НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед

Начальный период изучения и освоения немецкой реактивной техники в СССР.
Май 1945 - апрель 1946г.

Работа была начата с командирования в Германию групп ведущих специалистов, таких как профессор Бочвар, профессор Мартынов, доктор Шаров, Королев, Мишин, Победоносцев и многих других, которые впоследствии стали известными учеными и руководителями.

Задачами указанных групп являлись:

К этой работе были привлечены многие немецкие специалисты. В числе привлеченных научных сил были и такие известные ученые:

  1. Доктор ШАЙБЕ - главный конструктор воздушно-реактивных двигателей фирмы "Юнкерс", работавший у Юнкерса с 1928 г., имевший ранее несколько патентов;
  2. инженер ГЕРЛАХ - главный конструктор и начальник опытно-экспериментальной базы авиационного дизелестроения фирмы "Юнкерс", работавший в этой области с 1926 г.;
  3. инженер БААДЕ - главный конструктор реактивных самолетов фирмы "Юнкерс", работавший в этой области с 1936 г.;
  4. инженер ФРАЙТАГ - крупный специалист-аэродинамик и заместитель главного конструктора по самолетам фирмы "Юнкерс", автор проекта аэродинамической трубы звуковых скоростей;
  5. Доктор ФОГСТ - крупный специалист-конструктор в области реактивных двигателей, работал у Юнкерса с 1936 г.;
  6. Доктор БОКК - аэродинамик, один из авторов теоретического расчета самолетов сверхзвуковых скоростей;
  7. Доктор ГЕРНЕР - крупный специалист в области авиационной автоматики;
  8. Доктор ЛЕРТЕС - видный специалист в области автоматики и автор новейшей конструкции Автопилота;
  9. Доктор ЗОННЕР - специалист в области автоматики управления бортовым вооружением самолета;
  10. Доктор РАЦКЕ - крупный специалист по конструкциям дистанционной электроизмерительной самолетной аппаратуры;
  11. Доктор БЕК - специалист по магниевым сплавам;
  12. Доктор физических наук ХАНЦЕРЛИНГ - специалист и автор автоматических навигационных карт для дальних перелетов;
  13. Профессор-доктор КИНДШЕР - крупный специалист в области производства и изысканий термостабильной и морозоустойчивой резины;
  14. Доктор ШИХТЕЛЬ - специалист по высокопрочным сплавам;
  15. Доктор НАХТИГАЛЛЬ - специалист по защите магниевых сплавов от коррозии;
  16. Доктора МАЛЬМЕ, НИКОЛАИ и ОППЕЛЬТ - специалисты по производству и обработке целлюлозы, пластмасс и лаков и др.

Каждому из немецких специалистов было предложено составить отчет или доклад о прошлой деятельности научного учреждения, в котором он работал и своей личной деятельности как научного специалиста. Кроме того, давались отдельные теоретические задания по авиационной науке и технике. После ознакомления с этими материалами советские специалисты ставили новые конкретные тематические задания, в развитие которых немецкие специалисты давали дополнительные новые материалы. Среди докладов немецких специалистов следует отметить следующие:

Полученные отчеты с заключением советских экспертов направлялись в Министерство авиапрома или в соответствующие институты для более глубокого их изучения и применения в своей практической работе. В 1945-1946 гг. немецкими специалистами по заданиям МАПа было выполнено 160 работ (докладов). Источник

На этом этапе впервые встает вопрос об отношении образованных слоев германского населения, в первую очередь технической интеллигенции, к предложению сотрудничества с советской тоталитарной структурой. Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.

В адрес Советской Военной Администрации (СВА) в Германии, начиная с 1945 г., на протяжении тре-четырех лет поступали письма от немецких специалистов с конкретными предложениями типа:"Я нахожусь в любое время в расположении русских военных властей, поскольку "НАТТЕР" представляет собой интерес, я предлагаю дать возможность собрать всех быв. сотрудников путем личного посещения их, и этим самым собрать письменные материалы и чертежи. Будет ли успех, в данное время не могу обещать. Также повторяю, что я не хочу приобрести этим путем источник дешевой и легкой наживы - я много раз готов объяснить, как это уже делал одному из политруководителей - майору из местной комендатуры. Моя временно плохая обстановка не должна играть никакой роли при этом." Источник

"Как старый член коммунистической партии, желая создать государству всех трудящихся это огромное техническое преимущество перед капиталистическими странами и передать исследовательским организациям мои исследования, я обращаюсь к СВА, так как сам, к сожалению, принадлежу не к русской зоне..." И далее следуют технические подробности для защиты от атомной бомбардировки.Источник

"...Я инженер-конструктор машиностроения, с июня 1945 года вместе с семьей нахожусь в Германии, и несмотря на все старания не могу найти заработка. Мне хотелось бы применить свои знания и опыт для развития промышленности в нашей стране. Прошу выслать условия." Источник

Подобных примеров можно привести множество.Источник

Наиболее крупные немецкие специалисты выполняли работы за весьма солидное вознаграждение и выделение дополнительных продуктовых пайков. ИсточникСоветская администрация не успевала делать экспертные заключения о тех или иных предложениях (для этого требовались собственные квалифицированные кадры, которых в Германию командировали по особым распоряжениям, но они были крайне ограничены). В результате, многие известные немецкие специалисты, проживавшие в советской зоне, остались без внимания и предложили свои услуги другим военным миссиям. Например, доктор Борнеман, профессор Курт Танк, доктор Койне и др.Источник

Высокий профессиональный уровень немецких специалистов позволял им получить работу по заданиям СВА в Германии и не по своей основной специальности. Например, крупнейший специалист по экспериментальной аэродинамике доктор Ланге работал в группе Министерства автомобильной промышленности, а один из старейших конструкторов гидросамолетов Германии доктор Духензе - по строительству жилых домов.Источник

При относительной лояльности немецких специалистов к СВА, весьма сильным было и их отторжение. При анализе архивных материалов нам удалось найти документы, свидетельствующие о фактах неподчинения властям отдельных специалистов. Например, Вальтер Маттос - специалист высокого уровня завода "Юнкерс", директор авиамоторного завода в г.Тауха, под руководством которого в 1944 г. производились монтаж и испытания двигателя для истребителя Ме-262. 26 мая 1946 г. он был арестован и осужден за саботаж (вместе с пятью другими специалистами) и сокрытие во время демонтажа завода от советской администрации 27 металлообрабатывающих станков.Источник Подобные факты не редкость.

На основании этой информации советской военной администрацией создавалась картина промышленного и научного потенциала Германии, и, самое главное, формировались конкретные мероприятия по заимствованию ее научно-технических ресурсов. Одновременно с этими объединенными группами специалистов были приняты меры к восстановлению на территории Германии экспериментальных, производственных баз и конструкторских бюро.

Группы советских специалистов были направлены в первую очередь в центры научно-исследовательских и конструкторских работ Германии в зоне советской оккупации в города: Берлин, Дессау, Галле, Лейпциг, Узенбург и Росток.

Главными авиационными научно-исследовательскими центрами в этих городах являлись следующие организации:

В Берлине - Научно-исследовательский институт авиационных проблем Дефауэль и Всегерманский институт испытания материалов.

В Дессау - Опытный центр фирмы "Юнкерс" по самолетам, моторам и винтам, аппаратуры непосредственного впрыска.

В Галле - Опытный завод авиационной фирмы "Зибель".

В Лейпциге - Институты Лейпцигского университета, завод "Лангбейн-Пофангаузер" и завод "Зюд И.Г.Фарбенидустри".

В Узенбурге - Опытный центр по воздушно-реактивным двигателям фирмы "БМВ" (ранее находившаяся в Берлине-Шпанда).

В Ростоке - Опытный центр фирмы "Хейнкель".

НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед