НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед

Работы по бомбардировщику "150"

Общий вид самолетаОдной из работ ОКБ-1 было создание ближнего бомбардировщика РБ-2, позже получившего обозначение "150". Принципиальным отличием самолета РБ-2 от описанных выше машин было то, что "150" спроектирован не на основе немецких самолетов периода второй мировой войны, а разработан с привлечением новейших достижений авиационной науки и техники второй половины 1940-х годов.

Работы по самолету были начаты в 1948 г. Экспертной комиссией МАП (24.08.1948) и ГК НИИ ВВС ВС (24.09.1948) был утвержден эскизный проект. Первоначально по проекту ближний бомбардировщик представлял собой высокоплан со стреловидным крылом нормальной схемы, обычным оперением, с шасси велосипедной схемы, с двумя турбореактивными двигателями на пилонах под крылом и обладал следующими характеристиками:

На самолете должны были быть установлены два турбореактивных двигателя АМРД-02 или ТР-3.

Экипаж - 5 человек.

Главными особенностями бомбардировщика, существенно отличавшие его от всего того, что было сделано в этой области, являлись:

Принципиальная схема гидромеханического управления20 декабря 1948 г. были получены рекомендации ЦАГИ по совершенствованию аэродинамической компоновки, на основании которых были внесены существенные изменения в проект. Было изменено крыло, оперение стало Т-образной формы. В течение 1948 г. специалистам удалось изготовить предварительный макет кабины и кабины стрелка, разработать чертежи типовых конструкций агрегатов планера. Главная задача - это постройка и испытание систем и самолета в целом.

В процессе разработки самолета в 1949-1951 гг. были проведены опытные и экспериментальные работы по сервогидроуправлению рулем высоты на натурном стенде летающей лаборатории Ю-388; испытания велосипедного шасси на истребителе И-215, а также комплекс исследований в аэродинамической заводской трубе и трубе Т-102 в ЦАГИ. В 1950 г. наряду с испытаниями развернулось изготовление агрегатов планера и систем.

В конце 1951 г. самолет был построен и проходил наземные заводские испытания, которые продолжались до марта 1952 г. В связи с отказом от испытаний самолета "150" на аэродроме в Борках, куда он мог транспортироваться без разборки, и принятием решения об испытании самолета в Луховицах, потребовалось произвести полную разборку самолета, что вместе с последующей сборкой, отладкой агрегатов и повторными наземными испытаниями вызвало задержку летных испытаний до сентября 1952 г.

Первый полет был выполнен 5 сентября 1952 г. и до конца года на бомбардировщике было проведено еще 7 полетов. Испытания велись экипажем во главе с летчиком-испытателем 1-го класса Я.И.Верниковым, бортинженер - Е.А.Жарков, штурман -П.Н.Руднев , инженер-испытатель - В.Леманн. Результаты первых полетов показали, что основные заявленные характеристики, и в частности максимальная скорость, подтверждаются.

Всего на самолете было выполнено 18 полетов, однако, 18-й полет - 9 мая 1953 г., оказался роковым из-за ошибки летчика при заходе на посадку.

Самолет подходил к взлетно-посадочной полосе (ВПП) не по центру полосы, пытаясь выправить траекторию за счет скольжения, а сбоку. Верников потерял высоту и скорость, самолет вышел на закритический угол атаки и упал на аэродром с высоты 5-10 м. Никто из экипажа не пострадал, но в результате аварии были повреждены двигатели, фюзеляж и шасси.

Хотя летные испытания завершились неудачно, 18 выполненных полетов продемонстрировали, что бомбардировщик "150" в целом соответствовал требованиям технического задания, а некоторые из них даже превысил. Например, максимальная скорость у земли оказалась на 60 км/час выше требуемой по заданию. В течение 1952 - 1953 гг. велись работы по доводке отдельных агрегатов для второго строящегося самолета "150". В последствии было решено не восстанавливать первый экземпляр машины и прекратить постройку второго образца.

НазадТребуется подключение к InternetИсточникиВидеогалереяВперед