А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

 


САЛОН


САЛОН (франц. salon).
1. Помещение для пассажиров в самолете, автобусе и т.п..

2. Зал для выставок (например, авиационный салон).


САЛОН АВИАЦИОННЫЙ


АВИАЦИОННЫЙ САЛОН
Как правило, международная выставка самолетов и авиационной техники с демонстрацией рекламных материалов, проектов, моделей, видеофильмов и натурных образцов в полетах. Авиационные салоны преследуют в основном коммерческие цели. В последнее время стали перерастать в международные научно-технические шоу с большим числом посетителей. Наиболее известные авиационные салоны - в Ле-Бурже (Франция) по нечетным и в Фарнборо (Великобритания) по четным годам.


САЛЬНИК


САЛЬНИК
Деталь машин, герметизирующая зазор между подвижной и неподвижной частями машины (например, штоком и цилиндром). Применяют сальник с мягкой (асбест, фетр, резина) и с твердой (металлической) набивками. син. УПЛОТНЕНИЕ САЛЬНИКОВОЕ.


САМОЛЕТ


САМОЛЕТ
Летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев. Различаются самолеты: 1) По назначению - транспортные (пассажирские, грузовые), учебно-тренировочные, спортивные, военные (истребители, бомбардировщики и др.) и специальные; 2) По дальности полета - самолеты местных воздушных линий, ближний, средний и дальний магистральные самолеты; 3) По скорости полета - до- и сверхзвуковые; 4) По типу силовой установки. Основные конструктивные части самолета: крыло, фюзеляж, оперение, шасси, силовые установки, разнообразное оборудование.


САМОЛЕТ БАЗОВЫЙ


БАЗОВЫЙ САМОЛЕТ
Самолет оригинальной конструкции, на основе которого разрабатывается одна модификация или их семейство. Главное отличие базового самолета от модификации заключается в реализации большого числа нововведений, приводящих к более высокому техническому совершенству, к новому уровню техники.


САМОЛЕТ ВОЗДУШНО КОСМИЧЕСКИЙ


ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ
Космический аппарат многоразового использования, способный совершать полеты как в космосе за счет реактивных сил, так и в атмосфере с использованием аэродинамических сил поддержания в воздухе, а также совершать посадку как обычный самолет. см. ВКС. Рисунок


САТЕЛЛИТ РЕДУКТОРА


САТЕЛЛИТ РЕДУКТОРА (от лат. sattellitis - спутник, сообщник).
Зубчатое колесо планетарной передачи с подвижной осью вращения.


САХ


САХ Аббр.: Средняя Аэродинамическая Хорда.
см. хорда крыла средняя аэродинамическая.


СБОРКА


СБОРКА
Часть производственного процесса, заключающаяся в соединении готовых деталей, узлов и агрегатов в определенной последовательности, в результате чего получают готовое изделие (самолет, двигатель), полностью отвечающее установленным техническим требованиям. Различают узловую сборку, при которой из отдельных деталей собирают узлы или агрегаты (редуктор, крыло, шасси), и общую сборку, когда из узлов и агрегатов монтируют машину.


СБРОС ГАЗА ДВИГАТЕЛЕМ ГАЗОТУРБИННЫМ


СБРОС ГАЗА ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Процесс быстрого уменьшения тяги (мощности) газотурбинного двигателя вследствие снижения расхода топлива при резком перемещении рычага управления. Время сброса газа определяется (исчисляется) от начала перемещения рычага управления до достижения заданного режима пониженной тяги (мощности) газотурбинного двигателя.


СВАРКА


СВАРКА
Получение неразъемных соединений посредством установления межатомных связей между соединяемыми частями при нагревании их до плавления или пластическом деформировании.


СДВИГ


СДВИГ
В сопротивлении материалов - вид деформации, при которой происходит взаимное смещение параллельных слоев материала с сохранением расстояния между ними. Сдвиг вызывается касательными напряжениями.


СДВИГ ФАЗ


СДВИГ ФАЗ
Величина, характеризующая отставание во времени одного периодического процесса от другого.


СДУВ СЛОЯ ПОГРАНИЧНОГО


СДУВ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ
Способ управления пограничным слоем на поверхности крыла. Для сдува применяют предкрылки или подачу воздуха от компрессора через щели на верхней поверхности крыла около передней кромки и около закрылка.


СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК


СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК
Критерий оценки транспортных самолетов, равный отношению расходов на эксплуатацию самолета в течение летного часа и его часовой производительности. Размерность коп/(т км).


СЕРВОКОМПЕНСАТОР


СЕРВОКОМПЕНСАТОР (от лат. servus - раб, слуга, англ. serve -
обслуживать, лат. compensatio - уравновешивать, возмещать). Рулевая поверхность, составляющая часть поверхности основного органа управления, отклонение которой в сторону, противоположную отклонению основного органа управления, позволяет уменьшить шарнирный момент. Различают сервокомпенсатор пружинный, кинематический, серворуль и триммер. В кинематическом сервокомпенсаторе угол отклонения вспомогательной рулевой поверхности кинематически связан с углом отклонения управляющей поверхности. В пружинном сервокомпенсаторе связь основного руля и вспомогательной рулевой поверхности не жесткая и определяется первоначальной затяжкой пружины. Рисунок


СЕРВОКОМПЕНСАЦИЯ


СЕРВОКОМПЕНСАЦИЯ
Эффективное средство уменьшения аэродинамических шарнирных моментов, действующих на орган управления. см. сервокомпенсатор.


СЕРВОРУЛЬ


СЕРВОРУЛЬ (от лат. servus - раб, слуга, англ. serve - обслуживать).
Относительно небольшая поверхность, размещенная в области задней кромки управляющей поверхности, свободно повешенная на ось руля и отклоняемая летчиком при помощи проводки системы управления, идущей к штурвалу. Рисунок


СЕРИЯ ИЗДЕЛИЯ


СЕРИЯ ИЗДЕЛИЯ
Все изделия, изготовленные по конструкторской и технологической документации без изменения ее обозначения.


СЕРТИФИКАТ


СЕРТИФИКАТ (франц. certificat от лат. certum - верно и facere - делать).
Документ, удостоверяющий тот или иной факт.


СЕРТИФИКАТ ГОДНОСТИ ЛЕТНОЙ


СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
Документ, удостоверяющий соответствие типа гражданского самолета действующим НЛГС. Например, сертификат воздушного судна по шуму - документ, удостоверяющий соответствие воздушного судна данного типа требованиям стандартов по шуму на местности.


СЕРТИФИКАЦИЯ


СЕРТИФИКАЦИЯ
Установление соответствия типа самолета, его двигателей и оборудования действующим Нормам летной годности. см. сертификат.


СЕЧЕНИЕ


СЕЧЕНИЕ
Изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями. На сечении показывается только то, что получается непосредственно в секущей плоскости. Сечения, не входящие в состав разреза, разделяют на: вынесенные и наложенные.


СЕЧЕНИЕ МИДЕЛЕВО


МИДЕЛЕВО СЕЧЕНИЕ (от анг. middle - середина).
Сечение летательного аппарата, перпендикулярное его про- дольной оси, геометрическая площадь которого максимальна среди других, перпендикулярных продольной оси, сечений. см. МИДЕЛЬ.


СЕЧЕНИЕ ЧАСТИ КОМПРЕССОРА ПРОТОЧНОЙ МЕРИДИОНАЛЬНОЕ


МЕРИДИОНАЛЬНОЕ СЕЧЕНИЕ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ КОМПРЕССОРА
Продольное сечение компрессора газотурбинного двигателя, ограниченное внутренней и периферийной линиями проточной части. см. СЕЧЕНИЕ ЧАСТИ ТУРБИНЫ ПРОТОЧНОЙ МЕРИДИОНАЛЬНОЕ.


СЕЧЕНИЕ ЧАСТИ ТУРБИНЫ ПРОТОЧНОЙ МЕРИДИОНАЛЬНОЕ


МЕРИДИОНАЛЬНОЕ СЕЧЕНИЕ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ТУРБИНЫ
Продольное сечение турбины газотурбинного двигателя, ограниченное внутренней и периферийной линиями проточной части. см. СЕЧЕНИЕ ЧАСТИ КОМПРЕССОРА ПРОТОЧНОЙ МЕРИДИОНАЛЬНОЕ.


СЖИМАЕМОСТЬ


СЖИМАЕМОСТЬ
Способность жидких, твердых и газообразных тел под действием всестороннего внешнего давления изменить свой объем обратным образом, т.е. так, чтобы после прекращения действия внешнего давления восстанавливался первоначальный объем тела. см. УПРУГОСТЬ ОБЪЕМНАЯ.


СЖИМАЕМОСТЬ ВОЗДУХА


СЖИМАЕМОСТЬ ВОЗДУХА
Свойство газообразной среды изменять свою плотность под влиянием изменения давления или температуры. Сжимаемость начинает заметно проявляться лишь на больших дозвуковых или сверхзвуковых скоростях движения и определять возникновение волнового сопротивления.


СИЛА


СИЛА
В механике - векторная величина, служащая мерой взаимодействия тел. Единицей силы в системе СИ является ньютон (н).


СИЛА АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ


АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ СИЛА
Равнодействующая всех аэродинамических сил, действующих на ЛА и приложенная в центре давления. син. сила полная.


СИЛА АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОДЪЕМНАЯ


АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОДЪЕМНАЯ СИЛА
Составляющая аэродинамической силы в скоростной системе координат (см. система координат скоростная), лежащая в плоскости симметрии ЛА, перпендикулярная вектору скорости набегающего потока. Положительное направление - вверх, отрицательное - вниз.


СИЛА НОРМАЛЬНАЯ


НОРМАЛЬНАЯ СИЛА
Сила, действующая по нормали (в первом значении) к выде- ленному участку поверхности, сечения.


СИЛА ПЕРЕРЕЗЫВАЮЩАЯ


ПЕРЕРЕЗЫВАЮЩАЯ СИЛА
Сила, действующая перпендикулярно продольной оси балки, бруса, или перпендикулярно срединной поверхности пластины и вызывающая в упругом теле сдвиговые напряжения и деформации, см. сдвиг. Кроме сдвига вызывает, как правило, изгиб.


СИЛА ПЛАНЕРА АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ


АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ СИЛА ПЛАНЕРА
Главный вектор R системы сил, действующих на ЛА со стороны окружающей среды при его движении. В связанной системе координат составляющие R имеют следующие обозначения и названия: Х - аэродинамическая продольная сила - составляющая по оси ОX, взятая с противоположным знаком; Y - аэродинамическая нормальная сила - составляющая по оси ОY; Z - аэродинамическая поперечная сила - составляющая по оси ОZ. В скоростной системе координат составляющие Ra имеют следующие обозначения и названия: Хa - сила лобового сопротивления - составляющая по оси ОX , взятая с противоположным знаком; Ya - аэродинамическая подъемная сила - составляющая по оси Оу; Za - аэродинамическая боковая сила - составляющая по оси Oz .


СИЛА ПОЛНАЯ


ПОЛНАЯ СИЛА
Равнодействующая всех аэродинамических сил, действующих на ЛА и приложенная в центре давления. син. сила аэродинамическая.


СИЛА РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ


РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ СИЛА
Главный вектор R системы сил, действующих на летательный аппарат, без учета инерционных, гравитационных сил, и сил, возникающих при контакте летательного аппарата с землей. В эту систему сил входят сила планера аэродинамическая и сила тяги.


СИЛА СВЕТА


СИЛА СВЕТА
Величина, характеризующая свечение источника в некотором направлении и равная отношению светового потока к малому телесному углу, в котором он распространяется. Единицей силы света в системе СИ является кандела (кд).


СИЛА СОСРЕДОТОЧЕННАЯ


СОСРЕДОТОЧЕННАЯ СИЛА
Равнодействующая распределенных сил. Понятие силы сосредоточенной - условное и свойственно только расчетной схеме. Замена распределенных сил сосредоточенной силой возможно лишь в случае, когда размеры контактной зоны существенно меньше размеров исследуемой конструкции.


СИЛА ТОКА


СИЛА ТОКА
Величина, характеризующая электрический ток и равная отношению электрического заряда, переносимого через сечение проводника за некоторый промежуток времени к величине этого промежутка. Единицей силы тока в системе СИ является ампер (а).


СИЛА ТЯГИ


СИЛА ТЯГИ
Главный вектор Р системы сил, действующих на ЛА стороны двигателя в результате его функционирования.


СИЛА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ


СИЛА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ
Реактивная, удельная, лобовая, эффективная, потребная, располагаемая.


СИЛА ТЯЖЕСТИ


СИЛА ТЯЖЕСТИ
Равнодействующая силы тяготения тела к Земле и центробежной силы инерции, обусловленной вращением Земли. Центробежная сила достигает максимального значения (порядка 0, 35% от силы тяжести) на экваторе. Сила тяжести G = mg, где mмасса тела, g - ускорение свободного падения, которое зависит от географической широты и высоты над уровнем моря.


СИЛЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ


АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛЫ
Силы, вызываемые взаимодействием между газом и движущимся в нем летательным аппаратом.


СИЛЫ ВНЕШНИЕ


ВНЕШНИЕ СИЛЫ
Силы, действующие на конструкцию со стороны окружающих ее тел. Внешние силы разделяют на объемные и поверхностные. Силы объемные распределены по объему тела и приложены к каждой его частице (например, силы магнитного притяжения). Поверхностные силы приложены к участкам поверхности и характеризуют непосредственное взаимодействие рассматриваемого объекта с окружающими телами.


СИНТЕЗ


СИНТЕЗ (от лат. syhthesis - соединение).
Соединение отдельных элементов в единое целое.


СИСТЕМА


СИСТЕМА (от греч. systema - целое, составленное из частей;
соединение). Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.


СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ПУСКОВАЯ


ПУСКОВАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Совокупность устройств, предназначенных для принудительной раскрутки ротора газотурбинного двигателя при запуске. Включает пусковое устройство, источник энергии, систему передачи энергии и др. В зависимости от вида пускового устройства (электростартер, воздушный турбостартер, турбокомпрессорный стартер, гидростартер, различают электрические, воздушные, турбокомпрессорные, гидравлические пусковые системы.


СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ МАСЛЯНАЯ


МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ
Система смазки, обеспечивающая подвод жидкого масла к уз- лам трения, отвод его и охлаждение, суфлирование масляных полостей, а также использование масла, как рабочей жид- кости в гидравлических устройствах. Масляная система включает масляные насосы, магистрали, масляные полости, систему суфлирования, воздухоотделитель.


СИСТЕМА ДОКУМЕНТАЦИИ КОНСТРУКТОРСКОЙ


СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Совокупность действующих нормативных документов: ГОСТов, ОСТов, нормалей; определяющих номенклатуру и способы ведения конструкторской документации.


СИСТЕМА ЕДИНИЦ МЕЖДУНАРОДНАЯ


МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦ (сокращенное наименование SI,
в русской транскрипции СИ). Система единиц физических величин, состоящая из семи основных единиц: длины - метр(м), массы - килограмм(кг), времени - секунда(с), силы электрического тока - ампер(а), термодинамическая температура - градус Кельвина(°К), количества вещества - моль, силы света - кандела(кд); двух дополнительных единиц: плоского угла - радиан(р), телесного угла - стерадиан(ср); и большого числа производных единиц: площади - метр квадратный(м¤), скорости линейной - метр в секунду(м/с), силы - ньютон(н), давления - паскаль(Па), работы - джоуль(дж) и др. Система СИ принята в 1960г Генеральной конференцией по мерам и весам и уточнялась на последующих конференциях. В соответствии с ГОСТ 8.417-81 единицы СИ, а также десятичные кратные и дольные от них подлежат обязательному применению.


СИСТЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ НАУЧНЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Человеко-машинный комплекс для решения задач планирования эксперимента, автоматизированной обработки результатов, оперативного управления ходом проведения эксперимента.


СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА


СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
Кабины (отсека) самолета (вертолета) - комплекс устройств для обеспечения в кабине (отсеке) самолета (вертолета) требуемого температурно-влажностного и воздушного режимов. Системы кондиционирования воздуха могут обеспечивать требуемую температуру, относительную влажность, скорость перемешивания воздуха, скорость изменения давления, а также газовый состав воздуха. см. кондиционер.


СИСТЕМА КООРДИНАТ ЗЕМНАЯ ( Oo Xo Yo Zo)


ЗЕМНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ ( Oo Xo Yo Zo)
Система координат самолета, оси которой и начало координат связаны с землей и выбираются из условий задачи. Нормальная система координат земная (Oo Xg Yg Zg) отличается от системы Oo Xo Yo Zo тем, что ось OYg направлена по местной вертикали вверх.


СИСТЕМА КООРДИНАТ НОРМАЛЬНАЯ ( O Xg Yg Zg)


НОРМАЛЬНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ ( O Xg Yg Zg)
Система координат самолета, оси которой имеют то же направление, что и оси в нормальной земной системе координат Oo Xg Yg Zg но начало О размещается на ЛА, например, в центре масс.


СИСТЕМА КООРДИНАТ САМОЛЕТА БАЗОВАЯ (Or Xr Yr Zr)


БАЗОВАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ САМОЛЕТА (Or Xr Yr Zr)
Система координат фиксированная относительно самолета. Под базовой точкой Or самолета понимается точка, расположенная в базовой плоскости Or Xr Yr и выбираемая в соответствии с задачей. Под базовой плоскостью Or Xr Yr понимается плоскость, относительно которой большинство элементов самолета расположенно симметрично слева и справа от нее. Базовая ось Or Xr расположена в базовой плоскости, проходит через базовую точку и направлена вперед. Ось Or Yr напралена вверх, а ось Or Zr дополняет правую систему координат. Базовая система координат Or Xr Yr Zr может быть распространена на любой элемент летательного аппарата ( фюзеляж, крыло, оперение), при этом точка Or выбирается в соответствии с задачей, ось Or Xr направлена вперед, ось Or Yr вверх, а ось Or Zr дополняет систему.


СИСТЕМА КООРДИНАТ СВЯЗАННАЯ ( O X Y Z )


СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ ( O X Y Z )
Система координат самолета которая имеет продольную ось OX в плоскости симметрии ЛА и направленную вперед; нормальную ось OY в той же плоскости и направленную к верхней части летательного аппарата; поперечную ось OZ, перпендикулярную плоскости симметрии и направленную к правой части ЛА. Начало координат О обычно лежит в центре масс. Связанную систему координат можно рассматривать как частный случай базовой системы координат. Рисунок


СИСТЕМА КООРДИНАТ СКОРОСТНАЯ (O Xa Ya Za)


СКОРОСТНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ (O Xa Ya Za)
Система координат самолета, в которой скоростная ось OXa совпадает с направлением скорости ЛА, а ось OYa подъемной силы Ya лежит в плоскости симметрии ЛА и направлена к верхней его части. Боковая ось OZa направлена в сторону правого борта аппарата. Начало О этой системы обычно лежит в центре масс ЛА. Рисунок


СИСТЕМА МАСЛЯНАЯ


МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА
Совокупность устройств и агрегатов, предназначенных для уменьшения трения и охлаждения смазочными веществами, подаваемыми в зону трущихся элементов конструкции. Система масляная двигателя обеспечивает размещение и подвод жидкого масла к узлам трения, отвод его и охлаждение, суфлирование маслянных полостей, а также использование масла, как рабочей жидкости в гидравлических устройствах.


СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ УЗЛА ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО


СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ УЗЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Совокупность каналов, отверстий и экранов, предназначенных для охлаждения узлов и элементов двигателя. Система охлаждения с непрерывным расходом охладителя в поток газа называется открытой. Система охлаждения узла ГТД, в которой охладитель циркулирует по замкнутому контуру, называется замкнутой. Система охлаждения узла газотурбинного двигателя, в которой в качестве охладителя используется сжатый воздух, называется воздушной. В комбинированной системе охлаждения в качестве охладителя используются сжатый воздух и жидкость.


СИСТЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО


СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств автоматизации проектирования, взаимосвязанного с подразделениями проектной организации, и выполняющая автоматизированное проектирование. Комплекс средств автоматизации включает в себя средства технического, программного, информационного, методического, в том числе средства лигвистического и математического обеспечения и организационного обеспечения. Функционирование САПР осуществляется в процессе взаимодействия комплекса с коллективами разработчиков, конечных пользователей и обслуживающего персонала. Аббр.: САПР.


СИСТЕМА ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ


ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Совокупность взаимодействующих технических средств, предупреждающих обледенение или обеспечивающих удаление льда с защищаемых поверхностей самолета. Различают воздушно-тепловую, электротепловую, электроимпульсную и жидкостную противооблединительные системы.


СИСТЕМА САМОЛЕТА


СИСТЕМА САМОЛЕТА
Совокупность элементов и агрегатов, предназначенных для выполнения строго определенных функций. Различают системы: топливную, кондиционирования воздуха, противообледенительную, противопожарную, маслянную, пневмогидравлическую, вооружения, энергоснабжения, пилотажно-навигационную, управления.


СИСТЕМА САМОЛЕТА ТОПЛИВНАЯ


ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА
Система силовой установки (СУ) для размещения топлива на самолете, выработке его в определенном порядке, подачи топлива в двигатели СУ и вспомогательной СУ и др., а также выполнения вспомогательных функций. Топливная система состоит из систем подкачки топлива к двигателю, перекачки топлива из бака в бак, в том числе балансировочного топлива, систем заправки топлива, аварийного слива топлива, дренажа и наддува топливных баков самолета.


СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ


СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ
Способ обозначения чисел. Некоторое число единиц объединяются в одну единицу второго разряда, такое же количество единиц второго разряда объединяются в одну единицу третьего разряда и т.д. Число называется основанием системы счисления, а символы для обозначения количества единиц каждого разряда - цифрами. Наиболее употребительная система счисления - десятичная; ЭВМ работают в двоичной системе.


СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ


СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ
Система управления полетом управляемых средств поражения, предназначенная для вывода их в заданную точку относительно цели, например: система вывода баллистических и крылатых ракет в заданную точку взрыва.


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Человекомашинная система, позволяющая решать задачи прогнозирования, планирования, оперативного управления, учета и контроля на основе достижений информатики и вычислительной техники.


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АППАРАТОМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ
Совокупность элементов, обеспечивающих выполнение полетного задания. Включает в себя системы управления силовой установкой, полетом, вооружением, уборкой - выпуском шасси, механизацией крыла и др.


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НЕОБРАТИМАЯ


НЕОБРАТИМАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Система, в которой движения командных рычагов через проводку управления управляют работой гидравлических или электрических усилителей, которые непосредственно отклоняют управляющие поверхности, причем усилие, необходимое для отклонения, или его часть на командные рычаги не пе- редается. Если не принять специальных мер, то летчик не чувствует самолет, так как усилия на командных рычагах не зависят от скорости полета, резкости совершаемых маневров (перегрузки) и т.д.


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАТИМАЯ


ОБРАТИМАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Система, в которой движения командных рычагов через проводку управления управляют работой гидравлических или электротехнических усилителей, которые отклоняют управляющие поверхности, причем часть усилий, необходимых для отклонения, снимается непосредственно с командных рыча- гов. Летчик чувствует самолет. Ср. необратимая система управления.


СИСТЕМЫ КООРДИНАТ САМОЛЕТА


СИСТЕМЫ КООРДИНАТ САМОЛЕТА
Прямоугольные декартовые правые системы координат, служащие для описания движения самолета. Системы координат самолета используются также при обработке результатов испытания и расчетах по аэродинамике самолета. Основными системами являются: скоростная и связанная. Применяются также: земная, нормальная, подвижная, стартовая, инерциальная, траекторная и др. Кроме того, для изучения геометрических характеристик летательных аппаратов и их элементов используется базовая система координат.


СКАФАНДР


СКАФАНДР (франц. scaphandre от греч. scaphe - ладья, челнок,
aner (andros) - человек). Индивидуальное снаряжение (герметический костюм, перчатки, ботинки) летчика или космоновта, соединенный с герметическим шлемом и обеспечивающий условия жизнедеятельности и работоспособности человека в разряженной атмосфере ( на больших высотах) и в космическом пространстве.


СКАЧОК УПЛОТНЕНИЯ


СКАЧОК УПЛОТНЕНИЯ
Косой, прямой, присоединенный - характерная для сверхзвукового течения газа область, в которой происходит резкое увеличение давления, плотности, температуры и уменьшение скорости течения газа. Скачок уплотнения распространяется в воздухе в виде ударной волны. Различают скачок уплотнения прямой, который не приводит к изменению направления скорости потока и возникает, например, при сверхзвуковом обтекании тела с затупленной носовой частью; косой, который возникает, например, при сверхзвуковом обтекании тел с острой кромкой и сопровождается изменением направления скорости. Скорость потока за прямым скачком уплотнения всегда дозвуковая, а за косым скачком уплотнения она может оставаться сверхзвуковой.


СКОЛЬЖЕНИЕ РОТОРОВ


СКОЛЬЖЕНИЕ РОТОРОВ
(Валов) двухвального (трехвального) газотурбинного двигателя - есть отношение частот вращения смежных роторов (валов) газотурбинного двигателя; используется как характеристика при анализе законов регулирования газотурбинного двигателя.


СКОЛЬЖЕНИЕ САМОЛЕТА


СКОЛЬЖЕНИЕ САМОЛЕТА
Боковое движение самолета в результате поворота вокруг вертикальной оси; полет со скольжением - полет по траектории, касательная к которой не совпадает с продольной осью самолета.


СКОРОПОДЪЕМНОСТЬ


СКОРОПОДЪЕМНОСТЬ
Время наиболее быстрого подъема самолета (вертолета) на заданную высоту с данной взлетной массой. Исчисляется в единицах максимальной вертикальной скорости подъема; скороподъемность равна заданной высоте, поделенной на минимально возможное время ее достижения.


СКОРОСТЬ


СКОРОСТЬ
Характеристика движения точки (тела), численно равная при равномерном движении отношению пройденного пути ко времени прохождения этого пути. В авиации различаются скорости: - крейсерская скорость; - критическая скорость; - максимальная скорость; - наивыгоднейшая скорость; - экономическая скорость.


СКОРОСТЬ КРЕЙСЕРСКАЯ


КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
Воздушная (относительно воздуха) скорость горизонтального полета, при которой минимально отношение потребной тяги к скорости. м


СКОРОСТЬ КРИТИЧЕСКАЯ


КРИТИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ
Наименьшая скорость полета, при которой местная скорость обтекания в какой-либо точке поверхности достигает местной скорости звука. м


СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ


МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ
Скорость равномерного горизонтального полета на данной высоте при работе двигателя с максимальной тягой (мощностью). м


СКОРОСТЬ НАИВЫГОДНЕЙШАЯ


НАИВЫГОДНЕЙШАЯ СКОРОСТЬ
Скорость прямолинейного полета с наивыгоднейшим углом атаки, при котором аэродинамическое качества имеет максимальное значение. м


СКОРОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ
Скорость горизонтального полета, при которой потребная тяга (мощность) двигателя минимальна; и еще целый ряд характерных скоростей. м


СКОРОСТЬ ЗВУКА


СКОРОСТЬ ЗВУКА
Скорость распространения звуковых волн, или малых возмущений давления в газе. Скорость звука характеризует упругость и сжимаемость воздуха (газа). Газ, в котором скорость звука больше, обладает большей упругостью и меньшей сжимаемостью по сравнению с газом, которому соответствует меньшая скорость звука. В зависимости от соотношения скорости газа и местной скорости звука различают скорости дозвуковые, околозвуковые , сверхзвуковые и гиперзвуковые течения.


СКОРОСТЬ ЗЕМНАЯ


ЗЕМНАЯ СКОРОСТЬ
Скорость начала связанной системы ко ординат относительно какой-либо из земных систем координат.


