А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - - Ю - Я |
УГОЛ
УГОЛ
Плоский - геометрическая фигура, образованная
двумя лучами, выходящими из одной точки. Единицей
плоского угла в системе СИ является радиан (рад).
УГОЛ АТАКИ
УГОЛ АТАКИ
Угол между продольной осью OX и проекцией
скорости летательного аппарата на плоскость O X Y
связанной системы координат. Угол атаки
считается положительным, если проекция скорости
летательного аппарата на нормальную ось OY
отрицательна. Рисунок
УГОЛ АТАКИ КРИТИЧЕСКИЙ
КРИТИЧЕСКИЙ УГОЛ
АТАКИ
Угол атаки профиля (крыла), при котором его
аэродинамическая подъемная сила достигает
своего максимального значения при определенных
значениях скорости и плотности набегающего
потока. На закритических (больших критического)
углах атаки происходит срыв потока и подъемная
сила профиля (крыла) падает. Сила
аэродинамического лобового сопротивления при
увеличении угла атаки неуклонно возрастает.
УГОЛ ВЫНОСА ШАССИ
УГОЛ ВЫНОСА ШАССИ
Угол между вертикалью и плоскостью, проходящей
через центр масс самолета и точку касания
главных колес шасси с землей при стоянке
самолета на трех точках и необжатых
амортизаторах.
УГОЛ КРЕНА
УГОЛ КРЕНА
Угол между поперечной осью OZ связанной системы
координат и осью OZg нормальной системы координат,
смещенной в положение, при котором угол рыскания
равен нулю.
УГОЛ МАХА
УГОЛ МАХА
Угол между направлением вектора скорости в
сверхзвуковом потоке и характеристическим
направлением, определяемым местным числом Маха,
см. конус Маха.
УГОЛ НАКЛОНА ТРАЕКТОРИИ
УГОЛ НАКЛОНА
ТРАЕКТОРИИ
Угол между направлением земной скорости и
горизонтальной плоскостью O Xg Zg нормальной
системы координат.
УГОЛ ОПРОКИДЫВАНИЯ
УГОЛ ОПРОКИДЫВАНИЯ
(Для самолетов с передним колесом) - угол между
плоскостью, касательной к главным опорам шасси и
хвостовой пяте и плоскостью земли при стоянке на
трех опорах.
УГОЛ ПОПЕРЕЧНОГО V КРЫЛА МЕСТНЫЙ
МЕСТНЫЙ
УГОЛ ПОПЕРЕЧНОГО V КРЫЛА
Угол между проекцией на плоскость,
перпендикулярной линии центральной хорды крыла,
касательной к линии 1/4 долей хорд в
рассматриваемой точке, и базовой плоскостью
крыла.
УГОЛ РЫСКАНИЯ
УГОЛ РЫСКАНИЯ
Угол между осью OXg нормальной системы координат и
проекцией продольной оси OX связанной системы
координат на горизонтальную плоскость O Xg Zg .
УГОЛ СКОЛЬЖЕНИЯ
УГОЛ СКОЛЬЖЕНИЯ
Угол между направлением скорости лета тельного
аппарата и плоскостью OXY связанной системы
координат. Угол скольжения считается
положительным, если проекция скорости на
поперечную ось положительна.
УГОЛ СКОСА ПОТОКА
УГОЛ СКОСА ПОТОКА
Угол,заключенный между вектором результирующей
скорости (векторной суммой скоростей
невозмущеного потока и индуктивной скорости) и
вектором скорости невозмущенного потока. см.
сопротивление индуктивное.
УГОЛ СНОСА
УГОЛ СНОСА
Угол между продольной осью самолета и
фактической линией пути ( вектором путевой
скорости). см. снос.
УГОЛ СТРЕЛОВИДНОСТИ КРЫЛА МЕСТНЫЙ
МЕСТНЫЙ
УГОЛ СТРЕЛОВИДНОСТИ КРЫЛА
Угол между плоскостью, перпендикулярной
центральной хорде крыла, и касательной к линии 1/4
долей хорд. Углы стреловидности по передней и
задней кромки крыла - это углы между плоскостью,
перпендикулярной центральной хорде крыла, и
соответствующими касательными к передней и
задней кромке крыла.
УГОЛ СТРЕЛОВИДНОСТИ ОПЕРЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО
УГОЛ
СТРЕЛОВИДНОСТИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ
Угол стреловидности вертикального оперения по
линии 1/4 долей хорд.
УГОЛ СХОДИМОСТИ ПОЯСОВ
УГОЛ СХОДИМОСТИ
ПОЯСОВ
Угол в плоскости изгиба между поясами балки.
УГОЛ ТАНГАЖА
УГОЛ ТАНГАЖА
Угол между продольной осью OX связанной системы
координат и горизонтальной плоскостью O Xg Zg
нормальной системы координат. см. тангаж.
УГОЛ ТЕЛЕСНЫЙ
ТЕЛЕСНЫЙ УГОЛ
Часть пространства, ограниченная некоторой
конической поверхностью. Телесный угол измеряют
площадью вырезаемой им части сферы единичного
радиуса с центром в вершине угла. Единицей
телесного угла в системе СИ является стерадиан
(ср).
УГОЛ УСТАНОВКИ КРЫЛА
УГОЛ УСТАНОВКИ КРЫЛА
Угол между центральной хордой крыла и базовой
осью OX самолета. см. система координат самолета
базовая.
УДАР ЗВУКОВОЙ
ЗВУКОВОЙ УДАР
Акустический эффект воздействия на окружающую
среду ударных волн, образующихся при
сверхзвуковом движении ЛА в атмосфере.
УДЛИНЕНИЕ КРЫЛА
УДЛИНЕНИЕ КРЫЛА
(Стабилизатора, киля) - отношение квадрата
размаха крыла (стабилизатора, киля) к его площади.
Для крыла (стабилизатора, киля) прямоугольной
формы удлинение равно отношению размаха к хорде.
УДЛИНЕНИЕ ФЮЗЕЛЯЖА
УДЛИНЕНИЕ ФЮЗЕЛЯЖА
Отношение длины фюзеляжа к эквивалентному
диаметру фюзеляжа. Эквивалентный диаметр
фюзеляжа - это диаметр круга, площадь которого
равна площади миделевого сечения фюзеляжа. Длина
фюзеляжа - это расстояние между двумя
плоскостями, перпендикулярными оси фюзеляжа,
касающимися его поверхности, но не пересекающими
ее. см. мидель.
УЗЕЛ
УЗЕЛ
Сборочная единица, которая может собираться
отдельно от других составных частей изделия в
целом и выполнять определенную функцию в
изделиях одного назначения только совместно с
другими составными частями. Например,
компрессор, турбина, камера сгорания и др. - узлы
ГТД.
УНИФИКАЦИЯ
УНИФИКАЦИЯ (от лат. unus - один и
facio - делаю).
Рациональное сокращение числа объектов
одинакового функционального назначения. Под
унификацией понимают приведение различных видов
продукции и средств ее производства к
наименьшему числу типоразмеров, марок, форм и т.п.
Унификация является наиболее распространенным
способом стандартизации.
УПЛОТНЕНИЕ САЛЬНИКОВОЕ
САЛЬНИКОВОЕ
УПЛОТНЕНИЕ
Деталь машин, герметизирующая зазор между
подвижной и неподвижной частями машины
(например, штоком и цилиндром). Применяют сальник
с мягкой (асбест, фетр, резина) и с твердой
(металлической) набивками. син. САЛЬНИК.
УПЛОТНЕНИЯ
УПЛОТНЕНИЯ
Устройства, предотвращающие или уменьшающие
утечку жидкости или газов через зазоры между
деталями. Различают уплотнения подвижного
контакта, обеспечивающие герметичность между
подвижными и неподвижными деталями (сальники,
манжеты); неподвижного контакта (различные
прокладки, пластины и т.п.); бесконтактные
(лабиринтные).
УПРАВЛЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Совокупность действий, выбранных на основании
определенной информации и направленных на
поддержание или оптимизацию функционирования
объекта в соответствии с имеющейся программой
или целью функционирования.
УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ВОЗДУШНЫМ
УПРАВЛЕНИЕ
ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Деятельность по организации, планированию,
координированию и непосредственному управлению
воздушным движением с целью обеспечения
безопасности, регулярности и эффективности
полетов ЛА.
УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ
УПРАВЛЕНИЕ
САМОЛЕТОМ
Управление его основными рулевыми
поверхностями. Управление рулем высоты и
элеронами осуществляется летчиком с помощью
ручки или штурвальной колонкой. Управление рулем
направления осуществляется с помощью педали.
УПРАВЛЕНИЕ СЛОЕМ ПОГРАНИЧНЫМ
УПРАВЛЕНИЕ
ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ
Способ затягивания или устранения срыва
пограничного слоя на несущей поверхности путем
отсоса или выдува пограничного слоя. Применяется
для улучшения взлетно-посадочных характеристик
самолета.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Свойство самолета отвечать соответствующими
линейными и угловыми перемещениями в
пространстве на отклонения рычагов управления
(штурвала и педалей).
УПРУГОСТЬ ОБЪЕМНАЯ
ОБЪЕМНАЯ УПРУГОСТЬ
Способность жидких, твердых и газообразных тел
под действием всестороннего внешнего давления
изменить свой объем обратным образом, т.е. так,
чтобы после прекращения действия внешнего
давления восстанавливался первоначальный объем
тела. см. СЖИМАЕМОСТЬ.
УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ
УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ (по
имени швейц. ученого, члена Российской
Академии наук Д.Бернулли (1700 - 1782гг.)). Связывает
скорость и давление в потоке газа или жидкости
при установившемся течении. Выражает закон
сохранения энергии. Широко применяется в
аэродинамике, гидравлике, гидро- и газодинамике.
Выведено Д.Бернулли для идеальной несжимаемой
жидкости в 1738 г.
УРАВНОВЕШИВАНИЕ САМОЛЕТА
УРАВНОВЕШИВАНИЕ
САМОЛЕТА
Название процедуры определения инерционных
(массовых) нагрузок на самолет при заданных
(регламентированных) поверхностных нагрузках в
том или ином расчетном случае нагружения.
УСЛОВИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Документ, содержащий требования (совокупность
всех показателей, норм, правил и положений) к
изделию, его изготовлению, контролю, приемке и
поставке, которые нецелесообразно указывать в
других конструкторских документах.
УСТАЛОСТЬ
УСТАЛОСТЬ
Процесс постепенного накопления повреждений в
конструкции под действием переменных
напряжений, приводящий к изменению ее свойств,
образованию и развитию трещин.
УСТАЛОСТЬ МАТЕРИАЛОВ
УСТАЛОСТЬ
МАТЕРИАЛОВ
Изменение механических и физических свойств
материалов в результате действия циклически
изменяющихся во времени напряжений и деформаций.
Сопротивление усталости характеризуется
пределом выносливости - наибольшим напряжением,
которое может выдержать материал без разрушения
при заданном числе циклических воздействий.
УСТАНОВКА СИЛОВАЯ
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Совокупность агрегатов ЛА, необходимых для
создания силы тяги. СУ включает двигатели,
воздушные винты (для турбовинтовых двигателей),
топливную, масляные системы, системы управления
двигателем, контроля, охлаждения,
воздухозаборники, пожарную защиту и др. Аббр.: СУ.
УСТАНОВКА СИЛОВАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ АППАРАТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Конструктивно объединенная совокупность
вспомогательного газотурбинного двигателя,
входного и выходного устройства с агрегатами и
системами, предназначенными для обслуживания
маршевых и подъемных газотурбинных двигателей и
летательного аппарата на земле и в полете. Аббр.:
ВСУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
УСТОЙЧИВОСТЬ
УСТОЙЧИВОСТЬ
Свойство системы сохранять свое состояние при
внешних воздействиях (возмущениях). Различают
устойчивость движения (например устойчивость
движения самолета), устойчивость равновесия
(например, устойчивость конструкции) и др.
УСТОЙЧИВОСТЬ ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА
УСТОЙЧИВОСТЬ
ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА
Свойство самолета восстанавливать без
вмешательства пилота кинематические параметры
невозмущенного движения и возвращаться к
исходному режиму после прекращения действия на
самолет возмущений.
УСТОЙЧИВОСТЬ КОМПРЕССОРА ГАЗОДИНАМИЧЕСКАЯ
ГАЗОДИНАМИЧЕСКАЯ
УСТОЙЧИВОСТЬ КОМПРЕССОРА
Линия на графической характеристике
воздухозаборника (компрессора), ограничивающая
область его устойчивой работы. см. ГРАНИЦА
УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА.
УСТОЙЧИВОСТЬ КОНСТРУКЦИИ
УСТОЙЧИВОСТЬ
КОНСТРУКЦИИ
Способность механической системы, находящейся
под действием сил в равновесии, возвращаться в
это состояние после незначительного отклонения
от него. Потеря устойчивости происходит в случае
перехода к новому положению равновесия, что
обычно сопровождается большими перемещениями,
или пластическими деформациями, или вообще
разрушением конструкции.
УСТРОЙСТВО ГТД ВХОДНОЕ
ВХОДНОЕ
УСТРОЙСТВО ГТД
Часть газотурбинной силовой установки,
включающая воздухозаборник, средства его
регулирования, защитные устройства.
УСТРОЙСТВО ГТД ПУСКОВОЕ
ПУСКОВОЕ
УСТРОЙСТВО ГТД
Устройство, предназначенное для принудительной
раскрутки ротора газотурбинного двигателя в
процессе запуска.
УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ОСНОВНОЙ ФРОНТОВОЕ
ФРОНТОВОЕ
УСТРОЙСТВО ОСНОВНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
Это входная часть жаровой трубы, в которой
располагаются топливоподающие устройства и
каналы подвода воздуха для обеспечения
начального очага горения.
УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ФОРСАЖНОЙ ФРОНТОВОЕ
ФРОНТОВОЕ
УСТРОЙСТВО ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
Устройство, состоящее из системы стабилизации
пламени в форсажной камере сгорания
газотурбинного двигателя и топливных
коллекторов с форсунками. см. труба жаровая.
УТКА
УТКА
Схема самолета с расположением горизонтального
оперения впереди крыла. Рисунок
УХОД НА КРУГ ВТОРОЙ
УХОД НА ВТОРОЙ КРУГ
Маневр перевода самолета с режима захода на
посадку в режим набора высоты.