Турбовинтовой реактивный двигатель "022"
Одними из самых перспективных на заводе оказались работы по созданию турбовинтового реактивного двигателя (ТВД). В ЦАГИ в 1946 г. было проведено исследование по определению области рационального применения турбовинтовых двигателей на скоростных бомбардировщиках. По этим исследованиям область рационального применения ТВД определялась максимальными скоростями 850-900 км/час, и наиболее целесообразным представлялась разработка ТВД, обеспечивающего на высоте 8000 м при скорости 800 км/час суммарную тяговую мощность порядка 4000-4500 л.с. На основании рекомендаций ЦАГИ ОКБ Шайбе было дано задание разработать ТВД, получивший обозначение "022" (или другиее обочначения "0-22", "ТВ-022"), со следующими данными:
Двигатель необходимо было предъявить на государственные стендовые испытания во втором квартале 1948 г. Двигатель начал проектироваться в апреле 1947 г., и в августе проект был закончен. Однако требуемое значение удельного расхода горючего не могло быть гарантировано, поэтому с сентября 1947 г. разрабатывался вариант с удельным расходом 0.35 кг/экв.л.с. и диаметром двигателя - 1050 мм. К 31 декабря 1947 г. чертежи были сданы в производство. В декабре 1947 г. было принято решение о разработке для этого двигателя воздушного винта изменяемого шага. Работа была поручена заводу №120 МАПа.
Много трудностей оказалось в деле создания ТВД:
Необходимо было принятие кардинальные решения.
Н.Д.Кузнецов предпринял
реорганизацию производственной и проектной
деятельности на заводе. Все силы были
сосредоточены на разработке ТВД. Результаты были
получены быстро. Двигатель "ТВ-022" стал
первым двигателем, прошедшим в 1950 г. 100-часовые
государственные испытания. "ТВ-022"
имел два соосных винта противоположного
вращения (АВ-41), с приводом от редуктора с
передаточным отношением 0.145. С мая по октябрь 1951
г. в ЛИИ проводились летные испытания двух
двигателей "ТВ-2", являвшихся
модификацией "ТВ-022". Летные испытания
осуществлялись на самолете Ту-4, у которого два
"ТВ-2" были установлены взамен крайних
моторов "АШ-73к". Самолет совершил 27 полетов и
налетал с этими двигателями 72 часа 51 мин. Однако
8 октября 1951 г. самолет потерпел аварию из-за
пожара в правом двигателе. Пожар произошел во
время отработки запуска двигателя в полете из-за
попадания топлива в мотогондолу самолета через
телескопическое соединение выхлопной трубы
двигателя с соплом.
Для создаваемого в начале 50-х годов дальнего бомбардировщика КБ Туполева - Ту-95 потребовался двигатель большой мощности. Постановлением Совета Министров от 11 июля 1951 г. было принято решение о проектировании на заводе №2 сразу двух двигателей: "2ТВ-2Ф" - два форсированных "ТВ-2Ф", расположенных рядом и имеющих общий редуктор двигателя "ТВ-12". Мощность двигателей такой силовой установки должна была быть 12000 л.с.
Несмотря на то что работы над двигателем "ТВ-2" и его модификациями "ТВ-2Ф" и "2ТВ-2Ф", которые продолжали доводиться после отъезда немецких специалистов в Германию были прекращены, опыт приобретенный советскими инженерами, позволил создавать новые образцы перспективных двигателей.