НазадВперед

Сов. секретно

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТБ ПО ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИОННОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ.

 

Научно-исследовательские и конструкторские силы Германской авиационной науки и техники в зоне Советской оккупации в основном сосредатачивались в городах: Берлине, Галле, Лейпциге, Узебурге, Ростоке, Дессау.

Главными авиационными научно-исследовательскими центрами в этих городах являлись следующие организации:

В Берлине - Научно-исследовательский институт авиационных проблем "Дефауэль" и Всегерманский институт испытания материалов, опытный завод "БМВ".

В Дессау - Опытный центр фирмы "Юнкерс" по самолетам, моторам и винтам, аппаратуры непосредственного впрыска.

В Галле - Опытный завод авиационной фирмы "Зибель".

В Лейпциге - Институты Лейпцигского университета, завод "Лангбейн-Пофангаузер" и завод "Зюд И.Г.Фарбенидустри".

В Узенбурге-Опытный центр по воздушно-реактивным двигателям фирмы "БМВ" /ранее находившаяся в Берлине-Шпандау/.

В Ростоке - Опытный центр фирмы "Хейнкель".

Для организации в указанных научно-исследовательских центрах работы немецких специалистов и использование их по заданиям Министерства Авиационной Промышленности и подбора заслуживающих внимания научно-исследовательских и опытных материалов в Германию командированы советские специалисты.

Для разработки силами немецких специалистов научно-исследовательских тем и проектирования новых авиационных конструкций, в настоящее время на базе бывших немецких научно-исследовательских авиационных организаций созданы особые конструкторские и исследовательские бюро с опытным строительством проектируемых объектов.

Указанные ОКБ работают под руководством и участии советских специалистов. Основная же рабочая часть сотрудников ОКБ состоит из немецких специалистов и рабочих.

В соответствии с поставленными задачами были привлечены немецкие специалисты, в основном те, которые являлись постоянными работниками в данных центрах. Всего привлечено около 635 человек докторов, дипломированных инженеров и инженеров и около 1.500 техников и мастеров.

Таким образом Министерством Авиационной Промышленности были организованы следующие конструкторские бюро, которые и объединили вокруг себя видных немецких специалистов:

г. Дессау - особое техническое бюро, в котором имеются:

а)конструкторское бюро по моторостроению,

б) конструкторское бюро по самолетостроению;

в) конструкторское бюро по проектированию воздушных винтов;

г) научно-исследовательский отдел.

Рис. - Общий вид корпуса высотной лаборатории в г. Дессау.

Рис. - Машинный зал высотной лаборатории.

Рис. - Механический цех и цех деталей фюзеляжа.

Рис. - Прямо - Цех предварительного производства, слева - котельная.

Рис. - Сборочный цех.

Работа указанных конструкторских бюро была обеспечена крупной производственной экспериментальной и исследовательской базой и имела в своем распоряжении около 1200 единиц оборудования около 100 действующих различных испытательных установок.

г. Унзебург - конструкторское бюро по моторостроению.

г.Галле - конструкторское бюро по самолетостроению.

г. Берлин - конструкторское бюро по приборостроению.

г. Лейпциг - исследовательское бюро по вопросам: авиационное литьеи металлических покрытий.

г. Росток - особое техническое бюро, в котором имелось:

а) конструкторское бюро по катапультам;

б) конструкторское бюро по ветряным двигателям.

В первый период оккупации /в зоне, занятой нашими войсками/, в процессе предварительного изучения состояния Германской авиационной науки и техники, по заданию Министерства Авиапрома, привлечены прибывшие советские специалисты и созданы специальные группы из них.

Задачами указанных групп являлись выявление и учет крупных Германских научно-технических сил, подробное ознакомление с направлением их деятельности в довоенный и военный периоды и организация их труда по тематике, представляющей интерес для институтов и опытных конструкторских бюро Министерства Авиапрома. Как было указано выше к этой работе было привлечено большое количество немецких специалистов (список см. приложение). Каждому из привлеченных немецких специалистов, было предложено составить отчет или доклад о прошлой деятельности научного учреждения, в котором он работал и своей личной деятельности как научного специалиста. Кроме этого давались отдельные теоретические задания по авиационной науке и технике.

После ознакомления с этими материалами, нашими специалистами ставились новые конкретные тематические задания, в развитие которых немецкие специалисты давали новые материалы.

Все полученные материалы с заключением наших специалистов направлялись в Министерство Авиапрома или соответствующие институты для более глубокого их изучения и применения в своей практической работе. Список указанных работ приложен к данному отчету.

