Начальный
период изучения и освоения немецкой реактивной
техники в СССР.
Май 1945 - апрель 1946г.
Для понимания политики СССР в области послевоенного развития оборонной техники, в частности, авиации, а также для раскрытия внутренней логики тех организационных мероприятий, которые проводила Советская Военная Администрация по заимствованию научно-технического опыта побежденной Германии обратимся к документам и цифрам.
В 1945 г. на территории Германии, занятой Советскими войскам, было выявлено и обследовано около 600 немецких предприятий и их филиалов, которые были так или иначе заняты производством самолетов, авиамоторов, авиаприборов или их агрегатов и деталей. Из этого общего количества заводов, занятых авиационным производством, 213 основных авиационных предприятий принадлежали ведущим немецким авиационным фирмам.
Выявленные и обследованные немецкие авиационые предприятия и их филиалы распределяются по видам производства следующим образом:
Предприятия | Основные предприятия | Привлеченные предприятия | Всего |
Самолетостроительные | 131 | 145 | 276 |
Моторостроительные | 50 | 70 | 120 |
Приборостроительные | 23 | 84 | 107 |
Вооружения | - | - | 48 |
Самолетов-снарядов (ФАУ-1, ФАУ-2) |
- | - | 8 |
Разные | 9 | 32 | 41 |
В группу самолетостроительных заводов включены заводы опытного и серийного самолетостроения, заводы по производству узлов и деталей самолета, заводы по производству самолетостроительных приспособлений.
В группу моторостроительных заводов включены заводы опытного и серийного авиамоторостроения, заводы по производству агрегатов и деталей мотора, заводы по производству специального инструмента для моторостроения.
В группу приборных заводов включены заводы по производству авиаприборов, радио- и электрооборудования самолетов, заводы по изготовлению различных деталей для авиаприбров.
В группу заводов вооружения включены заводы по производству авиапулеметов, авиапушек и установок для них.
В группу разных заводов вошли ремонтные, инструментальные, металлургические и другие заводы, поставляющие свою продукцию авиационной промышленности.
Основные и наиболее мощные авиационные предприятия и их филиалы принадлежали к следующим ведущим немецким авиационным фирмам:
Наиболее мощными авиационными фирмами в советской зоне являлись:
Основные немецкие авиационные фирмы, расположенные в советской зоне имели 2 189 901 кв.м производственных площадей, 53 129 единиц оборудования и 350 484 работавших, что к общему итогу авиационных предприятий, находящихся на советской зоне составляет:
Таким образом, около половины мощности всех авиационных предпрятий, находящихся в советской зоне, принадлежало разным немецким предприятиям и их филиалам, выполнявшим заказы авиационной промышленности Германии в кооперации с основными немецкими авиационными фирмами.
Самым большим достижением Германии было создание и освоение в производстве перспективных образцов реактивной техники многих аналогов, которых не было в то время ни в одной стране мира. Среди них необходимо назвать:
Внедрение реактивной техники в авиации, флоте и артиллерии проводилось в Германии в большом масштабе и немцы в этой области имели серьезный успех и предопределили развитие авиации и ракетной техники на несколько десятилетий вперед.
В СССР изучение германской военной техники шло на протяжении всей войны, но осознание достижений, масштабов исследований и самое главное освоение в серийном производстве некоторых образцов реактивной техники привело советское командование к необходимости организации в 1945 г. специальной комиссии, созданной Особым комитетом по изучению и освоению немецкой реактивной техники при ГКО. В состав комиссии вошли руководители наркоматов и ведомств:
Шахурин А.И., Дементьев П.В., Воронов Н.Н., Яковлев Н.Д., Гайдуков Л.М., Горемыкин П.П., Устинов Д.Ф., Кабанов Г.Г., Первухин М.Г., Носенко И.И., Терентьев, Паршин П.И., Репин А.К., Берг А.И. др.
С этого момента начинается первый этап в деле заимствования немецких технологий в послевоенное время.