Перемещение немецких специалистов для работы в СССР
Согласно приказа министра авиационной промышленности СССР №228 cc от 19 апреля 1946 г. все работы в Германии должны были быть завершены в октябре 1946 г, а специалисты перевезены в СССР на предприятия МАПа.
Самолетное ОКБ из г. Дессау и самолетное ОКБ из г. Галле - на завод № 458 в поселок Подберезье Калининской области, недалеко от Москвы, двигательные ОКБ из г.Дессау и из г. Штасфурт - на завод №145 в поселок Управленческий Куйбышевской области, недалеко от г.Куйбышев, конструкторскую группу по дизелям ОКБ-1 - на завод N500 в Тушино (Москва). Первоначально планировалась перевозка ОКБ-4 на завод N458, но впоследствии план был пересмотрен и ОКБ переведено в поселок Управленческий на завод N145.
Заместителем министра внутренних дел СССР И.А.Серовым совместно с М.М.Лукиным был разработан план мероприятий по перевозке из Германии в СССР инженерно-технического состава, рабочих и их семей, а также всего необходимого материального имущества, находящегося на этих заводах.
"Решением Совета Министров ряд германских опытных авиационных заводов переводятся в Советский Союз для продолжения своей деятельности. Прошу Вашего разрешения наряду с основным оборудованием этих заводов перевезти в Советский Союз материалы (сталь, алюминий, медь и др.), легковые и грузовые автомашины имеющиеся на этих заводах, сантехнику (отопительные радиаторы, калориферы, унитазы, умывальники и др.), мебель из конструкторских бюро (столы, стулья, чертежные доски с принадлежностями), автоматические телефонные станции, установленные на этих заводах.
Вышеперечисленное имущество необходимо
потому, что указанные заводы
переводятся на новостройки и получение
указанных материалов значительно сократит срок
пуска в эксплуатацию этих заводов..."
"Сов.Секретно МИНИСТРУ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР тов. ХРУНИЧЕВУ М.В.
В связи с предстоящим окончанием работ в ОКБ в Германии и перебазирования ОКБ в Советский Союз, прошу Вас рассмотреть настоящую докладную записку и возбудить ходатайство перед Советом Министров о принятии специального решения по демонтажу предприятий: б. завода "Юнкерс" в г. Дессау, б. завода "Зибель" в г. Галле, б. завода "Аскания" в г. Берлин и б. завода "БМВ" в г. Штасфурт. Принятие специального решения Правительства по перечисленным заводам необходимо в силу того, что демонтаж их, а также доставку в Союз, надо провести в весьма краткие сроки, дав тем самым возможность быстро смонтировать их на месте и пустить в эксплуатацию.
Привожу ниже краткую характеристику каждого предприятия, подлежащего вывозу в Советский Союз:
1. БЫВШИЙ ЗАВОД "ЮНКЕРС" - г. ДЕССАУ. | ||||
NN пп. | Наименование | К-во единиц | Общий вес в тоннах | Потреб. к-во вагонов |
1. | Оборудование(металлообр.) | 983 | 2350 | 235 |
2. | Энерго-силовые установки | 234 | 4000 | 500 |
3. | Лабораторное оборудование | 172 | 80 | 10 |
4. | Подъемно-трансп. устр-во | 44 | 220 | 30 |
5. | Автотранспорт | 59 | 100 | 50 |
6. | Заделы и материалы | - | 3500 | 350 |
7. | Оснастка и инструмент | - | 470 | 50 |
8. | Хоз. инвентарь | - | 600 | 80 |
9. | Лабораторные и испытательные установки | - | 1150 | 115 |
ИТОГО: | 12470 | 1420 |
2. БЫВШИЙ ЗАВОД "БМВ" - г. ШТАСФУРТ. | ||||
NN пп | Наименование | К-во единиц | Общий вес в тоннах | Потреб. к-во вагонов |
1. | Оборудование (металлообр.) | 428 | 905 | 95 |
2. | Энерго-силовые установки | 13 | 20 | 5 |
3. | Лабораторное оборудование | 30 | 15 | 2 |
4. | Подъемно-трансп. устр-во | 17 | 17 | 2 |
5. | Автотранспорт | 20 | - | 20 |
6. | Заделы и материалы | - | 200 | 20 |
7. | Оснастка и инструмент | - | 75 | 7 |
8. | Хоз. инвентарь | - | 100 | 10 |
9. | Лабораторные и испытательные установки | 25 | 85 | 10 |
ИТОГО: | 1417 | 171 |
3. БЫВШИЙ ЗАВОД "ЗИБЕЛЬ" - г. ГАЛЛЕ. | ||||
NN пп. | Наименование | К-во единиц | Общий вес в тоннах | Потреб. к-во вагонов |
1. | Оборудование (металлообр.) | 472 | 750 | 80 |
2. | Энерго-силовые установки | 64 | 280 | 30 |
3. | Лабораторное оборудование | - | 18 | 2 |
4. | Подъемно-трансп. устр-во | 4 | 120 | 12 |
5. | Автотранспорт | 35 | 50 | 35 |
6. | Заделы и материалы | - | 1500 | 120 |
7. | Оснастка и инструмент | - | 500 | 50 |
8. | Хоз. инвентарь | - | 350 | 45 |
9. | Лабораторные и испытательные установки | 8 | 50 | 5 |
ИТОГО: | 3618 | 379 |
4. БЫВШИЙ ЗАВОД "АСКАНИЯ" - г. БЕРЛИН. | ||||
NN пп | Наименование | К-во единиц | Общий вес в тоннах | Потреб. к-во вагонов |
1. | Оборудование (металлообр.) | 158 | 110 | 11 |
2. | Энерго-силовые установки | - | 12 | 1 |
3. | Лабораторное оборудование | - | 5 | 1 |
4. | Подъемно-трансп. устр-во | - | - | 1 |
5. | Автотранспорт | 12 | 20 | 12 |
6. | Заделы и материалы | - | 100 | 10 |
7. | Оснастка и инструмент | - | 120 | 12 |
8. | Хоз. инвентарь | - | 20 | 6 |
9. | Лабораторные и испытательные установки | 10 | 20 | 10 |
ИТОГО: | 407 | 64 |
Таким образом, по всем ОКБ в Германии необходимо вывезти в Советский Союз свыше 2750 единиц оборудования (в т.ч. металлообрабатывающего свыше 2000 единиц), для чего потребуется 2034 вагона в двухосном исчислении.
Для проведения демонтажа, упаковки и укупорки оборудования и всех материальных ценностей заводов потребуется:
Решить все эти вопросы (получение вагонов, материалов и т.п.) здесь на месте без СПЕЦИАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ СЪЕЗДА МИНИСТРОВ не представится возможным. Прошу Вас при возбуждении ходатайства перед Правительством включить в проект решения следующие пункты:
- б. завод "Аскания" в г. Берлин (Фридрихсгаген) - в 10 дневный срок;
- б. завод "Зибель" в г. Галле - в 15 дневный срок;
- б. завод "БМВ" в г. Штасфурт и г. Унзебург - в 15 дневный срок;
- б. завод "Юнкерс" в г. Дессау - в полуторамесячный срок.
(Сроки указываются с момента окончания перебазирования немецких специалистов по указанным ОКБ в Советский Союз).
- выделить на демонтируемые предприятия 400 человек офицеров из Трофейного Управления для производства демонтажа и отгрузки, в т.ч.:
- в Дессау на б. завод "Юнкерс" - 200 человек;
- в Галле на б. завод "Зибель" - 80 человек;
- в Штасфурт на б. завод "БМВ" - 100 человек;
- в Берлин на б. завод "Аскания" - 20 человек.
- выделить из Трофейного Управления со всем имуществом и упаковочными средствами:
- в Дессау на б. завод "Юнкерс" - один трофейный батальон;
- в Галле на б. завод "Зибель" - один трофейный батальон;
- в Штасфурт на б. завод "БМВ" - один трофейный батальон;
- в Берлин на б. завод "Аскания" - одну трофейную роту.
- выделить в 15 дневный срок Уполномоченному Министерства Авиационной Промышленности тов. КУЗНЕЦОВУ по разнарядке последнего:
- лесоматериалов - 6265 кв.м;
- толи и рубероида - 104000 кв.м;
- гвоздей разных - 26830 кг;
- вязальной проволоки - 42000 кг;
- упаковочной бумаги - 8960 кв.м;
- болтов разных - 10750 кг;
- смазочных материалов - 8960 кг;
- обтирочных материалов - 2250 кг;
- наждачного полотна - 8960 кв.м;
- керосина - 17800 кг.
- выделить грузовых автомашин (в 3-х тонном исчислении):
- в Дессау на б. завод "Юнкерс" - 60 шт. сроком на 45 дней;
- в Галле на б. завод "Зибель" - 25 шт. сроком на 15 дней;
- в Штасфурт на б. завод "БМВ" - 25 шт. сроком на 15 дней;
- в Берлин на б. завод "Аскания" - 10 шт. сроком на 10 дней;
- запретить комендантам г. Дессау, г. Галле, г. Штасфурт и г. Берлин мобилизовывать рабочих и служащих, перечисленных заводов на какие-либо другие работы до окончания демонтажа и отгрузки.
- сохранить за указанными заводами до окончания демонтажа и отгрузки выдачу продовольственных пайков, согласно решению Совета Министров от 16 марта с.г. за N606-249сс.
- идущих в адрес завода N1 - Московское море и N500 - Тушино - через Инстербург;
- идущих в адрес завода N2 - Куйбышев - Красная Глинка - через Брест.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА АВИАЦИОННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. М.ЛУКИН. /подпись/."