Одновременно с этим нашими специалистами для более глубокой разработки, силами Германских специалистов научно-исследовательских тем и проектирования новых объектов, заслуживающих интереса, были приняты меры к восстановлению на территории Германии экспериментальных, производственных баз и конструкторских бюро, которые перечислены выше.

II. ХАРАКТЕРИСТИКА НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ ОТБ.

В процессе работы нашими специалистами были обнаружены значительные количества весьма ценной технической документации во всех областях авиационной науки и техники (аэродинамика, прочность, самолетостроение, моторостроение, приборостроение и материаловедение), которые были отправлены в научно-исследовательские институты Министерства Авиапрома для детального изучения.

Рисунок - Вдали - Механический цех (разрушен), вдали (слева) - Старая испытательная станция, вблизи - Новая испытательная станция.

Рисунок - Справа - сборочные цехи, вдали - ангары НФА.

Рисунок - Ангар сборки (разрушен).

Ниже излагается краткое содержание наиболее важных работ, выполненных немецкими специалистами в указанных выше К.Б. в начальный период работы с ними.

В области аэродинамики и самолетостроения:

1. Доклад о развитии самолетов и двигателей Германского воздушного флота и проблемных вопросов аэродинамики, в котором освещаются проблемы винтов для будущих самолетов, даются подробные характеристики последних немецких самолетов.

2. Доклад о преимуществах и недостатках бесхвостного самолета, а также достоинствах стреловидного крыла. В этом докладе установлено, что благодаря увеличению числа МАХА на 0.1 по сравнению с обычным плоским крылом, можно получить повышение скорости на 100 км/час при существенном падении сопротивления /при сверхзвуковых скоростях/.

3. Весьма интересным является описание нового посадочного устройства: колеблющийся закрылок.

4. Получено достаточно много рефератов по вопросам устойчивости самолетов при бомбометании и стрельбе.

5. В специальных докладах освещается развитие воздушной торпеды с держателем и без него и развитие мелкокалиберной ракеты.

6. В институте "Дефауэль" был разработан специальный метод торпедометания с небольшим планером в качестве торпедоносителя, который позволяет сбрасывать торпеду на высоте 1000 метров.

7. Интересным является специальный стабилизатор, разработанный немецкими специалистами для морских торпед, обеспечивающий правильный вход торпеды в воду при скорости полета 400 км/час.

8. В серии докладов освещен ряд перспективных вопросов, касающихся получения сверхзвуковых скоростей, посадки скоростных самолетов будущего и возможных скоростей ближайшего будущего.

9. Закончен проект нового стратосферного, сверхскоростного, реактивного самолета.

10. Получено полное описание (со всеми характеристиками) всех реактивных самолетов фирмы "Юнкерс", как построенных, так и находящихся в процессе проектирования, а так же проекты реактивного штурмовика Е-126 и скоростного бомбардировщика Ю-287.

11. Представлены предварительные данные по анализу и развитию реактивных самолетов.

Получены комплекты чертежей по новейшим самолетам Арадо-234 А.В.С с реактивными двигателями, а так же полные характеристики всех вариантов этих самолетов. Эти самолеты представляют большой интерес с точки зрения их весьма разнообразного целевого назначения с хорошими летными характеристиками.

Рисунок- Штурмовик ЕФ-126 с двигателем Пульсатор Аргуса. Рисунок- Средний бомбардировщик ЕФ-131 с 6 воздушно-реактивными двигателями ЮМО-004 с суммарной тягой у земли 7200 кг.

Рисунок- ЕФ-132 - дальний бомбардировщик с 6 воздушно-реактивными двигателями ЮМО-012 с суммарной тягой у земли 18.000 кг.

13. Получены данные по предполагаемому улучшению летных свойств самолета Хейнкель-162.

Один экземпляр Арадо-234с и два экземпляра Не-162 отправлены в Москву для испытаний.

В области прочности авиационных конструкций:

1. Сделан обзор перспективных вопросов прочности, который освещает проблемы прочности самолета в связи с повышением скорости.

2. Разработаны и рекомендуются методы соединения обшивки крыла с лонжеронами и нервюрами для скоростных самолетов.

3. Получено описание конструкций некоторых оригинальных испытательных установок.

4. Получены данные о статической и динамической прочности моторных деталей из легких сплавов.

В области авиамоторостроения:

1. Получены подробные данные о работе за период с 1941 по 1945 гг. института лопаточных машин, о работах института термодинамики и рабочего процесса, института моторных установок, о работе группы радиаторов и аксиальных нагнетателей.

2. Получены доклады о перспективах развития авиамоторной техники в Германии, о достижениях в области винто-моторной группы и дальнейшем развитии реактивных двигателей.

3. Рефераты о перспективах развития поршневых моторов в будущем по сравнению с газотурбинными двигателями. Даны сравнительные характеристики двигателей БМВ-003 и ЮМО-004.

4. Получен расчет на прочность газо-турбинного двигателя ЮМО-004, а также описание мотора ЮМО-222 и история его доводки.

В области авиационных приборов:

1. Получены доклады, характеризующие научную деятельность института бортовых приборов и аэронавигации, элекротехники и радиопомех, астронамической и наземной аэронавигации.

2. Получены новые материалы по автоматическому регулированию и перспективам его развития.

3. Даны техническое описание с чертежами ряда новейших магнитных приборов.

4. Весьма интересные данные получены по измерению электрическим путем неэлектрических величин, в частности, подробные характеристики ряда оригинальных приборов, работающих по принципу индукционных датчиков.

Особый интерес представляет описание, чертежи и опытные агрегаты специального солнечного компаса для определения местонахождения самолета в воздухе.

Рисунок- Схема самолета Хейнкель-162.

Рисунок- Хейнкель-162 с турбиной БМВ-003.

Рисунок- Ночной истребитель Хе-219.

Рисунок- Эскиз самолета Ме-262 (изображен в полете, шасси убраны).

Рисунок- Эскиз с размерами истребителя Хе-219.

 

В области авиационного материаловедения:

Наиболее важными проблемами, которыми занимались Германские научные институты в области авиаматериаловедения являлись:

1. Разработка и исследование высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zu-Mg.

Основной задачей было устранение коррозийного растрескивания и освоения технологии обработки этих сплавов.

2. Исследование механических свойств черных и легких сплавов на не гладких образцах с галтелями, выточками, надрезами и сварным швом, как факторов, оказывающих существенное влияние на свойства материалов.

3. Изучение свойств жаркостойких сплавов при высокой температуре и длительном нагружении (ползучесть).

4. Разработка универсального клея для склейки древесины, металлов, резины.

5. Изыскание легкого наполнителя с удельным весом 0.1-0.25 гр/куб.см для самолетных конструкций.

6. Создание высокопрочных слоистых пластмасс на основе стекловолокна в качестве наполнителя.

7. Усовершенствование метода не разрушающего контроля авиаматериалов.

8. Разработка новых видов авиафанеры с применением шпона хвойных пород. По всем этим проблемам к окончанию войны были получены положительные результаты, представляющие большой интерес для СССР, и в частности:

а) Разработан высокопрочный алюминиевый сплав N 3425, с пределом прочности не ниже 50кг/кв.мм, который применялся серийно на самолетах Хейнкель и Юнкерс в виде прессованных профилей и штамповок. Применение этого сплава в самолетной конструкции открывает новые возможности по снижению их веса.

б) Разработан новый высококачественный универсальный смоляной клей на основе поликонденсатов диизоционата - Полисталь. Этот клей исключительно водостоек, термостабилен и обладает высокой клеящей способностью.

Для советского самолетостроения клей представляет огромный интерес.

в) Разработана авиационная фанера из шпона хвойных пород, которая по своим механическим свойствам не уступает, а по ряду показателей превосходит березовую и буковую фанеру, что имеет огромное значение для СССР, учитывая наши богатые запасы сосны и пихты.

г) Разработаны пять типов легких наполнителей для самолетных конструкций с удельным весом в пределах 0.06-0.25 гр/куб.см, из которых наибольший интерес представляет наполнитель на основе полихлорвинила.

д) Разработана пластмасса на основе стекловолокна с прочностью на разрыв 80 кг/кв.мм, при удельном весе 1.35, что по прочности соответствует среднелегированной стали, а по удельной прочности превосходит в 5 - 6 раз.

е) Разработаны усовершенствованные индуктивные магнитоэлекрические методы контроля прутков, полос и профилей, обладающих весьма широкой производительностью. Выпущено несколько образцов передвижных рентгеновских аппаратов для полевого контроля.

Рисунок- ЮМО-004 - Разрезанный образец.

Рисунок- ЮМО-004 - Вид слева.

Рисунок- Двигатель ЮМО-004 на испытательном стенде.

Рисунок- Испытательный стенд для ЮМО-004.

По всем указанным работам собраны исчерпывающие материалы и направлены в Москву для изучения и освоения.

Силами специалистов Министерства Авиапрома проводились работы по подбору технических материалов и образцов чертежей, в основном касающихся новой техники.

В результате этой работы были найдены и собраны:

1. В Берлине /Адлерсгоф/ в институте "Дефауэль" и в Далеме в институте МРА, собраны в лабораториях, представляющих интерес, техническая литература и различные отчеты: обнаружены ценные технические документы, скрытые в тайниках с датой 1945 года.

2. В г. Дессау, Мульденшейн, был обнаружен завод по производству реактивных двигателей Т2-004, фирмы "Юнкерс". Завод этот представляет большой интерес, так как им было выпущено 2700 двигателей ЮМО-004, а так же имел огромные заделы агрегатов, и отдельные крупные детали этого двигателя.

Завод располагал технологией производства и испытания двигателя ЮМО-004.

Техническая документация, заделы и образцы по двигателю направлены в Министерство Авиапрома.

В этой же точке удалось, путем опросов, обнаружить закрытые в землю чертежи по воздушно-реактивным двигателям.

В ЦИТАУ найдены закопанные в землю чертежи опытных винтов фирмы Юнкерс, которые направлены в Москву.

3. В Бранденбурге на самолетостроительной фирме "Арадо" были разысканы закопанные в землю документы и различные материалы по опытным работам этой фирмы. В числе их разыскан комплект чертежей в кальках и синьках по самолетам Арадо-234 с воздушно-реактивными двигателями БМВ-003.

Кроме этого, разысканы совершенно секретные материалы по различным вариантам применения этих самолетов и фотоснимки узлов и агрегатов.

4. В городе Либерец /Чехословакия/, на заводе фирмы "Контанто", были обнаружены агрегаты и чертежи радиоуправления ФАУ-2.

5. Найдены и отправлены в Советский Союз авиационные моторы и самолеты новых конструкций, представляющих особый интерес, в том числе:

С а м о л е т ы:

  1. Ме-262 - с реактивным двигателем Юнкерс-004 - 4 экз.,
  2. Не-162 - с реактивным двигателем БМВ-003 - 2 экз.,
  3. Ме-163 - с реактивным жидкостным двигателем типа Вальтер - 3 экз.,
  4. Арадо-234с - с 4-мя турбинами БМВ-003 - 1 экз.,
  5. Не-219 - с двумя моторами ДБ-610 и с радиолокаторной установкой - 1 экз.

М о т о р ы:

Воздушно-реактивный двигатель ЮМО-004 - 20 шт.,

Воздушно-реактивный двигатель БМВ-003 - 15 шт.,

Жидкостный реактивный двигатель Вальтер - 2 шт.,

Авиационные мощные поршневые моторы Юнкерс-222 - 5 шт.,

Авиационные мощные спаренные моторы Даймлер-Бенц - 5 шт. ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ в г. ДЕССАУ:

Рисунок- Общий вид испытательной установки.

Рисунок- Пульт управления и приборов для ЮМО-004.

Рисунок- ЮМО-012. Продольный разрез.

П р и б о р ы и а г р е г а т ы:

Эшелоном специального назначения были отправлены в ЦАГИ образцы новой техники, включающие новейшие типы немецких приборов и агрегатов, как например: радиолокаторы, командный прибор управления, датчики, высотомеры и другие приборы.

III. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПО ЗАДАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Кроме работ, указанных выше, решением Совет Министров СССР от 17-го апреля 1946 г. за N 874-366сс перед конструкторскими бюро поставлена задача разработать конструкции и изготовить опытные образцы следующих авиационных двигателей, самолетов и приборов:

1. Турбореактивный двигатель ЮМО-004ф с тягой 1200кг.

2. Турбореактивный двигатель ЮМО-012 с тягой 3000 кг.

3.Турбореактивный двигатель БМВ-003 с тягой 1050 кг.

4.Турбореактивный двигатель БМВ-018 с тягой 3400 кг.

5. Реактивный штурмовик Ю-126 со скоростью 780 км/час, потолок 720 метров.

6. Реактивный скоростной бомбардировщик Ю-131 со скоростью 860 км/час, потолок практический 12500 метров.

7. Экспериментальный самолет Зибель-346 максимальная скорость на высоте 20000 метров - 2560 км/час.

8. Мощный авиационный дизель ЮМО-224 мощность 4400л.с.

9. Реактивный скоростной бомбардировщик Ю-132 скорость 950 км/час,потолок практический - 11400 метров.

Ниже даны технические характеристики и состояние исполнения указанных тем и готовность опытных образцов.

1. Турбореактивный двигатель ЮМО-004ф.

Двигатель ЮМО-004ф является форсированным за счет ряда конструктивных изменений и увеличения числа оборотов двигателя ЮМО-004 с тягой на взлете 900 кг.

Основная характеристика двигателя:

Тяга на взлете- 1200 кг;

расход - 0.55 кг/сек.

максимальная - 1050 кг;

расход - 0.46 кг/сек.

нормальная - 900 кг;

расход - 0.36 кг/сек.

Вес двигателя - 720 кг

Длина - 3800 мм

Диаметр - 760 мм

Нагнетатель- 8 ступеней

Турбина - 1 ступень

Число оборотов в мин. - 9000

Горючее - газойль

Ресурс - 25 часов

ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ в г. ДЕССАУ:

Рисунок- Воздушно-реактивный двигатель БМВ-003.

Рисунок- Схема БМВ-003.

Рисунок- ЮМО-222. Цикл охлаждения.

В мае с.г. двигатель ЮМО-004ф был полностью изготовлен. На первых двух двигателях проводились испытания и доводка до получения заявленных данных. В результате проведения длительных испытаний можно сделать следующие предварительные выводы:

1. Двигатель ЮМО-004ф, прошедший первые длительные испытания, надежно проработал свыше 24 часов.

2. Для достижения взлетного режима в 1200 кг.тяги необходим впрыск воды в нагнетатель до 24 литров в минуту. (На всех остальных режимах двигатель надежно работает без впрыска воды).

3. Перед предъявлением на официальные длительные испытания, необходимо провести чистовое заводское 25 часовое испытание, т.к. на предыдущих испытаниях имели место дефекты главным образом по турбине.

2. Турбореактивный двигатель ЮМО-012.

Двигатель ЮМО-012 представляет собой дальнейшее развитие и капитальную модификацию турбореактивных двигателей ЮМО с сохранением общего принципа конструкции и схемы.

Характеристика двигателя ЮМО-012:

Тяга на взлете - 3000 кг;

расход - 1.075 кг/сек.

максимальная - 2650 кг;

расход - 0.908 кг/сек.

нормальная - 2000 кг

Вес двигателя - 2200 кг

Длина - 5200 мм

Диаметр - 1080 мм

Нагнетатель - 11 ступеней

Турбина - 2 ступени

Число оборотов в мин. - 6000

Горючее - газойль

Ресурс - 25 часов

Готовность опытных образцов:

Первый двигательЮМО-012 был собран 25 июня с.г. и по 6 июля проходил предварительное испытание, имевшее целью проверку правильности монтажа, системы зажигания, системы маслопитания и обработку двигателя на легком топливе /бензине/ с переходом на тяжелое топливо /газойль/.

Определены также и наиболее благоприятные режимы запуска двигателя. Кратковременно обороты двигателя доводились до 4700 оборотов в минуту. Двигатель с испытаний снят из-за появившегося стука и искрения. При переборке двигателя обнаружены дефекты, после устранения их он пос- тавлен на продолжение испытания. Форсировано ведутся работы по монтажу второго двигателя ЮМО-012. Остальные три двигателя находятся в производстве.

3. Турбореактивный двигатель БМВ-003с.

Двигатель БМВ-003с является модификацией серийного двигателя БМВ-003 А2.

Он форсирован по оборотам с 9500 до 10000 об/мин и по температуре с 780 град.С до 850 град.С, что дает увеличение тяги с 800 кг до 1050 кг.

ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ в г. ДЕССАУ:

Рис. - ЮМО-222. Масляная схема для передачи.

Рис. - ЮМО-222 - масляный насос.

Рис. - Радиолокатор.

Для обеспечения данных и надежной работы двигателя на форсированном режиме в двигателе изменены конструкция камеры сгорания, сопловой аппарат и турбина.

Характеристика двигателя БМВ-003с:

Тяга на взлете - 1050 кг;

расход - 0.484 кг/сек.

максимальная - 970 кг;

расход - 0.432 кг/сек.

номинальная - 900 кг;

расход - 0.392 кг/сек.

Вес двигателя - 710 кг

Длина - 3584 мм

Диаметр - 690 мм

Нагнетатель - 7 ступеней

Турбина - 1 ступень

Число оборотов в мин.- 10000

Горючее - газойль

Ресурс - 25 часов

Готовность опытных образцов:

Первый двигатель БМВ-003с был собран 15 июня с.г. на стенде проводили обкатку в течение 1 час. 39 мин. После устранения выявленных при обкатке дефектов двигатель был поставлен на испытания для снятия характеристик. После ряда экспериментальных испытаний на двигателях NN 1, 2 и 3 в конструкцию двигателя внесен ряд изменений, которые кроме устранения чисто конструкторских дефектов должны снизить до нормы получавшуюся до этого слишком высокую температуру в камере сгорания.

Собран и поставлен на испытания двигатель N 4 со всеми отработанными изменениями.

4. Турбореактивный двигатель БМВ-018.

Двигатель БМВ-018 представляет собой дальнейшее развитие двигателей типа БМВ-003, в котором сохранена только общая принципиальная схема двигателя и учтен опыт предыдущей работы по этому типу двигателей.

Предполагается дальнейшее форсирование этого двигателя до тяги в 4000 кг.

Характеристика двигателя БМВ-018:

Максимальная тяга на месте - 3400 кг;

расход - 1.22 кг/сек.

Тяга в полете у земли при скорости 800 км/час - 2200 кг;

расход - 1.55 кг/сек.

Вес двигателя - 2200 кг

Длина - 5000 мм

Диаметр - 1270 мм

Нагнетатель - 12 ступеней

Турбина - 3 ступени

Число оборотов в мин. - 5000

Горючее - газойль

Состояние работ по двигателю: Общее выполнение плана по выпуску чертежей составляет 90%. Начаты работы по проектированию мотора для запуска двигателя и регулировку оборотов. Объем работ в производстве, выполненных по изготовлению деталей первого экземпляра двигателя составляет 55%.

ВЫСТАВКА В ГОРОДЕ ДЕССАУ:

Рис. - Вход на выставку.

Рис. - Общий вид.

5. Реактивный штурмовик Ю-126.

Характеристика самолета:

Экипаж - 1 человек.

Двигатель -ЮМО-226 (труба "Аргус" с тягой - 500 кг).

Стартовые устройства - катапульта или ракета.

Максимальная скорость - 780 км/час.

Посадочная скорость - 184 км/час.

Дальность при Н = 0 и скорости 620 км/час - 310 км.

Потолок практический - 7200 м.

Запас горючего - 1095 кг.

Вооружение - 2 пушки МГ-151 /20 мм/ вперед.

Бомбовая нагрузка - 250 кг.

Полный полетный вес - 2585 кг.

Размах крыла - 6.85 м.

Длина самолета - 8.33 м.

Высота - 2.28 м.

По заключению правительственной комиссии А.С.Яковлева слабое вооружение, отсутствие брони и недостаточный запас горючего затрудняют использование самолета Ю-126 в качестве массового штурмовика, но эти самолеты могут быть использованы для решения следующих технических вопросов:

1. Отработка пульсирующего двигателя ЮМО-226 /"Аргус"/.

2. Проверка взлетно-посадочных свойств на однолыжном шасси.

3. Техника катапультного взлета.

Готовность опытных образцов:

Два экземпляра самолета Ю-126 были закончены производством в июне с.г. Успешно проведен буксировочный полет. По самолету Ю-126 и двигателюАргус проводился ряд работ по улучшению отдельных узлов конструкции и устранению всех выявленных дефектов. В результате продувки крыла самолета в натуру за это время удалось улучшить профиль носка крыльев для улучшения характеристики на критических углах атаки.

Самолет N 3 и N 4 подготовлены к отправке в Советский Союз на летные испытания.

Самолет N 5 также готов к летным испытаниям, но задерживается здесь на месте для возможных изменений в нем могущих быть выявленными в процессе летных испытаний.

Вся техническая документация по самолету Ю-126 подготовлена и будет отправлена вместе с самолетами в СССР.

6. Реактивный скоростной бомбардировщик Ю-131.

Самолет является дальнейшим развитием опытного самолета Ю-287, запроектированного под 6БМВ-003 и законченного постройкой.

Незадолго до конца войны проводились летные испытания такого самолета с целью проверки его схемы.

ВЫСТАВКА В ГОРОДЕ ДЕССАУ:

Рис. - Правая сторона.

Рис. - Левая сторона.

Рис. - Готовая продукция по керамике авиасвечей.

Самолет имел: 4 турбины ЮМО-004 и не убирающееся шасси. Полеты производились лишь при небольших /меньше 550 км в час/ скоростях.

Характеристика бомбардировщика Ю-131:

Экипаж - 3 человека.

Двигатели - 6 х ЮМО-004 (с тягой по 900 кг).

Стартовые устройства - ракеты 7 х 1000 кг х 12 сек.

Максимальная скорость (Н = 6) км - 860 км/час.

Посадочная скорость - 190 км/час.

Дальность при Н = 10000-12000 м и скорости 750-800 км/час - 1710 км.

Потолок практический - 12500 м.

Запас горючего - 7150 кг (максимум 8980 кг).

Вооружение - хвостовой турель с двумя МГ-131 /13 мм/

Бомбовая нагрузка - 2000 кг.

Емкость бомбовых отсеков - 4000 кг.

Полный полетный вес - 22955 кг.

Размах крыла - 19.4 м.

Длина самолета - 20.47 м.

Высота - 5.7 м.

Состояние работ:

В июле с.г. на заводе работала макетная комиссия под председательством Генерал-лейтенанта УШАКОВА, которая утвердила макет самолета, внося в него ряд изменений, которые в настоящее время проработаны в конструкторском бюро и введены в производство.

Выводы макетной комиссии следующие:

Макет реактивного бомбардировщика Ю-131 утвердить с внесением изменений, указанных в протоколе и принятых конструктором для выполнения на первом экземпляре самолета.

Макетная комиссия считает, что реактивный бомбардировщик Ю-131, выходящий на аэродром в сентябре месяце с.г., представляет для ВВС интерес и может быть использован для исследования и освоения: полета, техники пилотирования боевого применения на больших скоростях и высотах, а так же приобретения опыта эксплуатации реактивного бомбардировщика, вследствие особой новизны конструкции.

Проводится также пересчет взлетного режима самолета Ю-131 в связи с получением удовлетворительных данных двигателя ЮМО-004ф.

Закончена сборка фюзеляжа и работы по внутреннему оборудованию /гидросистем, электро-радиопроводка, управление самолетом и моторами, оборудование кабины и др./.

Проводятся испытания готовых агрегатов самолета. Ведется отработка и испытания строенных двигателей ЮМО-004 на специальной установке с отсеком крыла.

7. Экспериментальный самолет ЗИБЕЛЬ-346.

Самолет Зибель-346 рассчитан на достижение максимальной скорости, вдвое превышающей скорость звука /число Маха = 2/.

Продолжительность полета при непрерывной работе двигателей на максимальной тяге равна двум минутам.

СИЛИТОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО:

Рисунок- Мешалка для промешивания смесей в сухом состоянии.

Рисунок- Шаровая мельница для перемола карбида, кремния и металлического кремния.

Рисунок- Сита для просеивания кремния и карбида кремния.

Высота полета может изменяться в пределах от 10.000 м до 30.000 м: после достижения этой высоты самолет уже не имеет горючего для горизонтального полета.

Самолет оборудован герметической кабиной, которая в случае аварии может быть спущена на специальном парашюте.

Несмотря на недостаточную обоснованность проекта, самолет представляет большой интерес как попытка быстрейшего проникновениянаугад в область сверхзвуковых скоростей, тем более, что летчик завода МОТЧ изъявил желание производить испытания этого сугубо экспериментального самолета.

Особенности самолета:

Назначение - летающая аэродинамическая лаборатория (для достижения сверхзвуковых скоростей).

Двигатели - два жидкостных реактивных двигателя Вальтер 109-509-А2 с тягой у земли по 1750 кг, на высоте 10.000 метров - по 2000 кг.

Стартовые устройства - самолет Зибель устанавливается на самолете Не-219 или Ю-388 /по типу применявшегося во время войны составного самолета Ю-88, Ме-109/ и с помощью этого самолета поднимается на высоту 10.000 метров. На этой высоте самолет "Зибель" отцепляется и совершает самостоятельный полет. Имеющиеся на самолете специальные устройства позволяют измерять в полете аэродинамические силы, действующие на крылья. Максимальная скорость /допускаемая с точки зрения прочности/ - 2560 км/час на высоте 20.000 м.

Дальность полета при полной тяге на высоте 15.000 м - 50 км.

Посадочная скорость - 160 км/час.

Экипаж - 1 человек.

Потолок - 30.000 м.

Запас горючего - 2.000 кг.

Полный полетный вес - 4300 кг.

Размах крыла - 9.0 м.

Длина самолета - 13.45 м.

Высота - 3.54 м.

Вооружения, бомбовой нагрузки и бронирования - нет.

Готовность опытного образца:

Состояние работ на 15 июля по созданию сверхскоростного экспериментального самолета ЗИБЕЛЬ-346 характеризуются следующими данными:

Рабочее проектирование, расчеты на прочность и по аэродинамике, а так же проектирование приспособлений - закончены.

По производству:

а) изготовление макетов и приспособлений закончено на 93%.

б) изготовление крупных приспособлений закончено на 80%.

в) изготовление деталей самолетов закончено на 45%.

г) изготовление агрегатов для статиспытаний закончено на 23%.

СИЛИТОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО:

Рисунок- Мешалка для промешивания смесей во влажном состоянии (с добавкой смолы для связи).

Рисунок- Прессование силитовых стержней на горизонтальном гидравлическом прессе 400 атм.

В настоящее время конструкторское бюро работает над проектированием тренировочного планера-модификацией самолета "346" с целью проверки и последующего улучшения его управляемости и безопасности при переходе через кризис и при посадке, а также начало предварительные изыскательные работы по проектированию новых образцов самолетов аналогичного типа, которые должны явиться последующим развитием самолетов ЗИБЕЛЬ-346.

8. Мощный авиационный дизель ЮМО-224.

Взлетная мощность - 4400 л.с.

Число оборотов - 3000 об/мин.

Номинальная мощность до высоты 9000 м - 3200 л.с.

Удельный расход топлива на эксплуатационной мощности - 168 гр/л.с.

Вес двигателя - 2750 кг

Габариты двигателя:

длина - 2830 мм

ширина - 1700

мм высота - 1870 мм

Заключение главного конструктора по дизелям т. ЯКОВЛЕВА В.М. сводится к тому, что авиадизель ЮМО-224, несмотря на ряд трудностей конструкторского и производственного характера, является интересным для Советского Союза.

Состояние конструкторских работ:

Закончен предварительный проект и расчеты системы агрегатов наддува с высотностью 9000 м. Из проработанных вариантов остановились на варианте четыре ТКЮМО-207с, связанным передачей коленвалом мотора. Разрабатывается рабочий проект всей системы наддува авиадизеля ЮМО-224.

Группа агрегатов:

а) Эскизная компановка на водомасляный агрегат и масляный фильтр закончены.

б) Рабочие компоновки изготовляются по узлам.

в) Закончены чертежи по экспериментальной масло-помпы.

г) Начата деталировка основного корпуса привода агрегата.

Группа картера:

Рабочий чертеж картера для механической обработки выполнен на 80%.

Работы по производству:

Спущено в производство 278 чертежей, из них 178 на разработке маршрутной технологии. Запуск в производство идет главным образом за счет мелких деталей.

Нашими представителями разыскиваются фирмы и заводы, могущие обеспечить поставку необходимых агрегатов и деталей.

Находятся в сборке два мотора ЮМО-205 и подготавливаются к сборке 3 авиадизеля ЮМО-224.

СИЛИТОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО:

Рисунок - Фрикционный молот для трамбовки рабочих смесей.

Рисунок - Контрольно-измерительные пульты для отбраковки высокоомных сопротивлений.

9. Реактивный скоростной бомбардировщик Ю-132.

Экипаж - 5 человек.

Двигатели - 6 х ЮМО-012 (по 3000 кг тяги).

Стартовые устройства - ракеты 15000 кг тяги.

Максимальная скорость у земли - 950 км/час.

Посадочная скорость - 170 км/час.

Дальность при Н = 8.8 км - 3900 км.

Потолок практический - 11400 м.

Запас горючего - 10900 кг.

Вооружение - 2-е турельных установки дистанционного управления спаренных МГ-15 /калибр 15-20 мм/.

Бомбовая нагрузка - 4000 кг.

Емкость бомбовых отсеков - 16000 кг.

Полный полетный вес - 87500 кг.

Размах крыла - 34.4 м.

Длина самолета - 39.4 м.

Высота - 8 м.

По заключению правительственной комиссии создание скоростного бомбардировщика с турбореактивным двигателем, с бомбовой нагрузкой 4 тонны представляет большой интерес, особенно если удается осуществить проектную дальность около 4.000 км.

По самолету Ю-132 весь материал - эскизный проект и докладная записка и др., полностью подготовлен для рассмотрения в экспертной комиссии или на заседании Ученого Совета Министерства /послан в Москву/.

IV. ДРУГИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАБОТЫ ОТБ.

Кроме работ, указанных выше, в конструкторских бюро и производственных базах МАП в Германии проводятся некоторые другие разработки новых тем по приборам, агрегатам и другим объектам техники которые интересуют нашу авиационную промышленность.

В том числе проводятся следующие работы:

1. Разработка конструкции аэродинамических весов для определения числа МАХА.

2. Разработка конструкции датчика для измерения сил, действующих в тягах управления руля самолета.

3. Разработка конструкции приборов для замера перегрузки самолета в полете.

4. Ведется проектирование завода с полным технологическим процессом по производству керамических изоляторов для свечей авиамоторов, силитовых изделий и электрических лабораторных печей, а также работы по конструированию новых керамических свечей для советских моторов.

5. Проектируются и изготовляются прессформы для литья под давлением.

6. Налажено производство силитовых стержней и лабораторных электропечей.

7. Проектируются различные катапульты для сидения летчика и самолетов, ветряные двигатели и водный канал для испытания крыльев самолетов.

Описание этих работ приведено ниже.

СИЛИТОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО:

Рисунок - Контрольные измерения сопротивлений силитовых стержней и их отбраковка на контрольно-измерительных пультах.

НазадВперед