Использование в СССР научно-технического опыта Германии в области авиационной техники в период с 1945 по 1954г.
По известным причинам, жизнь и
работа немецких специалистов и членов их семей
скрывалась в СССР и замалчивалась в Германии.
Изредка появлялись публикации на эту тему в
Германии, но в России только в 90-х годах. Среди
публикаций в первую очередь необходимо отметить
мемуары немецких специалистов авиационников,
ракетчиков. Во многих журнальных статьях, по
некоторым сведениям отрывочного характера
авторы пытались дать описание самолетов,
двигателей,
приборов, над которыми работали немецкие
специалисты в Германии и в СССР, испытания
которых проводились в 1946-1954 г.
Своего рода
обобщающим трудом явилась книга Михельса и
Вернера, показывающая историю возрождения
авиации в ГДР, корни которой составляли
вернувшиеся из СССР немецкие специалисты.
Нами была подобрана библиография
(98 публикаций в Германии и СССР). Однако целостная
картина процесса перемещения специалистов не
складывалась в виду отсутствия сведений,
базирующихся на соответствующих архивных
документах, отчетах, чертежах, актах испытаний
изделий и т.д. Оставался неясным и состав
немецких специалистов и членов их семей -
тех, кого вывезли для работы в СССР в 1946 г.
Отрадно, что ситуация радикально меняется. Нам
удалось решить многие вопросы, связанные с
проблемой перемещения специалистов и, в первую
очередь, опубликовать списки немецких
авиационных специалистов и членов их семей.
В 1995 и 1996 гг. в Германии состоялись три
крупных события, связанные с этой
драматической страницей истории, - мемориальные
собрания специалистов и членов их семей в
Дрездене (октябрь 1995 г.) и Дессау (октябрь 1996 г.), а
также научная сессия общества О.Лилиенталя (1996).
Встречи и беседы со специалистами, их
родственниками, которые разделили их судьбу в
СССР, оказались весьма плодотворными, так как
появилась возможность исследовать,
сравнить отношение ко многим проблемам со
взглядами советских специалистов и бывших
руководителей предприятий.
Данным исследованием мы хотели внести свой вклад в восстановление многоаспектной исторической картины данного периода в истории. За несколько лет, занимаясь архивными поисками с использованием новейших компьютерных технологий, нам удалось создать своебразный исследовательский комплекс с уникальным массивом информации, насчитывающим около 2 тыс. документов о жизни и работе специалистов: технические проекты, служебные документы предприятий и министерств начиная с 1945 г. Мы не уверены в том, что этот массив можно существенно увеличить. Также в системе находятся списки всех немецких авиационных специалистов и членов их семей с основными биографическими данными, что можеть быть весьма полезно для проведения не только историко-технических, но и социологических исследований.
В данной системе впервые дается анализ научно-технических работ немецких специалистов и параллельно исследуется социальная реакция образованных слоев общества, в основном технической интеллегенции как в Германии, так и СССР. Впервые показываются черты, присущие советскому тоталитаризму, проявившиеся в процессе проведения советской государственной системой операции по заимствованию научно-технического опыта Германии в области авиационной техники.
До недавнего времени сведения и документы по проблеме заимствования СССР научно-технического опыта Германии в области авиации и ракетной техники тщательно скрывались. На предприятиях в СССР, на которых работали немецкие специалисты, практически вся техническая документация и, самое главное, делопроизводство было засекречено и после завершения работ большая часть их была уничтожена. Восстановление исторической картины этого процесса, на оставшихся документах, воспоминаниях участников работы, сопоставления явились комплексным многоплановым исследованием, в результате которого удалось провести реконструкцию данного исторического периода.