Особые Конструкторские Бюро работали под руководством и участии советских специалистов. Основная же рабочая часть сотрудников ОКБ состояла из немецких специалистов и рабочих. Необходимо отметить, что с самого начала советские специалисты выполняли роль не тольконадсмоторщиков истатистов, но и пытались вникнуть в суть исследовательского процесса на столько глубоко, чтобы можно было в определенный момент прекратить работы ввиду их бесперспективности на данном уровне развития науки, техники и технологии.
Для работы в конструкторских бюро в первую очередь были направлено те немецкие специалисты, которые являлись постоянными работниками в данных центрах в период войны. Всего же было привлечено 635 докторов, дипломированных инженеров и инженеров и 1500 техников и мастеров.
Тематика работ по ОКБ была распределена в соответствии с постановлением следующим образом:
- конструкторское бюро по моторостроению;
- конструкторское бюро по самолетостроению;
- конструкторское бюро по проектированию воздушных винтов;
- научно-исследовательский отдел.
Работа в указанных конструкторских бюро была обеспечена крупной производственной, экспериментальной и исследовательской баз и имела в своем распоряжении 1200 единиц оборудования и около 100 действующих различных испытательных установок.
- конструкторское бюро по катапультам;
- конструкторское бюро по ветряным двигателям.
В процессе работы советскими специалистами был обнаружен значительный объем ценной технической документации во всех областях авиационной науки и техники (аэродинамика, прочность, самолетостроение, моторостроение, приборостроение и материаловедение), которые были отправлены в научно-исследовательские институты Министерства авиапрома для детального изучения.
В указанный период немецкими специалистами в Особых Конструкторских Бюро был выполнен целый комплекс работ (доклады, рефераты, отчеты, анализы конструкторских и исследовательских рабор и многие др). Дадим краткий их перечень и характеристику.
В области аэродинамики и самолетостроения.
Весьма интересным являлось описание нового посадочного устройства - колеблющийся закрылок. Было получено достаточно много рефератов по вопросам устойчивости самолетов при бомбометании и стрельбе.
В специальных докладах освещалось развитие воздушной торпеды с держателем и без него и развитие мелкокалиберной ракеты.
В институте Дефауэль был разработан специальный метод торпедометания с небольшим планером в качестве торпедоносителя, который позволяет сбрасывать торпеду на высоте 1000 метров.
Интересным являлся специальный стабилизатор, разработанный немецкими специалистами для морских торпед, обеспечивающий правильный вход торпеды в воду при скорости полета 400 км/час.
В серии докладов освещен ряд перспективных вопросов, касающихся получения сверхзвуковых скоростей, посадки скоростных самолетов будущего и возможных скоростей ближайшего будущего.
Был представлен предварительный проект нового стратосферного, сверхскоростного, реактивного самолета, а также получено полное описание со всеми характеристиками всех реактивных самолетов фирмы "Юнкерс", как построенных, так и находящихся в процессе проектирования, кроме того, были представлены данные по анализу и развитию реактивных самолетов.
Получены комплекты чертежей по новейшим самолетам:
- Арадо-234 А.В.С с реактивными двигателями, а так же практически полные характеристики всех вариантов самолетов. Эти самолеты представляли большой интерес с точки зрения их весьма разнообразного целевого назначения с хорошими летными характеристиками.
- Хейнкель-162, со всеми данными и мероприятиями по предполагаемому улучшению летных свойств.
Один экземпляр Арадо-234с и два экземпляра Не-162 были отправлены в Москву для испытаний.
В области прочности авиационных конструкций:
В области авиамоторостроения:
1. Получены подробные данные о работе за период с 1941 по 1945 г. Института лопаточных машин, о работах Института термодинамики и рабочего процесса, Института моторных установок, о работе группы радиаторов и аксиальных нагнетателей.
2. Получены доклады о перспективах развития авиамоторной техники в Германии, о достижениях в области винтомоторной группы и дальнейшем развитии реактивных двигателей.
3. Рефераты о перспективах развития поршневых моторов в будущем по сравнению с газотурбинными двигателями. Даны сравнительные характеристики двигателей БМВ-003 и ЮМО-004.
4. Получен расчет на прочность газотурбинного двигателя ЮМО-004, а также описание мотора ЮМО-222 и история его доводки.
В области авиационных приборов:
В области авиационного материаловедения:
Наиболее важными проблемами, которыми занимались германские научные институты в области авиационных материалов являлись:
По всем этим проблемам в Германии к окончанию войны были получены положительные результаты, представлявшие огромный интерес для СССР, в частности:
По всем указанным работам были собраны исчерпывающие материалы и направлены в Москву для их изучения и освоения. Силами специалистов Министерства авиапрома проводились работы по подбору технических материалов и образцов чертежей, в основном касающихся новой техники.
В Берлине (Адлерсгоф) в институте Дефауэль и в Далеме - в институте МРА были собраны техническая литература и отчеты, обнаружены ценные технические документы, скрытые в тайниках с 1945 г.
В Дессау (Мульденшейн) был обнаружен завод по производству реактивных двигателей Т2-004, фирмы "Юнкерс". Этот завод представлял большой интерес, так как им было выпущено 2700 двигателей ЮМО-004, а так же он имел огромные заделы агрегатов и отдельные крупные детали двигателя. Завод располагал технологией производства и испытанием двигателя ЮМО-004. Техническая документация, заделы и образцы по двигателю были направлены в Министерство авиапрома. В этой же точке, путем опросов, удалось обнаружить зарытые в землю чертежи воздушно-реактивных двигателей.
В Цитау найдены закопанные в землю чертежи опытных винтов фирмы "Юнкерс", которые были направлены в Москву.
В Бранденбурге на самолетостроительной фирме "Арадо" были обнаружены закопанные в землю документы и различные материалы по опытным работам этой фирмы. В числе их найден комплект чертежей в кальках и синьках по самолетам Арадо-234 с воздушно-реактивными двигателями БМВ-003. Кроме этого, обнаружены совершенно секретные материалы по различным вариантам применения этих самолетов и фотоснимки узлов и агрегатов.
В г. Либерец (Чехословакия), на заводе фирмы "Контанто", обнаружены агрегаты и чертежи радиоуправления ФАУ-2.
Все найденные образцы техники, представляющие особый интерес, были сначала обследованы на месте в Германии, а затем отправлены в СССР.