Сов. секретно
НАРОДНОМУ
КОМИССАРУ
АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
тов. ШАХУРИНУ А.И.
1. Докладываю о состоянии работ по объектам г. Вены на 11-ое мая т.г.
выявлено станков - 5800
демонтировано станков - 5000
погружено станков - 4800
погружено вагонов - 1100
отправлено станков - 3668
отправлено вагонов - 949
отправлено эшелонов - 37
Список отправленных эшелонов прилагается. Из 39 выявленных авиазаводов полностью закончено демонтажем и погружено в вагоны оборудование 25-ти заводов; по 6-ти заводам работа заканчивается в течение ближайших 2 - 3-х дней.
Список выявленных и законченных демонтажем заводов прилагается.
2. При дополнительной проверке нашими работниками машиностроительного завода в г. Вена, фирмы "Пихлер" (он же "Отто-Лернер") с филиалом выяснилось, что завод изготовлял только авиационную электро-механическую аппаратуру и никаких деталей для автомашин не производил. Указанный завод передан Наркомсредмашу неправильно. Представитель НКСМ т. Александров неправильно информировал т. Гамова, указав в паспорте, что завод изготовляет автодетали (см. прилагаемую копию паспорта).
Прошу внести изменения в решение ГОКО и передать этот завод Наркомавиапрому. Все оборудование в количестве 250 единиц демонтировано и погружено для направления Наркомавиапрому на завод N 283 г. Ленинград.
Тоже по заводу фирмы "Штейер-Дамлер-Пух" в г. Вене дополнительным обследованием подтверждено, что завод изготовлял только шасси и костыльные установки для самолетов. Никаких деталей для автомашин завод не производил. Все оборудование в количестве 330 единиц демонтировано, погружено и отправлено в адрес завода N 135 г. Харьков.
Прошу также внести изменения в решение ГОКО:
3. Оборудование самолетного завода в г. Нойкирхен, согласно телеграммы т. Дементьева И.В., должны отгрузить на агрегатный завод N 489 в г. Днепропетровск. Считаю это ошибкой, так как оборудование завода в Нойкирхен больше подходит к самолетному производству, поэтому целесообразнее отгрузить это самолетчикам на завод N 135 в г. Харьков. Тем более, что решением ГОКО от 19.IV.с.г. предусмотрена отгрузка заводу N 135 оборудования самолетного завода в Винермойштадте, тогда как этот завод полностью разгружен и оборудования там нет.
Для завода N 489 в г. Днепропетровске подобран другой завод, имеющий 250 станков - завод табачных машин фирмы "Гофер-Шранц", изготовляющий авиамоторные агрегаты. Прошу этот завод оформить решением ГОКО и указать адрес отгрузки г. Днепропетровск, завод N 489.
4. Для обеспечения и ускорения работ по демонтажу оборудования авиационного проката Акц. об-ва "Энцесфельдер-Металло-Верке" прошу выслать самолетом рабочих, бригадиров и мастеров, знакомых с демонтажем тяжелых прессов (10.000 тонн) в количестве 15 человек.
5. Нами произведено обследование авиазаводов, находящихся в Чехословакии в районе г. Брно. Выявлены четыре завода, принадлежавшие во время оккупации немцам. Владельцы этих заводов бежали в Германию.
Первый - агрегатный завод в г. Брно по производству насосов непосредственного впрыска для авиамоторов воздушного охлаждения. Фирма завода "Клинкер-Дейч". Завод имеет 17 металлорежущих станков и 14 прекрасно оборудованных стендов для испытания насосов НВ. Оборудование комплектно и в хорошем состоянии.
Второй - агрегатный завод по производству масляных насосов фирмы "Бено-Верке". Завод расположен в пивных подвалах (подземный), имеет 140 станков в хорошем состоянии. Местонахождение завода - населенный пункт Тружаны, близ г. Брно.
Третий - завод по изготовлению бензо-, масло- и топливных насосов, фирма "Остмаркверке". Завод расположен в населенном пункте Лищен, близ г. Брно. На заводе имеется 180 станков. Станки универсальные, в хорошем состоянии. Завод на 50% разрушен.
Четвертый - завод по производству коробок передач к нагнетателю фирмы "Моравий Райгерн", расположен в населенном пункте Рай-Град, близ г. Брно.
Завод сожжен немцами. Из 800 имевшихся на заводе станков сохранилось (в пивном подвале) - 50 единиц, в том числе три координатно-расточных. Станки в хорошем состоянии (новые).
Прошу оформить решением ГОКО демонтаж и вывоз указанных заводов в СССР для Наркомавиапрома.
6. В связи с тем, что работа по демонтажу авиазаводов в г. Вене и его окрестностях заканчивается, прошу прекратить присылку людей. Освобождающихся отправляю в Москву.
11 мая 1945 года (Завитаев)
ВЕРНО: Секретариат НКАП: (подпись)