Цели, механизм и результаты использования в СССР германского опыта в области авиационной техники после Второй мировой войны
В 1948 г. начался кризис всей программы, проводимой с участием немецких специалистов. Кризис был связан с принятием в СССР государственной программы по свертыванию авиационного опытного производства. Сокращение коснулось не только немецких разработок, но и большинства советских опытных конструкторских бюро, которые были закрыты, а люди и техника переведены на другие предприятия.
В 1948 г. по указанию Особого управления МАП началась разработка схемы реорганизации заводов в 1949 г. с учетом назначения завода для опытного производства, исходя из принципов жесткого режима экономии и максимального сокращения накладных расходов.
В 1949-1951 гг. стало ясно, что экспериментальная тематика, в частности, завода №1 и других немецких ОКБ не имеет перспективы. Приказом министра Авиационной промышленности Хруничева №1010 от 12 октября 1951 г. на опытном заводе №1 было организовано новое ОКБ, которое в дальнейшем стало крупнейшим авиационным предприятием - МКБ "Радуга". Начальником ОКБ был назначен заместитель Рессинга - Березняк .
С этого периода начинаются перемещения специалистов, чаще всего без учета их прежней специальности, на другие предприятия. Так, группа двигателистов и прибористов с завода №1 и с завода №16 была переведена в Куйбышев. Падение интереса к опытным работам немцев проявилось в сокращении уровня финансирования, недопоставках комплектующих узлов и деталей, задержке с испытаниями, в переброске кадров с одного завода на другой.
С 1948 по 1954 г. - период психологического кризиса среди немецких специалистов и членов их семей, вызванного неопределенностью их дальнейшей судьбы. Проблема усугубилась тем, что в 1949 г. были провозглашены два новых германских государства. Нерешенные юридические вопросы перемещения немцев в СССР и их статус стали одними из самых главных. 22 августа 1953 г. в Москве было подписаны Коммюнике и Протокол между ГДР и СССР о прекращении взимания германских репараций.
С 1953 по 1954 г. проводились мероприятия
по возвращению в Германию немецких специалистов.
К этому времени многие предприятия, на которых
работали немцы, уже перешли на выпуск другой
продукции оборонного характера, и
нахождение посторонних на заводах, с точки
зрения советской администрации, было крайне
нежелательно. В этот заключительный и весьма
сложный в психологическом плане для всей
немецкой колонии период проявилась характерная
черта специалистов, их воля к выживанию и
отстаиванию своих профессиональных и личных
интересов. Группой специалистов, свезенных из
пос. Подберезье и Управленческий в Савелово
(рядом с городом Кимры), в инициативном порядке
начата работа над проектом пассажирского
реактивного самолета. 
Проект пассажирского самолета "152"
разрабатывался на базе модификации
бомбардировщика "150", созданного
специалистами в Подберезье и проходившего в то
время испытания. (После возвращения немецких
специалистов в Германию этот самолет был
построен, однако, судьба его оказалась трагична.)
Говоря о социальной значимости техники для немецких специалистов необходимо отметить, что техника помогала им восстанавливать духовную гармонию, утраченную в реальности. Создавая слаженную гармонично построенную систему, работающую без сбоя, как часы, люди получали истинное наслаждение, творческое удовлетворение от осознания и созерцания функционирующей по законам материального мира искусственно ими построенной системы.
Профессиональная
деятельность была одной из форм
приспособления исследуемой группы людей к
политическим условиям, но не единственной.
Немецкие специалисты пытались активно
бороться за свои права. С момента перевода
немецких специалистов на работу в СССР, они с
определенной периодичностью писали колективные
письма руководству заводов, на которых они
работали, министру авиационной промышленности,
министру внутренних дел, министру иностранных
дел и даже Верховному главнокомандующему
И.Сталину с просьбой дать ответы на вопросы,
связанные с их судьбой и условиями пребывания в
СССР (многие из этих вопросов были указаны выше).
