НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед

Перемещение немецких специалистов для работы в СССР

Ж/д вокзал в Дессау22 октября, на рассвете, на железнодорожный вокзал в Дессау был подан эшелон. Специальные бригады сотрудников внутренних войск на автомашинах объехали по адресам, где жили немецкие специалисты, погрузили вещи, забрали членов семей и через несколько часов эшелон был уже в пути. Оперативность, с которой была проведена эта акция даже сегодня, по воспоминаниям специалистов и членов их семей, позволяет говорить о тщательной, продуманной операции. Перевозка в СССР осуществлялась в специальных пассажирских эшелонах, кроме того, было выделено достаточно большое количество грузовых вагонов для личного имущества, так как было разрешено вести с собой багаж без ограничения веса. Некоторые специалисты везли в СССР громоздкие музыкальные инструменты, мебель. Перевозимых специалистов и членов их семей обеспечивали питанием в пути. Ж/д вокзал в ДессауОднако выход из вагонов на всем пути следования был запрещен и любая попытка сразу же пресекалась сопровождающей вооруженной охраной. Первоначально планировалось перевести 1400 специалистов, а вместе с семьями около 3500 человек. Так на завод №1 (завод № 458 "Московское море") было направлено инженеров и конструкторов - 250, членов их семей - 350 человек, рабочих - 260, членов их семей - 400; на завод № 2 (завод № 145 "Красная Глинка"): инженеров и конструкторов - 400, членов их семей - 600, рабочих- 440, членов их семей - 650 человек; на завод № 500: инженеров и конструкторов - 10, членов их семей - 25 человек , рабочих - 40, членов их семей - 75 человек. Источник

Одновремено с переездом начались работы по демонтажу производственной, испытательной и лабораторной баз ОКБ. О масштабах этого мероприятия можно судить по нижеследующему документу: Источник

"№ 49с 12.02.47 г. НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР тов. ГРИШИНУ Л.А.

Настоящим докладываю Вам о демонтаже и отгрузке оборудования и др. имущества с опытных объектов по состоянию на 10 февраля 1947 года.

  1. По объекту "Зибель" г. Галле ОКБ-3

Полностью закончен демонтаж и отгрузка оборудования в адрес опытного завода N 1 МАП, всего отгружено:

  • Металлорежущих станков - 214 единиц;
  • Прессов - 5 единиц;
  • Молотов - 1 единица;
  • Электромоторов - 44 единицы;
  • Разного оборудования - 366 единиц;

ИТОГО: 630 единиц.

Расхождение в количестве оборудования, подлежащего отгрузке, о чем Вам было сообщено 03.01.47 г. исх. N 12с, с отгруженным, объясняется произведенными уточнениями повагонных описей оборудования. Так, например, металлорежущие станки увеличились на 6 единиц, прессы уменьшились на 3 единицы, электромоторы увеличились на 15 единиц, разное оборудование уменьшилось на 11 единиц, общий итог увеличился на 7 единиц.

Акт об окончании отгрузки, акт о не отгруженном оборудовании, сводная ведомость отгруженного оборудования и др. имущества, ведомость отгруженных транспортов и повагонные спецификации на все транспорты, отправленные с заводаЗибель прилагаются, всего 83 листа.

09.01.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 1 МАП N 179/3434, всего 48 вагонов, сопровождающий ГУБЕНКОВ, отгружено:

  • Металлорежущих станков - 8 единиц;
  • Прессов - 1 единица;
  • Молотов - 1 единица;
  • Электромоторов - 14 единицы;
  • Разного оборудования - 34 единицы;

ИТОГО: 58 единиц.

Отгрузочные документы по транспорту N 179/3434 прилагаются, всего 100 листов.

Указанным транспортом отгрузка оборудования с завода "Зибель" закончена.

  1. По объекту "Юнкерс" г. Дессау ОКБ-1

В результате проверки и уточнения инвентарных ведомостей и поэталонных отгрузочных документов, окончательно установлено количество оборудования, подлежащее отгрузке в адрес заводов NN 1 и 2:

  • Металлорежущих станков - 546 единиц;
  • Прессов - 40 единиц;
  • Молотов - 8 единиц;
  • Электромоторов - 91 единица;
  • Разного оборудования - 1234 единицы;

ИТОГО: 1919 единиц.

Объяснительная записка о причинах изменения количества оборудования, подлежащего отгрузке, отгруженного оборудования, опись отправленных транспортов и инвентарные ведомости прилагаются, всего 68 листов.

11.01.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 2 МАП N 179/3422, всего 47 вагонов, сопровождающий капитан НАГОВИЦИН, отгружено:

  • Металлорежущих станков - 7 единиц;
  • Прессов - нет;
  • Молотов - нет;
  • Электромоторов - 16 единиц;
  • Разного оборудования - 4 единицы;

ИТОГО: 27 единиц.

21.01.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 1 МАП N 179/3409, всего 48 вагонов, сопровождающий т. МЕЗЕЛЕВ, отгружено:

  • Металлорежущих станков - 13 единиц;
  • Прессов - 2 единицы;
  • Молотов - нет;
  • Электромоторов - 10 единиц;
  • Разного оборудования - 27 единиц;

ИТОГО: 52 единицы.

24.01.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 2 МАП N 179/3423, всего 53 вагонов, сопровождающий т. ОВЧАРОВ, отгружено:

  • Металлорежущих станков - 3 единицы;
  • Прессов - 1 единица;
  • Молотов - нет;
  • Электромоторов - 1 единица;
  • Разного оборудования - 31 единица;

ИТОГО: 36 единиц.

Отгрузочные документы на транспорт N 179/3422, 179/3423 и 179/3409 прилагаются, всего 304 листа. Всего по заводу "Юнкерс" г. Дессау отгружено:

  • Металлорежущих станков - 519 единиц;
  • Прессов - 33 единицы;
  • Молотов - 6 единиц;
  • Электромоторов - 69 единиц;
  • Разного оборудования - 1063 единицы;

ИТОГО: 1690 единиц.

Осталось отгрузить с завода "Юнкерс" г. Дессау:

  • Металлорежущих станков - 27 единиц;
  • Прессов - 7 единиц;
  • Молотов - 2 единицы;
  • Электромоторов - 22 единицы;
  • Разного оборудования - 171 единицы;

ИТОГО: 229 единиц.

  1. По заводу "И.Г.Фарбениндустри" г. Биттерфельд

10.01.47 года отгружен транспорт N 179/1069Т в адрес завода 268 МАП всего 1 вагон, сопровождающий СТАНЮКОВ (Министерство ХИМПРОМ), отгружено:

  • Цилиндр для 12.000 пресса - 85.0 тонн;
  • Цилиндр для 5.000 пресса ЗД-1а-8, ЗД-1А-9 - 12.0 тонн;

ВСЕГО: 97.0 тонн.

Отгрузочные документы на транспорт N 179/1069 прилагаются, всего 10 листов. Осталось отгрузить с завода "И.Г.Фарбениндустри" г. Биттерфельд:

  • 2 детали пресса 30.000 тонн, в т.ч. деталь 109 тонн - 1 штука и деталь 98 тонн - 1 штука, - не грузятся из-за отсутствия транспортеров N 919906 и 12984, подача которых ожидается до 15.02.с.г. Деталь весом 137 тонн (четвертая головка) отгружена 08.02.с.г., транспорт 179/2874. Документы по транспорту 179/2874 будут высланы дополнительно;
  • Мостовой кран грузоподъемностью 100 тонн и электрооборудование, питающее этот кран, будут демонтированы и погружены после окончания погрузки 2-х тяжеловесных деталей (15-18 вагонов).
  1. По заводу "Мемефа" г. Варен

Осталось отгрузить одну деталь весом 102 тонны, которая в настоящее время грузится.

  1. По объекту "БМВ" г. Штасфурт ОКБ-2

В результате проверки и уточнения инвентарных ведомостей и поэшелонных отгрузочных документов окончательно установлено количество оборудования, подлежащего отгрузке в адрес завода N 2.

  • Металлорежущих станков - 264 единицы;
  • Прессов - 13 единиц;
  • Молотов - нет;
  • Электромоторов - 21 единица;
  • Разного оборудования - 203 единицы;

ИТОГО: 501 единица.

Акт об окончании демонтажа и отгрузочная, сводная ведомость отгруженного оборудования, акт на оставленное оборудование, пояснительная записка об изменении количества оборудования и акт на сгоревшее оборудование прилагаются, всего 8 листов.

05.02.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 2 МАП N 175/3728, всего 54 вагона, сопровождающий м-р ВОЗНЕСЕНСКИЙ, отгружено:

  • Металлорежущих станков - 33 единицы;
  • Прессов - 1 единица;
  • Молотов - нет;
  • Электромоторов - 12 единиц;
  • Разного оборудования - 97 единиц;

ИТОГО: 143 единицы.

Отгрузочные документы по транспорту N 175/3728 прилагаются, всего 62 листа. Указанным транспортом отгрузка оборудования с завода "БМВ" закончена, за исключением оборудования объекта в Ротензее - Магдебург, по которому будет представлена отдельная инвентарная опись.

Таким образом с завода "БМВ" г. Штасфурт, всего отгружено:

  • Металлорежущих станков - 261 единица;
  • Прессов - 13 единиц;
  • Молотов - нет;
  • Электромоторов - 21 единица;
  • Разного оборудования - 200 единиц;

ИТОГО: 495 единиц.

  1. Завод "Аскания-Верке" г. Берлин ОКБ-4

Завод полностью демонтирован и отгружен, о чем вам было сообщено письмом N 209с от 23 декабря 1946 года.

  1. . Завод "Монтания" г. Нордхаузен

Завод демонтирован и отгружен, о чем Вам было сообщено письмом N 25с от 24-го января 1947 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое только в адрес 635 листов, ----------- (несекретно).

п/п УПОЛНОМОЧЕННЫЙ МИНИСТРА АВИАПРОМА В ГЕРМАНИИ. Голдабенков. ВЕРНО /подпись/"

Работы по подготовке заводов, на которые перебрасывались специалисты начались задолго до переезда (согласно приказа №228сс), с апреля 1946 г.

НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед