А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ВИНТА ТВД


ХАРАКТЕРИСТИКА ВИНТА ТВД
Зависимость КПД винта от угла установки лопасти винта и скорости полета. Характеристика винта строится при постоянной частоте вращения вала винта. В условиях старта скорость полета равна нулю и тогда при определении тяги винта пользуются эмпирической зависимостью тяги от мощности на валу винта.


ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ


ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ (от греч. charakter - отличительная
черта, признак). Зависимость основных данных двигателя от величин, определяющих режим и условия его работы. Зависимость тяги (мощности) ГТД и его расхода топлива от частоты вращения ротора для заданных условий полета и программы регулирования называется дроссельной характеристикой. В качестве дроссельной характеристики могут рассматриваться также зависимости удельного расхода топлива от тяги или мощности ГТД. Зависимость тяги (мощности) ГТД и его расхода топлива от скорости (числа Маха) и высоты полета при заданном законе регулирования двигателя называется высотноскоростной характеристикой. Различают также характеристики по составу смеси, акустические, пусковые и др.


ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПРЕССОРА ГТД


ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПРЕССОРА ГТД
Зависимость КПД и степени повышения полного давления в компрессоре от приведенного расхода воздуха на входе в компрессор и приведенной частоты вращения ротора компрессора. На график характеристики компрессора всегда наносится граница его газодинамической устойчивости.


ХАРАКТЕРИСТИКА СОПЛА ЛАВАЛЯ


ХАРАКТЕРИСТИКА СОПЛА ЛАВАЛЯ
Зависимость коэффициента тяги сопла (КПД) от располагаемой степени понижения давления в реактивном сопле. Тяговая характеристика сопла зависит от угла конуса раскрытия сверхзвуковой части, а также от расчетного значения степени понижения давления в реактивном сопле. см. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЯГОВАЯ.


ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРБИНЫ ГТД


ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРБИНЫ ГТД
Зависимость КПД и пропускной способности турбины от степени понижения полного давления в турбине и какого-либо кинематического параметра


ХАРАКТЕРИСТИКА ТЯГОВАЯ


ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Зависимость коэффициента тяги сопла (КПД) от располагаемой степени понижения давления в реактивном сопле. Тяговая характеристика сопла зависит от угла конуса раскрытия сверхзвуковой части, а также от расчетного значения степени понижения давления в реактивном сопле. см. ХАРАКТЕРИСТИКА СОПЛА ЛАВАЛЯ.


ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВА ВРД ВХОДНОГО


ХАРАКТЕРИСТИКА ВХОДНОГО УСТРОЙСТВА ВРД
Зависимость коэффициентов восстановления полного давления, расхода и аэродинамического сопротивления входного устройства от условий работы двигателя и условий полета. Зависимость коэффициентов восстановления полного давления, расхода и аэродинамического сопротивления входного устройства от приведенного расхода воздуха при фиксированных значениях числа Маха называется дроссельной характеристикой, а зависимость этих параметров от скорости полета при фиксированных положениях регулируемых элементов - скоростной характеристикой входных устройств. Указанные характеристики относятся в основном к сверхзвуковым входным устройствам, так как в дозвуковых входных устройствах в диапазоне чисел Маха от 0 до 0.8 они изменяются незначительно.


ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВА ВРД ВЫХОДНОГО


ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫХОДНОГО УСТРОЙСТВА ВРД
Зависимость коэффициента тяги выходного устройства (КПД) фиксированной геометрии от отношения давлений, срабатываемых на нем при фиксированном значении скорости (числа Маха).


ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ


АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Безразмерные коэффициенты аэродинамических сил и моментов, действующих на ЛА. Определяются для несущих поверхностей и летательного аппарата тяжелее воздуха в целом: зависимости аэродинамических коэффициентов от угла атаки, скорости полета и друг от друга , кривые потребных тяг. см. коэффициенты сил аэродинамические, поляра.


ХАРАКТЕРИСТИКИ КАМЕР СГОРАНИЯ ОСНОВНЫХ


ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ КАМЕР СГОРАНИЯ
Зависимости, определяющие качество камеры сгорания. К ним относятся срывные характеристики, а также зависимости коэффициента полноты сгорания топлива в камере сгорания от параметра форсирования и от коэффициента избытка воздуха в камере сгорания. Срывные характеристики - зависимости максимальных или минимальных значений коэффициентов избытка воздуха, при которых прекращается горение (происходит срыв пламени), от величины скорости воздуха на входе в камеру сгорания. Различают характеристики победному и побогатому срыву.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аббр.: ЛТХ. см. данные самолета.


ХАРАКТЕРИСТИКИ МАСС ЛА


ХАРАКТЕРИСТИКИ МАСС ЛА
Совокупность абсолютных значений масс, составляющих полную взлетную массу ЛА. Основными из них являются масса целевой (полезной) нагрузки, массы пустого и снаряженного ЛА, масса силовой установки, масса топлива.


ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА


ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА
см. данные самолета.


ХВОСТ САМОЛЕТА


ХВОСТ САМОЛЕТА
Название задней части самолета от крыла назад.


ХВОСТОВИК ЛОПАТКИ


ХВОСТОВИК ЛОПАТКИ
Часть лопатки, предназначенная для ее крепления. У направляющей (сопловой) лопатки за хвостовик принимают ту ее часть, которой она крепится к статору у наружной поверхности проточной части компрессора (турбины). Различают хвостовик елочного типа,ласточкин хвост,проушина,полка, а также призматический, Т-образный и цилиндрический хвостовик.


ХОНИНГОВАНИЕ


ХОНИНГОВАНИЕ (от англ. hone - точить).
Способ отделочной обработки внутренних и наружных цилиндрических поверхностей с помощью абразивных брусков, встроенных в хон (абразивный инструмент), который выполняет перекрестное переменно-возвратное винтовое движение. Проводится на хонинговальных станках.


ХОРДА ПРОФИЛЯ


ХОРДА ПРОФИЛЯ (от греч.chorde - струна).
Прямая, соединяющая две наиболее удаленные друг от друга точки профиля.
Рисунок Рисунок


ХОРДА КРЫЛА ЦЕНТРАЛЬНАЯ


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ХОРДА КРЫЛА (от греч.chorde - струна).
Хорда воображаемого или реально существующего профиля, расположенного по оси симметрии самолета.
Рисунок Рисунок


ХОРДА БОРТОВАЯ


БОРТОВАЯ ХОРДА (от греч.chorde - струна).
Хорда профиля, расположенная по борту фюзеляжа.
Рисунок Рисунок


ХОРДА КОНЦЕВАЯ


КОНЦЕВАЯ ХОРДА (от греч.chorde - струна).
Хорда концевого профиля.
Рисунок Рисунок


ХОРДА КРЫЛА СРЕДНЯЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ


СРЕДНЯЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ХОРДА КРЫЛА (от греч.chorde - струна).
Хорда условного прямоугольного крыла, равновеликого по площади с реальным крылом и имеющего, при равных углах атаки, одинаковые с данным крылом величину полной аэродинамической силы и положение центра давления.
Рисунок Рисунок


ХРАПОВИК


ХРАПОВИК
Название храпового механизма, предназначенного для преобразования возвратно-вращательного рычага в прерывистое вращательное движение храпового (зубчатого) колеса промежуточным звеном (собачкой), укрепленным на рычаге особой формы зубом, вращающим храповое колесо только в одном направлении.


ХРОМАНСИЛЬ


ХРОМАНСИЛЬ (от греч. chrom - хром, цвет, краска,
лат. marganum - марганец, silicium - кремний). Конструкционная среднелегированная сталь, содержащая хром, марганец, кремний (примерно по 1%) в качестве легирующих элементов. Применяется для изготовления ответ- ственных сильно нагруженных деталей планера самолета, шасси. Имеет предел прочности до 1600 МПа, высокую ударную вязкость, хорошие технологические свойства.