Перемещение немецких специалистов для работы в СССР
22 октября,
на рассвете, на железнодорожный вокзал в Дессау
был подан эшелон. Специальные бригады
сотрудников внутренних войск на автомашинах
объехали по адресам, где жили немецкие
специалисты, погрузили вещи, забрали членов
семей и через несколько часов эшелон был уже в
пути. Оперативность, с которой была проведена эта
акция даже сегодня, по воспоминаниям
специалистов и членов их семей, позволяет
говорить о тщательной, продуманной операции.
Перевозка в СССР осуществлялась в специальных пассажирских
эшелонах, кроме того, было выделено
достаточно большое количество грузовых вагонов
для личного имущества, так как было разрешено
вести с собой багаж без ограничения веса.
Некоторые специалисты везли в СССР громоздкие
музыкальные инструменты, мебель. Перевозимых
специалистов и членов их семей обеспечивали
питанием в пути.
Однако выход
из вагонов на всем пути следования был
запрещен и любая попытка сразу же
пресекалась сопровождающей вооруженной охраной.
Первоначально планировалось перевести 1400
специалистов, а вместе с семьями около
3500 человек. Так на завод №1 (завод №
458 "Московское море") было направлено инженеров и конструкторов -
250, членов их семей - 350
человек, рабочих - 260, членов их семей - 400;
на завод № 2 (завод № 145 "Красная
Глинка"): инженеров и конструкторов - 400,
членов их семей - 600, рабочих- 440,
членов их семей - 650 человек; на завод
№ 500: инженеров и конструкторов - 10, членов
их семей - 25 человек , рабочих - 40,
членов их семей - 75 человек.
Одновремено с переездом начались работы по демонтажу производственной, испытательной и лабораторной баз ОКБ. О масштабах этого мероприятия можно судить по нижеследующему документу:
"№ 49с 12.02.47 г. НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР тов. ГРИШИНУ Л.А.
Настоящим докладываю Вам о демонтаже и отгрузке оборудования и др. имущества с опытных объектов по состоянию на 10 февраля 1947 года.
Полностью закончен демонтаж и отгрузка оборудования в адрес опытного завода N 1 МАП, всего отгружено:
- Металлорежущих станков - 214 единиц;
- Прессов - 5 единиц;
- Молотов - 1 единица;
- Электромоторов - 44 единицы;
- Разного оборудования - 366 единиц;
ИТОГО: 630 единиц.
Расхождение в количестве оборудования, подлежащего отгрузке, о чем Вам было сообщено 03.01.47 г. исх. N 12с, с отгруженным, объясняется произведенными уточнениями повагонных описей оборудования. Так, например, металлорежущие станки увеличились на 6 единиц, прессы уменьшились на 3 единицы, электромоторы увеличились на 15 единиц, разное оборудование уменьшилось на 11 единиц, общий итог увеличился на 7 единиц.
Акт об окончании отгрузки, акт о не отгруженном оборудовании, сводная ведомость отгруженного оборудования и др. имущества, ведомость отгруженных транспортов и повагонные спецификации на все транспорты, отправленные с заводаЗибель прилагаются, всего 83 листа.
09.01.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 1 МАП N 179/3434, всего 48 вагонов, сопровождающий ГУБЕНКОВ, отгружено:
- Металлорежущих станков - 8 единиц;
- Прессов - 1 единица;
- Молотов - 1 единица;
- Электромоторов - 14 единицы;
- Разного оборудования - 34 единицы;
ИТОГО: 58 единиц.
Отгрузочные документы по транспорту N 179/3434 прилагаются, всего 100 листов.
Указанным транспортом отгрузка оборудования с завода "Зибель" закончена.
В результате проверки и уточнения инвентарных ведомостей и поэталонных отгрузочных документов, окончательно установлено количество оборудования, подлежащее отгрузке в адрес заводов NN 1 и 2:
- Металлорежущих станков - 546 единиц;
- Прессов - 40 единиц;
- Молотов - 8 единиц;
- Электромоторов - 91 единица;
- Разного оборудования - 1234 единицы;
ИТОГО: 1919 единиц.
Объяснительная записка о причинах изменения количества оборудования, подлежащего отгрузке, отгруженного оборудования, опись отправленных транспортов и инвентарные ведомости прилагаются, всего 68 листов.
11.01.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 2 МАП N 179/3422, всего 47 вагонов, сопровождающий капитан НАГОВИЦИН, отгружено:
- Металлорежущих станков - 7 единиц;
- Прессов - нет;
- Молотов - нет;
- Электромоторов - 16 единиц;
- Разного оборудования - 4 единицы;
ИТОГО: 27 единиц.
21.01.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 1 МАП N 179/3409, всего 48 вагонов, сопровождающий т. МЕЗЕЛЕВ, отгружено:
- Металлорежущих станков - 13 единиц;
- Прессов - 2 единицы;
- Молотов - нет;
- Электромоторов - 10 единиц;
- Разного оборудования - 27 единиц;
ИТОГО: 52 единицы.
24.01.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 2 МАП N 179/3423, всего 53 вагонов, сопровождающий т. ОВЧАРОВ, отгружено:
- Металлорежущих станков - 3 единицы;
- Прессов - 1 единица;
- Молотов - нет;
- Электромоторов - 1 единица;
- Разного оборудования - 31 единица;
ИТОГО: 36 единиц.
Отгрузочные документы на транспорт N 179/3422, 179/3423 и 179/3409 прилагаются, всего 304 листа. Всего по заводу "Юнкерс" г. Дессау отгружено:
- Металлорежущих станков - 519 единиц;
- Прессов - 33 единицы;
- Молотов - 6 единиц;
- Электромоторов - 69 единиц;
- Разного оборудования - 1063 единицы;
ИТОГО: 1690 единиц.
Осталось отгрузить с завода "Юнкерс" г. Дессау:
- Металлорежущих станков - 27 единиц;
- Прессов - 7 единиц;
- Молотов - 2 единицы;
- Электромоторов - 22 единицы;
- Разного оборудования - 171 единицы;
ИТОГО: 229 единиц.
10.01.47 года отгружен транспорт N 179/1069Т в адрес завода 268 МАП всего 1 вагон, сопровождающий СТАНЮКОВ (Министерство ХИМПРОМ), отгружено:
- Цилиндр для 12.000 пресса - 85.0 тонн;
- Цилиндр для 5.000 пресса ЗД-1а-8, ЗД-1А-9 - 12.0 тонн;
ВСЕГО: 97.0 тонн.
Отгрузочные документы на транспорт N 179/1069 прилагаются, всего 10 листов. Осталось отгрузить с завода "И.Г.Фарбениндустри" г. Биттерфельд:
- 2 детали пресса 30.000 тонн, в т.ч. деталь 109 тонн - 1 штука и деталь 98 тонн - 1 штука, - не грузятся из-за отсутствия транспортеров N 919906 и 12984, подача которых ожидается до 15.02.с.г. Деталь весом 137 тонн (четвертая головка) отгружена 08.02.с.г., транспорт 179/2874. Документы по транспорту 179/2874 будут высланы дополнительно;
- Мостовой кран грузоподъемностью 100 тонн и электрооборудование, питающее этот кран, будут демонтированы и погружены после окончания погрузки 2-х тяжеловесных деталей (15-18 вагонов).
Осталось отгрузить одну деталь весом 102 тонны, которая в настоящее время грузится.
В результате проверки и уточнения инвентарных ведомостей и поэшелонных отгрузочных документов окончательно установлено количество оборудования, подлежащего отгрузке в адрес завода N 2.
- Металлорежущих станков - 264 единицы;
- Прессов - 13 единиц;
- Молотов - нет;
- Электромоторов - 21 единица;
- Разного оборудования - 203 единицы;
ИТОГО: 501 единица.
Акт об окончании демонтажа и отгрузочная, сводная ведомость отгруженного оборудования, акт на оставленное оборудование, пояснительная записка об изменении количества оборудования и акт на сгоревшее оборудование прилагаются, всего 8 листов.
05.02.47 года отгружен транспорт в адрес завода N 2 МАП N 175/3728, всего 54 вагона, сопровождающий м-р ВОЗНЕСЕНСКИЙ, отгружено:
- Металлорежущих станков - 33 единицы;
- Прессов - 1 единица;
- Молотов - нет;
- Электромоторов - 12 единиц;
- Разного оборудования - 97 единиц;
ИТОГО: 143 единицы.
Отгрузочные документы по транспорту N 175/3728 прилагаются, всего 62 листа. Указанным транспортом отгрузка оборудования с завода "БМВ" закончена, за исключением оборудования объекта в Ротензее - Магдебург, по которому будет представлена отдельная инвентарная опись.
Таким образом с завода "БМВ" г. Штасфурт, всего отгружено:
- Металлорежущих станков - 261 единица;
- Прессов - 13 единиц;
- Молотов - нет;
- Электромоторов - 21 единица;
- Разного оборудования - 200 единиц;
ИТОГО: 495 единиц.
Завод полностью демонтирован и отгружен, о чем вам было сообщено письмом N 209с от 23 декабря 1946 года.
Завод демонтирован и отгружен, о чем Вам было сообщено письмом N 25с от 24-го января 1947 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое только в адрес 635 листов, ----------- (несекретно).
п/п УПОЛНОМОЧЕННЫЙ МИНИСТРА АВИАПРОМА В ГЕРМАНИИ. Голдабенков. ВЕРНО /подпись/"
Работы по подготовке заводов, на которые перебрасывались специалисты начались задолго до переезда (согласно приказа №228сс), с апреля 1946 г.