А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

 


КАБАН


КАБАН
1. (жарг.) Кронштейн на отклоняемой аэродинамической поверхности (элероне, рулях высоты, направления, закрылке, интерцепторе и др.), к которому крепится тяга управления. син. кабанчик.

2. (устар.) Комплект стоек и расчалок, жестко крепивших центроплан над фюзеляжем самолета. син. кабанчик.


КАБАНЧИК


КАБАНЧИК
1. (жарг.) Кронштейн на отклоняемой аэродинамической поверхности (элероне, рулях высоты, направления, закрылке, интерцепторе и др.), к которому крепится тяга управления. син. кабан.

2. (устар.) Комплект стоек и расчалок, жестко крепивших центроплан над фюзеляжем самолета. син. кабан.


КАБИНА


КАБИНА (франц. cabine).
Летчика, пассажирская, герметичная, отдельная - небольшое помещение специального назначения.


КАБИНА НАБЛЮДЕНИЯ


КАБИНА НАБЛЮДЕНИЯ
Помещение испытательного стенда, предназначенное для размещения обслуживающего персонала, аппаратуры управления и измерения, контроля и визуализации наблюдения за процессом испытаний. СМ. КАБИНА УПРАВЛЕНИЯ, КАБИНА НАБЛЮДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.


КАБИНА НАБЛЮДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ


КАБИНА НАБЛЮДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Помещение испытательного стенда, предназначенное для размещения обслуживающего персонала, аппаратуры управления и измерения, контроля и визуализации наблюдения за процессом испытаний.


КАБИНА УПРАВЛЕНИЯ


КАБИНА УПРАВЛЕНИЯ
Помещение испытательного стенда, предназначенное для размещения обслуживающего персонала, аппаратуры управления и измерения, контроля и визуализации наблюдения за процессом испытаний. см. КАБИНА НАБЛЮДЕНИЯ, КАБИНА НАБЛЮДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.


КАБИНА ЭКИПАЖА


КАБИНА ЭКИПАЖА
Отсек фюзеляжа, предназначенный для размещения экипажа (летчика).


КАБРИРОВАНИЕ


КАБРИРОВАНИЕ (от франц. cabrer - поднять на дыбы, вздыбиться).
Противоположность пикированию. Вращение самолета вокруг центра масс в сторону увеличения угла тангенса (нос самолета поднимается).


КАВИТАЦИЯ


КАВИТАЦИЯ (от лат. cavitas - пустота).
Образование в жидкости газовых полостей в результате холодного кипения из-за местного понижения давления. Гидродинамическая кавитация возникает при увеличении скорости движения жидкости. При этом, перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением, кавитационный пузырек схлопывается и излучает ударную волну. Кавитация разрушает гребные винты, подводные крылья, гидротурбины и др. Средства борьбы: ограничение скорости, особое профилирование обтекаемых тел.


КАДМИРОВАНИЕ


КАДМИРОВАНИЕ
Электролитическое нанесение тонкого слоя кадмия на поверхность изделий с целью защиты их от коррозии.


КАЛИБР


КАЛИБР (франц. calibre).
1. Диаметр канала ствола огнестрельного оружия или диаметр снаряда (пули); одна из величин, определяющих мощь оружия. 2. Масса авиационной бомбы в килограммах. 3. Измерительный инструмент для контроля размеров, форм, взаимного расположения частей изделия.


КАМЕРА


КАМЕРА (лат. camera - свод, комната).
1. Внутренняя часть чего-либо. 2. Название самого устройства, имеющего внутреннюю полость (кинокамера). 3. Внутренняя оболочка шины, мяча.


КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД


КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД
Устройство, в котором в результате сгорания топлива осуществляется повышение температуры поступающего в него воздуха (газа). Основная камера сгорания расположена перед турбиной двигателя. Форсажная камера сгорания расположена перед реактивным соплом ГТД. Камеры сгорания бывают разные: трубчатые, кольцевые, трубчатокольцевые. Камера сгорания ГТД, в которой направление движения потока газа внутри жаровой трубы противоположно направлению движения воздуха снаружи жаровой трубы до газосборника называется противоточной.


КАМЕРА СМЕШЕНИЯ ТРДД


КАМЕРА СМЕШЕНИЯ ТРДД
Камера, в которой смешиваются потоки воздуха (газа) наружного контура и газа внутреннего контура ТРДД.


КАПОТ


КАПОТ (франц. capote - платье свободного покроя).
1. То же, что и кожух.

2. То же, что капотаж, капотирование.


КАПОТ ДВИГАТЕЛЯ


КАПОТ ДВИГАТЕЛЯ
Система легкосъемных или откидных крышек, составляющих часть наружной поверхности гондолы двигателя. см. капот.


КАПОТАЖ


КАПОТАЖ
Переворот самолета через нос при движении по земле. Возможно у самолетов, имеющих трехопорное шасси с хвостовым колесом. Возникает при наезде передними (основными) колесами на препятствие при большой скорости или в результате излишне резкого торможения. У самолетов с шасси с носовым колесом возможно боковое капотирование - переворот относительно оси, проведенной через носовую и одну из боковых опор шасси. син. капотирование самолета.


КАПОТИРОВАНИЕ САМОЛЕТА


КАПОТИРОВАНИЕ САМОЛЕТА
Переворот самолета через нос при движении по земле. Возможно у самолетов, имеющих трехопорное шасси с хвостовым колесом. Возникает при наезде передними (основными) колесами на препятствие при большой скорости или в результате излишне резкого торможения. У самолетов с шасси с носовым колесом возможно боковое капотирование - переворот относительно оси, проведенной через носовую и одну из боковых опор шасси. син. капотаж.


КАРДАН


КАРДАН (по имени итал. математика и врача Дж.Кардано (1501-1576гг.)).
Шарнирный механизм, обеспечивающий совместной вращение двух валов, пересекающихся в процессе вращения под переменным углом. син. механизм карданный.


КАРКАС


КАРКАС (франц. carcasse - скелет).
Силовая основа (остов) изделия, сооружения, определяющая собой его форму, прочность, жесткость, устойчивость, долговечность. Рисунок


КАРКАС САМОЛЕТА


КАРКАС САМОЛЕТА
Продольные и поперечные силовые элементы агрегатов самолета, скрепленные между собой. Рисунок


КАРКАС ФОНАРЯ КАБИНЫ ЭКИПАЖА


КАРКАС ФОНАРЯ КАБИНЫ ЭКИПАЖА
Конструкция, образующая силовую основу фонаря кабины экипажа.


КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки (сборки, испытаний) изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструменты и технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников, и т.п.


КАРТЕР


КАРТЕР (англ. carter - прижим, фиксатор).
Неподвижная деталь машины (двигателя, редуктора, насоса и др.), обычно коробчатого сечения, служащая опорой для движущихся деталей и защищающая машину от загрязнения. Нижняя часть картера используется как резервуар для смазочного масла.


КАСКАД


КАСКАД (франц. cascade, от итал. cascare - стремительно падать вниз).
1. Водопад, низвергающийся уступами.

2. Набор однотипных элементов, деталей.


КАСКАД КОМПРЕССОРА


КАСКАД КОМПРЕССОРА
Одна или группа ступеней компрессора (турбины) газотурбинного двигателя, установленных на одном валу. см. каскад, каскад турбины.


КАСКАД ТУРБИНЫ


КАСКАД ТУРБИНЫ
Одна или группа ступеней компрессора (турбины) газотурбинного двигателя, установленных на одном валу. см. каскад, каскад компрессора.


КАТАПУЛЬТА


КАТАПУЛЬТА (от греч. kata - сверху вниз и pallo - бросаю, швыряю).
Устройство для метания каких-либо объектов.


КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ


КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ
Метание какого-либо объекта при помощи метательных машин, называемых катапультирующими устройствами или катапультами. см. катапульта.


КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ ЛЕТЧИКА


КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ ЛЕТЧИКА
Выброс летчика вместе с креслом из кабины (в аварийной ситуации) с последующим спуском на парашюте.


КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ САМОЛЕТА


КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ САМОЛЕТА
Ускоренный взлет самолета с помощью катапульты, применяется обычно на авианосцах; катапульта - паровая.


КАТОД


КАТОД (от греч. kathodos - путь вниз, спуск).
Электрод радио- или электротехнического прибора или устройства, в котором движение электронов направлено к нему. Катод соединяют с отрицательным полюсом источника электрического тока.


КАЧАЛКА


КАЧАЛКА
Рычаг, имеющий возможность поворачиваться на некоторый угол относительно неподвижной оси вращения. К концам рычага крепятся детали, совершающие возвратно-поступательное движение. Качалки применяются в проводке систем управления, передающих движение от командных рычагов к исполнительным органам. Рисунок


КАЧЕСТВО АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ


АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
Отношение аэродинамической подъемной силы к величине аэродинамического сопротивления. Важнейшая характеристика самолета, определяющая его летные и экономические данные.


КВАЛИТЕТ


КВАЛИТЕТ (от лат. qualitas - качество).
Характеристика точности изготовления изделия (детали), определяющая значения допусков.


КЕССОН


КЕССОН (от франц. caisson - ящик).
Коробчатый брус, воспринимающий все усилия, действующие на крыло самолета. Образован стенками лонжеронов, обшивкой, работающей на сдвиг, растяжение-сжатие и подкрепленной стрингерами. Рисунок


КИЛЬ


КИЛЬ (голл. kiel - балка вдоль днища судна).
Неподвижная вертикальная часть хвостового оперения самолета, дирижабля. Предназначена для обеспечения путевой и отчасти поперечной устойчивости движения и, совместно с рулем направления, управляемости. Рисунок


КИНЕМАТИКА


КИНЕМАТИКА (от греч. kinema(kinematos) - движение).
Раздел механики, в котором движение тел рассматривается только с геометрической точки зрения, без учета масс тел и физических причин (сил), вызывающих это движение.


КЛАПАН


КЛАПАН (от нем. klappe - крышка, заслонка).
Устройство для управления расходом газа или жидкости, посредством изменения площади проходного сечения.


КЛАСС АЭРОДРОМА


КЛАСС АЭРОДРОМА
Характеристика, определяющая длину и ширину взлетно-посадочной полосы, а также предельно допустимую нагрузку на нее. По международной классификации существует 8 классов аэродромов, обозначаемых латинскими буквами от А (высший класс) до Н.


КЛЕПКА


КЛЕПКА
Процесс соединения деталей посредством заклепок. Выполняется вручную с помощью пневматических или электрических молотков и на клепальных прессах.


КНИЦА


КНИЦА (от англ. knee - колено).
Деталь, соединяющая стержневые элементы, сходящиеся под углом. Обычно имеет треугольную форму и изготавливается из листа.


КОДЕКС СССР ВОЗДУШНЫЙ


ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС СССР
Единый общесоюзный законодательный акт, содержащий систематизированно изложенные нормы права, регулирующие деятельность авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства. Кодекс состоит из 11 глав. В гл. 1 закрепляется исключительный суверенитет над воздушным пространством СССР, в гл. 2 рассматривается порядок допуска воздушных судов в эксплуатацию, в гл.3 - требования к экипажу и к командиру воздушного судна, их права и обязанности, в гл.4 - требования к аэродромам, в гл.5 - порядок выполнения полетов на территории СССР, в гл. 6 - порядок выполнения международных полетов, в гл. 7 - порядок выполнения воздушных перевозок, в гл.8 - особые условия международных перевозок, в гл. 10 - порядок выполнения авиационных работ, в гл. 11 - административная ответственность при выполнении всех работ.


КОЗЕЛ


КОЗЕЛ
(жарг.) Название эволюций самолета, имеющего трехопорное шасси с хвостовым колесом, при неумелой посадке, когда касание земли происходит передними опорами. см. козление самолета.


КОЗЛЕНИЕ САМОЛЕТА


КОЗЛЕНИЕ САМОЛЕТА
Периодический отрыв самолета, имеющего трехопорное шасси с хвостовым колесом, от взлето-посадочной полосы при посадке на основные (передние) колеса. Возникающий при этом момент сил реакции земли поворачивает самолет относительно центра масс в сторону увеличения угла атаки (на кабрирование). Подъемная сила крыла увеличивается и самолет взмывает в воздух. Вместе с тем, тяга двигателя недостаточна для взлета, самолет опускает нос, вновь касается земли, снова взмывает и т.д. Падение горизонтальной скорости уменьшает высоту прыжков и в конце концов самолет катится по полосе. Средство борьбы: посадка на три точки, т.е. одновременное касание земли всеми опорами. Схема шасси с носовым колесом исключает козление самолета.


КОК ВЕНТИЛЯТОРА


КОК ВЕНТИЛЯТОРА (от франц. сocon - оболочка).
Деталь удобообтекаемой конической или полусферической формы, прикрывающая втулку винта турбовинтового двигателя, входную втулочную часть вентилятора двухконтурного компрессора турбореактивного двигателя для плавного разделения линий тока на входе в двигатель и уменьшения лобового сопротивления. син. кок винта.


КОК ВИНТА


КОК ВИНТА (от франц. сocon - оболочка).
Деталь удобообтекаемой конической или полусферической формы, прикрывающая втулку винта турбовинтового двигателя, входную втулочную часть вентилятора двухконтурного компрессора турбореактивного двигателя для плавного разделения линий тока на входе в двигатель и уменьшения лобового сопротивления. син. кок вентилятора.


КОЛЕБАНИЕ


КОЛЕБАНИЕ
Движение, характеризующееся той или иной степенью повторяемости во времени. Колебания могут иметь ту или иную физическую природу. Различают колебания механические (машин, их частей, давлений газа и т.п.), электромагнитные (радиоволны, переменный ток и т.п.), электромеханические (колебания мембраны телефона и т.п.) и др.


КОЛЕБАНИЯ ВЫНУЖДЕННЫЕ


ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Механические колебания, вызванные вынуждающей силой или кинематическим возбуждением.


КОЛЕСО СТУПЕНИ КОМПРЕССОРА РАБОЧЕЕ


РАБОЧЕЕ КОЛЕСО СТУПЕНИ КОМПРЕССОРА
Вращающийся лопаточный венец, передающий энергию потоку воздуха.


КОЛЕСО СТУПЕНИ ТУРБИНЫ РАБОЧЕЕ


РАБОЧЕЕ КОЛЕСО СТУПЕНИ ТУРБИНЫ
Вращающийся лопаточный венец, в котором от газа отводится энергия.


КОЛЕЯ ШАССИ САМОЛЕТА


КОЛЕЯ ШАССИ САМОЛЕТА
Расстояние между центрами площадей контактов основных опор с землей, палубой корабля или водой при стоянке самолета.


КОЛОНКА ШТУРВАЛЬНАЯ


ШТУРВАЛЬНАЯ КОЛОНКА (от голл. stuurwiel, от stuur - руль и wiel - колесо).

Орган управления самолетом, представляющая из себя рычаг, имеющий две степени свободы. Штурвал осуществляет управление рулем высоты и элеронами. Управление штурвалом аналогично управлению ручкой управления. син. штурвал.


КОМАНДИР СУДНА ВОЗДУШНОГО


КОМАНДИР ВОЗДУШНОГО СУДНА
Главное лицо на воздушном судне, имеющее специальность пилота(летчика) и опыт, необходимый для самостоятельного управления воздушным судном. Командир воздушного судна руководит всей деятельностью экипажа, принимает окончательное решение о вылете, полете, производстве посадки, осуществляет всю полноту власти в отношении пассажиров и грузов во время полета.


КОМПЕНСАТОР


КОМПЕНСАТОР (от лат. compenso - возмещаю, уравновешиваю).
Конструктивный элемент, с помощью которого обеспечивается технологическая или температурная компенсация. Рисунок


КОМПЕНСАЦИЯ


КОМПЕНСАЦИЯ
Подразделяется на: - компенсация аэродинамическая; - компенсация технологическая; - компенсация температурная.


КОМПЕНСАЦИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ


АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Комплекс конструктивных мероприятий, снижающих усилия, потребные для отклонения рулевых поверхностей. Применяется компенсация четырех видов: осевая,роговая, внутренняя и сервокомпенсация. В случае осевой компенсации компенсатором является часть органа управления (руля), размещенная перед осью вращения. Роговым компенсатором является часть поверхности руля или элерона, вынесенная также перед осью вращения и размещенная в концевой части руля или элерона. При внутренней компенсации компенсирующая поверхность руля или элерона перед осью вращения заключена в камеру с прорезами, расположенную внутри крыла и разделенную герметичным гибким устройством. см. компенсатор. Рисунок Рисунок


КОМПЕНСАЦИЯ ТЕМПЕРАТУРНАЯ


ТЕМПЕРАТУРНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Комплекс конструктивных мероприятий, исключающих появление механических напряжений в элементах конструкции при ее местном или общем нагреве (охлаждении). см. компенсатор.


КОМПЕНСАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Способ соединения деталей, исключающих подгонку по месту соединения. см. компенсатор. Рисунок


КОМПИЛЯТОР


КОМПИЛЯТОР (от лат. compilatio - буквально ограбление)
накопление выписок, собирание документов). 1. Программа для ЭВМ, осуществляющая составление программ в машинных кодах на основе программы на алгоритмическом языке, написанной программистом. 2. Человек, осуществляющий компиляцию.


КОМПИЛЯЦИЯ


КОМПИЛЯЦИЯ
Составление произведений на основе чужих произведений или чужих исследований без самостоятельной обработки источников. см. компилятор.


КОМПОЗИТ


КОМПОЗИТ (от лат. compositio - составление).
Жаргонное название композиционного материала.


КОМПОНОВКА АППАРАТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО


КОМПОНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (от лат. componere - составлять).
Название и результат взаимного расположения различных агрегатов, приборов, грузов, и т.п. Различают компоновку: аэродинамическую - взаимное расположение обтекаемых поверхностей; внешнюю - взаимное расположение агрегатов снаружи летательного аппарата; внутреннюю - расположение агрегатов, приборов и т.п. внутри отсеков.


КОМПРЕССОР


КОМПРЕССОР (от лат. compressio - сжатие).
Машина, в которой газу сообщается энергия, идущая на повышение его полного давления. Компрессоры, состоящие из осевых ступеней, называются осевыми, состоящие из центробежных ступеней - центробежными. В зависимости от количества каскадов бывают одно-, двух-, трех- каскадные компрессоры.


КОМПРЕССОР БИРОТАТИВНЫЙ


БИРОТАТИВНЫЙ КОМПРЕССОР
Многоступенчатый компрессор двухвального газотурбинного двигателя с противоположным вращением соседних рабочих лопаточных венцов. см. ТУРБИНА БИРОТАТИВНАЯ.


КОМПЬЮТЕР


КОМПЬЮТЕР (англ. compute - вычислять).
Вычислительная машина, вычислитель.


КОНВЕКЦИЯ


КОНВЕКЦИЯ (от лат. convectio - принесение, доставка).
Перемещение частиц газа, жидкости, приводящее к переносу теплоты, массы и других физических величин. Различают естественную конвекцию, вызванную неоднородностью среды, и вынужденную, вызванную внешними механическими воздействиями на среду.


КОНДЕНСАТОР


КОНДЕНСАТОР (от лат. condenso - уплотняю, сгущаю).
Теплообменник для осуществления перехода вещества из газообразного состояния в жидкое или кристаллическое.


КОНДЕНСАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ


КОНДЕНСАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
Устройство, способное накапливать электрические заряды. Обычно состоит из двух электродов, разделенных тонким слоем непроводящего материала.


КОНДИЦИОНЕР


КОНДИЦИОНЕР (от лат. conditio - условие, состояние).
Устройство, поддерживающее постоянными параметры какой-либо среды.


КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА


КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА
Создание и автоматическое поддержание в кабине самолета, на рабочих местах и т.д. температуры, относительной влажности, чистоты, состава, скорости движения воздуха, наиболее благоприятных для самочувствия людей или ведения технических процессов, работы оборудования и приборов. см. кондиционер.


КОНСОЛЬ


КОНСОЛЬ (от франц. console - выступ).
Балка, или другая несущая конструкция, жестко закрепленная одним концом при свободном другом, или часть конструкции, выступающая за опору. Рисунок


КОНСОЛЬ КРЫЛА


КОНСОЛЬ КРЫЛА
Участок крыла от борта фюзеляжа до конца крыла. Рисунок


КОНСТРУИРОВАНИЕ


КОНСТРУИРОВАНИЕ
Вид инженерной деятельности, представляющий собой процесс определения (поиска и выбора, синтеза и анализа, расчета и неформальных (интуитивных) приемов) всей совокупности данных об объекте проектирования, необходимых для его изготовления, на основе данных, разработанных в проекте. см. конструкция.


КОНСТРУКЦИЯ


КОНСТРУКЦИЯ (от лат. constructio - сложение, построение).
Устройство, взаимное расположение частей, строение какого-либо механизма. Рисунок


КОНТРОВКА


КОНТРОВКА (от лат. contra - против, наоборот).
1. Конструктивное мероприятие, предотвращающее самопроизвольное отвинчивание гаек, винтов, шпилек. 2. (жарг.) Конструктивные элементы, обеспечивающие контровку в первом значении.


КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ


КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ (от франц. controle - проверка, надзор).
Свойство изделия, обеспечивающее возможность, удобство и надежность ее контроля при изготовлении, испытании, техническом обслуживании и ремонте.


КОНТРОЛЛЕР


КОНТРОЛЛЕР (англ. controller - управитель).
Электронная подсистема, управляющая работой подключенных к ней устройств, и, как правило, не изменяющая информацию, проходящую через нее.


КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ


ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Контроль подразделяется на производственный, эксплуатационный, операционный, приемочный, инспекционный, визуальный и др.


КОНТУР ТРД ТУРБОКОМПРЕССОРНЫЙ


ТУРБОКОМПРЕССОРНЫЙ КОНТУР ТРД
Проточная часть турбореактивного (турбовального) двигателя, ограниченная сечением на входе в компрессор и сечением на выходе из турбины компрессора.


КОНУС МАХА


КОНУС МАХА (по имени Э.Маха, австр. физика и философа, (1838 - 1916гг)).
Условно выделяемый в пространстве конус, внутри которого распространяются звуковые колебания при сверхзвуковом обтекании точечного источника звука. Вершина конуса Маха совпадает с источником звука, а угол полураствора равен 1/М радиан, где М - число Маха.


КОНФИГУРАЦИЯ


КОНФИГУРАЦИЯ (от. лат. configuratio - придание формы, расположение).
Внешнее очертание, а также взаимное расположение каких-либо предметов или их частей.


КОНФИГУРАЦИЯ ВЗЛЕТНАЯ


ВЗЛЕТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ
Шасси выпущено, механизация крыла во взлетном положении: закрылки, предкрылки отклонены на углы, установленные для взлета самолета.


КОНФИГУРАЦИЯ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ


КОНФИГУРАЦИЯ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ
Шасси выпущено, механизация крыла и аэродинамические средства торможения в положении захода на посадку.


КОНФИГУРАЦИЯ ПОЛЕТНАЯ


ПОЛЕТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ
Шасси убрано, механизация крыла в полетном положении.


КОНФИГУРАЦИЯ ПОСАДОЧНАЯ


ПОСАДОЧНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ
Шасси выпущено, механизация крыла и аэродинамические средства торможения в посадочном положении.


КОНФИГУРАЦИЯ САМОЛЕТА


КОНФИГУРАЦИЯ САМОЛЕТА
Определяется сочетанием положений механизации крыла, шасси, внешних подвесок и др. частей и агрегатов самолета, определяющих его внешние очертания.


КОНФИГУРАЦИЯ УХОДА НА ВТОРОЙ КРУГ


КОНФИГУРАЦИЯ УХОДА НА ВТОРОЙ КРУГ
Механизация крыла в положении ухода на второй круг.


КОРОБКА ПРИВОДОВ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО


КОРОБКА ПРИВОДОВ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Узел зубчатых передач, предназначенный для распределения мощности, отобранной от вала газотурбинного двигателя, между всеми агрегатами.


КОРРЕЛЯЦИЯ


КОРРЕЛЯЦИЯ (от лат. correlatio - соотношение, соответствие, взаимосвязь)
. Зависимость между случайными величинами, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.


КОРРОЗИЯ


КОРРОЗИЯ (от позднелат. corrosio - разъедание).
Самопроизвольное разрушение твердых тел, вызванное химическими и электрохимическими процессами на поверхности при взаимодействии с внешней средой.


КОРЫТО ПЕРА


КОРЫТО ПЕРА
Вогнутая или менее выпуклая, чем спинка, поверхность пера лопатки.


КОСМОНАВТ


КОСМОНАВТ
Человек, участвующий в космическом полете. см. астронавт.


КОСМОНАВТИКА


КОСМОНАВТИКА (от космос и греч. nautike - кораблевождение)
Полеты в космическом пространстве; совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих исследование и освоение космического пространства и внеземных объектов.


КОСМОС


КОСМОС (греч. - Вселенная)
Пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы, со всеми присутствующими в ней объектами. см. кница.


КОСЫНКА


КОСЫНКА
см. кница.


КОЭФФИЦИЕНТ


КОЭФФИЦИЕНТ (от лат. coefficiens - содействующий).
В математике обычно постоянная или известная величина, являющаяся множителем при другой, обычно переменной или неизвестной величине.


КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ


КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ
Отношение расчетной нагрузки, определяемой для проверки статической прочности конструкции самолета, к максимальной эксплуатационной нагрузке.


КОЭФФИЦИЕНТ ДЕЙСТВИЯ ПОЛЕЗНОГО


КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ
Отношение полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, переданному системе. Аббр.: КПД.


КОЭФФИЦИЕНТ ИЗБЫТКА ВОЗДУХА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ


КОЭФФИЦИЕНТ ИЗБЫТКА ВОЗДУХА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ
Отношение действительного количества воздуха в горячей смеси в основной камере сгорания газотурбинного двигателя к теоретически необходимому для ее полного сгорания.


КОЭФФИЦИЕНТ ИЗБЫТКА ВОЗДУХА СУММАРНОГО


КОЭФФИЦИЕНТ СУММАРНОГО ИЗБЫТКА ВОЗДУХА
Определяется по расходу воздуха через газотурбинный двигатель к суммарному расходу топлива в основной и форсажной камерах сгорания.


КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛА


КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛА
Отношение сухой массы изделия к массе материалов, необходимых для изготовления данного изделия, без учета массы покупных изделий.


КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛНОТЫ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ


КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛНОТЫ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ
Отношение количества тепла, выделившегося при сгорании 1 кг топлива в основной камере сгорания газотурбинного двигателя, к его теплотворной способности.


КОЭФФИЦИЕНТ ПРИМЕНИМОСТИ МАТЕРИАЛА


КОЭФФИЦИЕНТ ПРИМЕНИМОСТИ МАТЕРИАЛА
Отношение нормы расхода данного материала к сумме норм расхода всех материалов на изделие.


КОЭФФИЦИЕНТ ПУАССОНА


КОЭФФИЦИЕНТ ПУАССОНА (по имени франц. ученого С.Д.Пуассона
(1781-1840гг.)). Коэффициент, показывающий величину поперечного сжатия материала при продольном растяжении с удлинением, равным единице. Для металлических материалов примерно одинаков и равен 1 / 3.


КОЭФФИЦИЕНТ РЕДУЦИРОВАНИЯ


КОЭФФИЦИЕНТ РЕДУЦИРОВАНИЯ (от лат. reducentis - восстанавливающий).
Коэффициент, устанавливающий истинное значение площади поперечного сечения какого-либо конструктивного элемента для того или иного воспринимаемого силового воздействия.


КОЭФФИЦИЕНТ СТЕХИОМЕТРИЧЕСКИЙ


СТЕХИОМЕТРИЧЕСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТ
Количество воздуха, необходимое для сжатия 1 кг топлива. Для керосина равен 14,8 кг воздуха/кг топлива. см. стехиометрия.


КОЭФФИЦИЕНТ УНИФИКАЦИИ ИЗДЕЛИЯ


КОЭФФИЦИЕНТ УНИФИКАЦИИ ИЗДЕЛИЯ
Отношение числа унифицированных сборочных единиц изделия и его унифицированных деталей, не вошедших в состав сборочных единиц, к общему количеству соответственных составных частей изделия без учета стандартных крепежных деталей. К унифицированным составным частям изделия относятся заимствованные, покупные и стандартные непокупные сборочные единицы и детали изделия.


КОЭФФИЦИЕНТЫ МОМЕНТОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ


АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ МОМЕНТОВ
Отношение аэродинамических моментов к произведению скоростного напора q на характерный линейный размер (обычно размах крыла l) и характерную площадь летательного аппарата S (обычно площадь крыла Sкр) mx = Mx / qlS; my = Mx / qlS; mz = Mz / qlS - коэффициенты аэродинамических моментов крена Mx, рыскания My, тангажа Mz.


КОЭФФИЦИЕНТЫ СИЛ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ


АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ СИЛ
Отношение составляющих аэродинамической силы планера Rа к произведению скоростного напора q на характерную площадь летательного аппарата S (обычно принимается площадь крыла) Сx = X / qS; Cy = Y / qS; Cz = Z / qS - коэффициенты аэродинамической продольной силы X, нормальной силы Y, поперечной силы Z; Cxa = Xa / qS, Cya = Ya / qS, Cza = Za / qS - коэффициенты лобового сопротивления Xa, подъемной силы Ya, подъемной силы Za. Аэродинамический коэффициент тяги отношение тяги Р к произведению скоростного напора q на характерную площадь летательного аппарата: Ср = Р / qS.


КПБ


КПБ Аббр.: Концевые Полосы Безопасности.


КПД


КПД Аббр.: Коэффициент Полезного Действия.
Отношение полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, переданному системе.


КПД КОМПРЕССОРА


КПД КОМПРЕССОРА
Отношение изоэнтропической работы к работе компрессора газотурбинного двигателя.


КПД МЕХАНИЧЕСКИЙ


МЕХАНИЧЕСКИЙ КПД
Отношение разности между работой турбины газотурбинного двигателя и работой, затрачиваемой на механические потери и привод вспомогательных агрегатов, к работе турбины.


КПД ТУРБИНЫ ПО ПАРАМЕТРАМ ЗАТОРМОЖЕННЫМ


КПД ТУРБИНЫ ПО ЗАТОРМОЖЕННЫМ ПАРАМЕТРАМ
Отношение работы турбины газотурбинного двигателя к изоэнтропической работе турбины, определенной по параметрам заторможенного потока газа.


КРАН


КРАН (голл. kraan).
Вентиль, запорное устройство. Краны в аэрокосмической технике, как правило, электромеханического типа и управляются (открываются, закрываются) дистанционно.


КРЕН


КРЕН (от голл. krengen - класть судно на бок).
Поворот летательного аппарата вокруг продольной оси X см. система координат связанная.


КРЕСЛО


КРЕСЛО
1. Пассажирское - призвано обеспечить комфортные условия, а также безопасность пассажира при аварийной посадке. 2. Летчика - обеспечивает комфортные условия работы летчика; регулируется по антропометрическим данным летчика, имеет систему привязных ремней.


КРИВАЯ ЛИЛИЕНТАЛЯ


КРИВАЯ ЛИЛИЕНТАЛЯ (по имени нем. инженера О.Лилиенталя (1848-1896гг.)).
см. поляра.


КРИВИЗНА ПРОФИЛЯ


КРИВИЗНА ПРОФИЛЯ
Отклонение средней линии профиля от его хорды. Кривизна характеризуется относительной вогнутостью профиля, то есть отношением максимального отклонения средней линии от хорды к длине хорды крыла. Рисунок


КРИВЫЕ ТЯГ ПОТРЕБНЫХ


КРИВЫЕ ПОТРЕБНЫХ ТЯГ
Зависимость между скорость горизонтального полета и потребной для этого осуществления силой тяги двигателя. Строятся для каждой высоты полета.


КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ


КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ
Процесс образования кристаллов из паров, растворов, расплавов, из вещества в твердом аморфном или другом кристаллическом состоянии, из электролитов при электролизе и других химических реакциях.


КРИСТАЛЛЫ


КРИСТАЛЛЫ
Твердые тела, атомы или молекулы которых образуют правильную периодическую структуру, называемую кристаллической решеткой.


КРИТЕРИИ ПОДОБИЯ


КРИТЕРИИ ПОДОБИЯ
Безразмерные величины, с помощью которых устанавливается подобие модели и натурального объекта. К параметрам подобия относятся: число Рейнольдса, число Маха, число Фруда, число Струхаля, число Прандтля, число Кнудсена и др.


КРИТЕРИЙ


КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion - средство для суждения).
В аэрокосмической технике используются: критерии подобия - признаки для сравнения характера обтекания тел газом; критерии эффективности летательного аппарата; критерии оптимальности и т.д. 1. Признак, на основании которого производится оценка. 2. Мерило чего-либо.


КРОМКА КРЫЛА


КРОМКА КРЫЛА
Геометрическое место оконечных точек профилей крыла в плоскости хорд. Различают переднюю кромку крыла - по направлению полета и заднюю кромку - против направления полета.


КРОНШТЕЙН


КРОНШТЕЙН (от нем. kragstein - дословно несущий камень).
Консольная опорная деталь для крепления других деталей или узлов к опорной плоскости (стенке). Рисунок


КРУТКА


КРУТКА
Смещение профилей крыла относительно друг друга на некоторый угол, выполняемое при изготовлении крыла для достижения заданного распределения подъемной силы по размаху крыла. Различают геометрическую и аэродинамическую крутку.


КРУЧЕНИЕ


КРУЧЕНИЕ
Деформация конструкции, при которой происходит взаимный поворот ее сечений.


КРЫЛО


КРЫЛО
1. Часть ЛА, создающая подъемную силу при полете в атмосфере. Рисунок Рисунок

2. В ВВС США название основного авиационно-тактического подразделения; два - три крыла составляют авиационную дивизию.


КРЫЛЫШКИ КОНЦЕВЫЕ


КОНЦЕВЫЕ КРЫЛЫШКИ
Вертикальный отгиб концов крыла, служащий для уменьшения интенсивности концевого вихря, и, как следствие, снижения индуктивного сопротивления. см. крылышки Уиткомба. Рисунок


КРЫЛЫШКИ УИТКОМБА


КРЫЛЫШКИ УИТКОМБА
Вертикальный отгиб концов крыла, служащий для уменьшения интенсивности концевого вихря, и, как следствие, снижения индуктивного сопротивления. см. крылышки концевые. Рисунок


КРЫЛЫШКИ УИТКОМБА


КРЫЛЫШКИ УИТКОМБА
Вертикальный отгиб концов крыла, служащий для уменьшения интенсивности концевого вихря, и, как следствие, снижения индуктивного сопротивления. см. КРЫЛЫШКИ КОНЦЕВЫЕ.


КУРС АППАРАТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО


КУРС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (от лат. cursus - бег, движение).
Направление движения ЛА в горизонтальной плоскости.


КУРСОВЕРТИКАЛЬ


КУРСОВЕРТИКАЛЬ
Измерительная система, определяющая углы крена, тангажа и гироскопического курса самолета или вертолета.