НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед

Начальный период изучения и освоения немецкой реактивной техники в СССР.
Май 1945 - апрель 1946 г.

Часто в печати, на конференциях по истории развития авиации исследователи спорят и обсуждают был ли тот или иной самолет в СССР или нет, где можно было бы найти его останки, части или детали, исследовались ли характиристики в полете или только на земле и множество других вопросов, связанных с немецкой техникой.

Обратимся к документам. Источник В 1945-1946 гг. группами советских экспертов были найдены и отправлены в СССР следующие авиационные моторы и самолеты новых конструкций:

  1. МЕССЕРШМИДТ-262 - серийный одноместный двухмоторный истребитель с двумя газотурбинными двигателями ЮМО-004 - 4 экз.

В ЛИИ имелось - 2 некомплектных самолета, требующие заводского восстановительного ремонта (двухместные, очевидно, учебные) и в НИИ ВВС - 1 самолет в летном состоянии. Таким образом, вполне реально было подготовить к летным испытаниям 3 самолета.

  1. ХЕЙНКЕЛЬ-162 - серийный одноместный одномоторный истребитель с газотурбинным двигателем БМВ-003 - 2 шт.

Самолеты находились: в НИИ-1 - 3 полуразрушенных самолета, в НИИ ВВС - 3 самолета без двигателей и 1 самолет мог быть подготовлен к летным испытаниям. На заводе №155 - 1 самолет (не летный). Всего можно было подготовить к летным испытаниям 5 самолетов. Кроме того, в Германии (Ростоке) были собраны два самолета и приведены в летное состояние.

  1. МЕССЕРШМИДТ-163 - серийный одноместный одномоторный истребитель с жидкостно-реактивным двигателем Вальтер.

В СССР в ЛИИ имелось 7 некомплектных самолетов (двухместных, очевидно, учебных), из которых можно было собрать три. В НИИ ВВС - 3 самолета, из которых один был в летном состоянии, два других требовали заводского восстановительного ремонта.

  1. Арадо-234 - имелся в двух вариантах:

1. Серийный одноместный многоцелевой самолет с двумя газотурбинными двигателями БМВ-003.

2. Опытный четырехмоторный бомбардировщик с четырьмя газотурбинными двигателями БМВ-003.

В СССР были перевезены в ЛИИ - два некомплектных 4-моторных самолета, требующие заводского восстановительного ремонта, однако в Германии (Ростоке) один самолет был в нелетном состоянии.

  1. Не-219 - с двумя моторами ДБ-610 и с радиолокаторной установкой - 1 экз.
  2. Серийный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель ЮМО-004 - 19 шт.

Этот двигатель являлся наиболее отработанным образцом. Он устанавливался на самолетах Мессершмидт-262, Хейнкель-162.

Двигатель состоял из 8- ступенчатого осевого компрессора, 6 камер сгорания, одноступенчатой газовой турбины и регулируемого реактивного сопла. Топливо - керосин.

Двигатели были направлены в ЛИИ - 13 штук, из них 2 - кондиционных. На завод № 26 - 12 двигателей, из них 5 - кондиционных. На завод № 300 - 11 кондиционных двигателей. На завод №115 - 2 двигателя, из них 1 - кондиционный. На завод № 81 - 1 двигатель (макет). Всего: 39 двигателей, из них 19 кондиционных. Двигатель проходил стендовые испытания в НИИ-1 и ЦИАМе.

  1. Серийный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель БМВ-003 - 15 шт., Двигатель БМВ-003 строился в серии и устанавливался на самолетах Хейнкель-162 и Арадо-234.

Двигатель состоял из 7-ступенчатого осевого компрессора, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой газовой турбины и реактивного сопла. Топливо - керосин. По схеме и конструкции этот двигатель аналогичен ЮМО-004. Главное отличие - кольцевая камера сгорания - вместо 6 камер сгорания у ЮМО-004. Меньшее число ступеней компрессора у БМВ-003 компенсировалось увеличенным числом оборотов. Тяга двигателя БМВ-003 на 100 кг выше, чем у ЮМО-004.

На заводе № 16 находилось - 3 двигателя, и них 1 - кондиционный. На заводе №155 - 1 двигатель (макет). Двигатель проходил стендовые испытания в НИИ-1.

  1. Серийный жидкостный реактивный двигатель Вальтер - 2 шт. Двигатель Вальтер строился в серии и устанавливался на самолете Мессершмит-163.

Двигательная установка состояла из самого двигателя, насосов, подающих топливо в двигатель, турбины, вращающей насосы, парогенератора, работающего на перекиси водорода и перманганате натрия. Известно, что в НИИ-1 имелся один кондиционный двигатель.

  1. Опытный газотурбинный воздушно-реактивный двигатель ХЕЙНКЕЛЬ-S 8А - 2 шт. Двигатель является опытным и устанавливался на самолете Не-280 (двухмоторный истребитель). В дальнейшем был заменен двигателем Хейнкель-S 11.

Двигатель по схеме отличается от ЮМО-004 и БМВ-003. Он состоял из одноступенчатого осевого нагревателя, центробежного нагнетателя (особенность), кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой радиальной (а не аксиальной) турбины и регулируемого реактивного сопла. Топливо - керосин. В НИИ-1 имелось - 2 двигателя, из которых 1 - кондиционный.

  1. Опытный жидкостный двухкамерный реактивный двигатель БМВ 3390с.

Двигатель работал на ТОНКЕ- азотной кислоте и керосине.

По схеме БМВ-3390с аналогичен двигателю Вальтер, но отличался от него компонентами топлива и имел перед ним два преимущества:

  1. вдвое большую тягу и мощность;
  2. две камеры, малая из которых, благодаря своей небольшой тяге, позволяла самолету летать, не включая двигатель на меньших скоростях дольше, чем с двигателем Вальтер.

Имелся один кондиционный двигатель, который проходил испытания в г. Басдорфе в Германии. Двигатель БМВ-3390с был серьезным конкурентом двигателю Вальтер и предназначался для замены последнего на самолете Ме-163.

  1. Жидкостный реактивный двигатель-ускоритель БМВ-3395. Двигатель предназначался, как ускоритель, к установке на ЮМО-004 и БМВ-003 для облегчения взлета самолетов, увеличения скороподъемности и максимальной скорости полета.

Двигатель БМВ-3395 был аналогичен большой камере БМВ -3390с и работал на азотной кислоте и ТОНКЕ. В СССР имелось 3 кондиционных двигателя, один из которых проходил испытания в г. Басдорфе в Германии.

  1. Авиационные мощные поршневые моторы Юнкерс-222 - 5 шт.
  2. Авиационные мощные спаренные моторы Даймлер-Бенц - 5 шт.

Эшелоном специального назначения были отправлены в ЦАГИ образцы новой техники, включающие новейшие типы немецких приборов и агрегатов, такие как, например, радиолокаторы, командный прибор управления, датчики, высотомеры и другие приборы.

  1. Самолет-снаряд ФАУ-1.

Представлял собой самолет с реактивным двигателем, отличающийся от обычных самолетов отсутствием летчика. Полетом управлял автопилот по заранее заданному направлению, высоте и дальности. Пуск ФАУ-1 производился с катапульты или с самолета. Реактивный двигатель являлся двигателем пульсирующего типа.

Первый самолет-снаряд ФАУ-1 прибыл из Англии в СССР в сентябре 1944 г., разобранный и некомплектный. Почти одновременно комиссией НКАП были найдены в Польше обломки этого самолета-снаряда. В обоих случаях почти полностью отсутствовала автоматика и приборы управления самолетом-снарядом. Для запуска самолета-снаряда применялось сложное пусковое устройство - катапульта. Из Германии были вывезены самолеты-снаряды, а также различные части пускового устройства: 100 секций катапульты, 1 стартовая тележка, салазки. Все они находились на заводе № 458.

В марте 1946 г. Особой правительственной комиссией под председательством заместителя министра А.С. ЯКОВЛЕВА. было произведено обследование состояния работ по освоению новой немецкой техники. В результате этого обследования Советом Министров было принято решение о дальнейшем проведении в Германии опытных работ по созданию новых конструкций реактивных двигателей и реактивных самолетов.

Решением Совета Министров от 17 апреля 1946 г. № 874-366сс был утвержден план этих работ. Источник С этой даты официально начинаются проектные работы в Особых Конструкторских Бюро в Германии по структуре, организации и финансированию, подобно тому, как это было принято в СССР.

Дата 17 апреля 1946 г. стала официальной датой организации ОКБ-1 в г. Дессау, ОКБ-2 - в г. Штрасфурт, ОКБ-3 - в г. Галле и ОКБ-4 - в г. Берлин.

НазадТребуется подключение к InternetСписок источниковВидеогалереяВперед