НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалерея

Цели, механизм и результаты использования в СССР германского опыта в области авиационной техники после Второй мировой войны

В 1948 г. начался кризис всей программы, проводимой с участием немецких специалистов. Кризис был связан с принятием в СССР государственной программы по свертыванию авиационного опытного производства. Сокращение коснулось не только немецких разработок, но и большинства советских опытных конструкторских бюро, которые были закрыты, а люди и техника переведены на другие предприятия.

В 1948 г. по указанию Особого управления МАП началась разработка схемы реорганизации заводов в 1949 г. с учетом назначения завода для опытного производства, исходя из принципов жесткого режима экономии и максимального сокращения накладных расходов.

В 1949-1951 гг. стало ясно, что экспериментальная тематика, в частности, завода №1 и других немецких ОКБ не имеет перспективы. Приказом министра Авиационной промышленности Хруничева №1010 от 12 октября 1951 г. на опытном заводе №1 было организовано новое ОКБ, которое в дальнейшем стало крупнейшим авиационным предприятием - МКБ "Радуга". Начальником ОКБ был назначен заместитель Рессинга - Березняк .

С этого периода начинаются перемещения специалистов, чаще всего без учета их прежней специальности, на другие предприятия. Так, группа двигателистов и прибористов с завода №1 и с завода №16 была переведена в Куйбышев. Падение интереса к опытным работам немцев проявилось в сокращении уровня финансирования, недопоставках комплектующих узлов и деталей, задержке с испытаниями, в переброске кадров с одного завода на другой.

С 1948 по 1954 г. - период психологического кризиса среди немецких специалистов и членов их семей, вызванного неопределенностью их дальнейшей судьбы. Проблема усугубилась тем, что в 1949 г. были провозглашены два новых германских государства. Нерешенные юридические вопросы перемещения немцев в СССР и их статус стали одними из самых главных. 22 августа 1953 г. в Москве было подписаны Коммюнике и Протокол между ГДР и СССР о прекращении взимания германских репараций.

С 1953 по 1954 г. проводились мероприятия по возвращению в Германию немецких специалистов. К этому времени многие предприятия, на которых работали немцы, уже перешли на выпуск другой продукции оборонного характера, и нахождение посторонних на заводах, с точки зрения советской администрации, было крайне нежелательно. В этот заключительный и весьма сложный в психологическом плане для всей немецкой колонии период проявилась характерная черта специалистов, их воля к выживанию и отстаиванию своих профессиональных и личных интересов. Группой специалистов, свезенных из пос. Подберезье и Управленческий в Савелово (рядом с городом Кимры), в инициативном порядке начата работа над проектом пассажирского реактивного самолета. Схема самолета "152"Пассажирский самолет "152"Проект пассажирского самолета "152" разрабатывался на базе модификации бомбардировщика "150", созданного специалистами в Подберезье и проходившего в то время испытания. (После возвращения немецких специалистов в Германию этот самолет был построен, однако, судьба его оказалась трагична.)

Говоря о социальной значимости техники для немецких специалистов необходимо отметить, что техника помогала им восстанавливать духовную гармонию, утраченную в реальности. Создавая слаженную гармонично построенную систему, работающую без сбоя, как часы, люди получали истинное наслаждение, творческое удовлетворение от осознания и созерцания функционирующей по законам материального мира искусственно ими построенной системы.

Останки пассажирского самолета "152"Профессиональная деятельность была одной из форм приспособления исследуемой группы людей к политическим условиям, но не единственной. Немецкие специалисты пытались активно бороться за свои права. С момента перевода немецких специалистов на работу в СССР, они с определенной периодичностью писали колективные письма руководству заводов, на которых они работали, министру авиационной промышленности, министру внутренних дел, министру иностранных дел и даже Верховному главнокомандующему И.Сталину с просьбой дать ответы на вопросы, связанные с их судьбой и условиями пребывания в СССР (многие из этих вопросов были указаны выше). Однако ответов не последовало. Видя безрезультатность подобных шагов, специалисты выбирают другой путь: включают свои политические проблемы в научно-техническую документацию, которая должна проходить по заводским и министерским инстанциям. Работы были выполнены соответствующим образом, хотя как это выяснилось позднее, двигатель "012" не был записан в тематический план опытного завода № 2. Также и информация о правах немецких специалистов в общем является недостаточной. В качестве примера можно указать на то, что вопреки данного нам объяснения о порядке отпусков немецких специалистов соответствующие советские законы на них не применяются. Руководство ОКБ-1 само не в состоянии выяснить эти вопросы. Также и во многих случаях не было возможности удовлетворительно решать жилищные проблемы немецких специалистов, так как из обещанных министром МАП в марте 47г. 100 финских домиков для расширения жилплощади были предоставлены лишь около дюжины для этих целей... Источник

Но этот путь не принес результатов. Немецкие специалисты пытались всячески обратить на себя внимание общественности, например, посылали поздравительные телеграммы новому правительству Германии, поздравления в посольства по случаю праздников, однако, данный ход службой безопасности был разгадан и оценен как демарш, о чем свидетельствуют рапорты и указания начальников секретных служб руководителям заводов о принятии соответствующих мер.

Последняя группа немецких авиационных специалистов и членов их семей была отправлена в Германию в 1954 г.

Государственная программа по перенятию опыта изживала себя. Каковы же результаты этой программы?

Что касается организационно-технической стороны в освоении немецкой технологии, то в этом вопросе был достигнут существенный прогресс.

Но можно ли на этом основании утверждать, что был перенят опыт немецких специалистов, их подход к решению сложных технических проблем; организационные формы работы творческого коллектива, выполняющего сложную, комплексную задачу; планирование рабочего дня; формы стимулирования труда и самоорганизации; и, наконец, были ли переняты трудовые навыки, характерные для немецкой организации труда, как на производстве, так и в конструкторской деятельности?

На основании комплексного многопланового исследования, базирующегося на документах по отчетной деятельности заводов, технических описаниях конкретных изделий, переписки администрации, касающейся работы немецких специалистов, анализа документов мемуарного характера, бесед с ветеранами заводов, социологических исследований можно сделать вывод о том, что в целом государственная программа по перенятию опыта, носителем которой были немецкие специалисты, не имела значительных реальных результатов.

Вывоз оборудования с немецких предприятий носил тотальный и планомерный характер, списки станков, приборов испытательных стендов, технологической оснастки тщательно выверялись; весь станочный парк отбраковывался и распределялся по конкретным предприятиям, которые заранее уведомлялись о поставках. Промышленная база в СССР существенно расширялась. Такое расширение требовало обученных специалистов, число которых измерялось тысячами, а их-то в СССР и не было. Решение было найдено, как казалось, самое простое:

для освоения промышленного производства, вместе со станками и оборудованием (как приложение к технике, дополнительны мивинтиками) должны были быть вывезены и люди, которые будут на них работать до тех пор, пока в СССР не будут подготовлены соответствующие специалисты.

Такой же подход имел место и в исследовательской и проектно-конструкторской работе. Ситуация по отношению к существующим советским проектно-конструкторским организациям сложилась как конкурентная борьба за выживание (финансовое и техническое). Исход подобной конкуренции был предопределен с самого начала этой программы, поэтому и отношение, даже среднего звена руководства к немецкому опыту было исключительно как к барьеру, который необходимо преодолеть, создав на своем укладе более совершенные объекты техники.

Итак, можно сделать вывод, что в процессе проведения СССР операции по заимствованию научно-технического опыта Германии в области авиационной техники, проводившегося в период с 1945 по 1954 г., проявились черты советского тоталитарного государства, с одной стороны, попиравшего права человека, гуманитарные ценности, а с другой, не способного к эффективной деятельности по перемещению технологий и перенятию научно-технического опыта. В целом это легко объяснимо: тоталитаризм неспособен понять, что техника и культура не разные сущности, а некое единство, полное развитие которого невозможно без тех условий свободы, которые несовместимы с тоталитаризмом.

НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалерея