Краткие исторические сведения о городе Самаре и заводе №2
Немаловажную
роль в жизни России сыграл г. Самара.
Город был основан в 1586г. как форпост для обороны
юго-восточных рубежей России и обеспечения
безопасного судоходства по р. Волга.
За свою более чем 400-х летнюю историю г. Самара менял свое название.
В 1935 г. он был переименован в Куйбышев, а сравнительно недавно ему было возвращено историческое название - Самара.
В ХVI-XVII вв. город представлял собой хорошо укрепленную крепость, занимавшую выгодное положение: с юга и запада ее защищали р. Волга и Самара, с севера и востока - горы и дремучие леса. Долгое время Самара имела чисто военное значение.
В XIX в. многие исторические события связывают с именем В. Ульянова (Ленина), который вместе с семьей в 1889 г. переехал из Казани в Самару.
Тяжелые испытания выпали на долю жителей Самары в годы первой мировой и гражданской войн.
С начала ХХ в. в городе быстрыми темпами развивалась индустрия, строились промышленные предприятия, перерабатывающие заводы, пивоваренные фабрики.
Значительный рост промышленности наблюдался и в годы второй мировой войны. Удобное географическое положение Самары, удаленность от государственных границ, наличие крупного железнодорожного узла, р. Волги, богатые природные ресурсы способствовали тому, что в 1939 г. в этом регионе было начато строительство крупных заводов по производству самолетов, авиадвигателей и комплектующих к ним. В 1941 г. из западных районов России в Куйбышев было эвакуировано множество крупных заводов: авиационных, металлургических, станкостроительных, из Москвы, Киева, Ленинграда - научные, проектные и учебные заведения, а также правительство СССР и дипломатические миссии многих государств. Все это способствовало быстрому росту научно-технического и промышленного потенциала города. Существенные изменения в городскую и районную структуры внесло строительство Куйбышевской гидроэлектростанции.
В августе 1950 г. было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции, а в 1951 г. были уже начаты работы.
Зимой 1951/52 г. у правого берега Волги была сооружена перемычка для котлована здания ГЭС, а в сентябре 1952 г. строители приступили к укладке бетона в сооружения гидроузла. В 1953 г. были закончены все земляные работы в котловане здания ГЭС и водосливной плотине. У левого берега появились две нитки шлюзов: одна - для пропуска судов, другая - для плотов. Чтобы не было больших перепадов воды, было решено создать две пары шлюзов, разделенных 4-х километровым межшлюзовым барьером. При строительстве Куйбышевского гидроузла в этом районе была создана мощная стройбаза: заводы по производству гравия, бетона, арматуры. Детали, блоки и узлы подавались на стройку по канатной дороге. Для доставки оборудования, машин и других материалов были построены две железнодорожные ветки: от Куйбышева и от Сызрани.
В конце октября 1955 г. началась операция по перекрытию Волги, которая продолжалась 20 часов. В мае 1956 г. первые суда прошли через нижние шлюзы. В это же время вступила в строй линия электропередачи - Куйбышевская ГЭС - Москва напряжением 500 тыс. вольт. 10 августа 1958 г. состоялось открытие ГЭС, которой было присвоено название Волжская ГЭС им. В.И.Ленина. Волжская ГЭС - одно из уникальных гидротехнических сооружений. Здание ГЭС имеет гигантские размеры: длина - 720 м, ширина - 100 м, высота - 80 м, объем - 4 млн куб.м. Мощность электростанции - 2 млн 300 тыс. кВт, за год она вырабатывает 11 млрд кВт•ч электроэнергии. Плотина Волжской ГЭС позволила создать искусственный водоем - Куйбышевское море - площадью 6450 кв.км, объемом 52.3 куб. км воды. Куйбышевское море имеет протяженность 525 км, наибольшую ширину - 40 км. Перед наполнением водохранилища многие населенные пункты были перенесены из зоны затопления.
Сегодня Самара - крупнейший город Поволжья. В Самарской области проживают 3,3 млн человек, из них в Самаре -1,3 млн. Современную Самару отличает наличие крупнейшего в России аэрокосмического комплекса. Самарский аэрокосмический комплекс представляет собой интегрированную систему, включающую в себя сырьевые и энергетические предприятия, заводы-изготовители комплектующих элементов для аэрокосмической техники, научные и проектные организации.
Комплекс включает: Международную
авиационную корпорацию "АВИАКОР", ведущую
начало от воронежского завода №18; ракетный завод
"Прогресс" (от московского завода
"Дукс"); завод авиационных и ракетных
двигателей АО "Моторостроитель" (от
московского завода N24); авиадвигательный завод АО "Двигатели
НК" (от Опытного союзного завода №2); АО
"Авиаагрегат"; самарский завод
"Гидроавтоматика" и др. К самарскому
аэрокосмическому комплексу следует отнести
также самарский, новокуйбышевский, сызранский
нефтеперерабатывающие заводы, производящие
авиакеросин и масла.
Научные разработки в области гидроаэродинамики, прочности конструкций, организации производства, технологической подготовки, контроля и испытаний изделий осуществляются Поволжским авиационным научно-техническим центром, Самарским государственным и техническим университетами, НИИ "Радио", Поволжским отделением российской инженерной академии и другими научными центрами самарского региона.
Недалеко от Самары, в 30 км,
находится небольшой поселок -
Управленческий городок, организованный для
строительства Куйбышевского гидроузла,
в шести километрах от железнодорожной станции "Красная
Глинка" и в двух километрах от р. Волги.
Гористый обрывистый берег Волги с обнаженными пластами красной глины предопределил название поселка Красная Глинка, вошедшего в состав города Куйбышева в 1942 г.