Однако ответов не последовало. Видя
безрезультатность подобных шагов, специалисты
выбирают другой путь: включают свои
политические проблемы в научно-техническую
документацию, которая должна проходить по
заводским и министерским инстанциям. Работы были
выполнены соответствующим образом, хотя как это
выяснилось позднее, двигатель "012" не был
записан в тематический план опытного завода № 2.
Также и информация о правах немецких
специалистов в общем является недостаточной. В
качестве примера можно указать на то, что вопреки
данного нам объяснения о порядке отпусков
немецких специалистов соответствующие
советские законы на них не применяются.
Руководство ОКБ-1 само не в состоянии выяснить
эти вопросы. Также и во многих случаях не было
возможности удовлетворительно решать жилищные
проблемы немецких специалистов, так как из
обещанных министром МАП в марте 47г. 100 финских
домиков для расширения жилплощади были
предоставлены лишь около дюжины для этих целей... ![]()
Но этот путь не принес результатов. Немецкие специалисты пытались всячески обратить на себя внимание общественности, например, посылали поздравительные телеграммы новому правительству Германии, поздравления в посольства по случаю праздников, однако, данный ход службой безопасности был разгадан и оценен как демарш, о чем свидетельствуют рапорты и указания начальников секретных служб руководителям заводов о принятии соответствующих мер.
Последняя группа немецких авиационных специалистов и членов их семей была отправлена в Германию в 1954 г.
Государственная программа по перенятию опыта изживала себя. Каковы же результаты этой программы?
Что касается организационно-технической стороны в освоении немецкой технологии, то в этом вопросе был достигнут существенный прогресс.
Но можно ли на этом основании утверждать, что был перенят опыт немецких специалистов, их подход к решению сложных технических проблем; организационные формы работы творческого коллектива, выполняющего сложную, комплексную задачу; планирование рабочего дня; формы стимулирования труда и самоорганизации; и, наконец, были ли переняты трудовые навыки, характерные для немецкой организации труда, как на производстве, так и в конструкторской деятельности?
На основании комплексного многопланового исследования, базирующегося на документах по отчетной деятельности заводов, технических описаниях конкретных изделий, переписки администрации, касающейся работы немецких специалистов, анализа документов мемуарного характера, бесед с ветеранами заводов, социологических исследований можно сделать вывод о том, что в целом государственная программа по перенятию опыта, носителем которой были немецкие специалисты, не имела значительных реальных результатов.
Вывоз оборудования с немецких предприятий носил тотальный и планомерный характер, списки станков, приборов испытательных стендов, технологической оснастки тщательно выверялись; весь станочный парк отбраковывался и распределялся по конкретным предприятиям, которые заранее уведомлялись о поставках. Промышленная база в СССР существенно расширялась. Такое расширение требовало обученных специалистов, число которых измерялось тысячами, а их-то в СССР и не было. Решение было найдено, как казалось, самое простое:
для освоения промышленного производства, вместе со станками и оборудованием (как приложение к технике, дополнительны мивинтиками) должны были быть вывезены и люди, которые будут на них работать до тех пор, пока в СССР не будут подготовлены соответствующие специалисты.
Такой же подход имел место и в исследовательской и проектно-конструкторской работе. Ситуация по отношению к существующим советским проектно-конструкторским организациям сложилась как конкурентная борьба за выживание (финансовое и техническое). Исход подобной конкуренции был предопределен с самого начала этой программы, поэтому и отношение, даже среднего звена руководства к немецкому опыту было исключительно как к барьеру, который необходимо преодолеть, создав на своем укладе более совершенные объекты техники.
Итак, можно сделать вывод, что в процессе проведения СССР операции по заимствованию научно-технического опыта Германии в области авиационной техники, проводившегося в период с 1945 по 1954 г., проявились черты советского тоталитарного государства, с одной стороны, попиравшего права человека, гуманитарные ценности, а с другой, не способного к эффективной деятельности по перемещению технологий и перенятию научно-технического опыта. В целом это легко объяснимо: тоталитаризм неспособен понять, что техника и культура не разные сущности, а некое единство, полное развитие которого невозможно без тех условий свободы, которые несовместимы с тоталитаризмом.