НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед

Анализ работ немецких специалистов в ОКБ-2

Продольный разрез ТРД 003СДеятельность по созданию и доводке турбореактивных двигателей типа БМВ-003 началась после занятия г.Штасфурта и его окрестностей советскими войсками 1 июля 1945 г. Неофициальной датой начала конструкторских работ считается 1 октября 1945 г., а официальной -17 апреля 1946 г. Источник Начальником Особого Конструкторского Бюро № 2 был утвержден инженер-подполковник Антон Иванович Исаев, а его заместителем Ф.Г.Квасов. До своего прибытия в Германию, 20 мая 1945 г., А.И.Исаев работал начальником цеха на заводе №500.

Главная и основная специализация ОКБ-2 - изготовление и доводка опытных образцов турбореактивных двигателей фирмы "БМВ", поэтому во многих документах можно видеть наименование ОКБ-2 как ОКБ-2(БМВ). ОКБ располагалось в г. Штасфурт, куда в начале 1945 г. был переведен из г. Шпандау завод фирмы "БМВ".

По состоянию на 5 июня 1946 г. в ОКБ числилось 1828 работников. Среди них: русских специалистов - 10, немецких - 345, рабочих - 611, вспомогательный персонал - 862 человека. По техническому оснащению: на предприятии имелось 279 металлорежущих станков, специальных - 41, аппаратов и приборов - 81. Источник

Советские специалисты прибыли в Германию (для работы в ОКБ-2) в следующем порядке: первая группа - в мае - июле 1945 г. ( они и организовывали ОКБ), вторая группа прибыла в феврале, а остальные - в апреле 1946 г. До командирования в Германию часть из них работала в ЦИАМе, остальные - на заводах №476, 500, 381, 119. Источник

В соответствии с приказом МАПа №228 сс работы в ОКБ-2 велись по следующим направлениям:Двигатель "003С"

Работы планировалось закончить в октябре 1946 г. Руководил всей конструкторской, доводочной и производственной деятельностью бывший сотрудник фирмы "БМВ" дипломированный инженер Перстель.

Рассмотрим работы по созданию двигателей БМВ.

  1. Турбореактивный двигатель БМВ-003с.

Двигатель БМВ-003с являлся модификацией серийного двигателя БМВ-003 А2. Он был форсирован по оборотам с 9500 до 10000 об/мин и по температуре с 780 град.С до 850 град.С, что дало увеличение тяги с 800 до 1050 кг.

Для обеспечения данных и надежной работы двигателя на форсированном режиме в двигателе были изменены: камера сгорания, сопловой аппарат и турбина.

Характеристики двигателя БМВ-003с.

  • Тяга на взлете - 1050 кг, расход - 0.484 кг/сек

    максимальная - 970 кг, расход - 0.432 кг/сек

    номинальная - 900 кг, расход - 0.392 кг/сек

  • Вес двигателя - 710 кг
  • Длина - 3584 мм
  • Диаметр - 690 мм
  • Нагнетатель - 7 ступеней
  • Турбина - 1 ступень
  • Число оборотов в мин - 10000
  • Горючее - газойль
  • Ресурс - 25 часов.

Первый двигатель БМВ-003с был собран 15 июня 1946 г., и на стенде была проведена обкатка в течение 1 час. 39 мин. После устранения выявленных при обкатке дефектов двигатель был поставлен на испытания для снятия характеристик. Источник

После ряда экспериментальных испытаний на двигателях № 1, 2 и 3 в конструкцию двигателя был внесен ряд изменений. Позднее был собран и поставлен на испытания двигатель № 4 со всеми отработанными изменениями. По плану для отработки программы было запущено в производство 5 двигателей. В августе и сентябре продолжались работы по программе длительного испытания двигателей №4 и 5.

  1. Турбореактивный двигатель БМВ-018.

Двигатель БМВ-018 представлял собой дальнейшее развитие двигателей типа БМВ-003, в котором была сохранена была только общая принципиальная схема двигателя и учтен опыт предыдущей работы по этому типу двигателей.

Велись работы по дальнейшему форсированию этого двигателя до тяги в 4000 кг.

Характеристики двигателя БМВ-018:BMW 018

  • Максимальная тяга на месте - 3400 кг, расход - 1.22 кг/сек.
  • Тяга в полете у земли при скорости 800 км/час - 2200 кг, расход - 1.55 кг/сек.
  • Вес двигателя - 2200 кг
  • Длина - 5000 мм
  • Диаметр - 1270 мм
  • Нагнетатель - 12 ступеней
  • Турбина - 3 ступени
  • Число оборотов в мин. - 5000
  • Горючее - газойль.

В течение лета 1946 г. усиленно готовилась чертежная документация на двигатель, а также форсированными темпами велись работы по строительству испытательного стенда. Определенные сложности в работе ОКБ-2 были связаны с перебазированием основных цехов завода "БМВ", находившихся в шахте №7 на глубине свыше 400 м на фабрике "Империал" в г.Штасфурт. Источник

В июне 1946 года прорабатывалось техническое задание для немецких специалистов, работавших в ОКБ-1 и ОКБ-2 по созданию турбореактивных двигателей нового поколения.

Рассматривались:

  • варианты создания двухконтурных форсажных (с дожиганием топлива во втором контуре) экономичных двигателей на базе ЮМО-004, БМВ-003, ЮМО-012 и БМВ-018;
  • на базе двигателей ЮМО-012, БМВ-018 создание турбовинтовых двигателей с регенерацией тепла и удельным расходом топлива 200 гр/л.с.;
  • варианты винтовых газотурбинных двигателей и реактивных с тягой от 6000 до 10000 кг у земли при скорости полета 800км/час для тяжелых транспортных самолетов и бомбардировщиков со взлетным весом от 100 до 200 тонн. Источник
НазадТребуется подключение к Internet ВидеогалереяВперед