Начальный
период изучения и освоения немецкой реактивной
техники в СССР.
Май 1945 - апрель 1946г.
Работа была начата с командирования в Германию групп ведущих специалистов, таких как профессор Бочвар, профессор Мартынов, доктор Шаров, Королев, Мишин, Победоносцев и многих других, которые впоследствии стали известными учеными и руководителями.
Задачами указанных групп являлись:
К этой работе были привлечены многие немецкие специалисты. В числе привлеченных научных сил были и такие известные ученые:
Каждому из немецких специалистов было предложено составить отчет или доклад о прошлой деятельности научного учреждения, в котором он работал и своей личной деятельности как научного специалиста. Кроме того, давались отдельные теоретические задания по авиационной науке и технике. После ознакомления с этими материалами советские специалисты ставили новые конкретные тематические задания, в развитие которых немецкие специалисты давали дополнительные новые материалы. Среди докладов немецких специалистов следует отметить следующие:
Полученные отчеты с заключением советских экспертов направлялись в Министерство авиапрома или в соответствующие институты для более глубокого их изучения и применения в своей практической работе. В 1945-1946 гг. немецкими специалистами по заданиям МАПа было выполнено 160 работ (докладов).
На этом этапе впервые встает вопрос об отношении образованных слоев германского населения, в первую очередь технической интеллигенции, к предложению сотрудничества с советской тоталитарной структурой. Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.
В адрес Советской Военной Администрации (СВА) в Германии, начиная с 1945 г., на протяжении тре-четырех лет поступали письма от немецких специалистов с конкретными предложениями типа:"Я нахожусь в любое время в расположении русских военных властей, поскольку "НАТТЕР" представляет собой интерес, я предлагаю дать возможность собрать всех быв. сотрудников путем личного посещения их, и этим самым собрать письменные материалы и чертежи. Будет ли успех, в данное время не могу обещать. Также повторяю, что я не хочу приобрести этим путем источник дешевой и легкой наживы - я много раз готов объяснить, как это уже делал одному из политруководителей - майору из местной комендатуры. Моя временно плохая обстановка не должна играть никакой роли при этом."
"Как старый член коммунистической партии, желая создать государству всех трудящихся это огромное техническое преимущество перед капиталистическими странами и передать исследовательским организациям мои исследования, я обращаюсь к СВА, так как сам, к сожалению, принадлежу не к русской зоне..." И далее следуют технические подробности для защиты от атомной бомбардировки.
"...Я инженер-конструктор машиностроения, с июня 1945 года вместе с семьей нахожусь в Германии, и несмотря на все старания не могу найти заработка. Мне хотелось бы применить свои знания и опыт для развития промышленности в нашей стране. Прошу выслать условия."
Подобных примеров можно привести множество.
Наиболее крупные немецкие специалисты выполняли работы за весьма солидное вознаграждение и выделение дополнительных продуктовых пайков. Советская администрация не успевала делать экспертные заключения о тех или иных предложениях (для этого требовались собственные квалифицированные кадры, которых в Германию командировали по особым распоряжениям, но они были крайне ограничены). В результате, многие известные немецкие специалисты, проживавшие в советской зоне, остались без внимания и предложили свои услуги другим военным миссиям. Например, доктор Борнеман, профессор Курт Танк, доктор Койне и др.
Высокий профессиональный уровень немецких специалистов позволял им получить работу по заданиям СВА в Германии и не по своей основной специальности. Например, крупнейший специалист по экспериментальной аэродинамике доктор Ланге работал в группе Министерства автомобильной промышленности, а один из старейших конструкторов гидросамолетов Германии доктор Духензе - по строительству жилых домов.
При относительной лояльности немецких специалистов к СВА, весьма сильным было и их отторжение. При анализе архивных материалов нам удалось найти документы, свидетельствующие о фактах неподчинения властям отдельных специалистов. Например, Вальтер Маттос - специалист высокого уровня завода "Юнкерс", директор авиамоторного завода в г.Тауха, под руководством которого в 1944 г. производились монтаж и испытания двигателя для истребителя Ме-262. 26 мая 1946 г. он был арестован и осужден за саботаж (вместе с пятью другими специалистами) и сокрытие во время демонтажа завода от советской администрации 27 металлообрабатывающих станков. Подобные факты не редкость.
На основании этой информации советской военной администрацией создавалась картина промышленного и научного потенциала Германии, и, самое главное, формировались конкретные мероприятия по заимствованию ее научно-технических ресурсов. Одновременно с этими объединенными группами специалистов были приняты меры к восстановлению на территории Германии экспериментальных, производственных баз и конструкторских бюро.
Группы советских специалистов были направлены в первую очередь в центры научно-исследовательских и конструкторских работ Германии в зоне советской оккупации в города: Берлин, Дессау, Галле, Лейпциг, Узенбург и Росток.
Главными авиационными научно-исследовательскими центрами в этих городах являлись следующие организации:
В Берлине - Научно-исследовательский институт авиационных проблем Дефауэль и Всегерманский институт испытания материалов.
В Дессау - Опытный центр фирмы "Юнкерс" по самолетам, моторам и винтам, аппаратуры непосредственного впрыска.
В Галле - Опытный завод авиационной фирмы "Зибель".
В Лейпциге - Институты Лейпцигского университета, завод "Лангбейн-Пофангаузер" и завод "Зюд И.Г.Фарбенидустри".
В Узенбурге - Опытный центр по воздушно-реактивным двигателям фирмы "БМВ" (ранее находившаяся в Берлине-Шпанда).
В Ростоке - Опытный центр фирмы "Хейнкель".