Работы по турбовинтовому реактивному двигателю "О22"
Одними из самых перспективных работ на заводе оказались работы по созданию турбовинтового реактивного двигателя (ТВД). В ЦАГИ в 1946 г. было проведено исследование по определению области рационального применения турбовинтовых двигателей на скоростных бомбардировщиках. По этим исследованиям область рационального применения ТВД определялась максимальными скоростями 850-900 км/час, и наиболее целесообразным представлялась разработка ТВД, обеспечивающего на высоте 8000 м при скорости 800 км/час суммарную тяговую мощность порядка 4000-4500 л.с. На основании рекомендаций ЦАГИ было дано задание ОКБ Шайбе разработать ТВД, получивший обозначение "022" (другие обозначения двигателя: "0-22",ТВ-022), со следующими данными:
Двигатель необходимо было предъявить на государственные стендовые испытания во втором квартале 1948 г. Он начал проектироваться в апреле 1947 г., и в августе проект был закончен. Однако требуемое значение удельного расхода горючего не могло быть гарантировано, поэтому с сентября 1947 г. разрабатывался вариант с удельным расходом 0.35 кг/экв.л.с. и диаметром двигателя - 1050 мм. К 31 декабря 1947 г. чертежи были сданы в производство. В декабре было принято решение о разработке для этого двигателя воздушного винта изменяемого шага заводом №120 МАПа.
В процессе создания ТВД возникли следующие трудности:
- нехватка квалифицированной рабочей силы;
- отсутствие нормированного жаропрочного материала в листах и лентах;
- нехватка специального инструмента и приспособлений;
- недостаточная мощность производства для одновременной реализации большого количества проектов новых двигателей.
Необходимо было принять
кардинальное решение. Н.Д.Кузнецов
предпринял реорганизацию производственной и
проектной деятельности на заводе. Все силы были
сосредоточены на разработке ТВД. Результаты были
получены быстро. Двигатель ТВ-022 стал
первым двигателем, прошедшим в 1950 г. 100-часовые
государственные испытания. ТВ-022
имел два соосных винта противоположного
вращения (АВ-41), с приводом от редуктора с
передаточным отношением 0.145. С мая по октябрь 1951
г. в ЛИИ проводились летные испытания двух
двигателей ТВ-2, являвшихся модификацией ТВ-022.
Летные испытания осуществлялись на самолете Ту-4,
у которого два двигателя ТВ-2 были установлены
взамен крайних моторов АШ-73к. Самолет совершил
27 полетов и налетал с этими двигателями 72
час. 51 мин. Однако 8 октября 1951 г. самолет потерпел
аварию из-за пожара в правом двигателе. Пожар
произошел во время отработки запуска двигателя в
полете из-за попадания топлива в мотогондолу
самолета через телескопическое соединение
выхлопной трубы двигателя с соплом.
Для создаваемого в начале 50-х годов дальнего бомбардировщика КБ Туполева - Ту-95 потребовался двигатель большой мощности. Постановлением Совета Министров от 11 июля 1951 г. было принято решение о проектировании на заводе №2 сразу двух двигателей: 2ТВ-2Ф - два форсированных ТВ-2Ф, расположенных рядом и имеющих общий редуктор и двигателя ТВ-12. Мощность двигателей такой силовой установки должна была быть 12000 л.с.
Несмотря на то что работы над двигателем ТВ-2 и его модификациями ТВ-2Ф и 2ТВ-2Ф продолжали доводиться после отъезда немецких специалистов, а затем были прекращены, все же опыт, приобретенный советскими инженерами, позволил создавать новые образцы перспективных двигателей.