НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед

Краткие исторические сведения о городе Казани и заводе №16

Город Казань - один из самых крупных промышленных и культурных центров Поволжья. Город основан во второй половине XIII в. После распада Золотой Орды на пять татарских ханств, Казань с 1445 г. стала столицей Казанского ханства, а через 100 лет с небольшим, в 1552 г., она вошла в состав Русского государства.

В начале XIX в. в Казане был открыт университет. Казанские ученые - Бутлеров, Лобачевский, Бехтерев принесли славу российской науке.

Сегодня Казань - современный индустриальный центр. В городе находятся предприятия, выпускающие турбохолодильные машины, вычислительную технику, синтетический каучук, полиэтилен, и т.д. Одним из крупнейших в городе предприятий является Казанское моторостроительное производственное объединение - создающее авиационные двигатели. Свою историю предприятие ведет от завода №16.

На заводе №16 располагалось Опытно-конструкторское бюро, в послевоенный период ОКБ было занято освоением новой реактивной техники на базе немецких разработок. Согласно утвержденным планам МАПа ОКБ завода №16, начиная с 1946 г., занималось опытным строительством, испытаниями и доводкой турбореактивных двигателей РД-20 (советское обозначение немецкого двигателя БМВ-003), двигателей РД-21 (форсированный вариант РД-20) и РД-80.

Немецких специалистов в ОКБ было немного - всего 8 человек, во главе с заместителем главного конструктора ОКБ завода №16 Христианом Манфредом Рудольфом. Специалисты и члены их семей проживали в Соцгородке, расположенном в Ленинском районе Казани. Основая работа специалистов была связана с модификациями двигателя БМВ-003. 23 мая 1947 г. министром Авиационной промышленности Хруничевым было дано указание включить в план опытных работ ОКБ постройку и доводку двигателей по типу БМВ-003С.

Двигатель БМВ-003С являлся дальнейшей модификацией двигателя БМВ-003А2, разработанного немецкими специалистами завода №2. Для обеспечения надежной работы на форсированных режимах, в этом двигателе была коренным образом переделана вся горячая часть: камера сгорания, турбина, реактивное сопло. Как было указано выше, данный двигатель получил шифр РД-21. Однако в процессе работы над двигателем выяснилась недостаточная надежность горячей части двигателя, которая требовала больших доводочных работ и конструктивных изменений. В ходе испытаний серийного РД-20 на форсированных режимах выявилась возможность форсировать двигатель на 25-30%, с минимальными изменениями горячей части двигателя, оставляя компрессор и приводы к агрегатам без изменения. Поэтому, начиная с августа 1947 г., по личному указанию министра, работы по доводке двигателя РД-21 проводились путем форсирования серийного двигателя РД-20, с минимальными изменениями.

Опыт работы над двигателем РД-20 показал возможность создания на базе этого двигателя новой модификации его, со значительно лучшими техническими показателями, при сохранении веса и габарита серийного. Приказом министра от 11 июля 1947 г. этот двигатель под маркой РД-25 был утвержден для опытного производства.

В 1948 г. было принято решение о сокращении опытно-конструкторских бюро. ОКБ-16 главного конструктора Колосова ( 457 человек) было решено ликвидировать, а личный состав передать опытному заводу №2 и серийному заводу №16.

НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед