НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед

Работа немецких специалистов на заводе №16

Одним из крупнейших предприятий в г. Казани является Казанское моторостроительное производственное объединение, создающее авиационные двигатели. Свою историю предприятие ведет от завода № 16.

На заводе № 16 располагалось Опытно-конструкторское бюро. В послевоенный период ОКБ было занято освоением новой реактивной техники на базе немецких разработок. Согласно утвержденным планам МАПа ОКБ завода № 16, начиная с 1946 г., занималось опытным строительством, испытаниями и доводкой турбореактивных двигателей РД-20 (советское обозначение немецкого двигателя БМВ-003), двигателей РД-21 (форсированный вариант РД-20) и РД-80.

Немецких специалистов в ОКБ было немного - всего 8 человек, во главе с заместителем главного конструктора ОКБ завода №16 Христианом Манфредом Рудольфом. Специалисты и члены их семей проживали в Соцгородке, расположенном в Ленинском районе Казани. Основая работа специалистов была связана с модификациями двигателя БМВ-003. 23 мая 1947 г. министром Авиационной промышленности Хруничевым было дано указание включить в план опытных работ ОКБ постройку и доводку двигателей по типу БМВ-003С.

Двигатель БМВ-003С являлся дальнейшей модификацией двигателя БМВ-003А2, разработанного немецкими специалистами завода № 2. Для обеспечения надежной работы на форсированных режимах, в этом двигателе была коренным образом переделана вся горячая часть: камера сгорания, турбина, реактивное сопло. Как было указано выше, данный двигатель получил шифр РД-21. Однако в процессе работы над двигателем выяснилась недостаточная надежность горячей части двигателя, которая требовала больших доводочных работ и конструктивных изменений. В ходе испытаний серийного РД-20 на форсированных режимах выявилась возможность форсировать двигатель на 25-30%, с минимальными изменениями горячей части двигателя, оставляя компрессор и приводы к агрегатам без изменения. Поэтому, начиная с августа 1947 г., по личному указанию министра, работы по доводке двигателя РД-21 проводились путем форсирования серийного двигателя РД-20 с минимальными изменениями.

Опыт работы над двигателем РД-20 показал возможность создания на базе этого двигателя новой модификации его со значительно лучшими техническими показателями, при сохранении веса и габарита серийного. Приказом министра от 11 июля 1947 г. этот двигатель под маркой РД-25 был утвержден для опытного производства.

В 1948 г. было принято решение о сокращении опытно-конструкторских бюро. ОКБ-16 главного конструктора Колосова (457 человек) было решено ликвидировать, а личный состав передать опытному заводу №2 и серийному заводу №16.

НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед