А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я |
ФАКТОР
ФАКТОР
(от лат. factor - делающий,
производящий).
Причина, движущая сила какого-либо
процесса, явления, определяющая его
характер или отдельные его черты.
ФАЛ
ФАЛ (от
голл. val).
Трос для подъема грузов в подвижном
такелаже.
ФАЛЬШКИЛЬ
ФАЛЬШКИЛЬ
(от нем. falsh - ложный, голл. kiel - балка
вдоль днища судна)
. Небольшие (относительно размеров
самого киля) стабилизирующие
поверхности, расположенные в
хвостовой части фюзеляжа под килем,
служащие для придания самолету
большей устойчивости на больших
углах атаки, а также предохраняющие
от повреждения фюзеляж пригрубой
посадке самолета.
ФАРА САМОЛЕТНАЯ
САМОЛЕТНАЯ
ФАРА (от франц. phare - по названию
острова Фарос
близ Александрии в Египте,
знаменитого в древ- ности своим
маяком). Электрический фонарь на
самолете для освещения
взлетно-посадочной полосы при
разбеге, пробеге и рулежке.
ФЕРМА
ФЕРМА
(от лат. fermus - прочный).
Геометрически неизменяемая
стержневая система, при расчете
которой соединение стержней в
узлах принимаются шарнирным.
ФИГУРА ПИЛОТАЖНАЯ
ПИЛОТАЖНАЯ ФИГУРА (лат. figura
- внешний вид, образ).
см. пилотаж.
ФИЛЬЕРА
ФИЛЬЕРА
(франц. filiere, от fil - нить, волокно,
проволока).
1. Деталь в виде колпачка или
пластины с профилированными
отверстиями для формования сечений
химических волокон. 2. Рабочий
инструмент волочильного стана.
Через отверстия в фильере, так
называемый волочильный глазок,
протягивается обрабатываемый
металл.
ФИЛЬТР
ФИЛЬТР
(франц. filtre, от позднелат. filtrum, букв.
- войлок).
Устройство, прибор для разделения
жидкостного (газового) потока и
твердых его примесей путем
пропускания через фильтровальную
перегородку. Применяют топливные,
масляные, газовые фильтры.
ФИТИНГ
ФИТИНГ
(англ. fitting, от fit - прилаживать,
монтировать, собирать).
1. Конструктивный элемент,
обеспечивающий силовую увязку в
местах крепления силовых элементов
и соответствующее равномерное
распределение силовых потоков в
разъеме конструкции. Рисунок 2.
Конструктивный элемент,
осуществляющий соединение
трубопроводов в местах их
поворотов, переходов и
разветвлений (муфты, тройники и др.).
Рисунок
ФЛАНЕЦ
ФЛАНЕЦ
(от нем. flansch).
Соединительная часть труб, валов и
т.п., выполняемая, как правило,
заодно с деталью. Обычно плоское
кольцо или диск с отверстиями под
болты или шпильки.
ФЛАТТЕР
ФЛАТТЕР
(от англ. flatter - вибрация).
Явление аэродинамической
упругости. Незатухающие колебания
частей самолета, главным образом
крыла, в полете, возникающие при
достижении некоторой скорости,
зависящей от упругих, массовых и
аэродинамических характеристик
конструкции. Причиной флаттера
обычно являются расположение
центра масс позади центра
жесткости и недостаточная
жесткость конструкции крыла.
Вредное явление. Типичное, но не
лучшее средство борьбы: установка в
передней части крыла
дополнительных масс, так
называемых противофлаттерных
грузов, для смещения вперед центров
масс сечений крыла. Другой способ -
рациональное повышение жесткости
крыла. Рисунок Рисунок
ФЛЕТТНЕР
ФЛЕТТНЕР
(от лат. flectere - отклонять).
Специально спрофилированная
пластинка, укрепленная на задней
кромке рулевой поверхности и
отклоняющаяся в зависимости от
отклонения руля с целью уменьшения
потребных для отклонения рулей
усилий. см. сервокомпенсация.
ФЛЮГИРОВАНИЕ ВИНТОВ
ФЛЮГИРОВАНИЕ ВИНТОВ (от
голл. vleugel - крыло).
Перевод винтов отказавшего
двигателя во флюгерное положение,
при котором воздушный винт создает
минимальное сопротивление.
Флюгирование винтов
осуществляется в случае
недопустимости отрицательной тяги,
в случае падения мощности,
превышения предельных оборотов, а
также для преднамеренного создания
отрицательной тяги на работающих
двигателях, например, при
экстренном снижении, пробеге после
посадки.
ФОКУС АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ФОКУС (от
лат. focus - очаг, огонь).
Точка профиля крыла или самолета,
относительно которой момент
аэродинамических сил имеет
постоянное значение, не зависящее
от угла атаки. Трактуется как точка
приложения равнодействующей
прироста всех аэродинамических
сил, вызванного изменением
положения самолета относительно
обтекаемого его потока.
ФОКУС ПО ВЫСОТЕ
ФОКУС
ПО ВЫСОТЕ
Понятие применимо только для
летательного аппарата,
подверженного действию экранного
эффекта: экранопланов; самолетов
низкопланов с короткими стойками
шасси на этапе выдерживания. Это
точка приложения равнодействующей
прироста всех аэродинамических
сил, вызванного изменением высоты
полета. см. посадка.
ФОНАРЬ КАБИНЫ ЭКИПАЖА
ФОНАРЬ КАБИНЫ ЭКИПАЖА (от
греч. phanarion, уменьшительное от
phanos - факел). Прозрачная часть
кабины экипажа (летчика), служащая
для обзора внекабинного
пространства.
ФОРКИЛЬ
ФОРКИЛЬ
(от нем. vor - перед, до и голл. kiel).
Балка вдоль днища судна) - название
части киля самолета, образованного
уступом его передней кромки.
ФОРМУЛЫ ВЕСОВЫЕ
ВЕСОВЫЕ
ФОРМУЛЫ
см. формулы масс.
ФОРМУЛЫ МАСС
ФОРМУЛЫ
МАСС
Связывают собственную массу частей
или всей конструкции с
геометрическими размерами,
действующими на конструкцию
объемными и поверхностными
нагрузками и другими
воздействиями. Применяются на
ранних этапах проектирования для
прогнозирования массы будущей
конструкции. Выводятся на основе
статистической обработки
характеристик существующих
конструкций и поэтому дают
правильный прогноз в довольно
узком диапазоне изменения
проектных параметров.
ФОРСИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
ФОРСИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ (от
франц. forcer - вынуждать, чрезмерно
напрягать, форсировать). Повышение
тяги (мощности) двигателя, как
кратковременное на чрезвычайных
нагрузках, так и на всех
эксплуатационных режимах (см. также
режим форсированный). В
воздушно-реактивных двигателях
форсирование осуществляется путем
установки форсажных камер,
повышения (форсированием)
параметров термодинамического
цикла: температуры газа перед
турбиной и степени повышения
давления в компрессоре; а также
путем впрыскивания жидкости (воды,
водометаноловой смеси и др.) в поток
воздуха или газа в газотурбинном
двигателе.
ФОРСУНКА ТОПЛИВНАЯ
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА (от
англ. force - нагнетать).
Устройство, предназначенное для
подвода и распыления топлива в
камере сгорания. По способу
организации взаимного перемещения
жидкости и газообразной струи
форсунки разделяют на механические
- жидкость с большой скоростью
вытекает в газовую среду; воздушные
(пневматические) - жидкость с малой
скоростью подается в движущийся
поток газа; воздушно-механические,
в которых сочетаются предыдущие
способы распыления. Наибольшее
распространение в камерах сгорания
газотурбинных двигателей получили
центробежные форсунки. В ряде
случаев в камерах сгорания
воздушнореактивных двигателей
применяются струйные и вихревые
форсунки.
ФРЕЗА
ФРЕЗА
(от франц. fraise).
Режущий многолезвийный инструмент
в виде тела вращения с зубьями для
фрезерования. Фрезы бывают
цилиндрические, кольцевые,
торцевые и др.
ФРЕЗЕРОВАНИЕ
ФРЕЗЕРОВАНИЕ
Процесс обработки материалов
резанием с помощью фрезы. Фреза
совершает вращательное, а
заготовка - преимущественно
поступательное движение.
Осуществляется на фрезерных
станках или обрабатывающих
центрах.
ФУНКЦИЯ ЦЕЛИ
ФУНКЦИЯ
ЦЕЛИ (от лат. functio - осуществление,
исполнение).
Функция, применяемая при решении
оптимизационных задач, включая
задачи линейного и нелинейного
программирования, математической
теории эксперимента и теории
принятия решений. В практике
инженерного проектирования
функция цели выступает в виде
критерия оптимизации, критерия
качества проекта, минимума или
максимума которого добиваются в
процессе проектирования. Функция
цели может быть представлена в виде
формул, таблиц, графиков, сверток
функций, экспертных оценок, общих
описаний цели.
ФЮЗЕЛЯЖ
ФЮЗЕЛЯЖ
(франц. fuselagе от fuselle - обтекаемый).
Корпус самолета, связывающий между
собой крыло, оперение и шасси.
Служит для размещения в ней
экипажа, пассажиров, оборудования и
грузов.