СКОРОСТЬ ИНДИКАТОРНАЯ


ИНДИКАТОРНАЯ СКОРОСТЬ
Индикаторная земная скорость, исправленная на поправку на сжимаемость, связанную с отличием давления воздуха от стандартного давления на уровне моря.


СКОРОСТЬ ИНДИКАТОРНАЯ ЗЕМНАЯ


ИНДИКАТОРНАЯ ЗЕМНАЯ СКОРОСТЬ
Приборная скорость, исправленная на инструментальную погрешность и аэродинамическую поправку.


СКОРОСТЬ ИСТИННАЯ


ИСТИННАЯ СКОРОСТЬ
Скорость ЛА относительно невозмущенного потока.


СКОРОСТЬ КРИТИЧЕСКАЯ


КРИТИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ
Скорость газа, равная местной скорости звука.


СКОРОСТЬ ЛА


СКОРОСТЬ ЛА
Скорость начала связанной системы координат относительно среды, не возмущенной ЛА.


СКОРОСТЬ ЛА ВОЗДУШНАЯ


ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ЛА
Есть модуль скорости ЛА.


СКОРОСТЬ ПОЛЕТА


СКОРОСТЬ ПОЛЕТА
см. Скорость ЛА.


СКОРОСТЬ ПРИБОРНАЯ


ПРИБОРНАЯ СКОРОСТЬ
Скорость которую показывает указатель скорости, проградуированный по разности между полным и статическим давлением воздуха с учетом сжимаемости при давлении воздуха на уровне моря в стандартных условиях.


СКОРОСТЬ ПРИВЕДЕННАЯ


ПРИВЕДЕННАЯ СКОРОСТЬ
Безразмерная величина, равная отношению скорости газа к критической скорости. см. число Маха.


СКОРОСТЬ ПУТЕВАЯ


ПУТЕВАЯ СКОРОСТЬ
Проекция земной скорости на горизонтальную плоскость нормальной системы координат.


СКОС ПОТОКА


СКОС ПОТОКА
Изменение направления потока воздуха при несимметричном обтекании крыла самолета, вызванное перетеканием воздуха у концов (торцов) крыла из области меньшего разрежения (из-под крыла) в зону большего разрежения (на крыло). Интенсивность скоса потока измеряется величиной его угла. см. сопротивление индуктивное.


СЛЕД


СЛЕД
Область течения, которая образуется позади тела при движении или обтекании его потоком газа. Различают ближний и дальний след. Ближний след - это область следа, примыкающая к кормовой части обтекаемого тела, в которой существенно влияние формы тела. Дальний след - это область следа, расположенная на достаточно большом расстоянии от обтекаемого тела, в которой статическое давление мало отличается от статического давления в невозмущенном потоке.


СЛЕД КОНДЕНСАЦИОННЫЙ


КОНДЕНСАЦИОННЫЙ СЛЕД
Белая облачная полоса образующаяся за самолетом преимущественно в верхней тропосфере. Решающее значение для образования следа конденсационного имеют выхлопные газы, выбрасываемые из двигателей и содержащие водяной пар, а также температура и влажность воздуха. Чем ниже температура воздуха и выше его относительная влажность, тем выше вероятность образования конденсационного следа. см. конденсатор.


СЛОЙ НЕСУЩИЙ


НЕСУЩИЙ СЛОЙ
В трехслойных конструкциях название внешних слоев, воспринимающих нормальные и сдвиговые силы в своей плоскости. Средний, внутренний слой воспринимает обычно только поперечную силу, перпендикулярную плоскости несущих слоев.


СЛОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ


ПОГРАНИЧНЫЙ СЛОЙ
Тонкий слой движущегося газа или жидкости, непосредственно прилегающая к твердой поверхности обтекаемого тела. Скорость у поверхности равна нулю (из-за внутреннего трения), а на внешней границе пограничного слоя равна скорости невозмущенного потока. Толщина пограничного слоя постепенно нарастает от передней части тела к задней и зависит от вязкости газа или жидкости: чем выше вязкость - тем толще пограничный слой.


СЛУЧАИ НАГРУЖЕНИЯ РАСЧЕТНЫЕ


РАСЧЕТНЫЕ СЛУЧАИ НАГРУЖЕНИЯ
Нормативные случаи нагружения ЛА, вызывающие в элементах конструкции максимальные внутренние усилия. Характер и величина нагрузок регламентируется Нормами летной годности самолетов (НЛГС).


СМЕСИТЕЛЬ КАМЕРЫ СМЕШЕНИЯ ТРДД


СМЕСИТЕЛЬ КАМЕРЫ СМЕШЕНИЯ ТРДД
Устройство, с помощью которого производится смешение потоков воздуха и газа, поступающих в камеру смешения ТРДД.


СМЕСЬ ГОРЮЧАЯ


ГОРЮЧАЯ СМЕСЬ
Смесь топлива с воздухом или кислородом, состав и состояние которой обеспечивают возможность ее сгорания в камере сгорания двигателя. В камере сгорания ВРД сгорание топлива осуществляется в основном в газовой фазе (гомогенная, то есть однородная смесь), так как предварительно происходит его распыливание и испарение. Возможны случаи, когда происходит горение двухфазной смеси, т.е. смеси воздуха, паров и капель топлива (гетерогенная, то есть неоднородная смесь).


СНИЖЕНИЕ САМОЛЕТА


СНИЖЕНИЕ САМОЛЕТА
Практически прямолинейный полет с потерей высоты при постоянной или маломеняющейся скорости и работающем двигателе.


СНОС


СНОС
Полет, при котором направление вектора результирующей скорости набегающего потока не совпадает с касательной к траектории полета. Возникает при боковом ветре. Самолет летит, повернув нос против ветра на угол сноса.


СОЕДИНЕНИЕ


СОЕДИНЕНИЕ
Элементов конструкции - конструктивное скрепление между собой различных конструктивных элементов для образования из них механизмов, агрегатов, машин. Различают подвижные и неподвижные соединения. Неподвижные в свою очередь делятся на разъемные (болтовые, винтовые, замковые, шлицевые и т.д.) и неразъемные (заклепочные, клеевые, сварные и т.д.). Подвижные соединения образуют кинематическую пару (вал в подшипнике, винт в гайке и т.д.).


СОЕДИНЕНИЕ РАЗЪЕМНОЕ


РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Соединение деталей, при котором составляющие его детали могут быть разобраны без их разрушения (например, винтовые, болтовые, шлицевые соединения).


СОЕДИНЕНИЕ ТАВРОВОЕ


ТАВРОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Сварное соединение, в котором торец одного элемента примыкает под углом и приварен к боковой поверхности другого элемента. см. тавр.


СОЕДИНЕНИЕ ШЛИЦЕВОЕ


ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (от нем. schlitz - щель, разрез, паз).
Соединение составных частей изделия с применением пазов и выступов.


СОПЛО


СОПЛО
Канал специального профиля, предназначенный для разгона жидкостей и газов до заданной скорости и придания потоку заданного направления.


СОПЛО ЛАВАЛЯ


СОПЛО ЛАВАЛЯ (по имени швед. инженера и изобретателя Лаваля
(1885-1913гг)). Комбинация сужающегося и расширяющегося каналов, используемая в качестве выходного устройства воздушнореактивных и ракетных двигателей. У сопла Лаваля на расчетном режиме при дозвуковой скорости на входе скорость в узком сечении равна критической, скорость на среде сопла - сверхзвуковая, в давление на срезе сопла равно атмосферному (давлению окружающей среды). см. характеристика сопла Лаваля.


СОПЛО РЕАКТИВНОЕ


РЕАКТИВНОЕ СОПЛО
Канал переменного сечения в котором происходит ускорение потока воздуха или газа с целью создания реактивной тяги. Различают сопла осесимметричные, неосесимметричные, плоские, поворотные, с косым срезом, нерегулируемые, регулируемые, с шумоглушителем, с центральным телом, сужающиеся, Лаваля, эжекторные.


СОПЛО ЭЖЕКТОРНОЕ


ЭЖЕКТОРНОЕ СОПЛО
Выходное устройство, в котором расход вторичного воздуха несущественно меньше или даже сопоставим с расходом газа через внутреннее сопло. Вторичный воздух - это воздух, забираемый из окружающей среды (обтекающий силовую установку), и(или) воздух, текущий между внутренним соплом и внешней оболочкой. Расход вторичного воздуха определяется геометрией выходного устройства и режимом его работы из условия достижения наименьших потерь эффективной тяги при выполнении условий эксплуатационного и компоновочного характера. Применение эжекторного сопла позволяет на некоторых эксплуатационных режимах существенно увеличить тягу ВРД. см. эжектор.


СОПЛО ЭЖЕКТОРНОЕ РЕАКТИВНОЕ


ЭЖЕКТОРНОЕ РЕАКТИВНОЕ СОПЛО
Сопло ГТД, контур расширяющейся части которого с целью газодинамического регулирования частично или полностью не имеет жестких стенок.


СОПРОТИВЛЕНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ


АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Сила, с которой газ действует на движущееся в нем тело. Аэродинамическое сопротивление всегда направлено в сторону, противоположную скорости движения тела и представляет собой сумму следующих сопротивлений: - волновое сопротивление, - сопротивление интерференции, - индуктивное сопротивление, - профильное сопротивление, - сопротивление трения, - сопротивление давления.


СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОЛНОВОЕ


ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Волновое сопротивление - сопротивление, вызванное наличием на поверхности тела скачков уплотнения. Возникает при движении тела с около- и сверхзвуковыми скоростями.


СОПРОТИВЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ


СОПРОТИВЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ
Сопротивление давления - часть силы сопротивления, представляющая собой проекцию суммы аэродинамических сил, нормальных к поверхности тела, обтекаемого потоком при нулевой подъемной силе.


СОПРОТИВЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОЕ


ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ (от лат. inducto - навожу, побуждаю).
Индуктивное сопротивление - дополнительное сопротивление, вызванное перетеканием воздуха с нижней поверхности крыла на верхнюю на концах крыла. В результате перетекания на концах образуется так называемый концевой вихрь, который индуцирует вертикальный, направленный вниз, поток воздуха. Складываясь с горизонтальным потоком, обтекающим крыло, этот индуцированный поток поворачивает вектор скорости набегающего потока на угол скоса в сторону уменьшения угла атаки. Вслед за вектором скорости поворачивается вектор подъемной силы и возникает дополнительная сила сопротивления движению, равная подъемной силе, умноженной на синус угла скоса потока.


СОПРОТИВЛЕНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ


СОПРОТИВЛЕНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
Сопротивление интерференции - сопротивление, появляющееся вследствие взаимодействия потоков, обтекающих близко расположенные части тела, имеющие различный характер обтекания. см. интерференция.


СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ


СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
Наука о прочности и деформируемости элементов конструкции и деталей машин. Основные объекты изучения - стержни, пластины, исследуемые теоретическими и экспериментальными методами. Главная задача исследований - создание методов расчета элементов (деталей) на прочность, жесткость и устойчивость при действии статических и динамических нагрузок.


СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНОЕ


ПРОФИЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Профильное сопротивление - сумма сил сопротивления давления и трения.


СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРЕНИЯ


СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРЕНИЯ
Сопротивление трения - часть силы сопротивления, создающаяся касательными силами, возникающими при обтекании тела вязким газом.


СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ


ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект. Видами технического состояния являются исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.д.


СОХРАНЯЕМОСТЬ


СОХРАНЯЕМОСТЬ
Свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.


СПЕКТР АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ


АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ СПЕКТР (от лат. spectrum - представление, образ).
Картина обтекания тел воздухом. Для получения спектра аэродинамического используют: интерферометры; струйки дыма, выпущенные в поток аэродинамической трубы; метод шелковинок (небольших размеров шелковые или синтетические полосы наклеивают одним концом к исследуемому объекту, а отклонение другого конца в потоке показывает направление обтекания). Спектр аэродинамический позволяет визуально изучать обтекание тел потоком, определять аэродинамические силы и их коэффициенты.


СПЕЦИФИКАЦИЯ


СПЕЦИФИКАЦИЯ (позднелат. specificatio от лат. species - род,
вид, разновидность и facio - делаю). Документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта, необходимый для изготовления, комплектования конструкторских документов и планирования запуска в производство указанных изделий.


СПИНКА ПЕРА


СПИНКА ПЕРА
Выпуклая поверхность пера лопатки.


СПИРАЛЬ


СПИРАЛЬ
Маневр самолета, представляющий собой пространственную траекторию,навитую на цилиндр. Спираль может быть восходящей и нисходящей. При выводе самолета из спирали следует вначале устранить крен, а затем выводить самолет из пикирования. В противном случае при большом крене самолет будет входить в более крутую спираль.


СПЛАЙН


СПЛАЙН (англ. spline - гибкая рейка).
Особым образом построенная по базовым точкам интерполирующая функция, обеспечивающая такое аналитическое описание кривой или поверхности, при котором в любой точке кривой или поверхности имеет место непрерывность как самой функции, так и ее (чаще всего) второй производной. Сплайны широко применяются при построении плазов для аналитического описания аэродинамических обводов.


СПОЙЛЕР


СПОЙЛЕР
см. интерцептор.


СРЕДНЕПЛАН


СРЕДНЕПЛАН (от лат. planum - плоскость).
Схема самолета моноплана, у которого крыло прикрепляется к средней части (по высоте) фюзеляжа. Рисунок


СРЕЗ


СРЕЗ
Разрушение в результате сдвига одной части материала относительно другой, возникающее под действием касательных напряжений. Срезу обычно сопутствует или смятие материала или изгиб.


СРОК СЛУЖБЫ


СРОК СЛУЖБЫ
Календарная продолжительность от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшее применение по назначению либо восстановление недопустимо или нецелесообразно.


СРОК СОХРАНЯЕМОСТИ


СРОК СОХРАНЯЕМОСТИ
Календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования объекта, в течение и после которой сохраняются значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в установленных пределах.


СРЫВ В КОМПРЕССОРЕ ВРАЩАЮЩИЙСЯ


ВРАЩАЮЩИЙСЯ СРЫВ В КОМПРЕССОРЕ
Срыв потока, возникающий при образовании местных зон заторможенного потока или обратного течения, перемещающихся в окружном направлении с меньшей частотой вращения, чем частота вращения ротора компрессора газотурбинного двигателя.


СРЫВ ПОТОКА


СРЫВ ПОТОКА
Отделение упорядоченного (ламинарного) потока газа или жидкости, обтекающего тело, от его поверхности вследствие отрыва пограничного слоя. Срыв потока сопровождается возникновением вихрей, увеличением сопротивления, потерей устойчивости и др. нарушениями аэродинамики ЛА, лопаточных машин.


СТАБИЛИЗАТОР


СТАБИЛИЗАТОР (от лат. stabilis - устойчивый).
Часть горизонтального оперения самолета, предназначенная для обеспечения совместно с рулем высоты продольной устойчивости самолета в полете. Стабилизатор с изменяемым в полете углом установки называется подвижным. Подвижный стабилизатор, изменяющий положение под действием системы управления, называется управляемым. Управляемый стабилизатор, обеспечивающий дополнительное управление самолетом относительно продольной оси при помощи одновременного отклонения двух половин в противоположные стороны, называется дифференциальным. Переставной стабилизатор отличается от подвижного тем, что он используется для балансировки самолета не на всех режимах, а только на определенных, чаще всего на взлете и посадке. Рисунок


СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ


СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ
Устройство для обеспечения устойчивого процесса горения в камере сгорания.


СТАНДАРТ


СТАНДАРТ (от лат. standard - норма, образец).
В широком смысле слова - образец, эталон, принимаемые за исходные для сопоставления с другими подобными объектами. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Существующие в СССР стандарты различают по сфере действия: государственные (ГОСТ) - по всей территории и для всех отраслей, отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ), предприятий (СТП).


СТАНЦИЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ


РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ
см. радиолокатор. Аббр.: РЛС.


СТАПЕЛЬ


СТАПЕЛЬ
1. Устройство, предназначенное для установки и фиксации в заданном положении деталей, узлов и подсборок с целью получения крупногабаритных элементов ЛА - крыльев, килей и т.п.. 2. Место стоянки судна, площадка, на которой располагаются опоры.


СТАРЕНИЕ


СТАРЕНИЕ
Изменение свойств металлов и сплавов, либо самопроизвольное, в процессе длительной выдержки при комнатной температуре (естественное старение), либо принудительное при нагреве (искусственное старение). Старение приводит к увеличению прочности и твердости при одновременном снижении пластичности и ударной вязкости. Для дюралюминия искусственное старение проводится при температуре до 250°С. Время естественного старения от 20 мин до 4 часов, за исключением сплава Д18, который стареет в течение нескольких суток. Обработка дюралюминия, связанная с пластическими деформациями (гибка, штамповка и др.) должна производиться до старения.


СТАРТЕР


СТАРТЕР (англ. starter от start - нажать, пускать в ход).
Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания и газотурбинного двигателя. Стартеры авиационных двигателей могут быть пневматические, электрические, турбокомпрессорные и др..


СТАТИКА


СТАТИКА (от греч. statos - неподвижный).
Раздел механики, в котором изучаются условия равновесия тел под действием сил. Различают статику твердого тела, жидкостей (гидростатику), газов (аэростатику).


СТАТИСТИКА


СТАТИСТИКА (от лат. statos - состояние).
Функция результатов наблюдений, используемая для оценки параметров распределения и (или) для проверки статических гипотез.


СТАТИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Научная дисциплина, основанная на теории вероятностей, изучающая методы математической обработки статистических данных (результатов экспериментов). см. статистика.


СТАТОР


СТАТОР (от лат. stator - стоящий неподвижно).
Неподвижная часть машины или узла роторного типа. Например, статор компрессора,турбины.


СТВОРКА ШАССИ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ


ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СТВОРКА ШАССИ
Створка для наземного обслуживания шасси.


СТВОРКИ ЛЮКОВ ШАССИ


СТВОРКИ ЛЮКОВ ШАССИ
Силовые крышки, управляемые обычно дистанционно и в большинстве случаев имеющие небольшое число замков для упрощения конструкции крышек и схемы управления ими.


СТВОРКИ СОПЛА ОТКЛОНЯЮЩИЕСЯ


ОТКЛОНЯЮЩИЕСЯ СТВОРКИ СОПЛА
Подвижные элементы реактивного сопла газотурбинного двигателя, вводимые в поток газа и предназначенные для изменения направления вектора тяги.


СТЕКЛОПЛАСТИКИ


СТЕКЛОПЛАСТИКИ
Пластмассы, содержащие в качестве упрочняющего наполнителя стеклянное волокно в виде жгутов, тканей, отдельных длинных или коротких волокон.


СТЕЛЛАЖ


СТЕЛЛАЖ (нем. stellage от голл. stellage, stellen - ставить,
помещать). Многоярусное устройство для хранения различных предметов и штучных материалов, состоящее из ряда вертикальных стоек или стенок с полками, ящиками, кронштейнами.


СТЕНД


СТЕНД (англ. stand - стоять).
Специальная установка для сборки или испытания машин, приборов и т.д. Различают испытательный стенд открытый, с камерой разрежения, с подогревом воздуха, с наддувом воздуха и климатический. Последний стенд обеспечивает проведение испытаний изделия и его узлов в различных климатических условиях.


СТЕНКА


СТЕНКА
Листовой элемент конструкции, предназначенный для передачи перерезывающих сил, действующих в плоскости стенки.


СТЕПЕНЬ ДВУХКОНТУРНОСТИ


СТЕПЕНЬ ДВУХКОНТУРНОСТИ
Отношение расхода воздуха через наружный контур к расходу воздуха через внутренний контур турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД).


СТЕПЕНЬ ПОВЫШЕНИЯ


СТЕПЕНЬ ПОВЫШЕНИЯ
(Понижения) полного давления воздуха (газа) в компрессоре (турбине) газотурбинного двигателя отношение полного давления (см. давление) воздуха (газа) в сечении за компрессором (перед турбиной) газотурбинного двигателя к полному давлению воздуха (газа) в сечении на входе (выходе) в него ( из нее).


СТЕПЕНЬ ПОДОГРЕВА ГАЗА


СТЕПЕНЬ ПОДОГРЕВА ГАЗА
В основной форсажной камере сгорания - отношение температуры торможения газа перед сопловым аппаратом турбины (в критическом сечении реактивного сопла) газотурбинного двигателя к температуре торможения воздуха за спрямляющим аппаратом компрессора (газа на входе в форсажную камеру сгорания).


СТЕПЕНЬ ФОРСИРОВАНИЯ


СТЕПЕНЬ ФОРСИРОВАНИЯ
Отношение тяги ТРДД (ТРДДФ) на форсированном режиме к тяге на максимальном режиме в тех же условиях полета.


СТЕХИОМЕТРИЯ


СТЕХИОМЕТРИЯ (от греч. steicheion - первоначало, элемент,
гр. metreo - измеряю). Учение о количественных соотношениях между массами вещества, вступающих в химическую реакцию.


