НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед

Начальный период изучения и освоения немецкой реактивной техники в СССР.
Май 1945 - апрель 1946 г.

Особые Конструкторские Бюро работали под руководством и участии советских специалистов. Основная же рабочая часть сотрудников ОКБ состояла из немецких специалистов и рабочих. Необходимо отметить, что с самого начала советские специалисты выполняли роль не тольконадсмоторщиков истатистов, но и пытались вникнуть в суть исследовательского процесса на столько глубоко, чтобы можно было в определенный момент прекратить работы ввиду их бесперспективности на данном уровне развития науки, техники и технологии.

Для работы в конструкторских бюро в первую очередь были направлено те немецкие специалисты, которые являлись постоянными работниками в данных центрах в период войны. Всего же было привлечено 635 докторов, дипломированных инженеров и инженеров и 1500 техников и мастеров. Источник

Тематика работ по ОКБ была распределена в соответствии с постановлением следующим образом:

  1. г. Берлин - особое конструкторское бюро по приборостроению.
  2. г. Дессау - особое техническое бюро, в котором имелись:

Работа в указанных конструкторских бюро была обеспечена крупной производственной, экспериментальной и исследовательской баз и имела в своем распоряжении 1200 единиц оборудования и около 100 действующих различных испытательных установок. Источник

  1. г. Галле - конструкторское бюро по самолетостроению;
  2. г. Унзебург - конструкторское бюро по моторостроению;
  3. г. Лейпциг - исследовательское бюро по авиационному литью и металлическим покрытиям;
  4. г. Росток - особое техническое бюро, в котором имелось;

В процессе работы советскими специалистами был обнаружен значительный объем ценной технической документации во всех областях авиационной науки и техники (аэродинамика, прочность, самолетостроение, моторостроение, приборостроение и материаловедение), которые были отправлены в научно-исследовательские институты Министерства авиапрома для детального изучения.

В указанный период немецкими специалистами в Особых Конструкторских Бюро был выполнен целый комплекс работ (доклады, рефераты, отчеты, анализы конструкторских и исследовательских рабор и многие др). Дадим краткий их перечень и характеристику. Источник

В области аэродинамики и самолетостроения.

Весьма интересным являлось описание нового посадочного устройства - колеблющийся закрылок. Было получено достаточно много рефератов по вопросам устойчивости самолетов при бомбометании и стрельбе.

В специальных докладах освещалось развитие воздушной торпеды с держателем и без него и развитие мелкокалиберной ракеты.

В институте Дефауэль был разработан специальный метод торпедометания с небольшим планером в качестве торпедоносителя, который позволяет сбрасывать торпеду на высоте 1000 метров.

Интересным являлся специальный стабилизатор, разработанный немецкими специалистами для морских торпед, обеспечивающий правильный вход торпеды в воду при скорости полета 400 км/час.

В серии докладов освещен ряд перспективных вопросов, касающихся получения сверхзвуковых скоростей, посадки скоростных самолетов будущего и возможных скоростей ближайшего будущего.

Был представлен предварительный проект нового стратосферного, сверхскоростного, реактивного самолета, а также получено полное описание со всеми характеристиками всех реактивных самолетов фирмы "Юнкерс", как построенных, так и находящихся в процессе проектирования, кроме того, были представлены данные по анализу и развитию реактивных самолетов.

Получены комплекты чертежей по новейшим самолетам:

Один экземпляр Арадо-234с и два экземпляра Не-162 были отправлены в Москву для испытаний.

В области прочности авиационных конструкций:

  1. Сделан обзор перспективных вопросов прочности, который освещает проблемы прочности самолета в связи с повышением скорости.
  2. Разработаны методы и рекомендации по соединению обшивки крыла с лонжеронами и нервюрами для скоростных самолетов.
  3. Получено описание конструкций некоторых оригинальных испытательных установок.
  4. Получены данные о статической и динамической прочности моторных деталей из легких сплавов.

В области авиамоторостроения:

1. Получены подробные данные о работе за период с 1941 по 1945 г. Института лопаточных машин, о работах Института термодинамики и рабочего процесса, Института моторных установок, о работе группы радиаторов и аксиальных нагнетателей.

2. Получены доклады о перспективах развития авиамоторной техники в Германии, о достижениях в области винтомоторной группы и дальнейшем развитии реактивных двигателей.

3. Рефераты о перспективах развития поршневых моторов в будущем по сравнению с газотурбинными двигателями. Даны сравнительные характеристики двигателей БМВ-003 и ЮМО-004.

4. Получен расчет на прочность газотурбинного двигателя ЮМО-004, а также описание мотора ЮМО-222 и история его доводки.

В области авиационных приборов:

  1. Получены доклады, характеризующие научную деятельность Института бортовых приборов и аэронавигации, электротехники и радиопомех, астрономической и наземной аэронавигации.
  2. Получены новые материалы по автоматическому регулированию и перспективам его развития.
  3. Даны технические описания с чертежами ряда новейших магнитных приборов.
  4. Весьма интересные данные были получены по измерению электрическим путем неэлектрических величин, в частности, подробные характеристики ряда оригинальных приборов, работающих по принципу индукционных датчиков.
  5. Особый интерес представляло описание, чертежи и опытные агрегаты специального солнечного компаса для определения местонахождения самолета в воздухе.

В области авиационного материаловедения:

Наиболее важными проблемами, которыми занимались германские научные институты в области авиационных материалов являлись:

  1. Разработка и исследование высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zu-Mg. Основной задачей было устранение коррозийного растрескивания и освоения технологии обработки этих сплавов.
  2. Исследование механических свойств черных и легких сплавов на негладких образцах с галтелями, выточками, надрезами и сварными швами, как факторов, оказывающих существенное влияние на свойства материалов.
  3. Изучение свойств жаростойких сплавов при высокой температуре и длительном нагружении (ползучесть).
  4. Разработка универсального клея для склейки древесины, металлов, резины.
  5. Изыскание легкого наполнителя с удельным весом 0.1-0.25 гр/куб.см для самолетных конструкций.
  6. Создание высокопрочных слоистых пластмасс на основе стекловолокна в качестве наполнителя.
  7. Усовершенствование метода неразрушающего контроля авиационных материалов.
  8. Разработка новых видов авиафанеры с применением шпона хвойных пород.

По всем этим проблемам в Германии к окончанию войны были получены положительные результаты, представлявшие огромный интерес для СССР, в частности:

По всем указанным работам были собраны исчерпывающие материалы и направлены в Москву для их изучения и освоения. Силами специалистов Министерства авиапрома проводились работы по подбору технических материалов и образцов чертежей, в основном касающихся новой техники.

В Берлине (Адлерсгоф) в институте Дефауэль и в Далеме - в институте МРА были собраны техническая литература и отчеты, обнаружены ценные технические документы, скрытые в тайниках с 1945 г.

В Дессау (Мульденшейн) был обнаружен завод по производству реактивных двигателей Т2-004, фирмы "Юнкерс". Этот завод представлял большой интерес, так как им было выпущено 2700 двигателей ЮМО-004, а так же он имел огромные заделы агрегатов и отдельные крупные детали двигателя. Завод располагал технологией производства и испытанием двигателя ЮМО-004. Техническая документация, заделы и образцы по двигателю были направлены в Министерство авиапрома. В этой же точке, путем опросов, удалось обнаружить зарытые в землю чертежи воздушно-реактивных двигателей.

В Цитау найдены закопанные в землю чертежи опытных винтов фирмы "Юнкерс", которые были направлены в Москву.

В Бранденбурге на самолетостроительной фирме "Арадо" были обнаружены закопанные в землю документы и различные материалы по опытным работам этой фирмы. В числе их найден комплект чертежей в кальках и синьках по самолетам Арадо-234 с воздушно-реактивными двигателями БМВ-003. Кроме этого, обнаружены совершенно секретные материалы по различным вариантам применения этих самолетов и фотоснимки узлов и агрегатов.

В г. Либерец (Чехословакия), на заводе фирмы "Контанто", обнаружены агрегаты и чертежи радиоуправления ФАУ-2.

Все найденные образцы техники, представляющие особый интерес, были сначала обследованы на месте в Германии, а затем отправлены в СССР.

НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед