НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед

Работы по турбовинтовому реактивному двигателю "О22"

Одними из самых перспективных работ на заводе оказались работы по созданию турбовинтового реактивного двигателя (ТВД). В ЦАГИ в 1946 г. было проведено исследование по определению области рационального применения турбовинтовых двигателей на скоростных бомбардировщиках. По этим исследованиям область рационального применения ТВД определялась максимальными скоростями 850-900 км/час, и наиболее целесообразным представлялась разработка ТВД, обеспечивающего на высоте 8000 м при скорости 800 км/час суммарную тяговую мощность порядка 4000-4500 л.с. На основании рекомендаций ЦАГИ было дано задание ОКБ Шайбе разработать ТВД, получивший обозначение "022" (другие обозначения двигателя: "0-22",ТВ-022), со следующими данными:

Двигатель необходимо было предъявить на государственные стендовые испытания во втором квартале 1948 г. Он начал проектироваться в апреле 1947 г., и в августе проект был закончен. Однако требуемое значение удельного расхода горючего не могло быть гарантировано, поэтому с сентября 1947 г. разрабатывался вариант с удельным расходом 0.35 кг/экв.л.с. и диаметром двигателя - 1050 мм. К 31 декабря 1947 г. чертежи были сданы в производство. В декабре было принято решение о разработке для этого двигателя воздушного винта изменяемого шага заводом №120 МАПа.

В процессе создания ТВД возникли следующие трудности:

Необходимо было принять кардинальное решение. Н.Д.Кузнецов предпринял реорганизацию производственной и проектной деятельности на заводе. Все силы были сосредоточены на разработке ТВД. Результаты были получены быстро. Габритный и установочный чертеж двигателяДвигатель ТВ-022 стал первым двигателем, прошедшим в 1950 г. 100-часовые государственные испытания. ТВ-022 имел два соосных винта противоположного вращения (АВ-41), с приводом от редуктора с передаточным отношением 0.145. С мая по октябрь 1951 г. в ЛИИ проводились летные испытания двух двигателей ТВ-2, являвшихся модификацией ТВ-022. Летные испытания осуществлялись на самолете Ту-4, у которого два двигателя ТВ-2 были установлены взамен крайних моторов АШ-73к. Самолет совершил 27 полетов и налетал с этими двигателями 72 час. 51 мин. Однако 8 октября 1951 г. самолет потерпел аварию из-за пожара в правом двигателе. Пожар произошел во время отработки запуска двигателя в полете из-за попадания топлива в мотогондолу самолета через телескопическое соединение выхлопной трубы двигателя с соплом.

Для создаваемого в начале 50-х годов дальнего бомбардировщика КБ Туполева - Ту-95 потребовался двигатель большой мощности. Постановлением Совета Министров от 11 июля 1951 г. было принято решение о проектировании на заводе №2 сразу двух двигателей: 2ТВ-2Ф - два форсированных ТВ-2Ф, расположенных рядом и имеющих общий редуктор и двигателя ТВ-12. Мощность двигателей такой силовой установки должна была быть 12000 л.с.

Несмотря на то что работы над двигателем ТВ-2 и его модификациями ТВ-2Ф и 2ТВ-2Ф продолжали доводиться после отъезда немецких специалистов, а затем были прекращены, все же опыт, приобретенный советскими инженерами, позволил создавать новые образцы перспективных двигателей.

НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед