НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед

Начальный период изучения и освоения немецкой реактивной техники в СССР.
Май 1945 - апрель 1946г.

Для понимания политики СССР в области послевоенного развития оборонной техники, в частности, авиации, а также для раскрытия внутренней логики тех организационных мероприятий, которые проводила Советская Военная Администрация по заимствованию научно-технического опыта побежденной Германии обратимся к документам и цифрам.

Подземный заводВ 1945 г. на территории Германии, занятой Советскими войскам, было выявлено и обследовано около 600 немецких предприятий и их филиалов, которые были так или иначе заняты производством самолетов, авиамоторов, авиаприборов или их агрегатов и деталей. Из этого общего количества заводов, занятых авиационным производством, 213 основных авиационных предприятий принадлежали ведущим немецким авиационным фирмам.

Выявленные и обследованные немецкие авиационые предприятия и их филиалы распределяются по видам производства следующим образом:

Предприятия Основные предприятия Привлеченные предприятия Всего
Самолетостроительные 131 145 276
Моторостроительные 50 70 120
Приборостроительные 23 84 107
Вооружения - - 48
Самолетов-снарядов
(ФАУ-1, ФАУ-2)
- - 8
Разные 9 32 41

Карта размещения авиапредприятий на территории Австрии, Венгрии и ЧехославакииОбъекты авиатехники на заводе в ДессауВ группу самолетостроительных заводов включены заводы опытного и серийного самолетостроения, заводы по производству узлов и деталей самолета, заводы по производству самолетостроительных приспособлений.

В группу моторостроительных заводов включены заводы опытного и серийного авиамоторостроения, заводы по производству агрегатов и деталей мотора, заводы по производству специального инструмента для моторостроения.

В группу приборных заводов включены заводы по производству авиаприборов, радио- и электрооборудования самолетов, заводы по изготовлению различных деталей для авиаприбров.

В группу заводов вооружения включены заводы по производству авиапулеметов, авиапушек и установок для них.

В группу разных заводов вошли ремонтные, инструментальные, металлургические и другие заводы, поставляющие свою продукцию авиационной промышленности.

Основные и наиболее мощные авиационные предприятия и их филиалы принадлежали к следующим ведущим немецким авиационным фирмам:

Наиболее мощными авиационными фирмами в советской зоне являлись: Источник

  1. Фирма "Юнкерс", имевшая на своих самолетостроительных заводах и их филиалах 499 981 кв.м производственных площадей, 6117 единиц оборудования, 49 100 работавших. На моторостроительных заводах и их филиалах - 316 430 кв.м производственных площадей, 9195 единиц оборудования, 54 510 работавших. На агрегатных заводах - 50 700 кв.м производственных площадей, 1756 единиц оборудования, 8404 работавших.
  2. Фирма "Арадо", имевшая на своих самолетостроительных заводах и их филиалах 247 690 кв.м производственных площадей, 5794 единиц оборудования, 32 219 работавших.
  3. Фирма "Хейнкель", имевшая на своих самолетостроительных заводах и их филиалах 148 610 кв.м производственных площадей, 3345 единиц оборудования, 27164 работавших.
  4. Фирма "БМВ", имевшая на своих самолетостроительных заводах и их филиалах 96 325 кв.м производственных площадей, 4442 единиц оборудования, 22 359 работавших.
  5. Фирма "Даймлер-Бенц", имевшая на своих моторостроительных заводах и их филиалах 96 130 кв.м производственных площадей, 2539 единиц оборудования, 13 270 работавших.
  6. Фирма "Сименс-Гальске", имевшая на своих приборостроительных заводах и их филиалах 46 500 кв.м производственных площадей, 2216 единиц оборудования, 6990 работавших.
  7. Фирма "Аскания", имевшая на своих приборостроительных заводах и их филиалах 52 000 кв.м производственных площадей, 1575 единиц оборудования, 6200 работавших.

Основные немецкие авиационные фирмы, расположенные в советской зоне имели 2 189 901 кв.м производственных площадей, 53 129 единиц оборудования и 350 484 работавших, что к общему итогу авиационных предприятий, находящихся на советской зоне составляет:

Таким образом, около половины мощности всех авиационных предпрятий, находящихся в советской зоне, принадлежало разным немецким предприятиям и их филиалам, выполнявшим заказы авиационной промышленности Германии в кооперации с основными немецкими авиационными фирмами.

Самым большим достижением Германии было создание и освоение в производстве перспективных образцов реактивной техники многих аналогов, которых не было в то время ни в одной стране мира. Среди них необходимо назвать:

Планирующая бомбаЗенитный снарядВнедрение реактивной техники в авиации, флоте и артиллерии проводилось в Германии в большом масштабе и немцы в этой области имели серьезный успех и предопределили развитие авиации и ракетной техники на несколько десятилетий вперед.

В СССР изучение германской военной техники шло на протяжении всей войны, но осознание достижений, масштабов исследований и самое главное освоение в серийном производстве некоторых образцов реактивной техники привело советское командование к необходимости организации в 1945 г. специальной комиссии, созданной Особым комитетом по изучению и освоению немецкой реактивной техники при ГКО. В состав комиссии вошли руководители наркоматов и ведомств:

Шахурин А.И., Дементьев П.В., Воронов Н.Н., Яковлев Н.Д., Гайдуков Л.М., Горемыкин П.П., Устинов Д.Ф., Кабанов Г.Г., Первухин М.Г., Носенко И.И., Терентьев, Паршин П.И., Репин А.К., Берг А.И. др.

С этого момента начинается первый этап в деле заимствования немецких технологий в послевоенное время.

НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед