек, членов их семей в количестве - 25 человек,

рабочих в количестве - 40 человек, членов их семей в количестве - 75 человек.

в) Для подготовки в системе Министерства Авиационной Промышленности аэродрома, позволяющго производить на нем летные испытания реактивных самолетов с 1-го мая пристуить к расширению аэродрома в летно-исследовательском институте Министерства и закончить все работы не позднее октября месяца с.г.

Проект расширения согласовать с Заместителем Министра т. Шишкиным и представить мне на утверждение к 5 мая с.г.

8. Начальнику Управления Кадров Министерства Авационной Промышленности т. Михайлову к 1 мая с.г. создать группу из 8-10 человек по оперативному руководству работами, связанными с подготовкой опыных заводов N 1 и N 2 для размещения на них немецких ОКБ и их производственных баз.

9. Заместителю Министра т. Сандлеру С.М. обеспечить первоочередное снабжение всеми видами материалов опытно-конструкторских бюро в Германии по заявкам, утвержденным Зам. Министра т. Лукиным, для выполнения строительства опытных объектов тематики, утвержденной Правительством.

10. Начальнику Инспекции т. Волоконскому выделить специального работника инспекции по контролю за выполнением настоящего приказа.

М И Н И С Т Р АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ /М. ХРУНИЧЕВ/

НазадВперед