НазадВперед

Сов. секретно

I. НЕМЕЦКАЯ АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СОВЕТСКОЙ ЗОНЫ ОККУПАЦИИ.

 

На территории Германии, занятой Советскими оккупационными войскам было выявлено и обследовано около 600 немецких предприятий и их филиалов, которые были так или иначе заняты производством самолетов, авиамоторов, авиаприборов или их агрегатов и их деталей.

Из этого общего количества заводов, занятых авиационным производством, основных авиационных предприятий было 213, которые принадлежали ведущим немецким авиационным фирмам.

Выявленные и обследованные немецкие авиационые предприятия и их филиалы распределяются по видам производства следующим образом:

Наименование предприятий Основных предприят. Привлеченных предприятий Всего
Самолетостроительных 131 145 276
Моторостроительных 50 70 120
Приборостроительных 23 84 107
Вооружения - - 48
Самолетов-снарядов (ФАУ-1, ФАУ-2) - - 8
Разных 9 32 41

В группу самолетостроительных заводов включены заводы опытного и серийного самолетостроения, заводы по производству узлов и деталей самолета, заводы по производству самолетостроительных приспособлений.

В группу моторостроительных заводов включены заводы опытного и серийного авиамоторостроения, заводы по производству агрегатов и деталей мотора, заводы по производству специального инструмента для моторостроения.

В группу приборных заводов включены заводы по производству авиаприборов, радио- и электрооборудования самолетов, заводы по изготовлению различных деталей для авиаприбров.

В группу заводов вооружения включены заводы по производству авиапулеметов, авиапушек и установок для них.

В группу разных заводов вошли заводы ремонтные, инструментальные, металлургические, нормалей, пластмасс и др. заводы, поставляющие свою продукцию авиационной промышленности.

Основные и наиболее мощные авиационные предприятия и их филиалы принадлежали к следующим ведущим немецким авиационным фирмам:

а/ Самолетостроительным: "Юнкерс", "Арадо", "Фокке-Вульф", "Хейнкель", "Эрла", "Хейншель", "Зибель", "АТГ", "Дорнье".

б/ Моторостроительным: "Юнкерс", "БМВ", "Даймлер-Бенц", "Бюссинг", "Хирт", "Аргус".

в/ Приборостроительным: "АЕГ", "Сименс-Шуккерт", "Аскания", "Опта-Радио", "Сименс-Гальске", "Фуэсс", "Цейс", "Бош".

Кроме основных немецких авиационных фирм в военное время было привлечено значительное количество не авиационных немецких предприятий и их филиалов, принадлежащих разным немецким фирмам, которые выполняли заказы авиационной промышленности.

II. НЕМЕЦКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, РАСПЛОЖЕННЫЕ В СОВЕТСКОЙ ЗОНЕ И ИХ СОСТОЯНИЕ К МОМЕНТУ ОККУПАЦИИ.

 

Для характеристики основных ведущих немецких авиационных предприятий и их филиалов, расположенных в Советской зоне, и немецких предприятий, кооперированных с основными, в таблице, помещаемой ниже, представлены данные о наличии производственных площадей, количестве оборудования и количестве работавших на этих предприятиях к моменту оккупации (см. таблицу 9).

Из представленных данных (таблицы 9) следует, что наиболее мощными авиационными фирмами в Советской зоне были:

а) Фирма "Юнкерс", имевшая на своих самолетостроительных заводах и их филиалах 499981 кв.м производственных площадей, 6117 единиц оборудования, 49100 человек работавших. На моторостроительных заводах и их филиалах - 316430 кв.м производственных площадей, 9195 единиц оборудования, 54510 человек работавших. На агрегатных заводах - 50700 кв.м производственных площадей, 1756 единиц оборудования, 8404 человек работавших.

б) Фирма "Арадо", имевшая на своих самолетостроительных заводах и их филиалах 247690 кв.м производственных площадей, 5794 единиц оборудования, 32219 человек работавших.

в) Фирма "Хейнкель", имевшая на своих самолетостроительных заводах и их филиалах 148610 кв.м производственных площадей, 3345 единиц оборудования, 27164 человек работавших.

г) Фирма "БМВ", имевшая на своих самолетостроительных заводах и их филиалах 96325 кв.м производственных площадей, 4442 единиц оборудования, 22359 человек работавших.

д) Фирма "Даймлер-Бенц", имевшая на своих моторостроительных заводах и их филиалах 96130 кв.м производственных площадей, 2539 единиц оборудования, 13270 человек работавших.

е) Фирма "Сименс-Гальске", имевшая на своих приборостроительных заводах и их филиалах 46500 кв.м производственных площадей, 2216 единиц оборудования, 6990 человек работавших.

ж) Фирма "Аскания", имевшая на своих приборостроительных заводах и их филиалах 52000 кв.м производственных площадей, 1575 единиц оборудования, 6200 человек работавших.

Основные немецкие авиационные фирмы, расположенные в Советской зоне (выделеные в таблице 9), имели 2189901 кв.м производственных площадей, 53129 единиц оборудования и 350484 человек работавших, что к общему итогу авиационных предприятий, находящихся на Советской зоне составляет: по производственным площадям - 50.2%, по оборудованию - 35.0% и по количеству работавших - 59.0%.

Таким образом, около половины мощности всех авиационных предпрятий, находящихся на Советской зоне, принадлежало разным немецким предприятиям и их филиалам, выполнявшим заказы авиационной промышленности Германии в кооперации с основными немецкими авиационными фирмами.

В итоге по разным фирмам было привлечено 2161213 кв.м производственных площадей (49.8%), 97989 единиц оборудования (65.0%) и 244242 человека работавших (41.0%).

NN пп Наименование фирмы Кол- во заводов Виды производства Производст. Площадь в кв.м Кол-во оборудования (единиц) Кол-во работающ.
1 ЮНКЕРС 25 самолетостр. 499981 6117 49100
2 АРАДО 38 самолетостр. 247690 5794 32219
3 ФОККЕ-ВУЛЬФ 7 самолетостр. 27300 - 42800
4 ХЕЙНКЕЛЬ 18 самолетостр. 148610 3345 27164
5 ЭРЛА 13 самолетостр. 62240 1195 10796
6 ХЕНШЕЛЬ 1 самолетостр. 70000 3623 10000
7 ЗИБЕЛЬ 6 самолетостр. 19880 1051 7200
8 МАЙСФЕЛЬД 3 самолетостр. 26060 595 5755
9 АТГ 5 самолетостр. 33500 946 5400
10 АГО 4 самолетостр. 30000 451 4836
11 Средне- Германские металлические заводы 2 самолетостр. 45750 463 4200
12 ДОРНЬЕ 5 самолетостр. 27680 582 2911
13 АЕГ 1 самолетостр. 42680 525 1800
14 КАРЛ КЛЕММА 3 самолетостр. 8000 342 1400
15 ЮНКЕРС 24 моторостр. 316430 9195 54510
16 БМВ 11 моторостр. 96325 4442 22359
17 ДАЙМЛЕР-БЕНЦ 4 моторостр. 96130 2539 13270
18 БЮССИНГ 1 моторостр. 40000 650 2400
19 ХИРТ 1 моторостр. 12000 222 1400
20 ЮНКЕРС 8 агрегатные 50700 1756 8404
21 БОШ 1 агрегатные 33750 1852 4200
22 АЕГ 4 приборостр 79000 -- 11730
23 СИМЕНС-ГАЛЬСКЕ 3 приборостр 46500 2216 6990
24 АСКАНИЯ 2 приборостр 52000 1575 6200
25 ОПТА-РАДИО 2 приборостр 21150 780 3550
26 СИМЕНС-ШУККЕРТ 4 приборостр 16525 686 3520
27 ФУЕС 4 приборостр 28600 406 2460
28 ЦЕЙС 3 приборостр 4100 1781 1880
29 ЛОРЕНЦ 1 приборостр 8000 -- 2000
    9 разных -- -- --
  Итого по основным фирмам 213   2189901 53129 350484
  Прочие привлеченные фирмы 387   2161213 97989 244242
  ВСЕГО: 600   4351114 151118 594726

 

III. СВОДНЫЕ ДАННЫЕ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАНИЯ НА АВИАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОВЕТСКОЙ ОККУПАЦИОННОЙ ЗОНЕ.

 

Сводные данные о наличии оборудования на авиационных предприятиях, находящихся в советской оккупационной зоне, предствлены в нижеприведенной таблице 9 с учетом видов производства и территориального размещения предприятий.

NN пп Наименование провинции Виды производства Кол-во предприятий Кол-во обор. Прим
Всего В т.ч. металлореж. станк.
1. Бранденбургская провинция Самолетостр.

46

11574

4776

 
Моторостр

9

3712

1962

 
Приборостр

15

3360

2349

 
Вооружения

3

2873

2652

 
Разные

7

4591

1008

 
ИТОГО:

80

26110

12747

 
2. Мекленбургская провинция Самолетостр.

35

3709

1728

 
Моторостр

--

--

--

 
Приборостр

2

172

28

 
Вооружения

3

1214

880

 
Разные

3

1199

154

 
ИТОГО

43

6294

2790

 
3. Тюрингия Самолетостр.

74

6119

3303

 
Моторостр

40

17479

14430

 
Приборостр

23

14507

9342

 
Вооружения

27

17162

12911

 
Разные

11

1140

236

 
ИТОГО

175

56407

40222

 
4. Саксония Самолетостр.

41

10762

7659

 
Моторостр

24

8001

4373

 
Приборостр

5

1972

1514

 
Вооружения

--

--

--

 
Разные

4

317

164

 
ИТОГО

74

21052

13710

 
5. Ф.С.З. Самолетостр.

83

11532

6590

 
Моторостр

47

11760

5647

 
Приборостр

62

10680

4899

 
Вооружения

20

2262

1511

 
Разные

16

5021

1809

 
ИТОГО

228

41255

20456

 
ИТОГО в Советской зоне оккупации Самолетостр.

279

43696

23956

 
Моторостр

120

40952

26412

 
Приборостр

107

31691

18132

 
Вооружения

53

23511

17954

 
Разные

41

12268

3217

 
ИТОГО

600

151118

89925

 

 

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ СОСТОЯНИЯ ДЕМОНТАЖНЫХ РАБОТ НА АВИАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СОВЕТСКОЙ ЗОНЫ ОККУПАЦИИ.

Из общего количества немецких авиационных предприятий, которые были намечены к демонтажу, на 1 августа 1946 года было демонтировано различными организациями СССР 346 предприятий с общим количеством оборудования 123433 единицы, в том числе 73018 металлорежущих станков. Это составляет 81.8% к общему количеству оборудования, которое было учтено на немецких авиационных предприятиях.

Из указанного количества предприятий, Министерством авиационной промышленности демонтировано 84 предприятия с общим количеством оборудования 66409 единиц.

Не демонтировано до настоящего времени 223 предприятия с количеством оборудования 2785 единиц, в том числе 16907 металлорежущих станков, и 31 предприятие к моменту обследования оборудования не имели.

Ниже помещена таблица, показывающая размещение недемонтируемых предприятий по провинциям и наличие оборудования на них.

Таблица 10. НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАНИЯ НА НЕДЕМОНТИРОВАННЫХ НЕМЕЦКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.

NN пп Наименование провинции Кол-во предприятий Кол-во обор. Прим.
Всего В т.ч. металлореж. станк.
1. Бранденбург 11 878 284  
2. Мекленбург 2 70 25  
3. Саксония 12 1840 1233  
4. Тюрингия 92 15856 10803  
5. Ф.З.С. 106 9041 4562  
  ИТОГО: 223 27685 16907  

Из указанных выше недемотированных немецких авиационных предприятий, Министерством авиационной промышленности заявлено на дополнительный демонтаж 189 предприятий с 22113 единицей оборудования.

