Назад ИсточникиВидеогалереяВперед

Работа немецких специалистов на авиационных предприятиях в СССР

Работа немецких специалистов на заводе №1

Тоннель под каналом имени Москвы Государственный союзный опытный завод № 1 МАП был расположен на левом берегу р. Волга, в 2-х км севернее Иваньковской плотины канала им. Москвы. Связь завода с правым берегом р. Волга осуществлялась автотранспортом по шоссейной дороге, идущей через мост плотины и туннель шлюза № 1 Иваньковского гидроузла. Пропуск автомашин через мост был затруднен, а пеший проход запрещен организациями охраны. Поэтому связь населения с правым берегом осуществлялась зимой - по льду Московского моря, весной и летом - лодочной переправой через р. Волгу.

Со станциями Дмитров - Большая Волга завод был связан железнодорожным сообщением Ярославской железной дороги. Расстояние до завода до 6 км. К заводу примыкал рабочий жилой поселок Подберезье.

На заводе, исходя из специфики его производства, была организована следующая производственная структура:

  1. Опытно-конструкторское бюро № 1.
  2. Опытно-конструкторское бюро № 2 с отделами двигателей и измерительных приборов.
  3. Отдел химии.
  4. Производственные цеха:
  1. Вспомогательные и обслуживающие цеха:

Главным конструктором ОКБ-1 был назначен Бааде, его заместителем - Обрубов, главным конструктором ОКБ-2 - Рессинг, а его заместителем - Березняк.

Для обслуживания немецких специалистов на заводе была организована специальная столовая, буфет, а в городе - магазин. Еще в Германии были закуплены столовая и чайная посуда, приборы, ковры, мебель для столовых и для кабинетов главных конструкторов, белье, ванны, колонки для ванн, холодильные шкафы и др. Таким образом, старались создать приемлемые условия для работы на заводе.

Обрубов, завод N1 ПодберезьеДо 1948 г. на заводе существовало два, раздельных для каждого ОКБ, производства. Такая организация отрицательно влияла на ход работы завода, вносила обезличку и безответственность в среде руководящего состава. Кроме того, эта система имела особенность: во главе цехового руководства стояли немецкие специалисты, а советские ИТР исполняли второстепенные обязанности и, практически, не могли эффективно влиять на ход производственного процесса. Для иллюстрации: из 15 начальников цехов в 1947 г. 8 - являлись немецкими специалистами. Естественно, такое положение не устраивало советских руководящих сотрудников, и январе 1949 г. была проведена реорганизация производства, состоящая в объединении однотипных цехов, а также аппарата производственного управления, выдвижении на руководящую работу советских специалистов, при этом был также пересмотрен подбор и расстановка среднего руководящего состава цехов (мастера, технологи и т.д.).

В результате реорганизации количество цехов основного производства сократилось вдвое, а из 9 начальников цехов - 8 были назначены из числа советских специалистов. Одновременно с этим, благодаря объединению цехов, выяснилась возможность качественного подбора мастеров и перевод плохо справляющихся руководителей в число квалифицированных рабочих.

Реорганизация производства незамедлила сказаться на повышении ответственности за выполнение порученного задания, требовательности руководителей цехов и подчиненных. В 1948 г. по указанию Особого управления МАП началась разработка схемы реорганизации завода на 1949 г. с учетом ориентации завода на опытное производство, исходя из принципов жесткого режима экономии и максимального сокращения накладных расходов.

В 1949-1951 гг. стало ясно, что экспериментальная тематика завода №1 и немецких ОКБ не имеет перспективы. Приказом министра авиационной промышленности Хруничева №1010 от 12 октября 1951 г. на опытном заводе №1 было организовано новое ОКБ, которое в дальнейшем стало крупнейшим авиационным предприятием - МКБ "Радуга". Начальником ОКБ был назначен заместитель Рессинга - А.И. Березняк.

Назад ИсточникиВидеогалереяВперед