Сов. секретно
Новая техника
1. Самолеты
Обнаруженные до сего времени материалы по новым самолетам относятся к деятельности фирмы "Хейнкель". Это объясняется тем, что эта фирма имела в Вене свой технический штаб, включая главное проектное бюро (личное бюро Эрнста Хейнкеля), опытное конструкторское бюро, серийное конструкторское бюро и т.д. В Вене и ее окрестностях были расположены также заводы, склады и большое число подсобных предприятий и учреждений (всего 62 точки, см. прилагаемый список и найденную в последние дни схему расположения предприятий Хейнкеля в Вене и ее окрестностях).
За время с 22.IV.45 г. по 10.V.45 г. большинство этих точек было обследовано и все оборудование и техническая документация, могущая представлять интерес - вывезена. В частности, вывезено сохранившееся оборудование всех заводов и, кроме того, вся найденная техническая документация из следующих учреждений фирмы:
1. Главное проектное бюро (личное бюро Хейнкеля на его вилле) - Ангермайергассе 1.
2. Главное помещение технической дирекции и конструкторское бюро - Фихтегассе 11.
3. Конструкторское бюро - Фихтегассе 11.
4. Конструкторское бюро - Хегельгассе 1.
5. Конструкторское бюро - Шубертринг 3.
6. Конструкторское бюро - Форлауфштрассе 3.
7. Конструкторское бюро - Голландштрассе 1.
8. Технический архив - Рудольфплатц 6.
9. Помещение производственной дирекции - Мариахильферштрассе 18.
10. Помещение производственной дирекции - Гетрейдемаркт 1.
11. Помещение коммерческой дирекции - Мархеттигассе 3.
12. Фотолаборатория - Ротентурмштрассе 14.
13. Отдел вибраций - Шёнбруннерштрассе 239.
14. Помещений конструкторских бюро лабораторий на опытном заводе в Хейтфельде и серийном заводе в Хинтербрюле.
Вся эта документация вывозилась без разборки и обработки на месте; она имеет весьма не систематических характер, так как многое было увезено и уничтожено немцами при уходе, многое пострадало в обстановке военных действий. Тем не менее, даже самое беглое ознакомление с документами, изъятыми в указанных пунктах, позволило составить представление об опытных работах фирмы, изложенных в записках от 28.IV.45 года и 05.V.45 года, посланных с т. Григорьяном и со следующим самолетом. Весь этот материал отправлен со специальными вагонами: N 24662, сопровождающий - представитель НКАП майор Тарасутин при двух бойцах, отправлен 3 мая с.г. и N 131810 и 123054, сопровождающий - представитель НКАП капитан Егоров при двух бойцах, отправлен 9 мая с.г.
Все вагоны адресованы ЦАГИ, ст. Быково Московской Казанской железной дороги.
Кроме технической документации на заводе Хейнкеля в Хинтербрюле была захвачена часть самолетов Не-162 с воздушнореактивным двигателем и самолеты в разных стадиях сборки (техническое описание самолета He-162 было отправлено с т. Григорьяном) 5 мая с.г. со ст. Мёдлинг транспортом N А174/3281 в адрес завода N 456 ст. Химки, отправлены: 7 фюзеляжей Не-162, 4 крыла, 7 оперений, обтекатель, 1 крыло с обрезанными концами для исследования конструкции и материала, приборная доска. На заводе в Хейтфельде были захвачены 3 частично поврежденных самолета Не-280 (двухмоторный реактивный самолет, краткая характеристика дана в записке от 28.IV.45 года, отправленной с т. Григорьяном). Два из этих самолетов отправлены 02.V.45 г. с транспортом N А174/3282 со ст. Винер-Нейштадт в адрес НИИ-1, ст. Лихоборы.
В настоящее время демонтировано и грузится в адрес ЦАГИ оборудование лаборатории стат. испытаний в Хейтфельде; на этом же заводе 10.V.45 г. среди лома обнаружены части самолета Не-343 (4-х моторный реактивный бомбардировщик) и приспособления для сборки. Изучение их показывает, что самолет был в сборке в сентябре-октябре 1944 года. Найденные части (два куска фюзеляжа, лонжерон и головная часть самолета) будут отправлены в адрес ЦАГИ. Сведения о самолете Не-343 были сообщены в посланных ранее записках от 28.IV.45 г. и 5.V.45 года. На разрушенном бомбардировками заводе Хейнкеля в Цвёльфаксинге найдены части Не-177 (известный 4-х моторный бомбардировщик) и приспособления для сборки его.
п.п. А.Завитаев 11.V.45 года