Эти предприятия размещены по провинциям следующим образом:

Таблица11.

  Количество предприятий Количество единиц (оборудования)
Бранденбургская 10 647
Саксония 5 177
Ф.З.С. 87 7263
Тюрингия 87 14026
ИТОГО 189 22113

Список авиационных предприятий и их филиалов бывшей авиационной промышленности Германии, заявленных на дополнительный демонтаж прилагается.

Остальные недемонтированные авиационные немецкие предприятия к моменту их обследования нашими представителями или не имели оборудования, или имеющееся на них оборудование не представляло ценности для нашей промышленности.

 

V. РЕЗУЛЬТАТЫ СОСТОЯНИЯ ДЕМОНТАЖНЫХ ИЛИ ОТГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА НЕМЕЦКИХ АВИАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СОВЕТСКОЙ ЗОНЫ ОККУПАЦИИ, ПЕРЕДАННЫХ МИНИСТЕРСТВУ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Как было указано выше, Министерству Авиационной промышленности решением Правительства было передано для демонтажа и отгрузки в Советский Союз 84 немецких авиационных предприятия с общим количеством оборудования на них 66409 единиц.

На этих предприятиях было учтено следующее оборудование:

  1. Турбин и генераторов - 145 единиц
  2. Котлов - 268 единиц
  3. Электромоторов - 5447 единиц
  4. Трансформаторов - 636 единиц
  5. Электро-сварочных аппаратов - 566 единиц
  6. Компрессоров - 4722 единиц
  7. Металлорежущих станков - 30957 единиц
  8. Прессов - 1927 единиц
  9. Молотов - 80 единиц
  10. Кранов и подъемников - 639 единиц
  11. Насосов разных - 526 единиц
  12. Прочего оборудования - 24746 единиц
    ВСЕГО: 66409 единиц

К 28 апреля 1946 года все указанные 84 немецких авиационных предприятия с их филиалами были полностью демонтированы.

Узлы, детали и части, снятые немцами с оборудования, были, как выяснилось при расследовании, закопаны в землю, вывезены на территорию кирпичиых заводов, размещались в складских помещениях для материала и инструмента, прятались в городских пивных и т.д.

Техдокументация, рабочие чертежи новых конструкций самолетов также прятались немцами. Так чертежи на новые конструкции самолетов обнаружились в сырых подвалах, бомбоубежищах и т.д. После долгого нахождения в сыром месте многое из техдокументации пришло в негодное состояние.

Все эти недостающие детали, узлы и чертежы приходилось с помощью наших комендатур, а также через отдельных немцев, находить, приводить в порядок, в некоторых случаях ремонтировать, и укомплектовывать оборудование и пополнять техдокументацию.

 

IX. ТРУДНОСТИ ПО ДЕМОНТАЖУ ПОДЗЕМНЫХ ЗАВОДОВ И ЗАВОДОВ С УНИКАЛЬНЫМ НЕГАБАРИТНЫМ ТЯЖЕЛОВЕСНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ.

Кроме демонтированных наземных авиационных заводов, в провинциях Тюрингия и Саксония были обнаружены подземные заводы: самолетостроительные, моторостроительные и приборостроительные. Эти заводы располагались или в соляных шатах, или в специальных штольнях, расположенных в горе. Глубина этих шахт от поверхности земли доходила до 500 метров, а толщина землянго слоя над штольнями доходила до 80 метров.

Демонтаж подземных заводов представлял исключительные трудности, а именно: находясь долго под землей в сырых шахтах или совсем под водой оборудование требовало профилактического и иногда большого ремонта.

Подъем оборудования на поверхность земли при разрушенных немцами подъемно-транспортных сооружениях, представлял большие трудности.

Министерством Авиапромышленности демонтированы следующие подземные заводы:

NN п/п Наименование завода и его адрес Общее кол-во обор. В т.ч. металлореж. станк. Примечание
1. "Нордверке" - г. Нордхаузен 2848 2232  
2. "Густлов-Верке" - г. Кала 682 286  
3. "БМВ" - г. Хальберштадт 755 414  
4. "Аскания-Верке" - г.Морслебен 1240 966  
5. "Тюре-Верке" - г. Ротлебероде 252 176  
6. "Юнкерс" - г. Ашерслебен 883 177 50% под землей
7. "БМВ" - г. Стасфурт 477 424  
8. "Юнкерс" - г. Шенебек 1411 924 50% под землей
9. "Бюссинг" - г. Вальбек 744 628  
10. Филиал завода "Сименс-Гальске" - г. Хальберштадт 600 336  

Особенные трудности были преодолены при демонтаже заводов "Мемефа" и "И.Г.Фарбениндустри".

 

ДЕМОНТАЖ ЗАВОДА "МЕМЕФА"

Демонтаж завода "Мемефа" произведен Министерством Авиационной промышленности согласно решения ГОКО N 8852.

Всего на заводе демотировано 858 единиц оборудования, в том числе горизонтальный пресс 12.000 тонн и горизонтальных прессов по 5.000 тонн - 3 штуки, бесшаботный воздушный молот 35.000 кг и другое оборудование.

Демонтаж мощного оборудования потребовал решения ряда сложных технических вопросов и постройки специальных подъемнотранспортных сооружений и приспособлений.

Для отгрузки оборудования было построено жеезнодорожного пути нормальной колеи 1165 пог. метров и эстокад 57 пог. метров.

Для отгруки негабаритных деталей прессов весом 108 тонн каждая потребовалось изготовление специальных платформ.

 

ДЕМОНТАЖ ПРЕССОВЫХ ЦЕХОВ КОМБИНАТА "И.Г.ФАРБЕНИНДУСТРИ"

Демонтаж оборудования прессовых цехов комбината "И.Г.Фарбениндустри" в г. Биттерфельде (объект 4320) произведен Министерством Авиационной промышленности СССР.

К моменту начала демонтажных работ в цехах NN 207 и 203 имелась всего 301 единица оборудования, в том чсле 34 пресса различной мощности.

После передачи части оборудования для выполнения заказов по репарациям, общее количество оборудования демонтированного и подлежащего вывозу в СССР составило 289 единицы.

Демонтаж указанного оборудования, имевшего в своем составе уникальные прессы - единственный в мире пресс давлением 30.000 тонн и сверхмощный пресс давлением 15.000 тонн, а также еще 26 прессов различной мощности, представлял собою большие трудности, усугубившиеся еще весьма сжатым сроком демонтажа - 40 суток.

Руководством бригады представителей Министерства Авиационной промышленности, совместно с командованием Трофейного батальона, в процессе демонтажа был решен ряд сложных технических вопросов, при решении которых пришлось идти на большой технический риск.

Например:

1. Значительные трудности возникли при съеме головки (верхнего соединения) пресса давлением 30.000 тонн, имеющий вес 652 тонны и состоящий из 4-х деталей по 138 тонн.

Мостовой кран, обслуживающий пресс и использовавшийся для демонтажа, допускает максимальную грузоподъемность в отдельных пролетах до 100 тонн. Строительство специальной конструкции для съема головки потребовало бы значительных усилий и продолжительного времени, что привело бы к задержке демонтажа.

Вследствие этого было принято решение подымать головки с места гидравлическими домкратами и затем снимать их краном. Во время снятия головки ферма крана давала прогиб до 210 мм, т.е. максимально-допускаемый. Благодаря принятому решению вся головка была снята в течение 5 суток.

2. Для выемки колонн пресса давлением 15.000 тонн потребовалось установить специальную конструкцию, выходящую над крышей здания на 10 метров. Для установки конструкции необходимо было разобрать участок перекрытия корпуса площадью 20 х 16 кв. метров.

Установка лесов для съема крыши потребовала бы значительного времени, и, кроме того, на период установки лесов необходимо было бы приостановить работу 2-х мостовых кранов, обслуживающих демонтаж вспомогательного оборудования этого пресса.

НазадВперед