СТОИМОСТЬ ЦИКЛА ЖИЗНЕННОГО АППАРАТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО


СТОИМОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Интегральный стоимостный показатель ЛА, оценивающий затраты на исследования, опытно-конструкторские работы, производство, эксплуатацию и ремонт ЛА до полного списания всего парка ЛА конкретной марки. Стоимость жизненного цикла теоретически является наиболее объективным критерием оценки ЛА. Однако продолжительность жизненного цикла системы (несколько лет) и соответственно большая неопределенность значительной части исходной информации, а также неопределенность самой модели стоимости жизненного цикла затрудняют в ряде случаев получение достоверной оценки по этому критерию.


СТОЙКА ШАССИ САМОЛЕТА


СТОЙКА ШАССИ САМОЛЕТА
Часть опоры самолета, представляющая собой основную силовую конструкцию опоры. Рисунок


СТП


СТП Аббр.: Стандарт Предприятия.


СТРАТОСТАТ


СТРАТОСТАТ (от страто(сфера) и (аэро)стат).
Аэростат, предназначенный для воздухоплавания в стратосфере.


СТРАТОСФЕРА


СТРАТОСФЕРА (от лат. stratum - слой и греч. sphaira - шар).
Слой атмосферы, лежащий над тропосферой от высот 8-10 км в высоких широтах и от 16-18 км на экваторе до высот 50-55 км. В стратосфере располагается слой с максимальным содержанием озона.


СТРЕЛОВИДНОСТЬ


СТРЕЛОВИДНОСТЬ
Отвод назад (положительная) или вперед (отрицательная) концевой хорды аэродинамической поверхности ( крыла, киля, стабилизатора) относительно центральной или бортовой хорды. Измеряется углом между перпендикуляром к продольной оси самолета и передней кромкой или линией, проведенной через точки на 25% длин хорд от носка (линия четвертей хорд). Большинство реактивных самолетов имеет положительную стреловидность в пределах 20° - 50°.


СТРЕНГИ ШЛАНГА ТОПЛИВНОГО


СТРЕНГИ ТОПЛИВНОГО ШЛАНГА (гол. streng - веревки, из которых
свиваются тросы). Металлические нити, пропускаемые по всей длине топливного шланга агрегата заправки и служащие для соединения стыковочного конуса на массу самолета-заправщика.


СТРИНГЕР


СТРИНГЕР (от англ. string - привязывать, скреплять).
Элемент продольного набора в конструкции, работающий главным образом на растяжение- сжатие, служащий для подкрепления обшивки и опирающийся на шпангоуты или нервюры. Рисунок Рисунок


СТРУЯ В ПОТОКЕ СПУТНОМ


СТРУЯ В СПУТНОМ ПОТОКЕ
Течение газа, возникающее при его истечении из отверстия или насадки в среду, движущуюся с некоторой скоростью в том же направлении.


СТРУЯ СВОБОДНАЯ


СВОБОДНАЯ СТРУЯ
Течение газа, возникающее при его истечении из отверстия или насадка в пространство, не ограниченное твердыми поверхностями.


СТУПЕНЬ КОМПРЕССОРА


СТУПЕНЬ КОМПРЕССОРА
Часть компрессора газотурбинного двигателя, включающая рабочее колесо и расположенный за ним направляющий аппарат (для осевого компрессора) или рабочее колесо и расположенный за ним безлопаточный диффузор (для центробежного компрессора).


СТУПЕНЬ ТУРБИНЫ


СТУПЕНЬ ТУРБИНЫ
Совокупность соплового аппарата и расположенного за ним рабочего колеса. Ступень компрессора (турбины), в которой воздух (газ) движется по поверхностям, близким к цилиндрическим, называется осевой. В центробежной ступени компрессора воздух в выходной части рабочего колеса движется от центра к периферии по поверхностям, почти нормальным к оси вращения, а в центростремительной ступени турбины газ в сопловом аппарате и начальной части рабочего колеса движется от периферии к центру. В парциальной ступени турбины газотурбинного двигателя сопловой аппарат имеет лопатки лишь на части его окружности, в связи с чем подвод газа к рабочему колесу осуществляется только в пределах этой части окружности.


СТУПИЦА


СТУПИЦА
Центральная, обычно утолщенная часть колеса с отверстием для посадки его на ось или вал. Ступица соединяется с ободом колеса спицами или диском.


СУ


СУ Аббр.: Силовая Установка.
Совокупность агрегатов ЛА, необходимых для создания силы тяги. СУ включает двигатели, воздушные винты (для турбовинтовых двигателей), топливную, масляные системы, системы управления двигателем, контроля, охлаждения, воздухозаборники, пожарную защиту и др.


СУБЛИМАЦИЯ


СУБЛИМАЦИЯ (от лат. sublimo - возношу).
Сухое высушивание, переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя стадию жидкости.


СУДНО ВОЗДУШНОЕ


ВОЗДУШНОЕ СУДНО
Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности (ст.11 Воздушного кодекса СССР). С учетом поправок ИКАО к воздушным судам не относятся ракеты, космические аппараты, суда на воздушной подушке, а также метеорологические шары и беспилотные неуправляемые аэростаты без полезного груза. В зависимости от максимальной взлетной массы воздушные суда подразделяются на классы: 1-й класс - самолеты с максимальной взлетной массой 75т и более, вертолеты - 10т и более; 2 -й класс - самолеты от 30т до 75т, вертолеты от 5т до 10т; 3-й класс: самолеты от 10т до 30т вертолеты от 2т до 5 т; 4 -й класс: самолеты до 10 т, вертолеты до 2т.


СУЖЕНИЕ


СУЖЕНИЕ
Отношение длины центральной хорды крыла, стабилизатора к длине концевой хорды. Для киля вместо центральной берется длина бортовой хорды.


СУФЛИРОВАНИЕ


СУФЛИРОВАНИЕ (от франц. souffler - дуть).
Поддержание определенного давления в картере двигателя, топливных баках и др. путем удаления из них газов с помощью специального клапана, называемого суфлером (сапуном) и обычно снабженного фильтром.


СХЕМА САМОЛЕТА


СХЕМА САМОЛЕТА
Перегруженный смысловым содержанием термин. Включает в себя все, что относится к внешней аэродинамической компоновке самолета: 1) Количество несущих поверхностей (крыльев): моноплан, полутороплан, биплан, триплан, полиплан; 2) Взаимное расположение крыла и горизонтального оперения: нормальная схема (оперение сзади), схема утка (оперение впереди) и бесхвостка (оперения нет); 3) Для самолетов по схеме моноплана - взаимное расположение крыла и фюзеляжа: низкоплан, среднеплан, высокоплан; 4) Способ крепления крыла к фюзеляжу: свободнонесущей моноплан, подкосный моноплан, расчалочно-подкосный биплан и т.п.; 5) Количество и форма фюзеляжей: схема летающее крыло (нет фюзеляжа, грузы в крыле), интегральная схема (фюзеляж как плавное утолщение крыла), однофюзеляжный, двухфюзеляжный и т.д. самолет. Рисунок