Сов. секретно
НАРОДНОМУ
КОМИССАРУ
АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
Генерал-полковнику
тов. ШАХУРИНУ А.И.
Докладываю результаты обследования германских учреждений ракетной техники, произведенного в период с 1 июля по 25 июля 1945 г. на территории, перешедших из зоны оккупации американской армии в зону оккупации русской армии.
I. Завод в Нордхаузене серийного производства Фау-2, Фау-1, авиамоторов фирмы "Юнкерс" и газотурбинных реактивных двигателей ЮМО-004.
Завод расположен возле города Нордхаузен в гипсовой горе. Основное производство сосредоточено в двух главных продольных штольнях, проходящих сквозь гору и 45 поперечных штольнях, соединяющих между собой главные штольни. В поперечных штольнях NN 1 - 20 размещено производство поршневых авиамоторов фирмы "Юнкерс" и газотурбинных реактивных двигателей ЮМО-004. Авиамоторное производство оснащено новейшими металлообрабатывающими станками в количестве около 2500 единиц. Все производственное оборудование находится на месте и в полном порядке. В поперечных штольнях NN 21 - 45 производился серийный выпуск реактивных снарядов Фау-2 (до 30 шт. в день), самолетов-снарядов Фау-1 (до 120 шт. в день) и зенитных реактивных снарядов "Тайфун-Ф" (с ЖРД, работающем на азотной кислоте и смеси бензина со спецдобавками для самовоспламенения; дальность полета - до 25 км, заряд взрывчатки - около 1 кг, скорость полета - до 1100 м/сек, вытеснение жидких компонентов из баков в топку производится давлением пороховых газов от специальной шашки, которая воспламеняется в момент старта снаряда с направляющих). Снаряды "Тайфун-Ф" изготовлялись пока только в опытном порядке.
Кроме того, в этой же части завода намечалось начать сборку газотурбинных реактивных двигателей BMW-003, для чего уже был завезен и находится в настоящее время на заводе соответствующий комплект производственного оборудования.
Нужно отметить, что двигатели, системы питания и приборы управления Фау-2 и Фау-1 на заводе в Нордхаузене не производились, а поступали сюда в готовом виде из других мест.
Здесь было сосредоточено только производство корпусов этих снарядов и полная их сборка из готовых частей. В связи с этим в штольнях NN 21 - 45 имеется сравнительно небольшое количество металлообрабатывающих станков (около 500 единиц), но за то налицо мощные пресса (например, эксцентриковый до 1000 тонн), сварочные автоматы и др. оборудование, предназначенное для работ по сборке Фау-2 и Фау-1. Почти все производственное оборудование находится на месте.
На заводе имеется большой задел (несколько сотен комплектов) для Фау-2 (двигатели, парогазогенераторы с турбонасосами, баки для топлива и жидкого кислорода, корпуса снарядов и др.) и для Фау-1 (двигатели, корпуса самолетов-снарядов, автопилоты, системы подачи топлива и др.). Работало на всем заводе около 50.000 человек. Более подробный паспорт завода в Нордхаузене представлен Вам генерал-майором тов. ЗАЛЕССКИМ П.Я., вместе с которым я обследовал этот завод.
II. Станция испытания реактивных двигателей Фау-2 в Лехестене.
В районе Плауэн, возле города Лехестен (150 км южнее Нордхаузена) мною обнаружена и обследована станция огневых испытаний реактивных двигателей для Фау-2. Станция расположена в горе на месте бывших разработок шифера. Станция имеет 2 стенда, размещенных на балконах над обрывом глубины 150 метров. Балконы примыкают к узкой трассе, на которой расположен рельсовый путь для конвейерной подачи двигателей к стендам. Двигатели монтируются на конвейерном пути в специальной тележке, вместе с которыми и устанавливаются на стендах. На станции испытывалось до 40 штук двигателей для Фау-2 в день. Продолжительность каждого испытания - около 35 секунд. Подача кислорода и спирта в двигатель осуществлялась давлением сжатого азота, хранимого в специальной батарее баллонов при давлении около 250 атм.
Азот получается здесь как отход при производстве жидкого кислорода. Завод жидкого кислорода огромной мощности (до 120 тонн в сутки) расположен здесь же в горе. Он оснащен 12 поршневыми машинами производительностью по 10 тонн жидкого кислорода в сутки каждая. Машины работают по способу Хейланда. Кроме того на станции имеются еще 3 кислородные машины не смонтированные. Спирт поступал на станцию в железо-дорожных цистернах. В настоящее время имеется запас спирта около 50 тонн. Имеется на станции также более 200 штук годных двигателей для Фау-2, которые не успели еще пройти испытания.
Кислородный завод и механическое оборудование стендов находится в полном порядке. Вывезена только американцами часть стендов испытательных приборов и, в частности, фотоаппараты для съемки показаний приборов.
Вывезена также американцами часть руководящих специалистов испытательной станции.
Мною организована охрана станции и дан приказ оставшимся на месте работникам станции восстановить к 1 августа полностью один испытательный стенд и подготовить к огневым испытаниям 5 двигателей Фау-2.
Заказ принят. Стоимость работы (зарплата) - около 20 тыс. марок.
Таким образом, в первых числах августа моя группа сможет провести в Лехестане огневые испытания 5 двигателей для Фау-2. Работало на испытательной станции всего около 200 человек, из них 100 человек - на кислородном заводе.
III. Эвакуированное оборудование Реактивного Института Пеннемюнде в районе г. Блейхероде.
В районе города Блейхероде (25 км от Нордхаузене) нами обнаружено эвакуированное из Пеннемюнде оборудование лабораторий реактивного института.
Установлено, что оборудование разбросано в 46 точках, из них 43 находятся на территории, перешедшей к Красной Армии от американцев.
До моего вылета в Москву успели осмотреть только 8 точек (шахта соляных копей глубиною более 600 метров, свиной хлев, мельница, школа, частный особняк и др.).
Все эти точки расположены в разных городах и деревнях. Обнаруженное пока оборудование представляет собой в основном электроаппаратуру и измерительную аппаратуру лабораторий Пеннемюнде. Часть ценного оборудования, по показаниям немцев, вывезли американцы вместе с руководящими сотрудниками института в Пеннемюнде.
Поиски оборудования и собирание его на общий склад продолжаем. Руководит этой работой в мое отсутствие подполковник тов. ИСАЕВ А.М.
Прошу Ваших указаний о том, как поступать в дальнейшем с оборудованием Института Пеннемюнде.
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА НИИ-1 Профессор (Г. АБРАМОВИЧ) /подпись/