НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед

Анализ работ немецких специалистов завода №2

По постановлению Совета Министров № 874-366сс и приказу министра Авиационной промышленности N 228сс от 19 апреля 1946 г. Государственный опытный союзный завод № 2 в конце апреля 1946 г. был организован на базе бывшего завода № 145.

Анкетный лист немецкого специалиста Подписка
Анкетный лист немецкого специалиста

Завод №145 им. Кирова был расположен около поселка Красная Глинка в нескольких километрах от г. Самара. Производственные площади завода были размещены в каменных и деревянных корпусах, предназначенных для комплекса исследовательских лабораторий Куйбышевского гидроузла. На базе имевшейся промышленной площадки был организован опытный завод по строительству новых образцов воздушно-реактивных двигателей и авиационных приборов.

В октябре 1946 г. на завод были перевезены специалисты, промышленное и лабораторное оборудование из Германии. По данным на 8 октября 1946 г. численный состав перевозимых специалистов выглядел следующим образом.

NN пп ОКБ О т к у д а ИТР Рабоч
1. ОКБ-1 Дессау: самолетное КБ - -
моторное КБ 193 173
дизельное КБ - -
2. ОКБ-2 Штасфурт: моторное КБ 123 132
3. ОКБ-3 Галле: самолетное КБ - -
4. ОКБ-4 Берлин: приборное КБ 25 35
ИТОГО: 341 340

Подготовительные работы были начаты не только в пос. Управленческом, но и в Германии: немецким специалистам поручалось сделать плановое задание на проектирование опытного завода на площадке, равной по размерам площадке завода №2. Эта работа была ими выполнена, и все материалы отосланы в Россию.

Для организации опытного завода №2, который должен был работать в две смены с выпуском до 60 мощных турбореактивных двигателей (двух модификаций) в год , был составлен список необходимого оборудования: металлорежущие станки - 400 единиц (в том числе крупные - 200 единиц; средние - 150; специальные - 50). Оборудование кузнечного цеха, высотной лаборатории и других цехов в г. Дессау также предполагалось вывести на завод №2.

Завод №2 после проведения подготовительных работ в течение весны - лета 1946 г. представлял собой одно из крупнейших предприятий региона. Всего на заводе имелось площадей - 28344 кв. м, в том числе производственных - 16563 кв. м. Были построены: сборочный цех и испытательная станция, лаборатории, хранилища горючего, конструкторский корпус, высотная лаборатория и проведена реконструкция существующих цехов.

Для размещения 2090 человек, включая специалистов и членов их семей был осуществлен ряд мероприятий. Наиболее сложной оказалась жилищная проблема: общая потребность в жилплощади составляла 840 отдельных квартир (каждая - по 25-30 кв.метров). Это давало в сумме 21-25 тыс.кв.м, или 10-11 кв.м на человека.

Дома немецких специалистовВ 1946 г. свободных жилых площадей в поселке завода №2 не было. Жилой фонд завода состоял из: двух каменных домов с жилой площадью в 5982 кв.м; 76 деревянных, гипсоблочных и фибролитовых домов, 8 бараков с жилой площадью в 32918 кв. м; 17 коттеджей дачного типа не приспособленных для зимнего периода - общей жилой площадью в 1794 кв. м. Имелась также гостиница, малярийная станция и юнгородок. Вся жилая площадь составляла 42739 кв. м

Для удовлетворения потребности в жилплощади прибывающих немецких специалистов было необходимо:

Все эти мероприятия должны были дать 13-14 тыс.кв.м жилой площади. Необходимо было ходатайствовать перед правительством о срочном выделении для завода №2 100 финских домов и немедленном развертывании их строительства на площадке завода. Масштаб проводимых мероприятий был весьма объемным и выполнить эти мероприятия необходимо было в сжатые сроки. До прибытия специалистов и членов их семей все жилищные вопросы решить не удалось, поэтому на протяжении всего периода работы немецких специалистов проблема жилья и материального обеспечения оставались весьма актуальными.

Все операции по перевозке немецких специалистов и рабочих в Россию и распределение их на заводе были закончены к 7 ноября 1946 г. Директором завода №2 был утвержден Н.М.Олехнович.

На заводе №2 были организованы конструкторские бюро из немецких специалистов:

Для контроля за ходом выполнения работ, главные конструкторы обязывались представлять в Особый отдел министерства ежемесячные отчеты о состоянии выполнения заданий.

В соответствии с распоряжением Совета Министров от 9 декабря 1946 г. немецким специалистам, работавшим на заводе, были установлены следующие оклады:

Дети немецких специалистов в школеДети немецких специалистов в школеОстальным категориям - рабочим низкой квалификации, служащим, ученикам, оплата труда производилась по существовавшим в то время на заводе тарифным расценкам. По состоянию на 1 января 1949 г. на заводе числилось 3057 человек. Многие немецкие специалисты приехали в пос. Управленческий со своими семьями. В этот трудный период на завод на различные подсобные и вспомогательные должности были приняты и жены многих специалистов. Для детей была организована школа, в которой с 1-го по 8-й классы обучалось около 300 детей. Директор школы и заведующий учебной частью были русские, остальные 16 педагогов - немецкие.Новогодний праздник в школе

Под руководством Н.М.Олехновича завод проработал до мая 1949 г., а в мае ответственным руководителем и главным конструктором завода был назначен Н.Д.Кузнецов, который позже стал генеральным конструктором предприятия. Кузнецов до этого назначения Кузнецов работал главным конструктором уфимского ОКБ, задачей которого было освоение немецкого опыта создания реактивных двигателей. В связи с закрытием в конце 1948 г. уфимского ОКБ работы были прекращены, и часть сотрудников во главе с Кузнецовым были переведены на завод №2.

В работах по созданию реактивных двигателей в ОКБ-1 доктора Шайбе и в ОКБ-2 доктора Престеля существовала определенная разобщенность между сотрудниками. Это сложилось чисто исторически, из-за конкуренции двух крупнейших двигательных фирм "Юнкерс" и "БМВ". Для преодоления этой разобщенности, а также объединения усилий проектировщиков на наиболее перспективном направлении, Кузнецов реорганизовал структуру конструкторского бюро. Начальником ОКБ был назначен Квасов, его заместителем Брандлер. Брандлер работал с Кузнецовым еще в Уфе и у них сложились хорошие отношения. В начале советских специалистов на заводе было мало, а те что были занимали незначительные посты. Однако из года в год осуществлялось насыщение авиационной промышленности инженерами, выпускниками вузов, техникумов и училищ. Так, например, весь первый выпуск моторного факультета Куйбышевского авиационного института в 1947 г. был направлен на работу на опытный завод №2.

Почетная грамота Абрагама ЛеопольдаБыстрое пополнение кадров и тенденция вытеснения немецких специалистов с руководящих должностей, обострили отношения на заводе. Это было начало общего кризиса жизни и работы немецких специалистов, вызванного неопределенностью их положения в СССР и многими другими проблемами.

С 50-х годов начинаются перемещения немецких специалистов на другие предприятия и отправка их небольшими группами на родину, в Германию. В 1953г. была отправлена последняя группа, сначала на завод в Савелово, а затем в Германию.

За 40-летний период своего существования завод №2 вырос в акционерное общество открытого типа - Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова и является в настоящее время крупным предприятием в России по созданию опытных авиационных двигателей. Предприятие разрабатывает высокоэкономичный винто-вентиляторный авиационный двигатель XXI в. НК-93, двигатель с тягой более 40 тс для тяжелых самолетов; авиадвигатель, работающий на сжиженном природном газе.

НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед