НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед

Цели, механизм и результаты использования в СССР германского опыта в области авиационной техники после второй мировой войны

С апреля 1946 г. на советских предприятиях велись обширные работы по подготовке к приему немецких специалистов и членов их семей. После переезда в ноябре - декабре 1946 г. проектные и производственные работы, начатые в Германии, были продолжены в СССР до 1954 г. Были разработаны новые типы реактивных самолетов, экспериментальные сверхзвуковые летающие лаборатории, новые схемы мощных форсированных двигателей и специальная аппаратура для автоматического самолетовождения.

В освоении СССР немецких технологий проявился особый, советский прием, советская специфика перенятия опыта. В первую очередь, рассмотрим организационную структуру предприятий, в работе которых были использованы немецкие специалисты. Можно выделить четыре типа предприятий. Первый тип характеризуется тем, что вся кадровая система предприятия была построена на принципе дублирования должностей. Так, на заводе №1 в пос. Подберезье, во главе практически всех инженерно-конструкторских подразделений были поставлены немецкие специалисты. Должности и рабочие места, требующие высокой квалификации, также были закреплены за немцами. Все заместители, помощники и, естественно, ученики рабочих были советские. Главным конструктором ОКБ-1 был назначен Бааде, а его заместителем Обрубов. Главным конструктором ОКБ-2 - Рессинг, заместитель - Березняк. При данной системе предполагалось, что немецкие специалисты передадут свой опыт, а русские - освоят его, и после выведения немцев из производственной деятельности на заводе останется нормально функционирующая производственная структура из советских специалистов.

Второй тип предприятий (в основном, это завод №2) отличался тем, что практически все должности были заняты немецкими специалистами и переход к структуре, характерной для первого типа предприятий должен был начаться лишь спустя 3-4 года. В процессе выполнения заданий специалисты, работавшие на предприятиях первого и второго типов, обменивались со своими советскими коллегами информацией, выезжали на совместные испытания техники, встречались с работниками ЦАГИ, ЦИАМ и других институтов, а так же с работниками самолетных и двигательных конструкторских бюро. Одним словом, они не были информационно изолированы.

Третий тип предприятий, где специалисты постоянно работали и выполняли отдельные задания, находились в полной информационной изоляции. Решавшие подобные задачи советские специалисты, практически не знали о деталях работы немцев. Такой подход был характерен для немецких специалистов, занятых в области ракетной техники.

Четвертый тип - заводы, на которых было довольно мало немецких специалистов. Они работали отдельными группами и выполняли специальные задания по доводке авиационной и ракетной техники.

Советская номенклатура понимала, что эффективность насилия в творческом процессе ограничена и пыталась стимулировать немецких специалистов достаточно высокой, по условиям того времени, зарплатой. Источник

На основании анализа работы предприятий, по годовым отчетам, представлявшихся в министерство, и служебным запискам, можно сделать вывод о том, что с самого начала отношение к немецким специалистам на всех эшелонах власти, было как к инородным телам, которые рано или поздно, но должны быть ликвидированы и заменены собственными квалифицированными кадрами. Советское тоталитарное государство было построено на исключительности его новой общности людей - советском народе. Здесь и содержится главное отличие от политики других государств в деле заимствования технологий.

Использование немецких специалистов рассматривалось как временная мера. Стратегически предусматривалось создание государственной системы подготовки технических кадров. Начальным звеном этой системы стал принцип подготовки советских специалистов на базе изучения новейшей трофейной немецкой техники. В постановлении Государственного Комитета Обороны о мероприятиях по изучению и освоению немецкой реактивной техники, в пункте 11 было отмечено: "Обязать Наркомавиапром - т. Шахурина, Наркомбоеприпасов - т. Ванникова, Наркомсудпром - т. Носенко, Наркомвооружения - т. Устинова и Наркомэлектропром - т. Кабанова для подготовки специалистов по реактивной технике создать в своих высших учебных заведениях специальности по реактивной технике". Уже в 1945 г. в высших технических учебных заведениях начали организовываться соответствующие специальности и кафедры.

В Московском авиационном институте (МАИ), в Куйбышевском авиационном институте (КуАИ) и в других вузах подготовка специалистов по реактивной технике была начата с оснащения лабораторий в первую очередь немецкой техникой, ее препарирования и подготовки к учебному процессу. Изучая сегодня учебники по конструкции самолетов и двигателей периода 50-х и даже 60-х годов, мы видим образцы немецкой авиационной и ракетной техники. До настоящего времени в лабораториях МАИ и КуАИ хранятся части от немецких самолетов и двигателей, которые используются в учебном процессе. Правда, сегодня они служат как образцы исторических конструкций.

Таким образом, вузовская программа подготовки кадров также базировалась на изучении немецкой реактивной техники и эта тенденция сохранялась свыше 20 лет. Реконструируя сегодня процесс подготовки специалистов авиационного профиля (начиная с 40-х годов) и сопоставляя его с современным, мы видим, что черты, характерные для системы профессиональной подготовки тоталитарного государства, остались практически все без изменений. Перечислим их:

  1. Программа подготовки авиационных инженерных кадров основывалась на изучении немецкой реактивной техники и эта тенденция сохранялась до 60-х годов, затем место морально устаревшей немецкой техники заняла американская и английская. Таким образом, принцип подготовки специалистов на основе изучения лучших образцов иностранной техники сохраняется и сегодня. С одной стороны, эта тенденция поддерживается властью, исходя из принципа секретности отечественных разработок (от своих же будущих специалистов!? - но, в этом и есть тоталитаризм), и, с другой стороны, существует исторический подход, характерный для русской государственности - "за границей все самое лучшее".
  2. Весь цикл дисциплин, изучаемых студентами технических вузов, дисциплин состоял и состоит из трех групп: общественные, общетехнические и специальные. Общественные дисциплины - до перестройки это марксистско-ленинская идеология, а после - те же кафедры, с тем же преподавательским составом, но уже культурологической направленности. Общее число изучаемых общественных предметов составляет в техническом вузе - 20%, а по объему часов и того больше. Из этого следует, что в тоталитарном государстве подготовка инженера - это в первую очередь, политическая задача и только во вторую - техническая. Поэтому и готовились "политические инженеры".
  3. Отсутствие в курсах подготовки инженеров таких дисциплин, как научная этика, системотехника, науковедение. Наличие обобщений, вскрытие закономерностей, принципов и законов строения, существования и развития сложных систем - это ключ к критическому анализу социальной системы в целом. При тоталитарной системе, как известно, ключ должен храниться у избранных в одном месте и быть единственным.

Фундамент технического образования, образования в целом, фундамент тоталитарной науки и техники, закладывается там и тогда, где и когда государство

  • делает науку, как и культуру в целом, орудием своей идеологии и средством борьбы за власть;
  • монополизирует все формы и средства научно-технической жизни страны;
  • создает всеохватывающий аппарат контроля и управления наукой и техникой;
  • из всего многообразия методологических подходов, существующих в данный момент в науке выбирает один, наиболее отвечающий его целям (и всегда наиболее консервативный) и объявляет его официальным, единственным и общеобязательным;
  • начинает и доводит до конца борьбу со всеми методологическими и методическими подходами и принципами, отличными от официальных, объявляя их реакционными, враждебными классу, расе, народу, партии, государству, человечеству и всему социальному прогрессу;
  • проводит образовательную и воспитательную работу на всех уровнях, начиная с детских учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, таким образом, формируется новое поколение людей, привитых идеями господствующей партии.
НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед