НазадВперед

Сов. секретно

 

г. УПРАВЛЕНИЕ
ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ГЕРМАНИИ
подполковнику ГОВОРОВУ

 

СМЕТА РАСХОДОВ ПО ПЛАНУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ НА 1947 г.

 

На Ваш запрос сообщаю Вам следующие данные в качестве дополнений к Тематическому Отчету Министерства Авиапрома за 1946 г.

1. Помимо указанной в отчете суммы, полученной в порядке финансирования от Технического отдела Особого комитета в Германии, Опытно-экспериментальные базы нашего Министерства в Германии получили различного оборудования всего более 3200 единиц, в том числе металлорежущих станков более 1100 единиц. Кроме того, на складах опытно-экспериментальных баз были различные материалы, приборы и инструменты, которые использовались в текущих экспериментальных работах.

Все указанные выше ценности в настоящее время вывезены в Союз, в связи с переводом наших основных конструкторских бюро и опытных баз в Советский Союз. Определить стоимость всех этих ценностей в настоящее время не представляется возможным.

2. Руководство Министерства Авиапрома работой по изучению достижений немецкой науки и техники началось еще до организации нашего научно-технического отдела и проводилось через специальные бригады, высылаемые в Германию для разрешения отдельных конкретных вопросов, наиболее интересующих Министерство и разведки научных авиационных учреждений.

После взятия на учет всех авиационных научно-исследовательских организаций немцев в Советской зоне оккупации выяснилось, что некоторые из них сравнительно хорошо оснащены необходимым оборудованием и располагают кадрами, при использовании которых возможно проводить успешно научно-экспериментальные работы.

Учитывая это положение, в Германию выехал первый заместитель Министра тов. ЯКОВЛЕВ в составе комиссии тов. СЕРОВА (в качестве его заместителя), который ознакомился с положением дел на месте. После этого последовало распоряжение Министра об организации работы по изучению науки и техники Германии. Согласно упомянутого распоряжения, наиболее важные и крупные работы были выделены в особую группу, во главе которой был поставлен Зам. Министра генерал-майор ИАС ЛУКИН.

Группа генерала ЛУКИНА проводила работу в 4-х особых конструкторских бюро, размещенных на опытно-экспериментальных базах в городах: Берлин - Опытный завод бывшей фирмы "Аскания"; Дессау - Опытный завод бывшей фирмы "Юнкерс"; Галле - Опытный завод бывшей фирмы "Зибель"; Штасфурт - Опытный завод бывшей фирмы "БМВ".

Все вопросы, не входившие в тематический план указанных выше КБ, входили в тематический план и разрешались в КБ Технического отдела при Уполномоченном Министерства по Германии.

Результаты всей работы в 1946 г. достаточно освещены в предоставленном Вам отчете и отосланном Вам VI томе техотчета Уполномоченного Министерства по Германии генерал-лейтенанта КУЗНЕЦОВА В.П.

3. В Германию для изучения техники были командированы для работы на длительный срок 113 человек советских специалистов, в том числе: докторов и кандидатов технических наук - 10 человек, начальников и старших научных сотрудников исследовательских лабораторий - 7 человек, главных инженеров и заместителей директоров заводов - 8 человек, конструкторов, ведущих конструкторских групп с опытных заводов Министерства - 4 человека.

Кроме того, Министерством присылались в разное время отдельные специалисты и целые группы научных сотрудников для изучения особо важных вопросов или для приемки на месте проектов и опытных образцов. Таким образом, на сроки от 1до 4-х месяцев приезжало 39 человек. В числе этих временно командированных было: докторов технических наук - 3, профессоров-докторов - 2, кандидатов технических наук - 3, ведущих инженеров-конструкторов и главных конструкторов заводов - 8, работников научных лабораторий - 4.

В составе этих групп были такие виднейшие ученые нашей страны, как: профессор БОЧВАР - металлург, профессор МАРТЫНОВ, доктор технических наук ШАРОВ, начальники специализированных научно-исследовательских лабораторий, кандидаты технических наук и старшие научные сотрудники тт. РЕЗНИКОВ, ЕСАУЛОВ, ДОВЖИК, НОВИКОВ, КЛАНИН и др.

Из немецких специалистов, оставшихся в Советской оккупационной зоне для работы в ОКБ нашего Министерства и в индивидуально-групповом порядке было привлечено 635 докторов технических наук, профессоров и дипломированных инженеров, ранее работавших в исследовательских институтах, лабораториях и опытно-экспериментальных базах различных немецких авиационных фирм и 1500 техников и высококвалифицированных мастеров, в основном работавших ранее в опытно-экспериментальных базах.

В числе привлеченных научных сил были такие известные ученые и специалисты, как:

1. доктор технических наук ШАЙБЕ Альфред - главный конструктор воздушно-реактивных двигателей фирмы "Юнкерс", работавший у Юнкерса с 1928 года, имевший ранее несколько патентов;

2. инженер ГЕРЛАХ Манфред - главный конструктор и нач. опытно-экспериментальной базы авиационного дизелестроения фирмы "Юнкерс", работавший в этой области с 1926 года;

3. инженер БААДЕ Брунольф - главный конструктор реактивных самолетов фирмы "Юнкерс", работавший в этой области с 1936 года;

4. инженер ФРАЙТАГ - крупный специалист аэродинамик и Зам. гл. конструктора по самолетам фирмы "Юнкерс", автор проекта аэродинамической трубы звуковых скоростей;

5. доктор ФОГСТ Иозеф - крупный специалист-конструктор в области реактивных двигателей, работал у Юнкерса с 1936 года;

6. доктор БОКК - аэродинамик, один из авторов теоретического расчета самолетов сверхзвуковых скоростей;

7. доктор ГЕРНЕР - крупный специалист в области автоматики и регулирования самолетов;

8. доктор ЛЕРТЕС - видный специалист в области автоматики и автор новейшей конструкцииАвтопилота;

9. доктор ЗОННЕР - специалист в области автоматики управления бортовым вооружением самолета;

10. доктор РАЦКЕ - крупный специалист по конструкциям дистанционной электроизмерительной самолетной аппаратуры;

11. доктор БЕК - специалист по магниевым сплавам;

12. доктор физических наук ХАНЦЕРЛИНГ - специалист и автор автоматических навигационных карт для дальних перелетов;

13. профессор-доктор КИНДШЕР - крупный специалист в области производства и изысканий термостабильной и морозоустойчивой резины;

14. доктор ШИХТЕЛЬ - специалист по высокопрочным сплавам;

15. доктор НАХТИГАЛЛЬ - специалист по защите магниевых сплавов от коррозии;

16. доктора МАЛЬМЕ, НИКОЛАИ и ОППЕЛЬТ - специалисты по производству и обработке целлюлозы, пластмасс и лаков и др.

п/п НАЧАЛЬНИК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА (Шнитман) ВЕРНО: /подпись/

НазадВперед