НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед

Начальный период изучения и освоения немецкой реактивной техники в СССР.
Май 1945 - апрель 1946 г.

Освоение новой техники путем заимствования, даже при имеющихся натурных образцах и документации сопряжено с решением множества технических, производственных и научных проблем. Но самая важная - кадровая проблема. Где взять специалистов, которые не просто разбираются в технике и представляют себе объект исследования, а имеют глубокие знания, и что особенно важно, имеют опыт работы по данным направлениям?

Решение этой проблемы можно проводить различными способами, однако в конкретной исторической обстановке, в условиях дефицита времени на подготовку соответствующих кадров и на создание работоспособных изделий при условии ограниченного финансирования, могло быть одним - привлечение к работе немецких специалистов, занимавшихся этими тематиками в Германии.

Указание на этот способ решения задачи государственной важности можно видеть в подпункте "д" пункта 3 Постановления, где указывается организовать специальное конструкторское бюро "...на базе немецкого научно-исследовательского центра реактивной техники, использовав в этом конструкторском бюро всех имеющихся немецких специалистов в этой области" Источник

Наркомавиапромом в августе и сентябре 1945 г. были организованы в Германии конструкторские группы из немецких специалистов, которые работали под руководством представителей Наркомавиапрома и находившегося в Берлине заместителя наркома авиапромышленности тов. В.П. Кузнецова.

На основании проведенной работы представителей Наркомавиапрома в конце ноября того же года в Москву были посланы на утверждение проектные задания на разработку и постройку силами немецких специалистов новых образцов реактивной техники. Одновременно этот же материал был доложен на месте Г.К. Жукову.

Подробно рассмотрев полученные предложения, Советом Народных Комиссаров Союза ССР было выпущено Постановление об опытном производстве самолетов и реактивных двигателей силами немецких специалистов в Германии. Источник

В документе говорится:

  1. Принять к сведению сообщение накома Авиапрома тов. Шахурина о том, что в Германии организованы опытные конструкторские бюро из немецких специалистов со следующими производственно-экспериментальными базами для проектирования и постройки опытных реактивных двигателей, самолетов и авиационных приборов:
  1. Утвердить следующие задания конструкторским бюро по проектированию и постройке опытных реактивных самолетов, реактивных двигателей и авиационных приборов.

Конструкторскому бюро в г. Дессау:

довести в первом полугодии 1946 г. мощность воздушно-газотурбинного двигателя ЮМО-004 до тяги в 1200 кг, против существующей 950 кг;

спроектировать и построить в октябре 1946 г. новый мощный воздушно-реактивный двигатель ЮМО с данными:

скорость на высоте 7000 м - 900 км/ час, дальность полета - 2000 км бомбовая нагрузка - 2000 кг, потолок - 12000 м;

спроектировать и построить к январю 1947 г. дальний бомбардировщик с газотурбинными воздушно-реактивными двигателями ЮМО с данными:


скорость на высоте 8000 м - 1000 км/ час, дальность полета - 4000 км, бомбовая нагрузка - 6000 кг, потолок - 14000 м;

спроектировать к июлю 1946 г. реверсивный воздушный винт для поршневого мотора мощностью до 4000 л.с.

Конструкторскому бюро в г. Унзенбурге:

Конструкторскому бюро в г. Галле:

Конструкторскому бюро в г. Берлине:

  1. Обязать Наркомфин СССР тов. Зверева выделить Наркомавиапрому для проведения опытных работ в Германии 5 миллионов марок в 1945 г. и 45 миллионов марок 1946 г.
  2. Обязать Главноначальствующего Советской военной администрации в Германии тов. Жукова:

Документ подготовлен за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР И.Сталина.

Таким образом, на территории Германии уже во второй половине 1945 г. для разработки силами немецких специалистов научно-исследовательских тем и проектирования новых авиационных конструкций, на базе бывших немецких научно-исследовательских центров были созданы Особые Конструкторские Бюро (ОКБ) с опытным строительством проектируемых объектов.

НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед