А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

 


ПАЙКА


ПАЙКА
Образование соединения с межатомными связями путем нагрева соединяемых материалов ниже температуры их плавления, но выше точки плавления припоя. Расплавленный припой смачивает соединяемые материалы, затекает в зазор между ними и кристаллизуется.


ПАНЕЛИ СОТОВЫЕ


СОТОВЫЕ ПАНЕЛИ
Листослойная (чаще трехслойная) конструкция панели с легким и жестким заполнителем из тонкой фольги в виде сотовых ячеек, надежно прикрепленных по торцам сотов к тонкостенной обшивке. Наиболее распространенные сотовые панели: клееные (неметаллические и дюралевые); сварные и паяные (титановые и стальные). Основные преимущества сотовых панелей: высокие критические напряжения потери устойчивости несущих слоев; высокое качество формы; хорошие тепло- и звукоизоляционные свойства; высокая технологичность изготовления и др. Рисунок


ПАНЕЛИРОВАНИЕ


ПАНЕЛИРОВАНИЕ
Разбиение поверхности крыла, фюзеляжа, киля, стабилизатора, силового пола транспортных и пассажирских самолетов и т.п. на отдельные части, называемые панелями. Цель - ускорение процесса изготовления ЛА за счет параллельного изготовления его отдельных частей, повышение живучести (стык панелей - ограничитель распространения трещин). Оптимальное панелирование - сложная экономико-техническая задача.


ПАНЕЛЬ


ПАНЕЛЬ (от нем. paneel - панель).
Крупноразмерный плоский или криволинейный элемент конструкции. Авиационные панели представляют собой участки обшивки, скрепленные стрингерами. Участвуют в силовой работе конструкции, поэтому перестыкованы друг с другом как по обшивке, так и по стрингерам. Крепятся к нервюрам, лонжеронам, шпангоутам.


ПАРАМЕТР


ПАРАМЕТР (от греч. parametron - отмеривающий, соразмеряющий).
Величина, характеризующая какое-либо основное свойство процесса, явления или системы, машины, прибора. Параметры могут быть сосредоточенными и распределенными в пространстве среды, зависимыми и независимыми друг от друга, регулируемыми и нерегулируемыми и т.п.


ПАРАМЕТР ФОРСИРОВАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО


ПАРАМЕТР ФОРСИРОВАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Параметр, интерпретируемый как отношение времени химической реакции ко времени пребывания смеси в жаровой трубе. Параметр форсирования используется для исследования влияния на коэффициент полного сгорания топлива таких параметров, как расход воздуха, полные давления и температура на входе в камеру сгорания (за компрессором), объем жаровой трубы.


ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЯ


ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЯ
Замеренные, приведенные, конструктивные, рабочего процесса.


ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЯ КОНСТРУКТИВНЫЕ


КОНСТРУКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЯ
Параметры двигателя, характеризующие его размеры, массу и другие свойства конструкции, например: сухая масса двигателя; габаритные диаметр, высота, ширина, длина и др.


ПАРАМЕТРЫ КРЫЛА


ПАРАМЕТРЫ КРЫЛА
Величины, определяющие его геометрические размеры и влияющие на аэродинамические характеристики. Состав: площадь крыла, размах, удлинение, сужение, величина и расположение средней аэродинамической хорды, толщина профиля, кривизна профиля, угол стреловидности.


ПАРАМЕТРЫ ПОДОБИЯ


ПАРАМЕТРЫ ПОДОБИЯ
см. критерии подобия.


ПАРАМЕТРЫ ПРОЦЕССА ДВИГАТЕЛЯ РАБОЧЕГО ГАЗОТУРБИННОГО


ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Величины характеризующие термодинамический цикл двигателя,также как степень повышения полного давления в компрессоре, температура газа перед турбиной, температура газа в дофорсажной камере. Иногда к параметрам рабочего процесса относят также и степень двухконтурности.


ПАРАШЮТ


ПАРАШЮТ (от греч. para - против и франц. chute - падение).
Устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Состоит из купола, строп и укладочного контейнера (ранца). Применяется для безопасного спуска с высоты людей, грузов, торможения самолетов при пробеге. Авиационный ранцевый парашют в 1911 г. изобрел Г.Е. Котельников (1872 - 1944гг.). Как средство спасения летчика впервые применен в первой мировой войне.


ПАРАШЮТИРОВАНИЕ


ПАРАШЮТИРОВАНИЕ
1. Спуск на землю на парашюте.

2. Плоскопараллельное (без вращения) движение самолета в направлении наибольшего аэродинамического сопротивления (перпендикулярном плоскости крыла); происходит когда скорость полета становится меньше минимально допустимой. Режим кратковременный; при попытке удлинить парашютирование самолет сваливается в штопор или пикирование. см. парашют.


ПАРК


ПАРК (англ. park).
Совокупность однотипного подвижного состава ( например: самолетный, моторный и т.д.) или средств производства какой-либо отрасли промышленности (например: станочный парк).


ПАСПОРТ ИЗДЕЛИЯ


ПАСПОРТ ИЗДЕЛИЯ (франц. passeport).
Регистрационный и технологический документ, содержащий основные технические и эксплуатационные характеристики и сведения о состоянии изделия. Паспорт изделия составляются заводами-постовщиками.


ПАТРУБОК


ПАТРУБОК
Выпускной, входной, выходной - короткая труба для отвода газа. Выпускным (выходным) патрубком обычно называют выходное устройство в турбовальной двигателе.


ПВРД


ПВРД Аббр.: Прямоточный Воздушно-Реактивный Двигатель.
Бескомпрессорный ВРД, в котором повышение давления осуществляется вследствие динамического сжатия набегающего потока. ПВРД становится эффективнее ТРД при скоростях полета М > 3, то есть более, чем в три раза превышающих скорость звука.


ПЕДАЛИ УПРАВЛЕНИЯ


ПЕДАЛИ УПРАВЛЕНИЯ (франц. pedale от лат. pes (pedis) - нога).
Рычаги, приводимые в движение ногами для отклонения руля направления самолета.


ПЕРЕВОЗКА ЧАРТЕРНАЯ


ЧАРТЕРНАЯ ПЕРЕВОЗКА
Нерегулярная перевозка, осуществляемая по договору (чартеру).


ПЕРЕГОРОДКА ПРОТИВОПОЖАРНАЯ


ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПЕРЕГОРОДКА
Конструктивная деталь силовой авиационной установки, герметически отделяющая отсек авиационного двигателя от остальных внутренних полостей самолета. Перегородка противопожарная служит для локализации пламени, возникшего в отсеке авиационного двигателя, и предотвращения проникновения пламени в отсеки крыла и фюзеляжа.


ПЕРЕГОРОДКИ НА КРЫЛЕ


ПЕРЕГОРОДКИ НА КРЫЛЕ
Профилированные пластины, устанавливаемые параллельно базовой плоскости самолета вдоль всей или части длины хорды крыла. Перегородки служат для улучшения условий обтекания крыла самолета.


ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ


ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Общее или местное повышение температуры узлов и деталей двигателя выше предельно допустимых.


ПЕРЕГРУЗКА


ПЕРЕГРУЗКА
Отношение величины равнодействующей поверхностных сил ( приложенных к поверхности тела) к величине равнодействующей объемных (приходящихся на каждый условно выделенный элементарный объем) сил, действующих на тело. Если перегрузка равна нулю, то это невесомость. Тела, покоящиеся на поверхности Земли, испытывают перегрузку равную единице. Составляющие перегрузки аналогично составляющим равнодействующей поверхностных сил по осям координат в связанной системе координат: вдоль оси X - продольная перегрузка; вдоль Y - нормальная перегрузка; вдоль Z - поперечная перегрузка, в скоростной системе координат: вдоль оси X - тангенциальная перегрузка, вдоль Y - нормальная скоростная перегрузка; вдоль Z - боковая перегрузка. Эксплуатационная перегрузка соответствует предельно возможной в эксплуатации. Расчетная перегрузка определяется умножением эксплуатационной перегрузки на соответствующий коэффициент безопасности.


ПЕРЕДАЧА


ПЕРЕДАЧА
1. Механическая - устройство для передачи механического движения от одного объекта к другому; может осуществляться с преобразованием вида и параметров движения, таких как скорость, направление, усилие и др.

2. Передача данных - область связи, охватывающая вопросы передачи информации, представленной в формализованном (закодированном) виде.


ПЕРЕМЕННАЯ ПРОЕКТНАЯ


ПРОЕКТНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ
Название независимого параметра, каждому значению которого из допустимого диапазона соответствует вполне определенное значение характеристики качества объекта или процесса.


ПЕРЕМЕЩЕНИЕ


ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
Изменение местоположения точек тела или самого тела. 1) упругие - перемещения точек тела, при которых в теле возникают упругие деформации; 2) твердого тела - перемещения упругого тела, при которых в самом теле не возникает механических напряжений и деформаций.


ПЕРЕПУСК ВОЗДУХА


ПЕРЕПУСК ВОЗДУХА
Способ регулирования компрессора и входного устройства путем выпуска части воздуха, проходящего через компрессор и входное устройство, в окружающую атмосферу или в проточную часть двигателя. Перепуск воздуха обычно используется для обеспечения устойчивой работы компрессора и входного устройства на нерасчетных режимах их работы.


ПЕРЕХВАТЧИК


ПЕРЕХВАТЧИК
Краткое название истребителя - перехватчика. Перехватчик предназначен для перехвата и уничтожения самолетов противника. Отличается высокой скороподъемностью, крейсерской скоростью полета для скорейшего выхода в район перехвата, обладает мощным ракетным и стрелково-пушечным вооружением. Основной способ боя - ракетная атака.


ПЕРИОД КОЛЕБАНИЙ


ПЕРИОД КОЛЕБАНИЙ
Наименьший интервал времени, через который при периодических колебаниях повторяется каждое значение колеблющейся величины.


ПЕРО ЛОПАСТИ ВИНТА


ПЕРО ЛОПАСТИ ВИНТА
Профилированная часть лопасти винта.


ПЕРО ЛОПАТКИ


ПЕРО ЛОПАТКИ
Профилированная часть лопатки компрессора (турбины), находящаяся в потоке воздуха (газа) проточной части компрессора (турбины). Различают корневую, прилегающую к хвостовику лопатки, среднюю и концевую части пера. Поверхность сопряжения спинки и корыта пера лопатки со стороны входа потока воздуха (газа) называется входной кромкой, а со стороны выхода потока - выходной кромкой пера. Рисунок


ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА


ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА
Фигура сложного пилотажа, при которой самолет описывает петлеобразную траекторию в вертикальной плоскости. Петля Нестерова выполняется за счет запаса кинетической энергии, накапливаемой при разгоне. На самолете с большой энерговооруженностью, в случае когда тяга больше веса самолета, петля может выполняться без разгона. Фигура названа в честь русского летчика Петра Николаевича Нестерова, выполнившего ее впервые в мире в 1913 г. Теоретическое обоснование такой фигуры проведено Н.Е.Жуковским в 1892г. (О парении птиц).


ПИКИРОВАНИЕ


ПИКИРОВАНИЕ (от франц. piquer une tete - падать вниз головой).
Фигура простого пилотажа. Крутое прямолинейное неустановившееся (с нарастанием скорости) снижение самолета с углами наклона траектории больше 30°. Применяется для быстрого разгона самолета за счет потери высоты и достижения скорости, большей максимальной скорости горизонтального полета, а также как элемент полета в воздушном бою при бомбометании и стрельбе по наземным целям.


ПИЛОН


ПИЛОН (греч. pylon - буквально ворота, вход).
1. Массивные столбы, служащие опорой перекрытий.

2. Жестко заделанный в крыле, фюзеляже удобообтекаемый конструктивный элемент для крепления гондолы двигателя, подвесного бака, бомб, контейнера с ракетами и т.п. Рисунок


ПИЛОТ


ПИЛОТ (англ. pilot - летчик).
Англизированное название летчика. В профессиональной среде авиаторов этот термин не употребляется.


ПИЛОТАЖ


ПИЛОТАЖ (франц. pilotage, от франц. piloter - вести самолет).
Пространственное управляемое маневрирование самолета с целью выполнения фигур в воздухе. По сложности выполнения различают простой, сложный и высший пилотаж.


ПИЛОТАЖ ВЫСШИЙ


ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ
Замедленная бочка, полуторная и многократные восходящие (нисходящие) бочки с углами наклона траектории более 45°, двойная полупетля, все виды перевернутого полета.


ПИЛОТАЖ ПРОСТОЙ


ПРОСТОЙ ПИЛОТАЖ
Вираж, горизонтальная восьмерка, змейка, боевой разворот, спираль, скольжение, пикирование и горка с углами наклона траектории до 45°.


ПИЛОТАЖ СЛОЖНЫЙ


СЛОЖНЫЙ ПИЛОТАЖ
Пикирование и горка с углами более 45°, переворот через крыло, бочка, петля Нестерова, иммельман (полупетля), поворот на горке (ранверсман), переворот на горке, штопор.


ПИЛОТИРОВАНИЕ


ПИЛОТИРОВАНИЕ (от франц. piloter - вести самолет).
Действия летчика, направленные на изменение пространственного положения ЛА или на сохранение заданного режима полета, несмотря на действующие возмущения.


ПЛАЗ


ПЛАЗ (от франц. place - место).
Щит из металлического листа (дюралюминия) или фанеры, на поверхности которого выполняется в натуральную величину (в масштабе 1:1) теоретический чертеж агрегата самолета. По плазам изготавливаются все виды шаблонов для контроля формы различных элементов агрегатов, объемные эталоны и т.п.


ПЛАКИРОВАНИЕ


ПЛАКИРОВАНИЕ (от франц. plaquer - накладывать, покрывать).
Нанесение методом горячей прокатки или прессования на поверхность металлических листов, плит, проволоки, труб тонкого слоя другого металла или сплава. В авиастроении широко применяется плакирование дюралюминия фольгой чистого алюминия. Цель плакирования - защита от коррозии.


ПЛАН ПОЛЕТА


ПЛАН ПОЛЕТА
Документ, в котором указываются маршрут полета, аэродромы вылета и назначения, время вылета, скорость, эшелон полета.


ПЛАНЕР


ПЛАНЕР (франц. planeur, от planer - парить).
Безмоторный ЛА тяжелее воздуха с неподвижными относительно аппарата несущими поверхностями, создающими подъемную силу в результате поступательного движения аппарата под действием силы тяжести. Набор высоты возможен только за счет восходящих воздушных потоков.


ПЛАНЕР САМОЛЕТА


ПЛАНЕР САМОЛЕТА
Конструкция самолета без силовой установки, но с ее капотами.


ПЛАНИРОВАНИЕ


ПЛАНИРОВАНИЕ
Равномерное движение самолета (планера) по прямолинейной нисходящей траектории с тягой двигателя, меньшей минимальной потребной тяги для установившегося горизонтального полета или вообще с остановленным двигателем. Характеризуется непрерывной потерей высоты и невозможностью перехода в горизонтальный полет без изменения режима работы двигателя. Рисунок


ПЛАСТИНА


ПЛАСТИНА
Плоский конструктивный элемент, размеры которого в одном пространственном измерении (толщина) значительно меньше размеров по двум другим измерениям. Работает на растяжение-сжатие, сдвиг в своей (срединной плоскости) и на срез и изгиб в плоскостях, перпендикулярных своей плоскости.


ПЛАСТИЧНОСТЬ


ПЛАСТИЧНОСТЬ
Свойство твердых тел необратимо изменять свою форму и размеры под действием механических нагрузок без образования в самом теле пустот ( трещин,внутренних разрывов, расслоений и т.п.)


ПЛАШКА


ПЛАШКА
Осевой многолезвийный инструмент для образования и отработки наружной резьбы.


ПЛЕЧО ОПЕРЕНИЯ


ПЛЕЧО ОПЕРЕНИЯ
Сокращенная форма терминов: см. плечо оперения горизонтального, плечо оперения вертикального.


ПЛЕЧО ОПЕРЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО


ПЛЕЧО ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ
Проекция на продольную ось Х самолета расстояния от точки на 25% САХ крыла до точки на 25% САХ киля.


ПЛЕЧО ОПЕРЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО


ПЛЕЧО ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ
Проекция на продольную ось Х самолета расстояния от точки, расположенной на 25% от носка средней аэродинамической хорды (САХ) крыла до точки на 25% САХ стабилизатора.


ПЛОСКОСТЬ КРЫЛА БАЗОВАЯ


БАЗОВАЯ ПЛОСКОСТЬ КРЫЛА
Плоскость, содержащая центральную хорду крыла и перпендикулярная базовой плоскости самолета.


ПЛОСКОСТЬ САМОЛЕТА БАЗОВАЯ


БАЗОВАЯ ПЛОСКОСТЬ САМОЛЕТА
Плоскость, относительно которой большинство элементов самолета расположено симметрично слева и справа.


ПЛОТНОСТЬ


ПЛОТНОСТЬ
Масса единичного объема вещества. Отношение плотности двух веществ называется относительной плотностью. В аэродинамике под относительной плотностью воздуха понимают отношение плотности воздуха на какой-либо высоте к плотности воздуха на уровне моря при стандартных атмосферных условиях. см. атмосфера стандартная.


ПЛОЩАДЬ КИЛЯ


ПЛОЩАДЬ КИЛЯ
Площадь проекции крыла, стабилизатора, киля на базовую плоскость. При определении площади крыла и стабилизатора в нее включают площадь, занятую фюзеляжем, а в площадь киля - ее не включают. см. ПЛОЩАДЬ КРЫЛА, ПЛОЩАДЬ СТАБИЛИЗАТОРА.


ПЛОЩАДЬ КРЫЛА


ПЛОЩАДЬ КРЫЛА
Площадь проекции крыла, стабилизатора, киля на базовую плоскость. При определении площади крыла и стабилизатора в нее включают площадь, занятую фюзеляжем, а в площадь киля - ее не включают. см. ПЛОЩАДЬ КИЛЯ, ПЛОЩАДЬ СТАБИЛИЗАТОРА. Рисунок


ПЛОЩАДЬ СТАБИЛИЗАТОРА


ПЛОЩАДЬ СТАБИЛИЗАТОРА
Площадь проекции крыла, стабилизатора, киля на базовую плоскость. При определении площади крыла и стабилизатора в нее включают площадь, занятую фюзеляжем, а в площадь киля - ее не включают. см. ПЛОЩАДЬ КРЫЛА, ПЛОЩАДЬ КИЛЯ.


ПЛУНЖЕР


ПЛУНЖЕР (англ. plunger, от plunge - нырять, погружаться).
Поршень, имеющий длину, значительно превышающую диаметр, и точно пришлифованного к стенкам цилиндра. Плунжер является деталью плунжерных насосов, золотников, гидравлических цилиндров и т.п.


ПНЕВМАТИКИ


ПНЕВМАТИКИ (от греч. pneumatikos - воздушный).
Пневматические шины имеющие резиновую камеру, наполненную воздухом под давлением и покрышку, надеваемую на обод колеса. В зависимости от конструкции покрышки и величины внутреннего давления различают пневматики высокого и низкого давления. Пневматики низкого давления обладают большей проходимостью, но имеют большие размеры и вес, а также большее сопротивление при разбеге самолета.


ПОВЕРХНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИЕ И СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ


УПРАВЛЯЮЩИЕ И СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Поверхности ЛА, служащие для обеспечения выполнения полета на заданных режимах и осуществления маневра путем изменения аэродинамических сил и моментов относительно центра масс самолета.


ПОВЕРХНОСТЬ ВИХРЕВАЯ


ВИХРЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Поверхность, образованная вихревыми линиями, проходящими через точки некоторой кривой, не совпадающей с вихревыми линиями.


ПОВЕРХНОСТЬ РУЛЕВАЯ


РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Одна из поверхностей ЛА.


ПОВЕРХНОСТЬ САМОЛЕТА НЕСУЩАЯ


НЕСУЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ САМОЛЕТА
Поверхность, создающая аэродинамическую подъемную силу. Такая поверхность называется крылом самолета.


ПОВЕРХНОСТЬ СЖАТИЯ


ПОВЕРХНОСТЬ СЖАТИЯ
Часть поверхности воздухозаборника или летательного аппарата, на которой осуществляется сжатие потока.


ПОВЕРХНОСТЬ СРЕДИННАЯ


СРЕДИННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Совокупность всех срединных линий профилей крыла по его размаху. При постоянном значении крутки крыла и нулевой кривизне профилей срединная поверхность представляет собой плоскость.


ПОВЕРХНОСТЬ ТОКА


ПОВЕРХНОСТЬ ТОКА
Поверхность, образованная линиями тока, проходящими через точки некоторой кривой, не совпадающей с линией тока.


ПОВРЕЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОЕ


БЕЗОПАСНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ
Повреждение конструкции, не снижающее остаточную прочность ниже допустимого уровня.


ПОВРЕЖДЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ


ПОВРЕЖДЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Частичное разрушение, после которого сохраняется возможность противостоять нагрузкам определенной величины.


ПОВРЕЖДЕНИЕ УСТАЛОСТНОЕ


УСТАЛОСТНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ
Повреждение, вызванное усталостью материала конструкции.


ПОДКОС СТОЙКИ ШАССИ САМОЛЕТА


ПОДКОС СТОЙКИ ШАССИ САМОЛЕТА
Часть опоры самолета, предназначенная для разгрузки стойки шасси от продольных и поперечных сил.


ПОДСЕЧКА


ПОДСЕЧКА
Местное плоскопараллельное смещение концов стрингеров, выполняемое для беззазорного соединения стрингера с полкой нервюры, шпангоута и т.п. Подсечка выполняется также и в середине стрингеров для перехода на большую или меньшую толщину обшивки, огибания различного рода накладок и т.п. Рисунок


ПОДШИПНИК


ПОДШИПНИК
Опора для цапфы вала, воспринимающая нагрузки и допускающая его вращение. Различают подшипники качения, у которых между внутренним и наружным кольцами расположены тела качения - шарики или ролики, и подшипники скольжения в которых шейка вала скользит по опорной поверхности, например: втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины.


ПОДЪЕМ


ПОДЪЕМ
Сокращенная форма терминов: см. ПОДЪЕМ САМОЛЕТА, ПОДЪЕМ ПЛАНЕРА.


ПОДЪЕМ ПЛАНЕРА


ПОДЪЕМ ПЛАНЕРА
Прямолинейный полет планера с набором высоты в восходящем потоке воздуха, когда вертикальная составляющая скорости этого потока больше вертикальной скорости планирования.


ПОДЪЕМ САМОЛЕТА


ПОДЪЕМ САМОЛЕТА
Прямолинейный полет самолета с набором высоты при постоянной или малоизменяющейся скорости по траектории. Осуществляется за счет избытка тяги двигателя сверх потребной для горизонтального полета.


ПОДЪЕМНИК


ПОДЪЕМНИК
Грузоподъемная машина для вертикального или наклонного перемещения грузов или людей с одного уровня на другой в клетях, ковшах, кабинах или на платформах. По способу передачи воздействия от привода к грузонесущим устройствам различают канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные подъемники. Подъемники используются как в производстве и проведении ремонта самолета при выполнении необходимых технологических операций, так и в эксплуатации при погрузочно-разгрузочных работах. Рисунок


ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ


ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, определяющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.


ПОКРЫТИЕ ЗАЩИТНОЕ


ЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ
Покрытие металлических изделий и деталей пленками с целью предохранения их от коррозии. В зависимости от материала, покрытия защитные делятся на металлические (цинковые, кадмиевые, алюминевые, никелевые, медные, хромовые, серебряные, покрытия медно-цинковыми сплавами, сплавами латуни) и неметаллические (лакокрасочные, пластмассами, незастывающими жидкими смазками и неорганическими веществами).


ПОЛ КАБИНЫ


ПОЛ КАБИНЫ
Поверхность внутри фюзеляжа, служащая для размещения на ней людей, оборудования, грузов. Пол кабины состоит из каркаса (силовой конструкции из продольных и поперечных элементов) и настила (панелей, накладываемых на каркас пола).


ПОЛЕ


ПОЛЕ
1. Физическое (электромагнитное, гравитационное, ядерное) - особая форма материи, представляющая собой систему с непрерывным распределением физических величин в пространстве и обладающую бесконечным числом степеней свободы. 2. Математическое - пространство, каждой точке которого поставлена в соответствие векторная (векторное поле) или скалярная ( скалярное поле) величина. 3. Скоростей, сил, давлений - математическое поле, в каждой точке которого рассматривается скорость частиц физической среды, внутренние силы, давление в среде.


ПОЛЕ ДОПУСКА


ПОЛЕ ДОПУСКА
Интервал значений размеров, ограниченный предельными размерами; определяется величиной допустимого отклонения фактического размера и его расположением относительно номинального размера.


ПОЛЕТ


ПОЛЕТ
Движение твердого тела без опирания на другие твердые тела, в том числе на земную поверхность. В аэромеханике самолета различают следующие режимы полета: горизонтальный, крейсерский, бреющий (полет на высоте 10 ... 100 м с отслеживанием рельефа местности), на потолке, криволинейный, в неспокойном воздухе, со скольжением (есть горизонтальная составляющая скорости, перпендикулярная продольной оси самолета), прямолинейный и др.. см. пилотаж.


ПОЛЗУН


ПОЛЗУН
Звено рычажного механизма, образующее поступательную пару со стойкой.


ПОЛИТРОПА


ПОЛИТРОПА (от греч. polytropos - многообразный от poly - много
и tropos - поворот, направление). По аналогии с адиабатой есть линия, изображающая на термодинамической диаграмме состояния политропический процесс.


ПОЛИУРЕТАНЫ


ПОЛИУРЕТАНЫ
Вязкая жидкость или твердое вещество, представляющее собой синтетические полимеры, содержащие в молекуле группы -NH-CO-O-. Прочны, износостойки, устойчивы к кислотам, маслам, бензину. Эластичные полиуретаны - основа износостойкой резины. В авиастроении широко применяются при штамповке эластичной средой.


ПОЛКА


ПОЛКА
1. Горизонтальный отгиб стенки.

2. Наиболее удаленный от нейтральной оси силовой продольный элемент балки, воспринимающий продольные силы при ее изгибе. Различают полки лонжеронов, нервюр, шпангоутов.


ПОЛКА БАНДАЖНАЯ


БАНДАЖНАЯ ПОЛКА
Элемент концевой части пера рабочей лопатки компрессора (турбины), предназначенный для снижения напряжений от вибрации и уменьшения перетекания воздуха (газа). см. бандаж. Рисунок


ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ БОКОВАЯ


БОКОВАЯ ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ
Специально подготовленный участок летной полосы аэродрома, примыкающий к боковой границе взлетно-посадочной полосы и предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях за ее пределы воздушных судов при взлете и посадке.


ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ КОНЦЕВАЯ


КОНЦЕВАЯ ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ
Часть летной полосы, расположенная непосредственно за кромкой взлетно-посадочной полосы и предназначенная для завершения пробега самолета в особых ситуациях.


ПОЛОСА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ


ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА
Часть летной полосы аэродрома, специально подготовленная для взлета и посадки воздушных судов. Аббр.: ВПП.


ПОЛОСА ЛЕТНАЯ


ЛЕТНАЯ ПОЛОСА
Участок летного поля аэродрома, предназначенный для взлета и посадки воздушных судов и включающий взлетно-посадочную полосу, концевые и боковые полосы безопасности.


ПОЛОСА ПОДХОДОВ ВОЗДУШНЫХ


ПОЛОСА ВОЗДУШНЫХ ПОДХОДОВ
Часть приаэродромной территории, примыкающая к концам летной полосы и расположенная в направлении продолжения ее оси, в воздушном пространстве над которой воздушные суда производят набор высоты при взлете и снижение при посадке.


ПОЛУМОНОКОК


ПОЛУМОНОКОК
Тип фюзеляжа самолета, состоящий из работающей обшивки, подкрепленной каркасом. см. монокок.


ПОЛУТОРОПЛАН


ПОЛУТОРОПЛАН
Самолет-биплан, у которого верхнее крыло значительно превосходит нижнее по размаху, длине хорды и площади. Рисунок


ПОЛУФАБРИКАТ


ПОЛУФАБРИКАТ
Продукт труда, который должен пройти еще одну или несколько стадий обработки, прежде чем стать готовым изделием, годным для потребления. Готовая продукция одного предприятия может служить полуфабрикатом для другого. см. изделия комплектующие.


ПОЛЯРА


ПОЛЯРА (нем. polare, от лат. polus, греч. polos - ось, полюс).
График, связывающий коэффициент аэродинамической подъемной силы и коэффициент лобового аэродинамического сопротивления крыла (самолета, планера, профиля) при различных углах атаки. Поляру называют также кривой Лилиенталя. Вид поляры зависит от геометрических параметров крыла и скорости полета. Рисунок


ПОМПАЖ


ПОМПАЖ (франц. pompage - откачка).
Компрессора, воздухозаборника - неустойчивый режим работы компрессора (воздухозаборника) газотурбинного двигателя, характеризуемый сильным низкочастотными колебаниями параметров потока в его проточной части (канале). Помпаж может привести к потере тяги (мощности) и даже к поломке двигателя. Устраняют помпаж обычно изменением режима работы двигателя.


ПОРЦИОНЕР


ПОРЦИОНЕР
Устройство, обеспечивающее требуемую выработку топлива из топливных баков самолета.


ПОСАДКА


ПОСАДКА
1. Самолета - движение с начала выхода на глиссаду до полной остановки на земле. Состоит из следующих этапов: а) планирование по глиссаде с высоты 150...200м; б) выравнивание на высоте 8...12м перевод самолета на следующий этап; в) выдерживание на высоте 2...3м, которое заканчивается на высоте 0.25...0.5м, считая от нижней точки колес; г) парашютирование с вертикальной скоростью 3...4м/сек, в результате которого происходит касание взлетно-посадочной полосы; д) пробег - замедленное движение по земле до полной остановки самолета или начала руления. Рисунок 2. В машиностроении - характер соединения двух сопряженных деталей, численно выражающийся значениями зазора или натяга.


ПОСТУПЬ ВИНТА ВОЗДУШНОГО


ПОСТУПЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА
Расстояние, пройденное воздушным винтом за один оборот. Поступь отличается от шага винта, так как винт вращается в воздухе - податливой, сжимаемой среде.


ПОТЕНЦИАЛ


ПОТЕНЦИАЛ (от лат. potentia - сила).
В физике - понятие, характеризующее физические силовые поля (электромагнитное, гравитационное...) и вообще поля векторных физических величин, например: потенциал поля скоростей газа - скалярная функция, градиент которой в каждой точке поля равен вектору скорости в этой точке.


ПОТЕРИ В ГТД ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ


ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В ГТД
Потери энергии, связанные с движением рабочего газа, проходящего через двигатель и вызываемые трением в пограничном слое, вихреобразованиями, перетеканием в радиальном зазоре между лопатками и корпусом компрессора и турбины, а также трением торцевых поверхностей роторов компрессора и турбины соответственно о воздух и газ.


ПОТЕРИ В ГТД МЕХАНИЧЕСКИЕ


МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В ГТД
Потери энергии на трение в подшипниках двигателя, на трение в редукторе винта турбовинтового двигателя. К потерям механическим относят также работу, затрачиваемую на привод вспомогательных агрегатов обслуживающих двигатель.


ПОТЕРИ В ГТД ТЕПЛОВЫЕ


ТЕПЛОВЫЕ ПОТЕРИ В ГТД
Потери теплоты, обусловленные уносом продуктов сгорания из двигателя, а также потери теплоты, вызываемые неполным или несовершенным сгоранием топлива в камере сгорания и диссоциацией продуктов сгорания; потери тепла в охлаждающую среду.


ПОТЕРЯ УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ


ПОТЕРЯ УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ
Явление, связанное с потерей скорости при переходе самолета на закритические углы атаки. На этих углах атаки возникает авторотация крыла вследствие несимметричного срыва потока.


ПОТОК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ


ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОТОК
Безвихревое (невозмущенное) движение жидкости (газа).


ПОТОЛОК


ПОТОЛОК
1. (Термин употребляется в значениипредел) самолета - наибольшая высота, которую может достич самолет при данной полетной массе и работе двигателя на предельной мощности. Различают: теоретический потолок - высота, на которой вертикальная скорость равна нулю; практический - высота, на которой эта скорость равна 0,5 м/сек; статический - предельная высота, на которой возможен установившийся горизонтальный полет; динамический - высота, в момент выхода на которую самолет имеет скорость минимально необходимую для сохранения управляемости. Динамический потолок достигается за счет кинетической энергии горизонтального полета - разгона и взмывания вверх.

2. Работы двигателя - высота полета, на которой обеспечивается нормальная работа двигателя.


ПОЯС


ПОЯС
Наиболее удаленный от нейтральной оси силовой продольный элемент балки, воспринимающий продольные силы при ее изгибе. Различают пояса: лонжерона, шпангоута, двутавра, швеллера и т.п. Рисунок


ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ


ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ
Совокупность государственных правовых норм, регулирующих отношения между пилотами летательного аппарата в процессе производства полета, а также с органами УВД.


ПРАВИЛО ПЛОЩАДЕЙ


ПРАВИЛО ПЛОЩАДЕЙ
Правило, в соответствии с которым для обеспечения минимального сопротивления самолета при больших дозвуковых скоростях и в трансзвуковой зоне скоростей суммарная эпюра поперечных сечений всех элементов самолета должна соответствовать эпюре эквивалентного тела вращения наименьшего сопротивления.


ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ


ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ
Механическая характеристика материалов; наибольшее напряжение цикла, которое материал может выдержать повторно заданное техническими условиями большое число раз без разрушения. Пределом выносливости характеризуется сопротивление усталости.


ПРЕДЕЛ ПОЛЗУЧЕСТИ


ПРЕДЕЛ ПОЛЗУЧЕСТИ
Механическая характеристика материалов: наибольшее напряжение, при котором скорость или деформация ползучести за определенный промежуток времени не превышает значения, установленное техническими условиями. Обозначается . При пользовании термином обязательно указываются условия определения предела ползучести: температура и допуск на скорость или деформацию ползучести за определенный промежуток времени.


ПРЕДЕЛ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ


ПРЕДЕЛ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
Механическая характеристика материалов: напряжение, при котором отступление от линейной зависимости между напряжениями и деформациями достигает некоторого определенного значения, устанавливаемого техническими условиями (например, увеличение тангенса угла, образованного касательной к кривой деформации с осью напряжения на 10%, 25%, 50% от своего первоначального значения). Предел пропорциональности ограничивает область справедливости закона Гука. При практических расчетах на прочность предел пропорциональности принимается равным пределу текучести.


ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ


ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ
Механическая характеристика материалов. Различают: 1) Временное сопротивление - условное напряжение отвечающее наибольшей нагрузке, предшествовавшей разрушению образца; 2) Предел прочности - временное сопротивление образца разрушающегося без местного изменения площади сечения в зоне разрушения, например при растяжении без образования шейки ( местного утончения). Предел прочности является основной характеристикой материалов, разрушающихся при малых пластических деформациях (хрупкие материалы).


ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ


ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ
Механическая характеристика материалов: напряжение, отвечающее нижнему положению площадки текучести на диаграмме растяжения. Для материалов, не имеющих площадки текучести на диаграмме растяжения, принимают условный предел текучести: напряжение, при котором остаточная деформация образца достигает значения, установленного техническими условиями. Устанавливает границу между упругой и упругопластическими зонами деформирования и является основной характеристикой при оценке прочности пластичных материалов.


ПРЕДКРЫЛОК


ПРЕДКРЫЛОК
Профилированное подвижное или неподвижное крылышко, расположенное перед носком крыла. За счет разности давлений на нижней и верхней поверхностях предкрылка воздух с нижней поверхности через щель между предкрылком и крылом перетекает на верхнюю поверхность крыла и сдувает на ней пограничный слой. Это обеспечивает обтекание крыла без срыва потока на больших углах атаки, а значит, более высокое значение максимальной подъемной силы, Предкрылок относится к средствам механизации крыла. Подвижный предкрылок в нерабочем положении вписан в основной профиль крыла. Неподвижные предкрылки сейчас практически не применяются. Рисунок Рисунок


ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ


ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Совокупность конструкторских документов, которые должны содержать технические и техникоэкономические обоснования целесообразности разработки изделия на основании анализа технического задания заказчика и различных вариантов возможных решений изделий, сравнительной оценки решений с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующих изделий и патентные исследования. Техническое предложение после согласования и утверждения в установленном порядке является основанием для разработки эскизного (технического) проекта.


ПРЕСС


ПРЕСС (франц. presse, от лат. presso - давлю, жму).
Машина статического (неударного) действия для обработки материалов давлением. В металлообработке используют для ковки, штамповки, вытяжки, прессования, сборочных операций (клепка на клепальных прессах) и т.д.


ПРЕСС-ФОРМА


ПРЕСС-ФОРМА
Устройство для получения изделий различной конфигурации из металлов, пластмасс, резины и других материалов под действием давления, создаваемого прессом. см. пресс.


ПРЕССОВАНИЕ


ПРЕССОВАНИЕ
1. Способ обработки материалов давлением с целью их уплотнения. 2. Способ обработки металлов давлением, заключающийся в выдавливании металла из замкнутой полости контейнера через канал матрицы, форма и размеры которого определяют сечение прессуемого профиля; 3) способ производства изделий в пресс-формах, заключающийся в размягчении материала при нагревании и фиксации формы изделия в результате выдержки под давлением. см. пресс.


ПРЕЦЕССИЯ


ПРЕЦЕССИЯ (позднелат. praccessio - движение впереди,
от лат. praccedo - иду впереди, предшествую). Движение оси собственного вращения твердого тела, вращающегося около неподвижной точки, при котором эта ось описывает круговую коническую поверхность, например, волчок, ось которого отклонена от вертикали, совершает прецессию под действием силы тяжести. Прецессия гироскопа состоит в том, что ось его вращения движется под действием моментов внешних сил.


ПРИБОР АВИАЦИОННЫЙ


АВИАЦИОННЫЙ ПРИБОР
Измерительное устройство, входящее в состав авиационной системы индикации экипажу самолета или вертолета и сочетающее в одном корпусе индикационную и приемно-измерительную часть или датчик.


ПРИВОД


ПРИВОД
Устройство для приведения в действие машин и механизмов. Привод состоит из источника энергии, механизма для передачи энергии (движения) и аппаратуры управления. Источником энергии служит двигатель ( тепловой, электрический, пневматический, гидравлический и др.) или устройство, отдающее заранее накопленную механическую энергию (пружинный, инерционный, гиревой механизм и др.)


ПРИВОД АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ


ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПРИВОД АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Зубчатая передача, предназначенная для передачи мощности от центрального привода агрегатов ГТД к коробке приводов агрегатов.


ПРИВОД АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРИВОД АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Зубчатая передача, предназначенная для привода от вала газотурбинного двигателя агрегатов двигателя и летательного аппарата.


ПРИЕМИСТОСТЬ ВСТРЕЧНАЯ


ВСТРЕЧНАЯ ПРИЕМИСТОСТЬ
Приемистость, осуществляющаяся при незакончившемся режиме сброса газа.


ПРИЕМИСТОСТЬ ГТД


ПРИЕМИСТОСТЬ ГазоТурбинного Двигателя.
Способность быстро увеличивать тягу (мощность) ГТД за счет повышения расхода топлива при резком перемещении рычага управления. Приемистость подразделяется на: - полная приемистость; - частичная приемистость; - время приемистости; - встречная приемистость.


ПРИЕМИСТОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО


ПРИЕМИСТОСТЬ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Способность быстро увеличивать тягу (мощность) ГТД за счет повышения расхода топлива при резком перемещении рычага управления. Приемистость подразделяется на: - полная приемистость; - частичная приемистость; - время приемистости; - встречная приемистость. Аббр.: ГТД.


ПРИЕМИСТОСТЬ ПОЛНАЯ


ПОЛНАЯ ПРИЕМИСТОСТЬ
Это приемистость ГТД с режима полетного малого газа до максимального режима работы.


ПРИЕМИСТОСТЬ ЧАСТИЧНАЯ


ЧАСТИЧНАЯ ПРИЕМИСТОСТЬ
Это приемистость газотурбинного двигателя с любого крейсерского режима, включая режим полетного малого газа, до большего крейсерского или максимального режима работы.


ПРИЕМНИК ДАВЛЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ


ПРИЕМНИК ВОЗДУШНЫХ ДАВЛЕНИЙ
Устройство, воспринимающее полное и статическое давление, действующее на самолет в полете для передачи их чувствительному элементу средства измерения. см. давление воздуха.


ПРИНЦИП Д'АЛАМБЕРА


ПРИНЦИП Д'АЛАМБЕРА (по имени франц. математика и философа
Ж.Д'Аламбера (1717-1783гг)). Один из основных принципов динамики: если к активным силам, действующим на точки механической системы с идеальными механическими связями присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил. Принцип Д'Аламбера позволяет решать динамические задачи методами статики (например, в теории машин и механизмов).


ПРИНЦИПЫ ГИББСА


ПРИНЦИПЫ ГИББСА (по имени амер. физика-теоретика Д.У.Гиббса
(1839-1903гг), одного из создателей термодинамики и статистической механики). Основополагающие в теории термодинамического равновесия. 1) В состоянии термодинамического равновесия изолированной системы энтропия достигает максимального значения из всех возможных состояниях системы с заданным уровнем энергии. 2) В состоянии термодинамического равновесия изолированной системы энергия системы достигает минимума из всех возможных состояниях системы с заданным уровнем энтропии.


ПРИПОЙ


ПРИПОЙ
Материал для пайки и лужения с температурой плавления ниже температуры плавления паяемых материалов.


ПРИПУСК


ПРИПУСК
Слой материала, удаляемый с поверхности заготовки в целях достижения заданных свойств и размеров обрабатываемой поверхности.


ПРИСАДКА


ПРИСАДКА
Вещество, добавляемое к смазочному материалу для придания ему новых свойств или усиления существующих. Присадки к авиационным маслам - вещества, добавляемые в небольших количествах в минеральные масла для улучшения их качества и изменения физико-химических свойств. Присадки бывают: вязкостные - для увеличения вязкости, дисперсные - для понижения температуры застывания масел, антиокислительные - для замедления окисления масла, маслянистые - для понижения трения при скольжении и уменьшения износа трущихся деталей, антипенные - для уменьшения склонности масла к пенообразованию, многофункциональные - для улучшения одновременно нескольких показателей качества масла.


ПРИСПОСОБЛЕНИЕ


ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Технологическая оснастка, предназначенная для установки или направления предмета или инструмента при выполнении технологической операции.


ПРОБЕГ САМОЛЕТА


ПРОБЕГ САМОЛЕТА
Расстояние, которое проходит самолет по взлетно-посадочной полосе от точки ее касания до полной остановки самолета. Рисунок


ПРОБИВКА


ПРОБИВКА
Образование в заготовке отверстия или паза путем сдвига и удаления части металла.


ПРОВОДКА УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕВОГО


ПРОВОДКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Механическая связь между рычагами управления и рулями.


ПРОГРАММА


ПРОГРАММА (от греч. programma - объявление, распоряжение).
Содержание и план деятельности, работ.


ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ


ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ
Организационно- методический документ, обязательный к выполнению, устанавливающий объект и цели испытаний, виды, последовательность, и объем проводимых экспериментов, порядок, условия, место и сроки проведения испытаний, обеспечение и отчетность по ним, а также ответственность за обеспечение и проведение испытаний.


ПРОГРАММА МАШИНЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ


ПРОГРАММА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ
Описание алгоритма решения задачи, заданное на языке вычислительной машины.


ПРОГРАММА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ


ПРОГРАММА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Условия, накладываемые на параметры двигателя при изменении режима работы и неизменных условиях полета.


ПРОДУВКА


ПРОДУВКА
Испытание деталей, узлов, изделий в аэродинамической трубе.


ПРОЕКТ


ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. - брошенный вперед).
1. Совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо изделия.

2. Предварительный текст какого-либо документа.

3. Замысел, план.


ПРОЕКТ ТЕХНИЧЕСКИЙ


ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Совокупность конструктивных документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемого изделия и исходные данные для разработки рабочей документации. Технический проект после согласования и утверждения в установленном порядке служит основанием для разработки рабочей конструктивной документации.


ПРОЕКТ ЭСКИЗНЫЙ


ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ (от франц. esquisse - предварительный набросок).
Совокупность конструктивных документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве и принципе работы изделия, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемого изделия. Эскизные проекты после согласования и утверждения в установленном порядке служит основанием для разработки проекта технического или рабочей конструкторской документации.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ


ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Вид научно-инженерной деятельности, представляющей собой процесс определения (исследование, поиск, прогноз, выбор, расчет) основных параметров и характеристик объекта проектирования, необходимых для его конструирования, т.е. для разработки конструкции, материализуемой в процессе изготовления. см. проект.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ


АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Проектирование, выполняемое при взаимодействии человека и ЭВМ. В этом случае человек - это центральное звено для генерации и принятия решений, а ЭВМ - это эксперт, оценивающий предложенные решения. Автоматизированное проектирование призвано сократить сроки проектирования и улучшить качество проектов.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЕСОВОЕ


ВЕСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
см. проектирование конструкции массы наименьшей.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ МАССЫ НАИМЕНЬШЕЙ


ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ НАИМЕНЬШЕЙ МАССЫ
Комплекс мероприятий, напраленных на создание работоспособной конструкции наименьшей массы при удовлетворении эксплуатационных, экономических и экологических требований и обеспечение заданной эффективности. В авиастроении устоявшимся является терминвесовое проектирование, который и определяет указанный комплекс мероприятий.


ПРОЕКЦИЯ


ПРОЕКЦИЯ (от лат. projectio, букв. - выбрасывание вперед).
Изображение пространственных фигур на плоскости (или какой-либо другой поверхности).


ПРОИЗВОДСТВО АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ГИБКОЕ


ГИБКОЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Производство изделий, основанное на комплексной автоматизации технологического процесса, включая контроль качества продукции, диагностику технологического оборудования, складирование и транспортировка объектов или их частей, а также процедур и операций проектирования и технологической подготовки производства объектов, подлежащих изготовлению. Аббр.: ГИП.


ПРОИЗВОДСТВО ОПЫТНОЕ


ОПЫТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
(Экспериментальное) - преимущественно индивидуальное изготовление и испытание новых или усовершенствование моделей, опытных образцов новых изделий, а также отработка новой технологии как результат научных исследований, опытно- конструкторских и технологических разработок.


ПРОИЗВОДСТВО СЕРИЙНОЕ


СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Тип промышленного производства, характеризующийся относительно ограниченной и периодически повторяющейся номенклатурой промышленных изделий. В зависимости от масштабов выпуска одноименной продукции производство серийное может быть крупносерийным, среднесерийным и мелкосерийным.


ПРОИСШЕСТВИЕ АВИАЦИОННОЕ


АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
Событие, в результате которого произошли повреждения ЛА, повлекшие за собой гибель людей, нарушение целостности конструкции аппарата, ухудшение его технических или летных характеристик и возникла необходимость крупного ремонта или замены поврежденного элемента.


ПРОТЕКТОР


ПРОТЕКТОР (от лат. protector - покровитель).
Утолщенная часть наружной покрышки пневматической шины, соприкасающаяся с поверхностью.


ПРОТЕКТОР БАКА САМОЛЕТА ТОПЛИВНОГО


ПРОТЕКТОР ТОПЛИВНОГО БАКА САМОЛЕТА
Оболочка или слой на стенках топливного бака самолета, предохраняющие топливо от вытекания при поражении бака. см. протектор.


ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬ


ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬ
Устройство на самолете для предупреждения и удаления льда. Противооблединитель часто называют антиоблединителем. Различают противооблединители, основанные на использовании тепла от какого-нибудь нагревателя (термические противооблединители), противооблединители, действие которых основано на смачивании незамерзающей жидкостью (антифризом) частей самолета, подвергающихся обледенению (жидкостные противооблединители) и противооблединители, основанные на разрушении льда механическим способом (механические) и электромагнитым импульсом.


ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ


ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ (греч. protokollon - первый лист, который
приклеивался к свитку, с обозначением даты и име- ни писца, от protos - первый и kollao - плечо). Документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и условиях испытаний, результатах испытаний, а также заключение по результатам испытаний, оформленные в установленном порядке.


ПРОТЯЖКА


ПРОТЯЖКА
Многолезвийный инструмент с рядом последовательно выступающих одно над другим лезвий в направлении перпендикулярном к направлению скорости главного движения. Используется для обработки при поступательном или вращательном главном движении резания и отсутствии движения подачи.


ПРОФИЛЬ


ПРОФИЛЬ (от итал. profilo - очертание).
Металлическое изделие, полученное прокаткой, прессованием, формовкой (гибкой) между валками (см. рисунок: 1- уголок, 2 - уголок с бульбой, 3 - тавр, 4 - корытообразный, 5 - двутавр, 6 - швеллер, 7 - специальный и т.д.). Рисунок


ПРОФИЛЬ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ


АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Контур сечения обтекаемого тела в плоскости, параллельной вектору скорости набегающего потока. Термин часто употребляется как название контуров сечений несущих поверхностей, создающих аэродинамическую подъемную силу. см. профиль. Рисунок


ПРОФИЛЬ КРЫЛА


ПРОФИЛЬ КРЫЛА
Сечение крыла плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета. см. профиль.


ПРОФИЛЬ ПЕРА


ПРОФИЛЬ ПЕРА
Контур сечения пера лопатки в плоскости параллельной базовой плоскости лопатки. Базовая плоскость параллельна оси компрессора (турбины) и ее положение задается на чертеже в прямоугольной системе координат. Линия, являющаяся геометрическим местом центров окружностей, вписанных в наружный профиль пера, продленная по касательной до пересечения с наружным профилем на его кромках, является средней линией профиля пера. см. профиль.


ПРОФИЛЬ ПОЛЕТА


ПРОФИЛЬ ПОЛЕТА
График зависимости высоты полета ЛА от дальности (продолжительности) полета. см. профиль.


ПРОХОДИМОСТЬ САМОЛЕТА


ПРОХОДИМОСТЬ САМОЛЕТА
Способность рулить по грунтовому аэродрому и совершать взлет и посадку на грунтовом аэродроме регламентированных размеров. Глубина колеи, образующейся от колес ног шасси при движении самолета, не должна превышать допустимых значений ( меньше или равна) четверти ширины колеса.


ПРОЦЕСС АДИАБАТИЧЕСКИЙ


АДИАБАТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Термодинамический процесс при отсутствии теплообмена между системой, в которой совершается процесс, и окружающей средой. Обратимый адиабатический процесс - изоэнтропийный процесс. В необратимом адиабатическом процессе энтропия системы возрастает. син. ПРОЦЕСС АДИАБАТНЫЙ.


ПРОЦЕСС АДИАБАТНЫЙ


АДИАБАТНЫЙ ПРОЦЕСС
Термодинамический процесс при отсутствии теплообмена между системой, в которой совершается процесс, и окружающей средой. Обратимый адиабатический процесс - изоэнтропийный процесс. В необратимом адиабатическом процессе энтропия системы возрастает. син. ПРОЦЕСС АДИАБАТИЧЕСКИЙ.


ПРОЦЕСС ИЗОЭНТРОПИЙНЫЙ


ИЗОЭНТРОПИЙНЫЙ ПРОЦЕСС (от греч. isos - равный, одинаковый и энтропия).
Обратимый адиабатный процесс.


ПРОЦЕСС ПОЛИТРОПИЧЕСКИЙ


ПОЛИТРОПИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Термодинамический процесс, характеризующийся постоянной удельной теплоемкостью. Частными случаями политропного процесса являются процессы: изобарные (дополнительно к теплоемкости постоянно и давление), изотермические (постоянна температура), адиабатические (отсутствует теплообмен с внешней средой), изохорические (постоянен объем). см. Процесс ПОЛИТРОПНЫЙ.


ПРОЦЕСС ПОЛИТРОПНЫЙ


ПОЛИТРОПНЫЙ ПРОЦЕСС
Термодинамический процесс, характеризующийся постоянной удельной теплоемкостью. Частными случаями политропного процесса являются процессы: изобарные (дополнительно к теплоемкости постоянно и давление), изотермические (постоянна температура), адиабатические (отсутствует теплообмен с внешней средой), изохорические (постоянен объем). см. Процесс ПОЛИТРОПИЧЕСКИЙ.


ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Последовательность направленных на создание заданного объекта действий ( технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических,химических и др.) и человеческой деятельности.


ПРОЧНОСТЬ


ПРОЧНОСТЬ
Способность материала сопротивляться разрушению, а также необратимому изменению формы при действии внешних нагрузок. Прочность зависит не только от свойств самого материала, но и от вида напряженного состояния (растяжение, сжатие, изгиб, кручение), а также от условий эксплуатации: температуры, скорости нагружения, длительности и числа циклов нагружения, состояния поверхности, воздействия среды и т.п.


ПУАНСОН


ПУАНСОН (франц. poinson - штемпель, вертикальный брус).
Одна из основных деталей инструмента, используемого при штамповке и прессовании. При шпамповке пуансон оказывает непосредственное давление на обрабатываемый материал. При прессовании передает давление на заготовку через прессшайбу; в этом случае пуансон часто называют пресс-штемпелем или шплинтом.


ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ


ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ (нем. pult, от лат. pulpitum - помост, трибуна).
Устройство в виде стола, стенда, колонки с размещенными на его лицевых частях (панелях) органами управления, средствами отображения информации, с помощью которых оператор воздействует на управляемый объект.


ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ


ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫЧЕЛОВЕК-МАШИНА
Элемент рабочего места оператора, на котором размещены средства отображения информации и органы управления системой.


ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ СТЕНДА ИСПЫТАТЕЛЬНОГО


ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА
Совокупность панелей при испытании с размещенными на них приборами контроля и сигнализации, рычагами и переключателями для дистанционного управления газотурбинным двигателем, его агрегатами, механизмами и энергетическими источниками.


ПЬЕЗОМЕТР


ПЬЕЗОМЕТР (от греч. piezo - давлю, сжимаю и metreo - измеряю).
Прибор для измерения степени сжатия вещества (сжимаемости газа, жидкости и твердых тел) под действием всестороннего давления. Пьезометром называют также устройство для измерения линейной деформации твердых тел.


ПЯТА


ПЯТА
Кольцевой элемент, соединяемый с валом (или частью вала), опирающийся на осевой подшипник скольжения и передающий усилие, направленное вдоль оси вала.